Административно-правовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Нельзя представить человеческое общество без регулирования поведения людей с помощью определенных образцов, моделей, масштабов. Из них и складываются в результате многократного повторения нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество. Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения, урегулированные нормами права.

Содержание работы

Введение
Понятие, виды и основные черты административно-правовых отношений.
Участники (субъекты) административно-правовых отношений.
Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

административно-правовые отношения.docx

— 67.82 Кб (Скачать файл)

 Административно-правовые  отношения

 

План

 Введение

  1. Понятие, виды и основные черты административно-правовых отношений.
  2. Участники (субъекты) административно-правовых отношений.
  3. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.

Заключение

Список  используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Нельзя  представить человеческое общество без регулирования поведения  людей с помощью определенных образцов, моделей, масштабов. Из них  и складываются в результате многократного  повторения нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество. Любая отрасль  российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения, урегулированные  нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву - регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием. Административное право - это самостоятельная отрасль правовой системы России, регулирующая административно-правовые отношения, которые являются объектом нашей курсовой работы.

Административное  право занимает особое место в  системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым  и важным инструментом управления социальными  процессами в обществе. Ему присущи  соответствующие границы правового  регулирования - деятельность государственной  исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных  с функцией управления, а также  внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий. Административное право как наука — это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития. В дореволюционной России данная отрасль права именовалась также полицейским правом. Как отмечал В. Ф. Дерюжинский, «полицейское право принадлежит к кругу наук о государстве и предметом своим имеет изучение так называемого внутреннего управления»1.

Административно-правовые отношения - это урегулированные  нормами административного права  общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

Административно-правовые отношения, как и все остальные  виды правоотношений в различных  отраслях права, являются важнейшим  базисом. В общей характеристике административно-правовых отношений  следует отметить некоторые стороны, которые могут быть основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. Они весьма существенны, потому что на природу административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их появления (механизм функционирования исполнительной власти); специфика административно-правового регулирования (императивность и односторонность действий субъектов управления); содержание административно-правовых норм, т.е. их юридической базы. Приоритетными являются предмет и метод административного права, которые определяют необходимую основу для проведения видовых отличий между правовыми отношениями. Исходя из всего вышеуказанного, целью данной работы является изучение вопроса об административно-правовых отношениях, выделение их особенностей, отличий от других правовых отношений, и, наконец, необходимо обозначить роль административно-правовых отношений в социальной жизни и в функционировании государства как звена в механизме правового регулирования. Важно также проанализировать критерии классификации и виды административно-правовых отношений.

 

1.Понятие, виды и основные черты административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения представляют собой разновидность  правовых отношений, разнообразных  по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам.

Административно-правовые отношения - это урегулированные  нормами административного права  общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти2.

Все правоотношения состоят из определенных элементов: субъектов, объекта и содержания правоотношения.

В содержании административного правоотношения различаются две стороны: материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридические права  и обязанности). Непосредственным объектом административных правоотношений является волевое поведение человека, его  деяния.

Поскольку административные правоотношения являются разновидностью правоотношений, им присущи  общие черты последних, в частности:

- они  являются волевыми общественными  отношениями, то есть право,  регулирующее их, влияют на сознание  и волю людей, направляет их  поведение в соответствии с  интересами общества;

- первичность правовых норм, т.е. они являются общественными отношениями, урегулированными нормами права. Без права, его норм не было бы правоотношений;

- участники  правоотношений наделены субъективными  правами и несут юридические обязанности. И первые, и вторые возникают в соответствии с требованиями норм права, определяющими круг субъективных прав и обязанностей;

- правоотношения - это способ конкретизации норм  права, поскольку именно в нем  права и обязанности всегда  привязаны к определенной ситуации, конкретны и принадлежат определенным  субъектам;

- правоотношения - это такие общественные отношения,  реализация которых обеспечивается  возможностью применения административного  принуждения. 

Вместе  с тем, административные правоотношения характеризуются рядом особенностей.

Соответственно, административно-правовое отношение - урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают  как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных  административно-правовой нормой. Существуют две концепции признаков административно-правовых отношений. Согласно одной из концепций  административно-правовые отношения:

1)      возникают в процессе государственного  управления;

2)      имеют в качестве обязательного  субъекта орган государственного  управления (органа исполнительной  власти);

3)      являются отношениями власти-подчинения  и характеризуются юридическим  неравенством сторон.

Вторая  концепция административно-правовых отношений:

1)      возникают в сфере государственного  управления;

2)      могут иметь место между всеми  субъектами административного права  в любом их сочетании;

3)      делятся по соотношению прав  и обязанностей участников на  две группы: отношения власти-подчинения  и отношения равноправия.

