Административно-правовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 20:29, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы состоит в том, чтобы изучить и получить теоретические знания по данной теме, понять виды и черты административно-правовых отношений, освоить основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.
Для выполнения установленной цели, в работе поставлены задачи:
- изучить понятие «административно-правовые отношения»;
- разобрать виды и основные черты административно-правовых отношений;
- основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений.

Содержание работы

1. Введение.
2. Понятие административно-правовых отношений и их виды.
3. Основные черты административно-правовых отношений.
4. Основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений.
5. Заключение.
6. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная по административному праву.docx

— 32.25 Кб (Скачать файл)

План контрольной работы

 

  1. Введение.
  2. Понятие административно-правовых отношений и их виды.
  3. Основные черты административно-правовых отношений.
  4. Основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений.
  5. Заключение.
  6. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Любая отрасль права состоит из определенных правовых норм.

Гражданскому праву характерно регулирование гражданских правоотношений. Уголовному праву – регулирование правоотношений связанных с преступление и наказанием.

Под административно-правовым отношением понимается урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию и участникам. Основные признаки любого правового отношения – это первичность правовых норм, регламентация правовой нормой действий сторон этого отношения, корреспонденция взаимных обязанностей и прав сторон правоотношения, определяемая правовой нормой.

Административные правоотношения охраняются силой государственного принуждения.

Цель контрольной работы состоит в том, чтобы изучить и получить теоретические знания по данной теме, понять виды и черты административно-правовых отношений, освоить основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.

Для выполнения установленной цели, в работе поставлены задачи:

- изучить понятие «административно-правовые  отношения»;

- разобрать виды и основные  черты административно-правовых  отношений;

- основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых  отношений.

 

 

Понятие административно-правовых отношений и их виды

 

Любые общественные отношения преобразуются под регулирующим воздействием соответствующих норм права, т.е. приобретают правовую форму – становятся правовыми отношениями. Стороны таких отношений становятся носителями взаимных юридических обязанностей и прав, а их связи – правовыми. Это достигается тем, что именно правовая норма устанавливает обязанности и права, определяет ответственность за их неисполнение или нарушение прав одной из сторон. В этом смысле на лицо следующий правовой механизм: правоотношение возникает непосредственно в процессе реализации предписаний, содержащихся в данной норме права.

Административно-правовое отношение представляет собой урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений вообще, поэтому они обладают всеми свойственными им общими признаками. В то же время они имеют свои особенности.

Особенности административных правоотношений:

- обязанности и права сторон этих отношений связаны с деятельностью государственной администрации;

- в этих отношениях одной из сторон выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);

- данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;

- в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;

- разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке (хотя за последние годы все больше и больше таких споров рассматривается судами).

Существует значительное разнообразие административных правоотношений.

Классификация административно-правовых отношений может проводиться по различным основаниям. Наиболее значимо при этом выяснение, прежде всего характера управленческих связей.

С этих позиций можно выделить:

1. Отношения, непосредственно выражающие  сущность исполнительной власти. В рамках такого рода отношений  соответствующий субъект исполнительной  власти осуществляет непосредственное  управляющее (упорядочивающее) воздействие  на поведение управляемых участников  этих отношений. Естественно, что  именно им принадлежит главенствующая  роль в общей системе административно-правовых  отношений. Это, прежде всего отношения  между вышестоящими и нижестоящими  звеньями механизма исполнительной  власти, между руководителями и  подчиненными им по службе  работниками административно-управленческого  аппарата, между исполнительными  органами (должностными лицами) и  гражданами, общественными объединениями, государственными и негосударственными  предприятиями и учреждениями, на  которых действующим правом возлагаются  определенные административно-правовые  обязанности.

2. Отношения, которые складываются  за рамками непосредственного  управляющего воздействия, но связаны  с его осуществлением. Они имеют  вспомогательное значение по отношению к первому - основному виду административно-правовых отношений. Так, исполнительные органы часто вступают в отношения друг с другом по поводу согласования различных вопросов либо для подготовки совместных управленческих действий и т.п. Такого рода управленческие связи служат организационно-правовой предпосылкой собственно властеотношений (первый вид). В соответствии с известной формулой управления они выражают отношения типа «субъект – субъект» в отличие от первого вида отношений, которые полностью соответствуют управленческим связям типа «субъект – объект».

Административные правоотношения классифицируются по различным критериям.

1. По основаниям возникновения  административно-правовые отношения выделяются: возникающие, изменяющиеся прекращающиеся в процессе нормальной, правомерной деятельности уполномоченных субъектов, и деликатные правоотношения, являющиеся следствием главным образом дисциплинарных, административных правонарушений.

2. В зависимости от назначения  административно-правовых норм различаются  материальные и процессуальные  административные правоотношения. Материальные - это отношения, урегулированные нормами материально-административного права, а процессуальные - отношения урегулированные процессуальными нормами административного права.

3. По структуре объекта надо  различать простые и сложные  административные правоотношения, имеющие в качестве своей общей  предпосылки организационные отношения.

Общим объектом административных правоотношений, как и любых правоотношений, являются: поведение, деятельность физических лиц и их различных коллективных образований. В простых правоотношениях он является единственным. В сложных административных правоотношениях объектом самого поведения (деятельности) могут быть объекты, частично сходные с объектами гражданского права: а) имущество; б) работы и услуги; в) информация; г) результаты интеллектуальной деятельности; д) нематериальные блага (ст. 128 ГК РФ).

4. По соотношению прав и обязанностей  сторон выделяются вертикальные  и горизонтальные административные  правоотношения. Вертикальными обычно признаются административные правоотношения, основанные на властном подчинении одной их стороны другой. Вертикальные правоотношения являются правоотношения в которых субъекту, имеющему правомочия принимать решения в отношении другой стороны, последняя не подчинена ни в административном, ни в юридическом правоотношении, а принятое решение не является для нее обязательным.

5. В зависимости от целей деятельности  административно-правовые отношения  могут быть регулятивными и  охранительными (деликатные). Первые регулируют права и обязанности органов государственного управления, граждан и организаций, а вторые – порядок осуществления полномочий конкретных органов.

6. По составу участников правоотношения  могут быть внутриаппаратными  и внеаппаратными. Во внутриаппаратных административных правоотношениях обязательный субъект (носитель административной власти, звено аппарата) вступает в отношения с другими звеньями аппарата (органами, служащими и др.). Во внеаппаратных административных правоотношениях обязательный субъект взаимодействует с гражданами, негосударственными организациями, государственными предприятиями, учреждениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные черты административно-правовых отношений

 

Особенности административно-правовых отношений и их реальное место в системе правоотношений могут быть выражены следующими положениями.

1. Широко распространено мнение, что административно-правовые отношения  в отличие от иных (прежде всего - гражданско-правовых) являются властеотношениями, построенными на началах "власть - подчинение".

В юридической теории и практике сложилось устойчивое представление о властеотношениях, в которых отсутствует юридическое равенство сторон. Классическим примером отношений равенства сторон являются гражданско-правовые отношения.

2. Природа государственно-управленческой  деятельности диктует необходимость  выделения субъекта управления, то есть той стороны регулируемых  административным правом управленческих  отношений, в руках которой концентрируется  власть. В силу этого всегда  налицо определенный приоритет  воли такого субъекта (единая  управляющая воля). Соответственно  его сознательно-волевые проявления (волеизъявления) направлены на упорядочение  поведения объекта управления. Практическое  выражение такой направленности  обычно характеризуется как "команда"; это - мостик к формуле "власть - подчинение".

Управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле; в управленческих отношениях - на лицо соподчиненностъ воли. Соответственно, с одной стороны - авторитет, господствующая воля субъекта управления, с другой - подчинение ей воли всех иных участников управленческих отношений. Таково соотношение сторон в регулируемых административным правом управленческих связях различного рода. Отсюда и властный характер этих отношений, причем власть является средством волевого регулирования управленческих процессов и поведения их участников. Тем самым индивидуальное поведение координируется и подчиняется общим интересам совместной деятельности. Достигается это властным волеизъявлением соответствующего субъекта управления, выраженным либо в административно-правовых нормах, либо в индивидуальных актах управления. Это и есть наиболее емкое выражение регулирования поведения управляемых через их волю, их волевое, а не организационное подчинение общим интересам, выражаемым субъектом управления. Таково по существу содержание руководства поведением людей, свойственное управлению.

3. Сфера государственного управления - управляемая сфера. В силу этого в административно-правовых отношениях всегда находят свое выражение все основные качества, присущие государственно-управленческой деятельности, а также интересы, выражаемые в процессе практического осуществления этого вида государственной деятельности. Фактически все, что специфично для исполнительной власти и ее реализации, непременно находит, хотя и в различных вариациях, непосредственное проявление в этих правоотношениях. Это очевидно, так как речь идет не об обеспечении должной согласованности поведения людей и их объединений в любой общности людей (например, семья, общественное движение и т. п.), а о государственном характере подобной согласованности. Поэтому в административно-правовых отношениях всегда в той или иной форме, в том или ином объеме должен найти свое выражение публично-правовой, то есть государственный интерес. Административно-правовые отношения прямо связаны с обеспечением управленческих целей и интересов государства.

4. Сфера государственного управления  есть та область деятельности  государства, в которой действуют  особого рода субъекты. Обобщенно  их именуют либо органами государственного  управления, либо органами исполнительной  власти. Это значит, что в административно-правовых  отношениях опосредуется само  государственное управление, то  есть компетенция соответствующих  субъектов этого вида государственной  деятельности. Она не поглощается исключительно взаимодействием разноуровневых субъектов такого рода (например, отношениями между вышестоящими и нижестоящими исполнительными органами). Управленческая компетенция реализуется в отношениях со всеми возможными сторонами, чья практическая деятельность или же чьи конкретные интересы связываются с механизмом исполнительной власти, то есть с процессом реализации компетенции ее субъектов.

5. Административно-правовые отношения  по своей сути являются особой  разновидностью организационных  отношений. Характерно, что они преследуют  цель не только организации  собственной работы аппарата  управления, но и охватывают различного  рода организационные аспекты, выходящие  за рамки "самоорганизации". Например, в структурном смысле - это образование различного рода управленческих структур, регистрация возникающих негосударственных образований и т. п. В функциональном смысле - это повседневное регулирующее воздействие на поведение всех, кто соприкасается со сферой государственного управления, и т. п. Главное при этом состоит в том, что административно-правовые отношения, будучи по своей сути организационными, непосредственно связаны с деятельностью специальных субъектов - органов государственного управления и возникают на основе специфических правовых норм, а именно - административно-правовых.

Информация о работе Административно-правовые отношения