Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 22:03, лекция

Описание работы

1. Понятие и особенности административно-правовой нормы.
2. Структура административно-правовой нормы. Способы осуществления реализации (формы реализации) административно-правовых норм.
3. Виды административно-правовых норм.
4. Источники административного права и их виды.
5. Действие административно-правовых норм во времени.
6. Понятие административно-правовых отношений.
7. Признаки административно-правовых отношений.
8. Структура административно-правовых отношений.
9. Содержание административно-правовых отношений.

Файлы: 1 файл

админ Тема 3. семинар 3.docx

— 26.29 Кб (Скачать файл)

Тема 3. Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения.

План семинара №3

  1.  Понятие и особенности административно-правовой нормы.
  2. Структура административно-правовой нормы. Способы осуществления реализации (формы реализации) административно-правовых норм.
  3. Виды административно-правовых норм.
  4. Источники административного права и их виды.
  5. Действие административно-правовых норм во времени.
  6. Понятие административно-правовых отношений.
  7. Признаки административно-правовых отношений.
  8. Структура административно-правовых отношений.
  9. Содержание административно-правовых отношений.

 

 

1.Понятие и особенности  административно-правовой нормы

Административно-правовые нормы, таким образом, представляют собой устанавливаемые государством правила поведения, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти (в сфере государственного управления). Как уже отмечалось, такого рода отношения принято называть управленческими.

Особенности административно-правовых норм:

  • подзаконность устанавливаемых субъектами исполнительной власти административно-правовых норм;
  • на них падает основная нагрузка по реализации общих норм закона в процессе их применения в рамках функционирования механизма исполнительной власти.

По своему характеру и содержанию административно-правовые нормы могут быть:

  1. обязывающими;
  2. запрещающими;
  3. уполномочивающими;
  4. поощрительными.

Большинство административно-правовых норм являются прямо предписывающими обязанным субъектам постоянно и регулярно совершать определенные позитивные организационные действия (нормы о компетенции государственных органов и их служащих, нормы о порядке формирования органов, о порядке работы с обращениями граждан и др.).

Много в административном праве и запрещающих норм, которые устанавливают недопустимые действия (нормы, устанавливающие составы административных правонарушений, правила разрешительной системы и т.д.).

К уполномочивающим административно-правовым нормам относятся нормы, предоставляющие определенные права и полномочия органам, должностным лицам и гражданам, которые они могут использовать по своему желанию и усмотрению, а могут и отказаться от их реализации (нормы, предусматривающие возможность осуществлять те или иные управленческие действия по усмотрению субъекта, устанавливающие пределы полномочий, нормы о праве граждан на жалобы и заявления и др.).

Особой разновидностью уполномочивающих норм можно считать и поощрительные нормы, уполномочивающие соответствующих субъектов на применение различных мер поощрения.

Общими особенностями для всей совокупности административно-правовых норм являются:

  • огромное количество (по сравнению с нормами других отраслей права);
  • разнообразие форм их группировки, систематизации и кодификации.

Особенности структуры административно-правовых норм

Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы.

Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Административно-правовая норма, как и все другие правовые нормы, всегда имеет гипотезу и диспозицию, но часто не содержат в составе данной нормы санкции как последствия ее несоблюдения. Санкции у всех административно-правовых норм, конечно, имеются (санкция является обязательным элементом структуры любой правовой нормы, без санкции правовая норма не существует), но они как бы вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других административно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т.д.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации. Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической. Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция - это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения, диспозиции административно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением. Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Административно-правовые санкции, применяемые за нарушение норм данного Кодекса, перечислены в ст. 3.2. К ним относятся:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности;

10) обязательные работы.

 
Административно-правовые нормы имеют определенную иерархию:

  1. конституционные нормы;
  2. нормы законов;
  3. нормы, устанавливаемые непосредственно субъектами исполнительной власти (например, Правительством РФ).

Таким образом, под административно-правовой нормой понимается норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, внутриорганизационной деятельности органов исполнительной власти, аппаратов органов законодательной и судебной власти, а также в сфере осуществления государственной службы.

 

4.

К числу источников административного права относятся: 1) Конституция РФ; 2) федеральные конституционные законы; федеральные законы (в том числе Основы законодательства Российской Федерации, кодексы, действующие законы РФ и РСФСР); 3) акты палат Федерального Собрания РФ; 4) действующие акты бывших Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ; 5) указы и распоряжения Президента РФ, имеющие нормативный характер; 6) постановления Правительства РФ, утверждаемые ими положения и* правила;

7) постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции д положения, издаваемые федеральными органами исполнительной власти;

8) конституции и уставы  субъектов РФ; законы 
субъектов РФ; нормативные акты их законодательных органов;

9)  акты президентов республик в составе Российской Федерации, имеющие нормативный характер;

10) постановления правительств  субъектов РФ, утверждаемые ими  положения и правила;

11) постановления глав  администраций (губернаторов) субъектов  РФ, утверждаемые ими положения  и правила;

12) постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ;

13) нормативные акты органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления;

14) имеющие нормативный характер приказы и иные нормативные акты руководителей организаций, предприятий и учреждений;

15) административные договоры;

16) некоторые судебные  акты;

17) действующие законы СССР, указы Президиума Верховного Совета СССР, акты Совета Министров СССР, министерств, государственных комитетов и других центральных органов СССР;

18) международные и некоторые  другие акты.

Наличие огромного количества источников административного права требует их систематизации в целях удобства пользования ими. Однако это непростая задача. Она пока решается подготовкой инкорпоративных сборников и хронологических изданий. Наличие гигантского числа актов, причем разной юридической силы, делает невозможным создание единого административного кодекса. В настоящее время имеются лишь кодексы, содержащие нормы, которыми регулируются отдельные виды административных правоотношений, т. е. кодексы отдельных институтов административного права. Например, КоАП РФ регулирует лишь отношения, связанные с совершением гражданами и юридическими лицами административных правоотношений.

Понятие административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения являются одним из видов правовых отношений, т.е. общественных отношений в управленческой сфере, урегулированных правом.

Административное правоотношение есть:

  • результат регулирующего воздействия на данное управленческое общественное отношениеправовой нормы, придающего ему юридическую форму;
  • регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения;
  • корреспонденция взаимных прав и обязанностей сторон правоотношения, определяемая правовой нормой;
  • установление их юридической ответственности за несоответствующее требованиям правовой нормы поведение.

Сама по себе норма административного права не создает конкретное административно-правовое отношение. Она - основа его возникновения, при соответствующих условиях и при наличии соответствующих субъектов управленческое отношение приобретает административно-правовую оболочку. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий этих сторон, их взаимные права и обязанности, а также юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав. Административно-правовая норма определяет для одной стороны вид и меру возможного поведения, а для другой - вид и меру должного поведения.

Административно-правовое отношениеможно определить как урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, складывающееся в сфере реализацииисполнительной власти.

Структура административно-правовых отношений

Современная юридическая наука и практика признает, что правоотношение нельзя рассматривать в отрыве от тех фактических общественных отношений, которые облекаются в правовую форму. Возникая на основе правовых норм, они становятся особой формой действий и поступков людей. Юридическая форма и фактическое содержание общественного отношения — это цельное социальное явление.

Структура правового отношения имеет 3 необходимых элемента:

  1. субъекты;
  2. объект;
  3. содержание (права и обязанности).

Для административно-правовых отношений характерен обязательный субъект, в качестве которого обычно выступает соответствующий орган исполнительной власти (или должностное лицо), наделенный обязанностями и правами по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности. Этот обязательный субъект всегда действует юридически властно. Второй стороной могут быть все другие возможные субъекты административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание) второй стороны не является обязательным условием. В тех случаях, когда таковое требуется, оно играет роль фактора, предшествующего возникновению административно-правового отношения.

Субъекты административно-правовых отношений наделены административными правами и обязанностями. К ним относятся:

  • органы исполнительной власти;
  • предприятия;
  • учреждения;
  • организации;
  • государственные служащие;
  • граждане, иностранцы, лица без гражданства.

Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью.

Административная правоспособность

 

Общим объектом административно-правовых отношений являются отношения в сфере государственного управления. В каждом конкретном административно-правовом отношении объектом является то, на что направлены права и обязанности его участников, т.е. то, ради чего возникает правоотношение. В административно-правовых отношениях объектами конкретных правоотношений выступают поведение, действия субъектов в сфере управления и их результаты.

Информация о работе Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения