Административно–правовые нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 20:07, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: сформулировать понятие и раскрыть методологическую характеристику норм административного права.
Задачи:
• дать понятие административно-правовых норм и рассмотреть их особенности;
• раскрыть структуру административно-правовых норм;

Содержание работы

Введение
1. Понятие и природа административно-правовой нормы
2. Структура норм административного права
3. Виды административно-правовых норм
4. Роль административно-правовых норм в регулировании общественных отношений
5. Административные нормы и методы государственного управления
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

кр 1.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

♦ по форме изложения: бланкетная (ссылка на нормы другого акта) и отсылочная (ссылка на нормы того же акта).

Санкция административно-правовой нормы содержит меру ответственности за нарушение или невыполнение правил, установленных диспозицией. Санкции имеют различный характер и могут содержаться в том же акте как элемент конкретной нормы или как обеспечивающий элемент для нескольких норм данного акта. Нередко применяются несколько санкций, часть которых может относиться к нормам других отраслей права. В этом просматривается как тесная взаимосвязь административного права с другими отраслями права и плотная обеспеченность санкциями административно-правовых норм других отраслей права. Как последствия нарушения нормы санкции могут быть: пресекательные, восстановительные, карательные. 

 

 

3. Виды административно-правовых норм

В связи с многообразием правовых норм в административном праве подходы к их классификации также носят различный характер. В то же время выделяются чаще следующие виды административно-правовых норм:

1. по способу (методу) регулирования поведения субъектов нормы: принципы, императивные, поручения, задачи, стимулы, указания, дефиниции, запреты, учредительные, санкции, стандарты, договорные, рекомендации, нормативы

2. по предмету регулирования:

  • Материальные - регулируют сущность управленческих отношений (административно-правовой статус участников, правовой режим функционирования исполнительной власти);
  • Процессуальные - определяют порядок и методы реализации материальных норм государственного управления.

3. по функциям права: регулятивные и охранительные;

4. по содержанию регулирования:

  • общие - регулируют общие для всех отраслей управления общественные отношения;
  • особенные - регулируют общественные отношения, складывающиеся в конкретных сферах управления (экономической, административно-политической, социально-культурной). 

5. По предмету воздействия на субъекты административного права выделяют:

  • обязывающие - нормы, предписывающие совершать определенные действия;
  • ограничительные – вводят ограничения на поведение субъекта;
  • запрещающие - нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в определенных условиях. Запреты могут носить общий или специальный характер;
  • уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные) - нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению);
  • стимулирующие (поощрительные) - обеспечивают с помощью средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих отношений;
  • рекомендательные - рекомендательные нормы чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований.

6. В зависимости от предела действия: по территории, по сроку по кругу лиц:

а) по территории действия (в пространстве): федеральные, региональные, местные, локальные;

б) по сроку действия (во времени):

  • постоянные, временные, чрезвычайные;
  • срочные и бессрочные

в) по кругу лиц: общие и специальные.

7. По юридической силе: законы и подзаконные акты;

8. По субъектной направленности: управленческие и общегражданские.

Административно-правовые нормы могут  подразделяться на: юрисдикционные, процедурные, функционально-процессуальные, регламентные и другие.

Нормы административного права  получают свое внешнее выражение и закрепление в нормативно-правовых актах, которые являются основными источниками административного права.

 

4. Роль административно-правовых  норм в регулировании общественных  отношений

Административно-правовое регулирование есть механизм императивно-нормативного упорядочения организации и деятельности субъектов и объектов управления и формирования устойчивого правового порядка их функционирования. Назначение административно-правового регулирования заключается в:

    • цикличных, последовательно совершаемых действиях;
    • побуждении субъектов права действовать самостоятельно, осуществлять свои права и выполнять обязанности в рамках установленных режимов и процедур;
    • обеспечении стабильности функционирования субъектов управления.

Административно-правовое регулирование использует нормы-дефиниции (редко), компетенционные нормы, нормативы (стандарты, квоты и т.п.), технико-юридические (уровень цен и т.п.), сочетается с гражданским и налоговым законодательством.

С точки зрения правовых форм административно-правовое регулирование выражается:

  • в специальных нормах статутных и тематических законов, указов;
  • в актах типа «положение» и «порядок», содержащих последовательность и перечень функционально-операциональных действий органов исполнительной власти, организаций, учреждений, граждан;
  • в «правилах», содержащих регулятивные и жестко императивные нормы.

Основное назначение административно-правовых норм заключается в регулировании отношений в сфере реализации исполнительной власти. Реализация норм административного права – это воплощение норм права в правовом поведении субъектов управленческих правоотношений, процесс практического воплощения в жизнь государственной воли, выраженной в административно-правовых нормах.

Реализация норм административного  права имеет следующие аспекты:

♦ Исполнение – активная форма поведения субъекта, точное, обязательное следование субъектов управленческих отношений положениям нормативно-правовых актов во исполнение возложенной на него обязанности.

♦ Соблюдение –  субъект соблюдает установленные запреты, в основном пассивная форма поведения, связанная с реакцией участников управленческих отношений на запреты и выражающаяся в воздержании от совершения действий, запрещенных нормой административного права (запрет на охоту в заповеднике).

♦ Использование – добровольное совершение правомерных действий при осуществлении субъективных прав. В отличие от предыдущих видов субъект сам решает воспользоваться или нет своим правом  и возможностями, которые предоставляются нормой (участвовать в конкурсе на должность или нет, наследник может предъявить свои права на наследство, а может отказаться).

♦ Применение – выражается в практическом разрешении конкретного дела и издании управомоченным субъектом управления нормативного акта, основанного на требованиях материального или процессуального права (приказ о назначении на должность).

Реализация норм права осуществляется в процессе их применения, в ходе регулирования отношений между субъектом управления и управляемым им объектом. Отношения субъектов и объектов в процессе административно-правового регулирования имеют несколько аспектов, среди которых:

  1. Социальный – использование политики и власти, их институтов для выражения интересов публичного характера;
  2. Познавательный – расширение возможности для научного обоснованного и планомерного воздействия;
  3. Организационный – установление новых структурных видов субъектов и объектов и их связей;
  4. Правовой – совершенствование систем управления, субъектов и объектов в рамках закона для дальнейшего развития демократических основ общества.

Во всех случаях реализации административно-правовых норм в основе лежит нормативно-правовой акт, содержащий определенные нормы административного права. В отдельных случаях изложение содержащихся в актах норм права может по-разному трактоваться (пониматься) в силу их расплывчатости, нечеткости. Это вызывает необходимость пояснения их направленности или разъяснения их смысла. Разрешению таких вопросов служат акты официального толкования норм административного права, к которым относятся правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностными лицами и содержащие разъяснение норм административного права. Такие акты имеют свои особенности:

  1. Они не отменяют и не изменяют разъясняемую норму, не устанавливают новых норм.
  2. Обладают юридической силой и могут применяться только в течение срока действия толкуемой нормы.
  3. Раскрывают содержание толкуемой нормы и порядок ее реализации.
  4. Обладают государственно-властным характером, так как исходят от управомоченного государством субъекта управления.
  5. Адресуются всем субъектам правоприменения.

Акты толкования норм административного  права могут быть:

      • по форме выражения: письменные и устные;
      • по юридическому содержанию: нормативного толкования и казуального:
      • по виду государственного органа: законодательных органов, исполнительных органов, судебных органов, органов прокуратуры и др.;
      • по субъекту толкования: аутентичные и легальные.

5. Административные нормы  и методы государственного управления

Административно-правовое регулирование проявляется в разных формах, что подтверждает его динамичное реагирование на изменения в объектах управления. Оно может находиться в рамках общего государственно-правового регулирования в качестве его составной части, элемента.  Часто оно может осуществляться Президентом или органами исполнительной власти самостоятельно, на основе указов или постановлений, приказов, положений, для которых общей юридической базой служит закон.

Другим критерием классификации  административно-правового регулирования  может служить форма его осуществления по объему и методу:

  • формы государственной поддержки;
  • императивные количественные и качественные нормативы;
  • легализующие способы (регистрация физических и юридических лиц, лицензирование и т.п.);
  • административные режимы, связанные с обеспечением государственных состояний;
  • административно-функциональные режимы;
  • введение государственной монополии.

В зависимости от решаемых задач  средства административного регулирования  не одинаковы по своему назначению и содержанию и могут быть и  жесткими, и ориентирующими, и поддерживающими.

К программно-ориентирующим средствам регулирования могут быть отнесены концепции развития сфер и отраслей, перестройки управления, государственной политики и т.п. Концепции представляют собой нормативно-целеориентирующий документ для всех юридических и физических лиц в какой-либо сфере. Она служит долгосрочной основой их согласованных действий. Примером может служить Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации».

К программно-целевым актам относятся федеральные целевые программы. К другим способам нормативно-целевой ориентации административно-правового регулирования относятся приоритеты развития отдельных отраслей и подотраслей и решения тех или иных задач, которые после их разработки учеными и утверждения государственным органом (Президентом, Правительством или др.) приобретают форму административно-ориентирующего акта.

Используемый в административно-правовом регулировании метод нормативов, как количественный измеритель может выражаться в экспортно-импортных квотах, нормах расходования средств, нормативах обеспечения, стандартах, в технических требованиях и т.п.

В административно-правовом регулировании  используются договорные методы (соглашение о кредитах, бюджетных ссудах), где сторонами являются государственные органы. Более широко стало использоваться государственное поручительство. Правительство поручает Минфину предоставлять поручительство по кредитам для других органов исполнительной власти, где залогом поручительства служит государственная казна.

Методы государственного регулирования  обладают определенной гибкостью: есть устойчивые методы (как регистрация  предприятий), есть более подвижные  методы (разные виды налогов, лицензий), есть оперативно изменяемые (сезонные пошлины на сахар).

Административно-правовое регулирование  обеспечивает выражение и приоритет  публичных интересов, применяя императивные, властные методы. Динамизм и многогранность объектов регулирования вызывает использование  разнообразных способов воздействия  на них административно-правовых режимов. Назначение административно-правовых режимов заключается в регулировании особых государственных состояний с помощью системы специальных средств. К этим средствам относятся:

  • правовые акты нормы, устанавливающие особый порядок деятельности в тех или иных сферах;
  • уполномоченные государственные органы, специально создаваемые или наделенные полномочиями формировать и поддерживать соответствующий режим;
  • детальная регламентация действий субъектов права и их взаимоотношений между собой;
  • строгая система контроля и ответственности за деятельность в рамках административно-правового режима;
  • более широкое применение ограниченно-разрешительных и запретительных методов, сочетаемых в необходимых случаях со строго целевым стимулированием субъектов;
  • наличие специальных организационных, технических, материальных и финансовых средств (техники, ресурсов и т.п.).

Информация о работе Административно–правовые нормы