Аспекты совершенствования деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2014 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

В работе права и обязанности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов рассматриваются с позиции общего правового статуса личности, отражённого в современной теории права. Эти права и обязанности показаны со своими особенностями, отличающимися от общестатусных подходов. Это сделано, исходя из общей поставленной цели исследования, которая направлена на:
изучение института государственной службы Российской Федерации; осмысление вида государственной службы, который регламентирует деятельность судебных приставов;
исследование общего статуса личности, а также элементов статуса; на раскрытие прав и обязанностей судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов через понятие «должностное лицо», «представитель власти»;
формирование предложений по совершенствованию путей улучшения реализации прав и обязанностей судебных приставов, в том числе и законодательства.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................................3
Глава 1. Правовое положение судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
1.1. Эволюция системы органов обеспечивающих деятельность судов……………6
1.2. Полномочия судебного пристава по обеспечению установленного
порядка деятельности судов………………………………………………………...12
1.3. Меры защиты и ответственности судебного пристава по обеспечению
установленного порядка деятельности судов……………………………………...23
Глава 2. Тактика деятельности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов
2.1. Общие положения тактики деятельности судебного пристава по
обеспечению установленного порядка деятельности судов……………………….29
2.2. Порядок и пределы применения физической силы, специальных средств
и огнестрельного оружия судебным приставом по обеспечению
установленного порядка деятельности судов………………………………………39
Глава 3. Аспекты совершенствования деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов
3.1. Взаимодействие службы судебных приставов с иными органами по
обеспечению установленного порядка деятельности судов……………………….45
3.2. Проблемы и перспективы развития института судебных приставов по
обеспечению установленного порядка деятельности судов……………………….53
Заключение........................................................................................................................61
Список использованных источников.............................................................................64

Файлы: 1 файл

Диплом Приставы.doc

— 415.00 Кб (Скачать файл)

Что касается Тульской области, то согласно докладу главного судебного пристава Тульской области В.Ю. Решетова на заседании коллегии «О результатах деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по Тульской области за 2011 год и задачах на 1 полугодие 2012 года» Управлением за отчетный период выполнены все прогнозные показатели по обеспечению исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов. С июня 2011 года судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов несут службу по охране Арбитражного суда Тульской области в круглосуточном режиме. По итогам опроса отзывы судей положительные, нареканий на качество несения службы судебных приставов нет. Судебными приставами за 2011 год составлено 948 протоколов об административных правонарушениях. Однако данное количество является явно недостаточным, учитывая штатную численность судебных приставов – 223 человека. Руководитель обратил внимание на необходимость повышения качества работы структурных подразделений в части обеспечения установленного порядка деятельности судов и безопасности исполнительных действий, требуя не допускать снижения бдительности, предельно ответственно подходить к выполнению своих служебных обязанностей.

На обеспечение установленного порядка деятельности судов возложена обязанность по охране зданий судов в круглосуточном режиме. Обеспечение круглосуточной охраны зданий судов возможно только при наличии достаточной штатной численности судебных приставов и при условии оснащения зданий судов современными техническими средствами охраны. Кроме того, обеспечение круглосуточной охраной не должно отражаться на качестве охраны других зданий судов. Вместе с тем, опрошенные председатели судов подтвердили недостаточный уровень оснащения техническими средствами охраны зданий судов.

Анализ работы территориальных органов ФССП России с учетом мнения судейского сообщества позволяет максимально объективно оценить качество работы судебных приставов, помогает выявить имеющиеся недостатки и принимать должные меры, направленные на их устранение, а также определить перспективы взаимодействия с судейским сообществом.

Повышенное внимание осуществлению прокурорского надзора за судебными приставами обусловливается рядом факторов:

  • судебные приставы при выполнении своих обязанностей по осуществлению приводов, оказанию содействия судебным приставам-исполнителям и дознавателям непосредственно участвуют в применении мер процессуального и иного принуждения к гражданам и юридическим лицам, допуская при этом нарушения закона;
  • судебные приставы при осуществлении своих обязанностей систематически применяют физическую силу и специальные средства по отношению к гражданам, попадающим в сферу судебного и исполнительного производства;
  • судебные приставы в соответствии с Федеральным законом «О судебных приставах» и КоАП РФ обладают широкими административно-юрисдикционными полномочиями по отношению к гражданам, попадающим в сферу их деятельности;
  • ненадлежащее исполнение или неисполнение судебными приставами возложенных на них обязанностей препятствует реализации гражданами и иными лицами права на рассмотрение судами дел в разумные сроки, а также ставит под угрозу безопасность судей, лиц, участвующих в деле, в том числе и прокуроров, и иных субъектов, присутствующих в судебных заседаниях;
  • в настоящее время численность судебных приставов в Федеральной службе судебных приставов превышает 22 тыс. человек, на вооружении которых находится современное боевое (в том числе автоматические) оружие, что обусловливает необходимость проверок правомерности его приобретения, хранения, ношения и использования51.

