Аттестация персонала государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 08:30, реферат

Описание работы

Каждый государственный и муниципальный служащий в течение своей жизни не раз столкнется с аттестацией, порой тревожным и психологически мучительным процессом, поэтому необходимо знать всю структуру аттестации и быть готовым к ней, быть во всеоружии. Для госслужащего эта тема будет актуальна и животрепещуща всегда.

Файлы: 1 файл

Атт.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Каждый государственный и муниципальный служащий в течение своей жизни не раз столкнется с аттестацией, порой тревожным и психологически мучительным процессом, поэтому необходимо знать всю структуру аттестации и быть готовым к ней, быть во всеоружии. Для госслужащего эта тема будет актуальна и животрепещуща всегда. Поэтому считаю целью данной работы разобрать аттестацию как процесс, который будет рассмотрен в реферате на примере администрации и федеральных государственных служащих. К настоящему времени разработано множество методов оценки персонала. Но именно аттестация может быть основным методом анализа состояния персонала государственной и муниципальной службы. Достоинство этого метода в комплексном подходе, разноплановом отражении сложного труда руководителя. Аттестация дает возможность получить интегрированную оценку деловых и личностных качеств работника, его персонального вклада в результаты деятельности организации (администрации).

       Для раскрытия  темы считаю важным раскрыть  понятие аттестации, ее этапы и проблемы.

 

 

Основная часть

1.Понятие аттестации

 

Аттестация как средство и способ проверки соответствия профессионального уровня занимаемой должности в системе всех видов службы введена сравнительно недавно — с середины 80-х годов1. Правовым началом аттестации следует считать совместное постановление ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ от 5 марта 1987 г., которым утверждено Примерное положение о порядке проведения аттестации ответственных работников аппарата советских и общественных органов.1 На основе этой директивы были приняты нормативные акты о порядке проведения аттестации в отдельных видах службы на федеральном уровне. Аттестация — «одно из правовых средств изменения трудового договора (контракта) между государственным служащим и федеральным государственным органом. Подчиняться правилам проведения аттестации и выполнять рекомендации аттестационной комиссии — юридическая обязанность  государственного служащего»2, которая предполагает безусловную подчиненность служащего существующему порядку и правилам, установленным федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также не противоречащими им документами внутреннего характера.

 Аттестация государственных служащих проводится во исполнение Указа Президента России "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы"3 в целях совершенствования деятельности аппарата государственных органов управления, улучшения подбора и расстановки кадров, стимулирования роста их квалификации и повышения ответственности за результаты принимаемых решений, предупреждения ____________

1См: Манохин В.М. Служба и служащий в РФ: правовое регулирование. – М.: Юристъ, 1997. – С.42.

2См: Ведомости Верховного Совета СССР,1987. № 12. Ст.153.

3См: Настольная книга государственного служащего / Отв. ред. В.И.Шкатулла. – М..: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. – С. 318.

4См: Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. N 361 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы"// www.garant.ru

 

коррупции в аппарате государственного управления, развития инициативы

творческой активности1.

Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" гласит, что аттестация проводится для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда2. Основными задачами аттестации являются:

- определение служебного соответствия государственного служащего занимаемой должности;

- выявление перспективы использования  потенциальных способностей работника, стимулирования роста его профессиональной  компетенции;

- определение степени необходимости  повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки служащего;

       - обеспечение  возможности долгосрочного планирования  передвижения кадров, а также  своевременного освобождения работника  от должности или перевода  на менее квалифицированную работу3. Аттестация призвана содействовать выявлению общего кадрового потенциала и оптимальному обеспечению функционального предназначения аппарата.

 

2. Требования  к проведению аттестации

 

Для проведения аттестации необходимо:

1) сформировать аттестационную  комиссию;

2) утвердить график проведения аттестации;

3) составить списки  муниципальных служащих, подлежащих  аттестации;

4) подготовить необходимые  документы для аттестационной  комиссии;

5) ознакомить муниципального  служащего с условиями и порядком  проведения аттестации.

 

____________

1См: Положение Минтруда РФ 15 октября 1992 г. N 73 «О порядке проведения аттестации государственных служащих органов исполнительной власти»// www.garant.ru – Раздел 1, п.1.

2См: Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"" (с изменениями от 18 февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 27 мая 2003 г.)//Собрание законодательства РФ- 1995 - №31. – Ст.24, п.1.

3См: Положение Минтруда РФ 15 октября 1992 г. N 73 «О порядке проведения аттестации государственных служащих органов исполнительной власти»// www.garant.ru – Раздел 1, п.4.

 

3.Сроки проведения  и график

 

 

Конкретные сроки, а также график проведения аттестации утверждаются руководителем соответствующего органа (местного самоуправления) исполнительной власти по согласованию с комитетом профсоюза и доводятся до сведения аттестуемых работников не менее чем за один месяц до начала аттестации.

 Очередной аттестации не  подлежат работники, проработавшие  в занимаемой должности менее  одного года; молодые специалисты; беременные женщины; служащие в течение года с момента присвоения им квалификационного разряда, назначения на должность по конкурсу и (или) сдачи квалификационного экзамена, окончания повышения квалификации или переподготовки (переквалификации); достигшие возраста 60 лет, после которого можно занимать только главные должности до 65 лет, если государство нуждается в таком работнике1. Здесь квалификационные разряды присваиваются по результатам квалификационного экзамена2.  Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, подлежат очередной аттестации не ранее чем через год после выхода их на работу. График проведения аттестации утверждается руководителем органа местного самоуправления (муниципальный служащий) и доводится до сведения каждого аттестуемого муниципального служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

В графике указываются:

- наименование органа  местного самоуправления (муниципальный  служащий),

________

1См: Родионова М.Право государственного служащего на присвоение квалификационного разряда// Российская юстиция.- 2001. -  №2. – С.48.

2См: Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (с изменениями от 18 февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 27 мая 2003 г.)//Собрание законодательства РФ- 1995 - №31. – Cт.7, п.1.

 

 

подразделения, в котором работает муниципальный служащий, подлежащий аттестации;

- дата и время проведения  аттестации;

-дата представления  в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за такое представление руководителей соответствующих подразделений органа (исполнительной власти, госоргана и т.д.) местного самоуправления1.

 Аттестация проводится не  чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в  четыре года. Работники аппаратов военных судов и Военной коллегии подлежат аттестации один раз в три года. Порядок аттестации определяется положением об аттестации работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, утверждаемым Председателем Верховного Суда Российской Федерации. Аттестация военнослужащих, прикомандированных к аппаратам военных судов и Военной коллегии, осуществляется в порядке, установленном в Вооруженных Силах Российской Федерации2.

4. Этапы  аттестации

4.1 Первый этап  — организационный.

 

Прежде всего, глава администрации принимает решение о проведении аттестации, сроках и ответственных за организацию и контроль. При этом ответственными назначаются одни из заместителей главы администрации и заведующий сектором кадров. Затем создается аттестационная комиссия под председательством главы администрации. Сам глава районной или городской администрации аттестуется в областной (краевой) аттестационной комиссии. Аттестационная комиссия состоит из председателя, его заместителя, секретаря и членов комиссии. Руководитель органа может привлечь к работе независимых экспертов. В состав аттестационной комиссии включаются представители кадровой и юридической служб государственного органа, а также может включаться представитель соответствующего профсоюзного органа3.

 

___________

1См: Порядок и условия прохождения муниципальной службы: М, 1999 – С.64.

2См: Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации""//www.garant.ru – Cт.33, п.6.

3См: Овсянко Д.М. Государственная служба РФ: Уч. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. -  М.: Юрист, 2002. – С.113.

 

Разрабатывается график прохождения аттестации персонала и утверждается список экспертов, участвующих в процедурах оценки.

Рекомендуется не позднее, чем за две недели до начала проведения аттестации в аттестационную комиссию предоставлять отзыв на подлежащего аттестации служащего, подписанный его непосредственным руководителем. Отзыв должен содержать полную и объективную оценку профессиональных и личностных качеств служащего, показатели результатов его деятельности за предшествующий период.

При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также отзыв о служащем и его аттестационный лист с данными предыдущей аттестации.

Кадровая служба органа местного самоуправления не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого муниципального служащего с представленным отзывом о его служебной деятельности. При этом аттестуемый муниципальный служащий вправе представить в аттестационную              
комиссию дополнительные сведения о служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом.                                                                                                                               

 Например, в администрации, если  отдельным руководителям приходится готовить заключения на многих работников, то, советует ученый, "в этом случае целесообразно шире использовать их заместителей. Глава администрации, как правило, готовит заключения на своих заместителей, а также руководителей тех отделений, управлений и департаментов, которые замыкаются на него по организационно-управленческой схеме."1

 

________________

1См: Лысенко В. Технология аттестации государственных и муниципальных служащих// Кадры. – 1998 - №4 – С.31.

 

Председатель аттестационной комиссии проводит рабочее совещание с обязательным участием всех аттестуемых я их непосредственных руководителей, в ходе которого обсуждаются цели и задачи оценки персонала, технология и график ее проведения. Все аттестуемые знакомятся с образцами документов и порядком их заполнения.

Каждому аттестуемому вручаются три документа1:

1."Анкета"

Анкета

для аттестации государственного (муниципального) служащего

Фамилия_________________________________________________________________

Имя_____________________________________________________________________

Отчество_________________________________________________________________

Аттестация проводится за_______________ год

Год рождения_____________________________________________________________

Место рождения___________________________________________________________

Национальность___________________________________________________________

Семейное положение_______________________________________________________

Имеются дети, сколько______________________________________________________

Место жительства__________________________________________________________

Образование_______________________________________________________________

(учебное заведение  и  год окончания)

Специальность по образованию_______________________________________________

Стаж работы по специальности________________________________________________

Знание иностранных языков___________________________________________________

Ученая степень, ученое звание, научные труды и изобретения______________________

Стаж работы на управленческих должностях____________________________________

Повышение квалификации, где, когда обучался__________________________________

Имеется ли сертификат, диплом, удостоверение о подготовке по новым направлениям работы в условиях рыночной экономики, кем, когда выдан_________________________________________________________________________

__________________

1См: Лысенко В. Технология аттестации государственных и муниципальных служащих// Кадры. – 1998 - №4 – С.32 (Анкета), С.33 (Бланк самооценки), С.34 – 35 (Тест для государственного (муниципального) служащего).

 

 

Работа по совместительству с момента поступления на государственную (муниципальную) службу, где, в каком качестве______________________________________________________________________

Информация о работе Аттестация персонала государственной службы