Аграрное право и аграрное законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:14, лекция

Описание работы

Проблема определения природы аграрного права в российской правовой доктрине.
Предмет и метод аграрного права.
Принципы аграрного права.
Источники аграрного права

Файлы: 1 файл

Аграрное право лекции 1-6.doc

— 386.50 Кб (Скачать файл)

 Глава 1. Аграрное право и аграрное законодательство

 

1.1. Проблема  определения природы аграрного  права в российской правовой  доктрине.

В основу выделения аграрного  права как комплексной интегрированной отрасли положен предмет правового регулирования – общественные отношения, образующие в силу их специфики особые системы связи между юридическими нормами.

Споры по поводу существования аграрного  права начались с 70-х гг. XX в., когда  впервые был поставлен вопрос о формировании этой новой отрасли  права. Становление аграрного права обусловлено спецификой сельскохозяйственной деятельности, наличием органически связанного между собой комплекса аграрных отношений, объектом которых является преимущественно производственно-хозяйственная, а также иная деятельность сельскохозяйственных предприятий, организаций и их объединений.

Объективной основой формирования аграрного права как особой отрасли права является наличие его предмета – общественных отношений, нуждающихся в особом правовом регулировании, к ним относятся отношения, связанные с производством сельскохозяйственной продукции, ее переработкой и реализацией, т. е. отношения, возникающие в процессе сельскохозяйственной деятельности.

Отношения, связанные с производством  сельскохозяйственной продукции, составляют ядро вышеназванных отношений и оказывают определяющее влияние на другие отношения, связанные с сельского хозяйственной деятельностью.

«Аграрное право» ранее  называлось «Сельскохозяйственным  правом», с 1993 г. эта дисциплина была переименована в «Аграрное право».

Аграрное право –  комплексная и специализированная отрасль права, в пользу чего свидетельствует  следующее: а) наличие определенной группы общественных отношений – аграрных правоотношений, складывающихся в сфере сельскохозяйственной деятельности; б) наличие аграрной политики государства; в) наличие специфических принципов, системы аграрного права; г) наличие аграрного законодательства.

Аграрное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих аграрные правоотношения, т. е. отношения, возникающие в процессе сельскохозяйственной деятельности.

К аграрным правоотношениям  следует относить земельные, имущественные, трудовые, финансовые, организационно-управленческие и другие отношения, возникающие в процессе сельскохозяйственной деятельности.

Широко трактуемый в юридической литературе термин «процесс сельскохозяйственной деятельности», по нашему мнению, следует понимать как деятельность по обработке земель, производство любой сельскохозяйственной продукции, вплоть до ее переработки, хранения и реализации.

Аграрное право регулирует комплексные правоотношения, представленные в виде совокупности земельного, имущественного и других отношений; при регулировании этих отношений применяются комплексные методы, а именно: методы разрешения, дозволения и запрета.

Аграрное право следует  понимать в следующих значениях:

1) как отрасль права;

2) как науку;

3) как учебную дисциплину.

Аграрное право как  наука представляет собой совокупность научных теорий, концепций, идей, точек  зрения об аграрном праве как отрасли права, о его становлении и развитии, принципах и особенностях правового регулирования аграрных отношений в РФ в условиях рынка, о совершенствовании аграрного законодательства и эффективности его применения.

1.2. Предмет  и метод аграрного права.

Аграрное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сельском хозяйстве, в процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности.

Предметом аграрного  права являются различные общественные отношения, возникающие в процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности, а также непосредственно связанные с деятельностью субъектов аграрного права, которые именуются аграрными отношениями.

Сфера сельскохозяйственного  производства обладает существенной спецификой: зависимостью от природно-климатических факторов, сезонным характером труда, превышением времени производства сельскохозяйственной продукции над продолжительностью рабочего времени, использованием земли в качестве основного средства производства. Необходимо учитывать также значение аграрного сектора для обеспечения продовольственной безопасности страны.