Кроме того, в процессе своей деятельности судебные приставы нередко допускают нарушения закона, ограничивающие конституционные права граждан: на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, на свободу передвижения (соответственно ст. ст. 22, 25 и 27 Конституции РФ). Зачастую данные нарушения допускаются из-за несовершенства правового регулирования деятельности судебных приставов, в силу отсутствия надлежащего ведомственного контроля, а также в результате умышленных противоправных действий отдельных приставов.

Ослабление прокурорского надзора за исполнением законов данной категории судебных приставов в условиях допускаемого законом применения ими мер принудительного характера, несомненно, сказывается на состоянии законности в сфере соблюдения прав и свобод граждан.

В связи с этим исследование специфики прокурорского надзора за исполнением законом судебными приставами, позволяющее выявить проблемные вопросы в осуществлении рассматриваемого направления надзорной деятельности прокуроров и высказать обоснованные предложения по совершенствованию соответствующей работы и действующего законодательства, является актуальным на современном этапе функционирования органов прокуратуры.

Уделяя повышенное внимание обеспечению социально значимых судебных процессов, имеющих широкий общественный резонанс, в первую очередь на Северном Кавказе, где угроза совершения террористических актов особенно велика. Законодательно на судебных приставов не возложены задачи по противодействию терроризму. Вместе с тем, в ходе взаимодействия с Национальным антитеррористическим комитетом удалось добиться решения о включении руководителей территориальных органов ФССП России в составы оперативных штабов в субъектах РФ, что способствует повышению эффективности обеспечения безопасности и правопорядка в зданиях судов. ФССП активно взаимодействует с МВД, ФСБ, Верховным Судом РФ, Генеральной прокуратурой, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по вопросам организации и обеспечения безопасности социально значимых процессов52.

Статус судебных приставов в современных условиях должен быть пересмотрен. Государственная служба судебных приставов должна относится к правоохранительной службе. Целесообразно Федеральную службу судебных приставов наделить полномочиями на проведение оперативно-розыскной деятельности. Такое решение, в целом, скажется на эффективности самой службы, не будет дублирования в отчётах различных служб, будет приобретён опыт работы в области оперативных мероприятий, ускорится процесс раскрываемости уголовных преступлений, подведомственных Федеральной службе судебных приставов53. В целях улучшения деятельности Федеральной службы судебных приставов вносится предложение о расширении подследственности по уголовным делам. В частности, по делам о злостном неуплате алиментов. Предлагается: расширить правоохранительные и правоприменительные функции подразделениям судебных приставов; ввести административную ответственность для лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава; наделить главных судебных приставов правом, наряду с судебными органами, приостанавливать исполнительное производство, если есть основания считать, что действия судебного пристава-исполнителя совершаются с нарушением законодательства и могут привести к ущемлению прав, интересов участников исполнительного производства или причинению им ущерба; предметно разграничить полномочия налоговых органов и Федеральной службы судебных приставов, затрагивающих вопросы исполнения постановлений налоговых органов, например, по установлению исчерпывающего перечня оснований по отзыву постановлений налоговых органов, имеющих силу исполнительных документов, так как по этим постановлениям возбуждаются исполнительные производства.

Можно сделать вывод, что термин «судебный пристав» для Федеральной службы судебных приставов требует уточнения. Проблема в том, что деятельность судебных приставов связана не только с решениями судебных органов. В эту службу поступают и правовые документы других государственных органов. Например, постановления таможенной службы, налоговой инспекции и т.д. Зачастую судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов выполняет обязанности, которые не связаны напрямую с обеспечением безопасности судей и охраны судов. Например, он осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю, взаимодействует с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности и т.д54.

Соответственно слово «судебный» не совсем точно отражает деятельность судебных приставов. Более удачным, по мнению диссертанта, вместо слова «судебный» использовать слово «государственный». Термин «государственный пристав» точнее отражает профессиональную деятельность судебных приставов и задачи Федеральной службы судебных приставов. В связи с этим, целесообразно в Федеральный закон «О судебных приставах» внести соответствующие изменения. Такое изменение разрешило бы окончательно спор о месте службы судебных приставов в исполнительной или судебной власти. Наша позиция сводится к тому, что Федеральная служба судебных приставов должна находится в ведении исполнительной власти. В противном случае будет нарушен принцип разделения властей.

Так же для наделения должностных лиц службы судебных приставов функциями органа дознания имеются объективные предпосылки: необходимость обеспечения действенного уголовно-правового механизма деятельности по исполнению судебных актов и обеспечению установленного порядка деятельности судов; необходимость реализации возможности своевременно реагировать на преступления против правосудия, совершаемые в сфере деятельности службы; потребность в специализации лиц, производящих расследование по данной категории дел55.

