Госрегулирование цен и тарифов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 01:56, курсовая работа

Описание работы

Задачи данной работы: рассмотреть виды, функции и задачи цен. Рассмотреть вопросы ценообразования. Разобрать принципы определения цены для целей налогообложения. Рассмотреть государственное регулирование цен.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты государственного регулирования цен и тарифов ………..…………………………………………………………….....3
1.1 Система цен и тарифов в государстве……………………………………….4
1.2 Государственное регулирование цен и тарифов……………………………5
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ТАРИФОВ В РФ……………………….………………………………6
2.1 Нормативно-правовая основа государственного регулирования цен и тарифов в РФ………………………………………………….………………..…7
2.2 Формы и методы воздействия государства на цены в РФ……………….11
РАЗДЕЛ 3. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ТАРИФОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..…………………………………..…………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………….32

Файлы: 1 файл

Курсовик - Госрегулирование цен и тарифов.docx

— 66.97 Кб (Скачать файл)

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2 

РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты государственного регулирования цен и тарифов ………..…………………………………………………………….....3

1.1 Система цен и тарифов в государстве……………………………………….4

1.2 Государственное регулирование цен и тарифов……………………………5 

РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН  И ТАРИФОВ В  РФ……………………….………………………………6

2.1 Нормативно-правовая основа государственного регулирования цен и тарифов в РФ………………………………………………….………………..…7

2.2 Формы и методы воздействия государства на цены в РФ……………….11 

РАЗДЕЛ 3. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ  ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЦЕН И ТАРИФОВ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………….29 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..…………………………………..…………..30 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………….32

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     В рыночной экономике процессы ценообразования осуществляются в условиях конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением.

     В современной России серьезной проблемой  является установление эффективных методов экономического регулирования. С самого начала экономических реформ стали применяться такие методы государственного регулирования, которые усиливали нестабильность национальной экономики.

     Цены  – самый сложный и деликатный объект государственного регулирования. В стране ежедневно осуществляются десятки миллионов сделок купли-продажи  товаров и услуг. Цены позволяют  согласовать противоречивые интересы продавцов и потребителей, обеспечить необходимые экономические условия  их функционирования и процесса воспроизводства1.

     Тема  актуальна тем, что регулирование  цен государством позволяет сдерживать их неоправданный рост, ставить цены в зависимости от изменения экономических  условий, смягчать негативное воздействие  на жизненный уровень населения  и т.п.

     Возникает ещё одна цель государственного регулирования  – сглаживание противоречий между  целями экономической политики, снятие конфликтов между ними.

     Государство может ставить перед собой  любые цели, но чтобы их достичь, оно должно располагать средствами, ресурсами материального и нематериального  порядка, которые явились бы гарантом достижения целей.

     Государство вырабатывает определённые методы регулирования:

  • управление государственной собственностью;
  • государственное потребление;
  • социальные программы;
  • бюджетная политика;
  • налогообложение.

 

     

     По  мере развития экономической роли государства  происходило возрастание значения планомерности ценообразования. Так  возникли особые цены – тарифы, таксы.

     Во  всех странах мира государство воздействует на ценообразование – регулирует их. Имеются факты положительного и негативного воздействия государственных  органов на цены.

     Регулирование цен – есть норма современной  экономики всех стран мира. Все  государства регулируют цены.

     Большинство стран регулирует цены на топливно-энергетические ресурсы, продукцию машиностроения и сельского хозяйства. Что же касается розничных цен, то набор  регулируемых цен меньше и складывается от обстоятельств.

     Регулирование цен осуществляется посредством  установления верхних пределов, выше которых при любом спросе на товар  устанавливать цены запрещено.

     В данной курсовой работе рассмотрена политика регулирования цен, виды цен, и функции, система цен, этапы развития цен.

     Таким образом, цель данной работы – рассмотреть регулирование цен государством и его эффективность.

     Предметом настоящего исследования является государственное регулирование цен (тарифов).

     Объектом  – государственное регулирование ценообразования.

     Задачи  данной работы: рассмотреть виды, функции и задачи цен. Рассмотреть вопросы ценообразования. Разобрать принципы определения цены для целей налогообложения. Рассмотреть государственное регулирование цен.

     Теоретической и методологической основой написание курсовой работы послужили нормативные законодательные документы, литературные источники отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати, статистические данные, Интернет ресурсы.

     Цель  работы – рассмотреть вопросы государственного регулирования цен и тарифов, на примере Российской Федерации. Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:

  • теоретические аспекты государственного регулирования цен и тарифов;
  • анализ проблем на примере Российской Федерации;
  • формулировка выводов и путей совершенствования выявленных проблем.

     РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН  И ТАРИФОВ 

     1.1 Система цен и тарифов в государстве 

     Система цен и тарифов в современной  экономике очень сложна.                 И классифицируются цены по ра0зным признакам. Приводим наиболее распространенные из них. По отраслям экономики они делятся на оптовые (в промышленности), закупочные (в сельском хозяйстве), сметные                         (в строительстве), тарифы (на транспорте), таксы (в сфере обслуживания), розничные (в сфере торговли с населением).

     Оптовые цены - те цены, по которым реализуется продукция крупными партиями.

     Розничные цены - те, по которым товары продаются индивидуальным покупателям в относительно небольших объемах.

     По  способу формирования или по признаку степени свободы цены делятся  на следующие группы.

     Свободные рыночные цены - формируются в зависимости от состояния рынка, под воздействием спроса и предложения. Они абсолютно свободны от непосредственного вмешательства государственных органов. Переход от фиксированных государственных к свободным рыночным ценам называется либерализацией цен. Некоторые экономисты к этой категории цен причисляют и договорные цены. Другая часть ассоциирует договорные цены с контрактными.

     Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются на:

     - продукцию предприятий-монополистов;

     - базовые (для экономики данной  страны) ресурсы; 

     - социально значимые товары.

     Система государственных цен состоит  из двух элементов:

     а) фиксированные или твердые цены, жестко устанавливаемые 

       государственными органами;

     б) регулируемые цены.

     Фиксированные цены устанавливаются на местах органами исполнительной власти (администрациями). Как правило, они распространяются на некоторые товары первой необходимости (хлеб, молочные продукты, сахар и т.д.) При этом товаропроизводители получают дотации из бюджета для возмещения затрат, которые не покрываются за счет фиксированных цен. Изменение такой цены в какую-либо сторону производителем или продавцом товара преследуется по закону.

     Регулируемые  цены - их величина определяется госорганами с учетом изменения экономической конъюнктуры, но это воздействие ограничено и чаще всего состоит в установлении предельного уровня цены на определенные группы товаров. Применяются и другие методы регулирования.

     Контрактные цены - величина этих цен устанавливается предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В ряде случаев в контракте фиксируется не абсолютная величина цен, а их верхний или нижний уровень, либо их соотношение с государственными, рыночными, мировыми. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие возникновения каких-либо особых обстоятельств. Некоторые экономисты именно к этому типу цен относят и договорные.

     Различный уровень цен на однотипные товары вызывает необходимость использования  мировых цен - денежного выражения интернациональной стоимости (ценности) блага. Мировые цены - это те, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Они всегда рассчитываются в свободно конвертируемой валюте и без ограничений административного характера. По мере развития международной специализации труда роль мировых цен возрастает, поскольку они оказывают активное влияние на внутренние цены в качестве оптимальных ориентиров. В мировой цене могут найти отражение такие факторы, как условия транспортировки данного товара, объем покупки (оптовая или розничная) и т.д.

     Особую  разновидность мировых цен представляют трансфертные цены - внутрифирменные цены, применяемые транснациональными корпорациями в сделках между собственными подразделениями, находящимися в разных странах. Данные об этих ценах составляют, как правило, коммерческую тайну.

     Наряду  с описанными видами цен в экономической  практике применяется ряд других их характеристик, основанных на самых  разнообразных признаках. Важное значение имеет базисная цена - цена, которая принимается за основу сторонниками торговой сделки при установлении окончательной цены, зависящей от конкретных показателей качества товаров или определенных временных факторов с учетом инфляции.

     Демпинговые цены - это искусственно заниженные цены. Цели их применения могут быть самые разные: ради выживания фирмы, ради вытеснения с рынка конкурента и т.д.

     В экономическом анализе, планировании и статистике, а также в исследовательских  целях, наряду с текущими используются сопоставимые или неизменные цены. Использование таких цен объективно необходимо в связи с процессом инфляции.

     В этих же целях иногда применяют реальные цены, которые представляют собой цену в денежном выражении относительно общего уровня цен. В ходе принятия потребительских решений покупателя интересуют и относительные (сравниваемые) цены, т.е. цена данного товара по сравнению с ценой некоторого другого родственного товара или того же товара в другом регионе.

     В процессе проектирования новых видов  изделий и объектов для производства вновь осваиваемой продукции, товаров, услуг, материалов, полуфабрикатов, энергии  используются проектные цены.

     В более широком плане все виды цен, определяемые посредством расчетов, называются расчетными, а цены –  ожидаемыми.

     В экономике рыночного типа широко используются прогнозные цены - на их основе планируется деятельность фирм, разрабатываются проекты и программы, составляются государственные планы-прогнозы, именуемые индикативными планами.

     Биржевые, аукционные, комиссионные цены определяются конкретными формами рынков, на которых они образуются.

     Ряд цен на товары и услуги фиксируются  в документальной форме в виде прейскурантов, т.е. указателей цен. Величины цен, представленных в таких документах, называют прейскурантными.

     Особенности конкретных хозяйственных задач, многообразие отраслей в экономике, сфер действия цен, субъектов обслуживания, времени  действия определяют не только совокупность действующих цен, но и различия в  их структуре.

     Наиболее  распространенным в практике ценообразования  является определение структуры  цены по затратам производства (издержкам). Это означает, что цена должна включать затраты на производство товара, т. е. валовые издержки производства и  издержки обращения. Кроме того, она  обязана обеспечивать прибыль и  от производственной, и от реализационной деятельности предпринимателя, которая  также должна войти в цену.

     Фактическая себестоимость - полные издержки плюс прибыль - составляет основу оптовой цены.

Информация о работе Госрегулирование цен и тарифов