Несмотря  на некоторые различия в понимании  сущности административно-правовых отношений, можно отметить общий недостаток, свойственный обеим концепциям: в  них ничего не говорится о таком  фундаментальном признаке этих отношений, как важность установления гарантии судебной защиты прав и интересов граждан по отношению к управлению. Этот недостаток вытекает в отсутствие правового режима административно-правовых отношений, отсутствие режима обеспечения правовой защиты граждан по отношению к управлению (исполнительной власти).

Особенности административно-правовых отношений  состоят в следующем:

1. Широко  распространено мнение, что административно-правовые  отношения в отличие от всех  других (особенно - гражданско-правовых) являются властеотношениями, построенными на началах «власть - подчинение», поскольку возникают в результате осуществления государственного управления, то есть государственно-властного влияния одной стороны на другую для достижения определенной цели. Именно этот их признак является главным, поскольку предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности;

2. Сущность  государственно-управленческой деятельности, как и любого другого вида  социального управления, определяет  необходимость выделения субъекта  управления, т. е. той стороны  регулируемых административным  правом управленческих отношений,  в руках которой концентрируется  власть. В силу этого определенный  приоритет воли такого субъекта (единая управляющая воля) всегда  налицо. Поэтому его сознательно-волевые  проявления (волеизъявления) направлены  на упорядочение поведения объекта  управления. Практическое выражение  такой направленности обычно  характеризуется как «команда»;  это - переходный мостик к формуле  «власть - подчинение»;

3. Административные  правоотношения, как и все другие  правоотношения, имеют свой объект. Его понимание связано с сущностными  чертами государственно-управленческой  деятельности, всегда предполагающими  соподчиненность воль. Воля всех  участников регулируемых управленческих  отношений подчинена единой управляющей  воле. Так образуется властный  характер этих отношений, а  власть (авторитет) является средством  волевого регулирования управленческих  процессов. Но в этих процессах  принимают участие люди, наделенные  волей и сознанием; они совершают  определенные, предписанные административно-правовыми  нормами действия или воздерживаются  от них. Соответственно объектом  административно-правового отношения  являются воля, сознание и опосредованное  ими поведение (действия) управляемых в сфере реализации исполнительной власти;

4. Административно-правовые  отношения (по своей сути управленческие) имеют широкую сферу для своего  возникновения, изменения или  прекращения. Это - сфера государственного  управления - понятие, границы которого  в течение всей истории определялись объемом и направленностью практической деятельности по реализации исполнительной власти. Сфера государственного управления охватывает все основные направления экономической, социально-культурной и административно-политической работы, в которой задействованы огромное количество различного рода производственных и непроизводственных, государственных и негосударственных коллективов, тысячи граждан;

5. Сфера  государственного управления - поле  практической деятельности исполнительных  органов и должностных лиц,  действующих от имени этих  органов. Из этого утверждения  можно сделать вывод, что в  границах названной сферы нередко  возникают правоотношения иного  рода (например, финансово-правовые, земельно-правовые, природоохранные, предпринимательские  и даже гражданско-правовые). Это  давно подтвердила практика.

Итак, административным правоотношениям свойственна предусматриваемая  действующим правом возможность  выступать в роли одного из элементов  общего механизма правового регулирования  или юридического (административно-правового) опосредования общественных отношений, относящихся к предмету других отраслей российского права;

6. Сфера  государственного управления является  той областью деятельности государства,  в которой действуют особого  рода субъекты. Обобщенно их называют  или органами государственного  управления, или органами исполнительной  власти. Таким образом, в административно-правовых  отношениях опосредуется само  государственное управление, т.е.  компетенция соответствующих субъектов  этого вида государственной деятельности. Она не ограничивается только  взаимодействием разноуровневых субъектов такого рода (например, отношениями между вышестоящими и нижестоящими исполнительными органами). Управленческая компетенция реализуется в отношениях со всеми возможными сторонами, чья практическая деятельность или же чьи конкретные интересы связываются с механизмом исполнительной власти, т.е. с процессом реализации компетенции ее субъектов;

7. Для  возникновения административно-правовых  отношений необходимы особые  условия, которые:

-       возникают непосредственно в  связи с практической деятельностью  исполнительных органов по реализации  возложенных на них исполнительно-распорядительных  функций. Например, заключение имущественных  сделок не является проявлением  исполнительной власти, а потому, совершая подобного рода действия, исполнительный орган не выступает в роли субъекта управления. Механизм реализации исполнительной власти не находит своего выражения в этих действиях;

-       возникают также непосредственно  по поводу осуществления исполнительными  органами не любых функций,  а только управленческих. Имеется  в виду практическая реализация  принадлежащих им юридически  властных полномочий. Без них  исполнительный орган не может  выступать в роли субъекта  исполнительной власти;

Информация о работе Административно-правовые отношения