Административное принуждение: сущность, основание, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:14, практическая работа

Описание работы

Административное право относится к четырем наиболее фундаментальным отраслям права и занимает почетное место рядом с государственным, гражданским и уголовным правом.
Административное право – поведенческая отрасль право, и, как любая другая отрасль, она состоит из организованных воедино юридических норм. Каждая норма содержит правило, модель должного поведения.

Файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 28.00 Кб (Скачать файл)

Административное  право.

 

Задание 21. Административное принуждение: сущность, основание, виды.

 

Ответ:

 

Административное право  относится к четырем наиболее фундаментальным отраслям права  и занимает почетное место рядом  с государственным, гражданским  и уголовным правом.

Административное право  – поведенческая отрасль право, и, как любая другая отрасль, она  состоит из организованных воедино  юридических  норм. Каждая норма содержит правило, модель должного поведения.

Административное принуждение  означает организованное, физическое и психологическое воздействие  органов исполнительной власти на определенное лицо (физическое и юридическое) с  целью заставить, побудить силой  выполнить предписанные законом  действия, а в случае совершения правонарушения наложить на него одно из административных взысканий.

Данное определение, прежде всего, выделяет меры прямого принуждения, связанные с оперативным и  быстрым вмешательством в действия, угрожающие общественному порядку  и безопасности граждан.

Административное принуждение  – это особый вид государственного принуждения. Будучи монополией государства, оно осуществляется специальными органами исполнительной власти, круг которых  точно определяется в кодексе  об административных правонарушениях. Например, директор средней школы не располагает полномочиями осуществлять  административное принуждение в отношении несовершеннолетних правонарушителей, а работники милиции располагают. 

Существенно и профилактическое значение административное принуждения  в борьбе с преступлениями. Практика показывает, что непринятие мер административное принуждения относительно незначительных с виду нарушений (хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах, нарушения правил дорожного движения) резко увеличивает вероятность  совершения преступлений.

Административное законодательство выделяет четыре вида административного принуждения.

 


 

 


 

 


 

 

 

 

 

 

  1. Административно-предупредительные меры, применяемые в целях

предупреждения возможных  правонарушений при несчастных случаях

стихийных бедствиях.  Чаще всего они используются для  предотвращения опасности для жизни и здоровья граждан.  Это такие ситуации, когда правонарушение отсутствует, но может наступить. 

Административно-предупредительные  меры разнообразны: прекращения движения транспорта и пешеходов при возникновении  угрозы безопасности движения (например, обрыв электроприводов); введение карантина  в определенной местности; таможенный досмотр, т.е. проверка вещей на Государственной  границе в целях предупреждения контрабанды.

  1. Меры административного пресечения применяются в случаях, когда

необходимо принудительном порядке прекратить, т.е. пресечь  противоправные действия, предотвратить  их вредные последствия и не допустить  новых правонарушений.

Система мер пресечения чрезвычайно  разнообразна. В нее входят:

  • краткосрочное содержание органами милиции граждан для составления протокола о правонарушении;
  • запрещение эксплуатации предприятия в случае нарушения техники безопасности;
  • принудительное лечение лиц, страдающих некоторыми заразными болезными, опасными для окружающих;
  • отстранение от управлениями транспортными средствами;
  • применение огнестрельного оружия работником милиции для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни и здоровья.
  1. Административно-восстановительные меры применяются в целях

восстановления прежнего положения вещей, возмещение причиненного ущерба. К ним относятся: снос самовольно возведенных  строений и сооружений, административное выселение из самовольно занятых жилых помещений, возмещение родителями ущерба, причиненного их несовершеннолетним сыном и т.д.

Ч четвертому виду административного  принуждения относятся меры административной ответственности. Этот вид административного принуждения, применяемый на основе факта правонарушения и требующий издания письменного акта.

Меры административной ответственности  представляет собой систему административных  взысканий, которые налагаются на лиц, совершивших административный проступок.

Административные  взыскания являются карательными, «штрафными» санкциями; как правило, они состоят в лишении или ограничении прав, благ. За совершённый проступок деликвент либо лишается какого-то субъективного права (лицензии, права на вождение ТС и т.д.), либо на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности. Однако взыскания не являются самоцелью, это необходимое средство воспитания, предупреждения новых правонарушений со стороны виновного (частная превенция) и правонарушения других лиц (общая превенция). Взыскания защищают правопорядок косвенно, они не могут непосредственно обеспечить выполнение обязанности, но, возлагая дополнительные обязанности, ущемляя правовую сферу лица, они тем самым побуждают его в дальнейшем не нарушать закон, стимулируют дальнейшее законопослушное поведение.

 

Административным  законодательством установлены  следующие административные взыскания:

 

  • Предупреждение, которое применяется за совершение незначительных административных правонарушений, а также в отношении лиц, которые впервые совершили проступок. Предупреждение налагается путем издания письменного постановления. Устное предупреждение, сделанное должностным лицом гражданину, не может рассматриваться как административное взыскание.
  • Штраф представляет собой административное взыскание денежного характера, налагаемое на правонарушителя путем вычета из его денежных средств определенной суммы в доход государства.
  • Возмездное изъятие, применяемое только в отношении предметов, явившихся орудием совершения правонарушения или непосредственным объектом правонарушения. Возмездное изъятие состоит в принудительном изъятии предмета, его продаже чрез торговую организацию и передаче бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов по реализации.
  • Конфискация предмета, явившегося орудием совершения правонарушения или непосредственным объектом правонарушения, состоит в безвозмездном изъятии этого предмета в собственность государства в качестве наказания за правонарушения.
  • Лишение специальных прав, предоставленных компетентными органами гражданину. Кодекс административных правонарушения называет два вида таких прав: управление транспортными средствами и охоты.   Лишение данных прав применяется за грубое или систематическое нарушения порядка пользования этими правами.  Применяется на срок от 15 суток до трех лет.
  • Исправительные работы представляют собой административное взыскание имущественного характера. Оно применяется на срок от 15 дней и до двух месяцев  с отбыванием по месту постоянной работы виновного и с удержанием до 20% его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются только народным судом.
  • Административный арест является административным взысканием, применяемым в исключительных случаях за совершение проступков, приближающихся по степени опасности к преступлениями (например, за мелкое хулиганство). Административный арест применяется на срок от 15 суток по постановлению народного суда. Административному аресту не могут подвергаться беременные женщины, женщины имеющие детей до 12 лет, лица моложе 18 лет, инвалиды 1-й и 2-й групп. 

 

 

Организационно-правовые основы государственного управления в  иных областях жизнедеятельности.

 

Правовой основой управления в области космической деятельности является, прежде всего, Закон РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-1 «О космической  деятельности». Он направлен на обеспечение правового регулирования космической деятельности в целях развития экономики, науки и техники, укрепления обороны и безопасности РФ и дальнейшего расширения международного сотрудничества РФ. В РФ исследование и использование космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, являются важнейшими приоритетами государственных интересов.

Под космической понимается любая деятельность, связанная с  непосредственным проведением работ  по исследованию и использованию  космического пространства, включая  Луну и другие небесные тела. К основным направлениям космической деятельности относятся: научные космические  исследования; использование космической  техники для связи, телевизионного и радиовещания; дистанционное зондирование Земли из космоса, включая экологический  мониторинг и метеорологию; использование  спутниковых навигационных и топогеодезических систем; пилотируемые космические полеты; использование космической техники, космических материалов и космических технологий в интересах обороны и безопасности РФ; наблюдение за объектами и явлениями в космическом пространстве; испытания техники в условиях космоса; производство в космосе материалов и иной продукции; другие виды деятельности, осуществляемые с помощью космической техники.

Космическая деятельность включает в себя создание (в том числе  разработку, изготовление и испытания), использование (эксплуатацию) космической  техники, космических материалов и  космических технологий и оказание иных связанных с космической  деятельностью услуг, а также  международное сотрудничество РФ в  области исследования и использования  космического пространства.

Космическая деятельность находится  в ведении РФ. Общее руководство  космической деятельностью осуществляет Президент РФ, который рассматривает  и утверждает основные положения  государственной политики в области  космической деятельности; устанавливает  особо важным космическим проектам и программам статус президентских; решает наиболее значительные вопросы  государственной политики в области  космической деятельности.

Российское авиационно-космическое  агентство (Росавиакосмос) является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики, координацию и государственное  регулирование деятельности предприятий  и организаций в области космической  деятельности, проведения работ по боевой ракетной технике стратегического  назначения, авиационной и ракетно-космической  технике военного назначения, по гражданской  авиационной технике, в области  экспериментальной авиации, а также  выполнение федеральной космической  программы России и федеральной целевой программы развития гражданской авиационной техники России.

Государственный комитет  РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России) является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию, а также  функциональное регулирование в  области стандартизации, метрологии и сертификации. Госстандарт России осуществляет свою деятельность непосредственно и через находящиеся в его ведении центры стандартизации, метрологии и сертификации и государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений. Госстандарт России осуществляет руководство Государственной метрологической службой, Государственной службой времени и частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов.

Основными задачами Госстандарта России являются: реализация государственной  политики в сфере стандартизации, метрологии и сертификации, установления и использования стандартов, эталонов и единиц величин и исчисления времени; осуществление мер по защите прав потребителей и экономических  интересов РФ в области контроля за соблюдением требований безопасности товаров (работ, услуг); обеспечение  функционирования и развития систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, аккредитации и научно-технической информации в этих областях, а также их гармонизация с международными (региональными) и  национальными системами зарубежных стран; организация и проведение государственного контроля и надзора  за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, за сертифицированной  продукцией, а также государственного метрологического контроля и надзора; формирование совместно с федеральными органами исполнительной власти федеральных  информационных ресурсов и инфраструктуры стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, качества и классификации  технико-экономической информации.

Государственный комитет  РФ по статистике (Госкомстат России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой.

Основными задачами Госкомстата  России являются: представление официальной  статистической информации Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ, федеральным органам  исполнительной власти, общественности, а также международным организациям; разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям общества на современном этапе, а  также международным стандартам; координация статистической деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, обеспечение  условий для использования указанными органами официальных статистических стандартов при проведении ими отраслевых (ведомственных) статистических наблюдений; разработка экономико-статистической информации, ее анализ, составление национальных счетов, необходимых балансовых расчетов; гарантирование полноты и научной обоснованности всей официальной статистической информации и т.д.

Информация о работе Административное принуждение: сущность, основание, виды