Административное принуждение понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 08:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование сущности и видов административного принуждения.
К задачам курсовой работы относится:
- определение положения административного принуждения в государственном управлении;
- выявление сущности административного принуждения;
- каким образом регулируется административное принуждение;
- классификация мер административного принуждения на основе мнений разных авторов.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Административное принуждение в государственном управлении..4;
1.1 Понятие и виды государственного принуждения………………………...4;
1.2 Общая характеристика административного принуждения………………8;
1.3 Основы правового регулирования административного принуждения в Российской Федерации…………………………………………………………13;
Глава 2. Система мер административного принуждения в Российской Федерации…………………………………………………………………….....14;
2.1 Классификация мер административного принуждения…………...……..14;
2.2 Административно-предупредительные меры…………………………….16;
2.3 Меры административного пресечения…………………………………....19;
2.4 Меры ответственности……………………………………………………..22;
2.5 Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях………………………………………………………………25;
Заключение……………………………………………………………………...29;
Список использованной литературы…………………………………………..31.

Файлы: 1 файл

Административное право..doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО

Уральский государственный  экономический университет

 

Кафедра финансовых рынков и банковского дела

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Административное  право»

 

Тема: Административное принуждение понятие и виды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

 

Руководитель:

 


 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург2013

Введение

Глава 1. Административное принуждение в государственном  управлении..4;

1.1 Понятие и  виды государственного принуждения………………………...4;

1.2 Общая характеристика административного принуждения………………8;

1.3 Основы правового  регулирования административного  принуждения в Российской Федерации…………………………………………………………13;

Глава 2. Система  мер административного принуждения  в Российской Федерации…………………………………………………………………….....14;

2.1 Классификация  мер административного принуждения…………...……..14;

2.2 Административно-предупредительные  меры…………………………….16;

2.3 Меры административного  пресечения…………………………………....19;

2.4 Меры ответственности……………………………………………………..22;

2.5 Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях………………………………………………………………25;

Заключение……………………………………………………………………...29;

Список использованной литературы…………………………………………..31.

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Поскольку существует общество, неизменно будет существовать и принуждение к чему-либо одних людей другими. Это принуждение может выражаться в различных формах. Оно может быть правомерным, противоправным и не урегулированным нормами права вообще (призыв одного из членов общества другими к соблюдению им нравственных устоев).

Административное  принуждение правомерно, применяется  на основе нормативных актов, т.е. применяется  исключительно в случаях и  в порядке, предусмотренных нормами  административного права.

Административное  принуждение является воздействием государства на субъектов права, заключающееся в причинении им каких-либо правоограничений в форме применения прямо предусмотренных нормами административного права мер в связи с правонарушением (или объективно-противоправным деянием, содержащим в себе признаки состава правонарушения) или в связи с государственной необходимостью путем возложения на субъекта права индивидуальным правовым актом управления дополнительной юридической обязанности либо лишения (ограничения) уже имеющихся у них прав.

В написании  курсовой работы использовались различные методы исследования: анализ мнений различных ученых; анализ учебных пособий и работ ученых-правоведов; изучение нормативных актов, связанных с темой курсовой работы.

Целью курсовой работы является исследование сущности и видов административного принуждения.

К задачам курсовой работы относится:

- определение  положения административного принуждения  в государственном управлении;

- выявление сущности  административного принуждения;

- каким образом  регулируется административное  принуждение;

- классификация  мер административного принуждения  на основе мнений разных авторов.

1. Административное  принуждение в государственном  управлении

 

1.1 Понятие  и виды государственного принуждения

 

Говоря о принуждении  в праве, следует иметь в виду то обстоятельство, что «принуждение является одним из атрибутов государственной власти». Действительно, единственным легитимным субъектом правового принуждения может выступать только государство. «Создавая правовые нормы, государственная власть обязывает членов общества к их безусловному исполнению». В приведенной фразе заключено понимание государственного принуждения в его широком смысле.

Под государственным принуждением понимается определенный метод воздействия государства на субъектов права. Для его отличия от других методов воздействия необходимо выделение определенного набора характерных только этому методу признаков.

В юридической  науке существует два различных  подхода к отличию метода государственного принуждения от убеждения.

Точка зрения сторонников одного из подходов заключается в том, что основным отличительным признаком метода принуждения от убеждения является результат внутренней психической деятельности объекта принуждения. Если от подвластного удается добиться нужного государству поведения в результате воздействия на него путем подавления его «внутренней» воли либо путем устранения у него возможности «внутреннего» выбора варианта правомерного поведения в сложившейся ситуации – имеет место государственное принуждение. Если нужного поведения удается добиться другими способами – убеждение.

 «Меры принуждения – это закрепленные законом способы, приемы и средства воздействия личного, имущественного и организационного характера, позволяющие заставить лицо исполнять юридические обязанности и соблюдать правовые запреты, и состоящие из правовых ограничений, лишений, обременений, ответных действий, влекущих наступление правового урона, причинение морального, материального и физического вреда».

Сторонники второго  подхода определяют государственное  принуждение как «применяемый в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечения правопорядка и безопасности метод правового воздействия на общественные отношения. Его содержание заключается в нормативно предусмотренном физическом или психическом воздействии, связанном с ограничениями личного, имущественного и организационного характера в отношении лица, совершившего правонарушение, а равно в отношении законопослушного лица, если иным способом, кроме как принудительным, невозможно обеспечить общественный порядок и безопасность. Государственное принуждение осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами (либо гражданами в случае самозащиты) в предусмотренных законом процессуальных формах и предполагает возможность обжалования принудительных действий».

Следует отметить, что Л.Л. Попов и Д.Н. Бахрах, наряду с определением государственного принуждения, основанным на результате внутренней психической деятельности объекта  принуждения, давали определения, основанные и на другом подходе.

Так, Л.Л. Попов  в другой своей работе считает, что  государственное принуждение –  это метод воздействия государства  на «сознание и поведение лиц, совершающих антиобщественные поступки, выражающийся в установленных правовыми  актами отрицательных последствиях морального, материального и физического характера, имеющих целью предупреждение правонарушений, исправление и наказание правонарушителей».

Д.Н. Бахрах в  одной из своих работ под административным принуждением понимает «особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти, установленных нормами административного права принудительных мер в связи с административными правонарушениями».

Главным для  государственного принуждения в  приведенных трех последних определениях является не результат внутренней психической деятельности объекта принуждения, а объективное внешнее выражение таких мер. Все авторы указывают на то, что эти меры заключаются в «нормативно предусмотренном физическом или психическом воздействии», «установленных правовыми актами отрицательных последствиях морального, материального и физического характера», «применении субъектами функциональной власти, установленных нормами административного права принудительных мер».

Принимая во внимание изложенное, можно констатировать то, что по мнению большинства ученых, государственное принуждение – это метод воздействия государства на субъектов права, заключающийся в причинении им каких-либо правоограничений путем применения нормативно закрепленных мер принуждения в связи с правонарушением (или объективно-противоправным деянием, содержащим в себе признаки состава правонарушения), либо в связи с государственной необходимостью.

По своему конкретному  содержанию государственное принуждение  делится на физическое и психическое (психологическое). Оба эти вида принудительного воздействия различны по содержанию, но выражают общую сущность. Тот или иной вид государственного принуждения определяется сферой воздействия на объект.

Мерой физического  воздействия обращены к физической (личной или материальной) стороне существования субъекта, в то время как психическое государственное принуждение непосредственно обращено на психику человека. Физическое принуждение строго индивидуализировано, а психическое принуждение может быть направлено и на коллектив лиц, хотя и в этом случайно «рассеивается» по индивидам.

По материально-правовому  характеру и процессуальной форме  выделяют такие виды государственного принуждения как уголовно-процессуальные, гражданско-правовые, государственно-правовые, и административно-правовые.