Специфика предмета аграрного  права - сложный комплекс различных видов общественных отношений в сельском хозяйстве (земельных, имущественных, организационно-управленческих, трудовых и др.).

Таким образом, аграрные отношения составляют объективную  основу формирования и развития аграрного права.

Система аграрного  права. Структуру аграрного права составляют правовые институты и нормы. Научно обоснованное расположение аграрно-правовых институтов в соответствии с их ролью в регулировании аграрных отношений составляет систему аграрного права. Разделение аграрного права на институты осуществляется на основе аграрного и иного законодательства. Практически все институты аграрного права являются комплексными, как и отрасль в целом.

Система аграрного права  состоит из Общей и Особенной  части. К Общей относятся институты, характеризующие:

• государственное регулирование  сельского хозяйства;

• правовое регулирование  социальных отношений на селе;

• правовые основы аграрной реформы;

• правовое положение  сельскохозяйственных организаций;

• правовое положение  крестьянских (фермерских) хозяйств;

• правовое положение  личных подсобных хозяйств граждан.

В Особенную часть  включены институты, определяющие:

• правовой режим имущества  сельскохозяйственных организаций;

• права и обязанности  сельскохозяйственных организаций  по использованию земли и других природных ресурсов;

• особенности правового  регулирования в сельском хозяйстве:

• право предпринимательской деятельности (в том числе по отраслям сельского хозяйства: в области семеноводства, племенного дела, ветеринарного дела, селекционной деятельности);

• финансовых отношений;

• трудовых отношений;

• договорных отношений;

• ответственность за нарушения аграрного законодательства.

Таким образом, аграрное право следует рассматривать  как комплексную специализированную отрасль права, которая представляет собой обусловленную внутренним единством систему взаимосвязанных правовых норм, регулирующих аграрные общественные отношения в сфере сельскохозяйственной и связанной с ней деятельности.

1.3. Принципы  аграрного права.

К основным принципам  правового регулирования общественных отношений, составляющих предмет аграрного права, можно отнести:

  • свобода осуществления предпринимательской деятельности в аграрной сфере экономики;
  • самостоятельность выбора форм хозяйствования;
  • свобода договора в аграрной сфере экономики;
  • свобода перемещения продукции сельхозтоваропроизводителей на территории Российской Федерации;
  • многообразие форм собственности и обеспечение защиты права собственности;
  • равенство субъектов предпринимательской деятельности в аграрной сфере экономики;
  • приоритетное развитие агропромышленного комплекса;
  • невмешательство государственных органов в хозяйственную деятельность сельхозтоваропроизводителей.
  • обеспечение законности в деятельности всех участников аграрных отношений;
  • установление государством основных направлений и приоритетов развития агропромышленного комплекса;
  • экологическая безопасность, обеспечение качества производимой продукции;
  • свобода выбора форм хозяйствования аграрными предпринимателями;
  • свобода договора;
  • судебная защита нарушенных прав участников аграрных отношений.

Как комплексная  отрасль аграрное право строится в основном на тех же общих принципах, которые характерны и для всего российского права:

Однако один специальный принцип аграрному  праву все же присущ: это принцип  учета в регулировании аграрных отношений специфики сельскохозяйственного производства.

Специфика состоит  в том, что в сельском хозяйстве земля используется как основное средство производства; оно связано с воспроизводством живых организмов - растений и животных и имеет сезонный характер. Это объективно присущие данной отрасли народного хозяйства особенности. Практика правоприменения показывает, что нормы аграрных законов эффективны тогда, когда учитывают и специфику социально-правовую: сложившийся уклад сельской жизни, менталитет крестьянства; существование в течение нескольких десятилетий колхозного строя при отсутствии права частной собственности на землю, особой системы регулирования договорных отношений и т.д.

1.4. Источники  аграрного права

Источники права представляют собой форму закрепления общеобязательных правовых норм.

В российской системе  права источниками права являются писаные законы - нормативные акты и нормативные договоры. В качестве источников права признаются также решения Конституционного Суда РФ, а также обычай в случаях, установленных законодательством.

Первичным элементом  законодательства является нормативный правовой акт, который представляет собой документ, объединяющий совокупность предметно связанных между собой норм. К ним относятся Конституция РФ, законы, кодексы, президентские указы, постановления правительства, ведомственные акты, конституции, уставы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные постановления и решения местных органов самоуправления.

Основную группу источников аграрного права образует законодательство, представленное нормативными правовыми актами, принятыми на всех уровнях государственной власти, а также местными органами самоуправления, регулирующими земельные отношения. Несмотря на такую кажущуюся ясность, выявление источников аграрного права остается довольно сложной задачей. Это в первую очередь связано с определением соотношения системы права и системы законодательства.

Если следовать доктрине, в соответствии с которой эти  две системы не совпадают и система законодательства шире, чем система права, то по своей предметной характеристике источниками аграрного права являются как земельное законодательство, объединяющее нормативные правовые акты, регулирующие отношения по использованию и охране земель, так и нормативные правовые акты, образующие другие отрасли законодательства, но регулирующие в отдельных своих положениях земельные отношения наряду с другими общественными отношениями. Соответственно в части положений, регулирующих общественные отношения, объектом которых выступает земля, земельные участки, их части, земельные доли или права на землю, они также являются источниками аграрного права, но остаются в системе своих самостоятельных отраслей законодательства. Так, источником аграрного права является лесное законодательство, и в частности Лесной кодекс РФ в части его положений, которые определяют правовой режим земель лесного фонда; водное законодательство, включающее Водный кодекс РФ в части его положений, устанавливающих порядок пользования землями водного фонда. Также источниками аграрного права может быть признано аграрное законодательство, представленное, к примеру, Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в части его положений, регулирующих земельные отношения; гражданское и уголовное законодательство, представленное частично Гражданским и Уголовным кодексами РФ.

Такой подход позволяет относительно ясно разграничить полномочия РФ и субъектов РФ в области регулирования земельных отношений в соответствии с Конституцией РФ. В частности, субъекты РФ, сохраняя право регулировать отношения по использованию и охране земель совместно с РФ (ст. 72 Конституции РФ), не могут принимать нормативные акты, устанавливающие меры уголовной ответственности за земельные преступления, либо регулировать земельные имущественные отношения, в частности связанные с совершением сделок и распоряжением земельными участками. Эти вопросы соответственно являются предметом уголовного и гражданского законодательства и в соответствии со ст. 71 Конституции РФ относятся к исключительному ведению РФ. При этом земельные нормы, включая те, которые определяют порядок распоряжения землями, государственного аграрного контроля, содержащиеся в нормативных правовых актах различных отраслей законодательства, образуют единую систему аграрного права.

Земельное законодательство входит в соответствии с Конституцией РФ в совместное ведение РФ и субъектов РФ. Порядок принятия федеральных законов и законов субъектов РФ определен в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации». В нем, в частности, определено, что до принятия федеральных законов по предметам совместного ведения субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Кроме того, действует особая процедура принятия федеральных законов, проекты которых должны быть согласованы с органом государственной власти субъектов РФ.

Дальнейшее позитивное развитие аграрного законодательства субъектов РФ можно ожидать с учетом полномочий по правовому регулированию земельных отношений, которыми они наделены ЗК, Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Вторую группу источников аграрного права образуют нормативные договоры и соглашения, заключаемые в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации». Наиболее распространенным и широко известным видом договоров являются договоры и соглашения между РФ и отдельными субъектами РФ о разграничении предметов ведения и полномочий. Соглашения подлежат занесению в реестр соглашений, а также официальному опубликованию в местных средствах массовой информации. Договоры и соглашения носят комплексный характер, и земельные вопросы затрагиваются в них лишь в самом общем плане. К примеру, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы передает в ведение органов государственной власти г. Москвы предоставление земельных участков, находящихся в собственности Москвы, органам государственной власти. РФ, представительствам субъектов РФ, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в РФ.

Информация о работе Аграрное право и аграрное законодательство