Анализ ответственности государств за нарушение прав человека за период 2010-2012 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в проведении анализа ответственности государств за нарушение прав человека за период 2010-2012 годы.
Предмет и цель определили следующие задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты ответственности государств за нарушение прав человека;
– определить понятие ответственности государств;
– дать общую характеристику международных документов, закрепляющих стандарты прав человека;

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты ответственности государств за нарушение прав человека 5
1.1 Понятие ответственности государств 5
1.2 Общая характеристика международных документов, закрепляющих стандарты
прав человека 7
1.3 Механизм привлечения государств к международной ответственности по
современному международному праву 12
2 Анализ ответственности государств за нарушение прав человека за период
2010-2012 годы 17
Заключение 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

курусь Анализ ответственности государств за нарушение прав человека (10-12 г.).docx

— 64.98 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

Введение            3

1 Теоретические аспекты ответственности государств за нарушение прав человека  5

    1.1 Понятие ответственности государств       5

    1.2 Общая характеристика международных документов, закрепляющих стандарты

          прав человека           7

1.3 Механизм привлечения государств к международной ответственности по

     современному международному праву       12

2 Анализ ответственности  государств за нарушение прав  человека за период 

   2010-2012 годы           17

  Заключение            25

  Список использованных источников        27

 

 

 

 

 

Введение

В обеспечении исполнения норм международного права важную роль играет институт ответственности как один из древнейших институтов международного права. Ответственность в международном праве представляет собой оценку международного правонарушения и субъекта, его совершившего, со стороны мирового сообщества и характеризуется применением определенных мер к правонарушителю. Содержание международно-правовой ответственности заключается в осуждении правонарушителя и в обязанности правонарушителя понести неблагоприятные последствия правонарушения.

Проблема ответственности в международном праве непосредственно связана с функционированием международного права, сущность которого определяется результатом согласования волеизъявлений суверенных государств. Международное право в силу специфики его формирования всегда содержало и содержит общечеловеческие нравственные ценности.

Будучи юридическим феноменом, международное право базируется на общем согласии государств как суверенных и равных между собой субъектов международного права и охраняется авторитетом государств, образующих международное сообщество. Принцип суверенного равенства неразрывно связан с уважением прав, присущих суверенитету. Это означает, что государства как субъекты международного права имеют равные права и обязанности.

Актуальность данной темы заключается в том, что международная ответственность за нарушение прав человека, является важным и вместе с тем недостаточно разработанным институтом международного права.

Вопрос об ответственности государств за нарушение прав человека остается крайне актуальным: последний пример - события в Ливии. Несмотря на большое количество международно-правовых актов, нарушения прав человека продолжаются практически во всех государствах. Поэтому необходимы более эффективные меры для их повсеместного соблюдения, совершенствования внутригосударственных и международных механизмов их защиты, законодательства и международно-правовых норм, перевода межгосударственного сотрудничества в этой сфере в более конструктивное русло.

Осознание государствами необходимости международно-правового регулирования вопросов предотвращения таких обстоятельств (и ущерба) и ответственности за их наступление привело к возникновению нового международно-правового института - института международной ответственности за нарушение прав человека.

Объект курсовой работы – институт ответственности.

Предмет – анализ ответственности государств за нарушение прав человека за период 2010-2012 годы.

Цель курсовой работы состоит в проведении анализа ответственности государств за нарушение прав человека за период 2010-2012 годы.

Предмет и цель определили следующие задачи:

– рассмотреть теоретические аспекты ответственности государств за нарушение прав человека;

– определить понятие ответственности государств;

– дать общую характеристику международных документов, закрепляющих стандарты           прав человека;

– рассмотреть механизм привлечения государств к международной ответственности по современному международному праву;

– провести анализ ответственности государств за нарушение прав человека за период    2010-2012 годы.

 

1 Теоретические аспекты ответственности государств за            нарушение прав человека

1.1 Понятие ответственности государств

Институт ответственности является необходимым элементом функционирования любой системы права. Ответственность является «вечным спутником» права. Если есть возможность нарушения каких-либо норм права, то должна существовать возможность восстановления нарушенных прав или норм, обеспечения действенности юридических установлений. Международное право не составляет в этом отношении исключения.

Международно-правовая ответственность государств– это одно из средств международно-правового регулирования, проявляющееся в обязанностях субъектов международного права не совершать международные правонарушения и реализующееся в форме добровольного исполнения данных обязанностей субъектами международного права либо, при неисполнении этих обязанностей как реализации обязательства государства-правонарушителя, восстановить международный правопорядок и понести негативные последствия, ограничения, а также права потерпевшего государства, других государств или международных организаций применить ограничения для обеспечения соблюдения норм международного права[1, с. 27].

В случае нарушения международных обязательств, вызванного отказом от их выполнения вследствие действий (бездействия), имеющих противоправный характер, правонарушитель - субъект международного права несет негативную ответственность. Обязанность соблюдать международное соглашение получает смысл своего существования на основе признания ответственности субъекта международного права за его нарушение. Подобная обязанность и признание ответственности за отход от нее - взаимосвязанные явления, подчеркивал О.И. Тиунов[2, с. 41]. Нарушение субъектом международного права своих международных обязательств порождает вопрос о его ответственности не только за отход от заключенного соглашения, но и за нарушение принципа добросовестного соблюдения международных обязательств.

По мнению Д.В. Левина, государства, вступая во взаимные отношения, взаимно признают для себя обязательными известные принципы и правила поведения - нормы международного права. Ответственность за нарушение этих норм является одной из предпосылок их соблюдения[3, с. 65]

Ответственность в международных отношениях - составное звено более общей проблемы социальной ответственности, где переплетаются общесоциологические и правовые моменты. Сама идея юридической силы международных норм утверждалась медленно и с трудом. Долгое время обязательная сила международных договоров обосновывалась религией, моралью, которые в свою очередь обосновывали юридическую природу договоров позитивными и ретроспективными аспектами социальной ответственности. При заключении международных договоров средневековая практика считала гарантией торжественную религиозную клятву, которая сопутствовала международным договорам вплоть до XVIII века[3, с. 66].

Содержание принципов «добросовестного выполнения государствами обязательств» и «договоры должны соблюдаться» неотделимо от социальной категории «ответственность» и прочно связано с общесоциальным правом. Позитивная ответственность в международном праве представляет собой общее требование по обеспечению законности и правопорядка для всех субъектов международного права. Это шире, чем принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, но это не ретроспективный аспект ответственности. Если субъекты международно-правовой ответственности добросовестно выполняют свои обязательства, то такое поведение должно считаться юридически ответственным в смысле реализации позитивного аспекта правовой ответственности. Этот аспект ответственности закреплен в так называемых первичных (материальных) нормах международного права и существует в регулятивных правоотношениях. А в результате неправомерных действий или бездействия государств и других субъектов международной ответственности, нарушающих их международную обязанность, возникают вторичные правоотношения ответственности в форме ретроспективной юридической ответственности. Этот аспект ответственности существует в охранительных правоотношениях[1, с. 31]

Таким образом, речь идет о двух аспектах или сторонах одного социального явления. Позитивный аспект характерен совершением положительных для поддержания международного мира и безопасности деяний, а ретроспективный аспект ответственности - совершением правонарушений, что противоречит и нарушает международный мир и безопасность. Поэтому международное правонарушение следует рассматривать как безответственное поведение.

Позитивная ответственность в международном праве занимает несравнимо большее место в международных отношениях, чем ретроспективная ответственность. Кроме того, в Уставе ООН позитивная ответственность Совета Безопасности охарактеризована как «главная ответственность». Статья 24 Устава ООН гласит, что члены ООН «возлагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности». По статье 73 Устава члены ООН «несут или принимают на себя ответственность за управление территориями, народы которых не достигли еще полного самоуправления». А статья 6 предусматривает исключение из ООН государств, систематически нарушающих принципы Устава ООН, то есть речь здесь идет об актах, нарушающих позитивную ответственность и порождающих негативную ответственность. Ежегодно заключается большое количество двусторонних международных договоров, в которых предусматривается ответственность сторон. Именно подобная ответственность играет первостепенную роль в деле развития сотрудничества всех государств.

Сущность позитивной ответственности в международном праве состоит в исполнении обязанности всех субъектов международно-правовых отношений действовать таким образом, чтобы нормы и принципы международного права претворялись в жизнь.

Негативная ответственность государства за международное правонарушение есть обязанность данного государства ликвидировать все вредные для международного правопорядка последствия правонарушения и понести лишения соразмерно содеянному. Она, по выражению В.А. Василенко, «падает только на государство-правонарушителя и является результатом его неправомерного поведения, имевшего место в прошлом» [4, с. 32].

Содержание конкретных охранительных правоотношений, порожденных правонарушением, зависит от характера и юридической квалификации самого правонарушения. При обычных правонарушениях возникает обязанность правонарушителя возместить ущерб и право потерпевшей стороны требовать этого. При совершении международных преступлений, как отмечал Г.И. Тункин, «санкции не ограничиваются обязательствами государства-агрессора, а включают также непосредственные меры принуждения» [5, с. 479].

Таким образом, ответственность в международном праве за правонарушение выражается для правонарушителя в негативных последствиях, представляющих собой различные формы принуждения или возмещения ущерба.

1.2 Общая характеристика международных документов, закрепляющих

     стандарты прав человека

Понятие международно-правовых стандартов в области прав человека в науке и практике применения международного права определяется не всегда одинаково. В одних случаях такими стандартами признаются все разнородные нормы международного права в области прав и свобод личности. К таким нормам относят правила международных договоров, резолюции международных организаций, политических договоренностей (примером такой договоренности могут служить Хельсинкский заключительный акт 1975 г. или документы Венской и Копенгагенской встреч), международные обычаи (Р.А. Мюллерсон). Похожая трактовка международных стандартов прав человека, только в «европейской» интерпретации, предлагается С.А. Горшковой, полагающей, что такими стандартами следует признавать правовые нормы конвенций и сформировавшееся на основе решений Европейского Суда и Комиссии по правам человека прецедентное право, на которые опирается правовая система европейских государств.

Представляется, что более близка к адекватной трактовке слова-термина «стандарт» (от англ. standard – образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов) трактовка МСПЧ как нормативного минимума, определяющего необходимый и достаточный уровень государственной регламентации прав и свобод человека и гражданина, а также реализации этих прав и свобод с законодательно допустимыми отступлениями в той или иной ситуации в форме превышения либо конкретизации данного минимума [6, с. 55].

Другими словами, стандарты, выражающиеся обычно в виде положений конвенций, рекомендаций, принципов, правил, есть такие минимальные международно-правовые нормы, адресатом которых выступает все мировое сообщество либо группа государств, входящих в ту или иную международную организацию. При этом минимальность таких норм означает, что объем ее содержания таков, что всякое необоснованное (произвольное), т.е. осуществляемое за пределами законных установлений и предписаний, уменьшение этого объема (уменьшение количества прав, свобод человека и гражданина, предусмотренных «стандартной нормой») рассматривается как нарушение международного стандарта, влекущего за собой те или иные международно-правовые последствия [7, с. 20].

Основное значение Всеобщей декларации прав человека, Международных пактов о правах человека и других конвенций в области гуманитарного права заключается в том, что они устанавливают общечеловеческие стандарты прав и свобод личности. Эти стандарты конституируются как нормативный минимум, определяющий уровень государственной регламентации с допустимыми отступлениями в форме превышения либо конкретизации. Именно такой смысл стандартов выражен в Уставе МОТ: конвенции и рекомендации МОТ не затрагивают «какой-либо закон, судебное решение, обычай или соглашение, которые обеспечивают трудящимся более благоприятные условия, чем те, которые установлены в конвенции или рекомендации». Классификация прав человека предполагает их деление на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные [8, с. 52].

Международное гуманитарное право отвергает деление прав и свобод личности по степени их значимости для человека. В Венской декларации и Программе действий (1993 г.) установлено, что все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны, объективны и неизбирательны.

Всеобщая декларация прав человека закрепила, что каждый человек имеет обязан-ности перед обществом. В связи с этим допускается возможность установления по закону ограничений при осуществлении прав и свобод  [9, с. 5].

В обоих Пактах о правах человека закреплена связь между правовым статусом личности и правом народа на самоопределение, в силу которого каждый народ свободен устанавливать свой политический статус и обеспечивать свое свободное развитие. Сочетание различных индивидуальных прав образует новое синтетическое право, принадлежащее уже не отдельной личности, а целому коллективу (народу) [5, с. 123].

Весьма примечательно отношение международного гуманитарного права к праву частной собственности и предпринимательской деятельности. Всеобщая декларация прав человека ограничивается закреплением права каждого человека владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. В Пакте об экономических, социальных и куль-турных правах о таких правах вообще умалчивается. Протокол №1 к Европейской кон-венции о защите прав человека фиксирует право каждого физического или юридического лица беспрепятственно пользоваться своим имуществом.

Информация о работе Анализ ответственности государств за нарушение прав человека за период 2010-2012 годы