Такая классификация  объясняется тем, «что в некоторых  отраслях права – государственном, гражданском и особенно административном - имеются нормы, которыми предусматривается  возможность применения принуждения вне какой-либо связи с виновным поведением субъектов, с правонарушением. Причём такие нормы в административном праве, например, составляют значительный объём». А уголовно-процессуальное принуждение – это «система мер государственно-властного характера, влекущих существенное ограничение прав и законных интересов подозреваемого, свидетеля и иных участников уголовного судопроизводства»,- считают некоторые специалисты уголовного процесса.

В данной курсовой работе большое внимание мы уделим административно-правовому принуждению, обсуждение которого пойдет в следующих пунктах работы.

1.2 Общая  характеристика административного  принуждения

 

Административное  принуждение – особый метод государственного управления. Сущность административного  принуждения можно раскрыть через ряд присущих ему признаков.

К ним можно отнести  следующие признаки:

Административное принуждение - особый вид государственного принуждения, имеющий своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что является результатом проявления их государственно-властных полномочий. Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер.

Данный признак административного  принуждения необходимо подчеркнуть  особо, поскольку некоторые специалисты  отрицают принудительный характер ряда мер административного воздействия (например, карантина, таможенного досмотра), отождествляя их с правовыми запретами и обязанностями, самими обязывающими нормами права, которые, разумеется, мерами принуждения не являются.

В то же время, говоря об этих мерах, имеются в виду не общие  запреты, не диспозиции норм права, а конкретные меры государственного принуждения, выражающиеся в непосредственной оперативной деятельности государственных органов, должностных лиц, в фактических актах прямого воздействия на поведение людей, их волю, в частности, помещение людей, находящихся в карантинной зоне, в обсерватор, производство личного досмотра пассажиров и т.п. При этом добровольное выполнение установленных правил (карантинного режима, правил досмотра) теми субъектами, к которым они обращены, не устраняет их объективно принудительного содержания - серьезных ограничений их личной свободы, личной и имущественной неприкосновенности.

Административное принуждение  по своему содержанию заключается во внешнем государственно-правовом психическом  и физическом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера, т.е. тех или иных неблагоприятных последствий.

Внешние формы проявления административного принуждения  весьма различны. Это обусловливается  разнообразием обеспечиваемых с их помощью отношений, целями, основаниями применения принуждения, содержанием компетенции органов и должностных лиц, которые наделены правом использования этих мер, и рядом других обстоятельств. Личные ограничения могут выражаться, например, в административном аресте за мелкое хулиганство, в задержании и доставлении нарушителя в милицию. К организационным ограничениям относятся, например, закрытие предприятий общественного питания ввиду их антисанитарного состояния, приостановление функционирования зрелищных учреждений вследствие нарушений правил противопожарной безопасности. К имущественным ограничениям относятся, в частности, штраф, конфискация, реквизиция.

Все меры административного  принуждения применяются для  того, чтобы заставить субъекта совершить те или иные действия или воздержаться от них либо подчиниться установленным правоограничениям. Таким образом, объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность, а ее поведение.

Меры административного  принуждения могут устанавливаться только правовыми актами. Применение этих мер допускается лишь на основе законов и других нормативных предписаний и только в пределах и формах, предусмотренных нормами права. Следовательно, административное принуждение является правовым принуждением, направленным на реализацию правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.

Административное принуждение  применяется лишь уполномоченными  на то органами и должностными лицами. Их круг строго определен правовыми актами. Как правило, к ним относятся исполнительные органы и их должностные лица, уполномоченные на осуществление правоохранительных функций в сфере государственного управления (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы). Таким образом, административное принуждение характеризуется множественностью органов и должностных лиц, полномочных применять меры такого принуждения.

Специфика управленческих отношений  объективно определяет необходимость  самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных лиц на правонарушения, оперативного использования ими дозволенных правом мер. Нарушения правопорядка должны быть прекращены немедленно, ибо они затрагивают интересы всего общества, нередко угрожают личной и имущественной безопасности граждан.

Информация о работе Административное принуждение понятие и виды