В пункте 2 части 1 ст.40 УПК РФ вместо судебных приставов в качестве органа дознания следует указать органы Федеральной службы судебных приставов. Основания для внесения данных изменений следующие: институт военных судебных приставов отменен Федеральным законом РФ от 24 августа 2004 г. № 122-ФЗ; остальные перечисленные в ст.40 УПК РФ судебные приставы независимо от места их деятельности являются должностными лицами ФССП РФ; специализированные отделы дознания, созданные для реализации пре- доставленных дознавателям ФССП РФ полномочий по расследованию уголовных дел в полном объеме, могут функционировать только в органах дознания - учреждениях.

Сформулировано конкретное предложение по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства и правоприменительной практики: часть вторую статьи 297 УК РФ (неуважение к суду, выразившееся в оскорблении судьи или присяжного заседателя) исключить из подследственности ФССП в связи с тем, что на основании подпункта «б» пункта 1 части второй статьи 151 УПК РФ расследование уголовных дел об указанных преступлениях должно производиться следователями прокуратуры в силу должностного положения потерпевшего.

Принятие предлагаемых поправок позволит упорядочить деятельность судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов при выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, поддержанию общественного порядка в судебных помещениях и осуществлению приводов лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406  была принята Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы. Основной целью Программы является повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Для реализации цели Программы необходимо решить следующие задачи: обеспечение открытости и прозрачности правосудия; повышение доверия к правосудию, в том числе путём повышения эффективности и качества рассмотрения дел; создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности; обеспечение независимости судей; повышения уровня исполнения судебных решений.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Институт обязанности судебных приставов - действовать в строгом соответствии с законом. Судебные приставы по обеспечению установленного правопорядка в зале судебных заседаний, городских и районных судах, по охране свидетелей и оказанию физической помощи при осуществлении судебными приставами-исполнителями своих служебных обязанностей действуют на основании закона «О судебных приставах». Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Строго регламентируются условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. И при осуществлении своих обязанностей судебные приставы должны строго придерживаться не только закона «О судебных приставах» но и всех действующих законов и нормативных актов на территории нашего государства.

Следует иметь в виду, что в некоторых случаях судебный пристав вынужден решать поставленные перед ним задачи в условиях жесткого психологического конфликта, принимать ответственные решения и совершать действия в условиях психологического противоборства. Это требует от него знания основ психологии, владения специальными психологическими приемами по выходу из состояния конфликта. Сегодня, к сожалению, еще не накоплен достаточный опыт психологического воздействия судебных приставов на нарушителей порядка в судебном процессе, других лиц, с которыми им приходится общаться по долгу службы.

Многие из судебных приставов имеют опыт службы в различных силовых структурах, немало тех, кто участвовал в локальных конфликтах. Их профессиональная переподготовка проводится постоянно. При возникновении чрезвычайных ситуаций в здании суда (пожар, теракт, землетрясение, любые другие бедствия) первым на помощь согласно должностным инструкциями придёт судебный пристав. Поэтому и подготовка регулярная. В том числе и медицинская, и физическая, и огневая. Ведь приставам предоставлено право для ношения и применения оружия и спецсредств для защиты себя, а также жизни и здоровья граждан.

Поэтому, в виду растущего количества преступных посягательств на судебных приставов, приходится принимать большой комплекс мер по защите жизни и здоровья сотрудников ФССП, в том числе, и посредством практической отработки действий в случае возникновения нештатных ситуаций.

Служба судебных приставов в современных условиях играет положительную роль в укреплении законодательства и выработке в обществе истинного ценностного отношения к праву как к социальному институту, без которого нельзя решать стратегические задачи повышения эффективности правового воздействия на общественные отношения.

Сформулируем ряд обобщающих выводов, сделанных на основании проделанной работы.

Главная задача Службы судебных приставов на сегодняшний день – повышение качественного уровня судебных приставов, который позволил бы реализовать все полномочия, предоставленные законом, при этом не допустить нарушение прав и законных интересов всех участников судебного процесса.

Предоставив судебным приставам полноту и широту власти, законодатель тем не менее сделал всё возможное для того, чтобы оградить и защитить человека от чиновничьего произвола, лишить госслужащих самоуправства, обязал судебных приставов действовать только в строгих рамках закона. Деятельность судебных приставов постепенно становится серьезным фактором укрепления российской государственности.

Уверенность всех участников судебного процесса в собственной безопасности, которая обеспечивается качественной и беспрерывной работой судебных приставов, — это залог вынесения справедливого законного решения.

Изучив административно-правовой статус судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, приходим к выводу о необходимости наделения судебных приставов данной категории полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.

Наряду с этим, отсутствие Единых правил поведения граждан в суде затрудняет квалификацию административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.3 КоАП РФ — неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила. Принятие указанных правил позволит исключить дополнительную квалификацию правонарушений по ряду статей КоАП РФ (мелкое хулиганство, появление в общественных местах в состоянии опьянения и др.).

Информация о работе Аспекты совершенствования деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов