Государственная политика в сфере развития Дальнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 02:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ государственной политики и планирования развития Дальнего Востока России.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить сущность и принципы государственной политики;
- рассмотреть стратегические цели и главные задачи государственной политики в сфере развития Дальнего Востока России;
- изучить стратегические ориентиры и перспективы развития Дальнего Востока России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Понятие государственной политики………………………………………….4
2. Программа социально-экономического развития Дальнего Востока……..8
3.Перспективы развития Дальнего Востока…………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...25

Файлы: 1 файл

государственная политика в сфере ДВ.docx

— 57.58 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Понятие государственной политики………………………………………….4

2. Программа социально-экономического развития Дальнего Востока……..8

3.Перспективы развития Дальнего  Востока…………………………………...20

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованной литературы…………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Обращение к  концептуальным вопросам развития Дальнего Востока России было весьма актуальным на протяжении всего времени освоения нашего региона. На нынешнем этапе эта проблема становится еще более острой, учитывая изменяющуюся политическую и экономическую ситуацию в мире в целом и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в частности. Хотелось бы сразу подчеркнуть, что развитие отдельного региона можно рассматривать в большей степени как подсистему национальной экономики России. И здесь очень важно, какая макроэкономическая модель строится на уровне государства и какое место в ней занимает региональная политика.

Какова цель, которую следует достигать, —  это основной вопрос стратегии. В  случае всей России в качестве стратегической цели принято — превращение России в динамично развивающуюся экономическую державу, обеспечивающую на основе интенсивного труда и деловой инициативы, разумной и последовательной экономической политики среднеевропейские стандарты уровня жизни в российских природно-климатических и географических условиях. Иными словами, задача заключается в достижении роста и процветания экономики, обеспечении на этой основе благосостояния и свободы граждан. Это — естественная цель любого демократического общества. Она более чем актуальна и для отдельных регионов, в каждом из которых она конкретизируется определенным образом.

Целью курсовой работы является анализ государственной политики и планирования развития Дальнего Востока России.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

         - изучить сущность и принципы государственной политики;

- рассмотреть стратегические цели и главные задачи государственной политики в сфере развития Дальнего Востока России;

- изучить стратегические ориентиры и перспективы развития Дальнего Востока России.

          Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, а так же списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие государственной политики

Государственная политика - это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты.1

Государственная политика (общественная политика) - это совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые  разрабатываются и реализуются  органами государственной или муниципальной власти, с привлечением институтов гражданского общества. Она является средством, позволяющим государству достичь определённых целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные и иные методы и средства воздействия, опираясь на ресурсы, имеющиеся в его распоряжении.

Рассмотрению сущности и  элементов содержания системы государственной политики уделяется серьезное внимание в современной политико-социологической литературе. Государственная политика есть политический процесс управленческого влияния главным образом институтов исполнительной власти государства на основные сферы общества, опирающийся на непосредственное применение государственных властных полномочий как при разработке, так и при осуществлении стратегии и тактики регулирующего и организующего воздействия на все компоненты и аспекты функционирования и развития экономики, социальной сферы и других подсистем общества посредством размещения ресурсов, распределения, перераспределения общественных благ и других мер. Государственную политику разрабатывают и осуществляют преимущественно такие публичные институты власти, как правительство, президент и др. Сказанное не исключает возможность участия законодательных институтов в разработке политической стратегии и контроле за ее реализацией. Но парламент не является органом исполнения государственной политики, ибо он выступает публичным институтом законодательной и представительной власти. В равной мере сказанное относится и ко всем другим политическим организациям, включая институты политического участия и гражданского общества.

Система государственной  политики представляет собой не простую  сумму тех или иных элементов, а целостную их совокупность, диалектическое взаимодействие которых с необходимостью создает новые интегральные качества. Под системой государственной политики подразумевается не простая сумма компонентов ее содержания, но интегральное и целостное их единство в рамках данной системы, наличие которого превращает ее в самостоятельный объект изучения. Для освещения названного свойства системы государственной политики уместно сначала дать классификацию элементов ее содержания.

Можно выделить следующие  основные виды компонентов системы  государственной политики: субстанциональные, человеческие, институциональные, процессуальные и духовные. Что же касается объектов управления, то нет оснований причислять их к внутренним компонентам системы политики, ибо они являются внешними объектами воздействия со стороны названной системы политики, на которые направлено ее управленческое влияние. При этом общим правилом здесь является то, что «все параметры субъекта управления определяются в конечном счете объектом, ориентированы на то, чтобы обеспечить эффективное воздействие на объект, достижение определенной цели». Отсутствие корреляции между реальными свойствами объекта управления и характеристиками того или иного вида политики обрекает последнюю на субъективизм и неисполнение заявленных целей.

Исходным и субстанциональным  элементом системы государственной  политики выступает власть, или «властная  подструктура». Императивный характер государственной власти предполагает применение широкого круга мер и способов правового принуждения и, где необходимо даже организованного насилия для осуществления предусмотренных законом процессов управленческого воздействия на общество и его подсистемы по вопросам размещения ресурсов, распределения, перераспределения общественных благ и т.д. Забегая немного вперед, можно заметить, что институциональным измерением государственного принуждения выступают силовые органы правительства (МВД, спецслужбы, прокуратура и др.) и специальные учреждения (например, тюрьмы, исправительные учреждения и др.)2

В качестве социальных субъектов  системы государственной политики в первую очередь обычно называют народ той или иной страны как  источник государственной власти. В  демократическом обществе народ осуществляет свою власть как непосредственно (референдумы, выборы, прямые каналы влияния), так и опосредованно через многообразные группы избираемых на выборах депутатов всех уровней, руководителей (президента, губернаторов и др.) и назначаемых ими профессиональных управленцев-чиновников, именуемых по терминологии Макса Вебера классом бюрократии. В свете сказанного человеческие компоненты (социальные субъекты) системы государственной представлены руководителями государства и его основных институтов, а также классом профессиональных управленцев, который обычно называют государственными служащими, или бюрократией. Бюрократия функционирует в разных институтах и на разных этажах законодательной, исполнительной и судебной власти, как по вертикали, так и по горизонтали. Хотя главным местом ее деятельности выступают органы исполнительной власти всех уровней. Вместе с тем к социальным субъектам государственной политики правомерно относить различные виды политических элит: от высшей государственной, до региональных и местных, в которые входят наделенные полномочиями государственной власти выборные руководители, а также различные партийные фракции в законодательных институтах всех уровней. Опосредованно на государственную политику в современном обществе влияют также экономическая, финансово-банковская элиты и разнообразные группы влияния и интересов.

Говоря об институциональных  компонентах системы государственной  политики, следует также упомянуть  о многочисленных юридических и  административных нормах, воплощенных в конституциях стран, конституционных законах, кодексах, других нормативных документах, включая приказы по министерствам и др. Такие нормативно-правовые компоненты играют весомую регулятивную роль в политическом руководстве экономическими, социальными и другими видами общественных процессов. В современной России цивилизованные нормативно-правовые институты только начали складываться. Импульс этому процессу дала Конституция страны, принятая 12 декабря 1993 г. В дальнейшем были изданы Гражданский, Семейный, Трудовой и другие кодексы, а также целый ряд законодательных актов, заложивших правовую основу нормативного регулирования государственной политики в основных сферах общества. Пока сделаны только первые шаги в деле формирования системы правовых юридических и административных норм, необходимых для проведения эффективной государственной политики. Для сравнения, например, в Германии уже давно существует специальный свод законов, именуемый «Социальный кодекс», в который сведены и кодифицированы законы и другие нормативные акты, необходимые для проведения активной социальной политики государства. В России такая работа пока только планируется комитетом по социальной политике Совета Федерации. Своего часа ожидают также и другие необходимые обществу кодексы и конституционные законы, которые уже давно разрабатываются в парламентских комитетах.

Существенную роль в разработке и реализации государственной политики имеют процессуальные компоненты, которые отражают структурные связи социальных субъектов и институтов государственной власти по поводу политико-управленческого воздействия на общество. Совокупность многообразных взаимоотношений между ними, связанных с регулированием экономических, социальных и других процессов, осуществляется упорядочение и охватывается полным управленческим циклом.

Последний включает в себя следующие стадии и соответствующие им операции. Во-первых, стадию выработки и принятия того или иного политического решения об управленческом воздействии, главным элементом которого выступает целеполагание. Во-вторых, стадию организации выполнения политического решения, регулирование и корригирование объекта политического управления, учет и контроль за исполнением политического решения.

Наконец, результирующей стадией  является обобщение итогов реализации той или иной политики. Первостепенное место в названном полном управленческом цикле занимает процесс выработки и принятия политиками управленческого решения. Он включает в себя не только изучение объекта политического управления, но и целеполагание - разработку «дерева целей» политики, а также определение основных принципов, методов, технологий и средств реализации поставленных целей.

 

2. Программа социально-экономического развития Дальнего Востока.

Дальний Восток является одним  из 7 федеральных округов Российской Федерации. Общая площадь Дальнего Востока составляет 6215,0 тыс. кв. км. ( 36% от площади страны). Территория Дальнего Востока протянулась вдоль побережья Тихого океана на 4500км., более 70% длины его границ приходится на береговые линии морей Северного Ледовитого и Тихого океанов.

Дальний Восток располагает богатой и  разнообразной минерально-сырьевой базой. Разведаны в районе месторождения  алмазов, золота, олова, ртути и вольфрама. Имеются огромные топливные ресурсы, разнообразное рудное сырье и  строительные материалы.

Однако, богатейший ресурсами регион страны относится к наименее развитым и заселенным районам страны. Ещё недавно планы по развитию Дальнего Востока, региона, который, по словам главы нашего государства, "обладая богатейшим ресурсным потенциалом, имеет для России стратегическое значение", казались масштабными, но вполне осуществимыми. Одной из ключевых составляющих этих планов было развитие энергетики Дальнего Востока как основного элемента инфраструктуры региона, без которого невозможна реализация его потенциала. Однако жизнь диктует свои условия, а состояние мировой финансовой системы корректирует планы и ставит под угрозу реализацию масштабных федеральных проектов.

Сегодня на Дальнем Востоке  реализуются проекты, призванные изменить облик региона, сделать его одним из экономических центров России. Среди них нефтепровод "Восточная Сибирь – Тихий океан", развитие Талаканского, Чаяндинского месторождений, освоение Эльконского уранового месторождения, Маймаканского апатит-титанового месторождения, Наталкинского и Нежданинского месторождений, месторождения Кючус и еще целый ряд масштабных проектов. Экономический потенциал и масштаб реализуемых на Дальнем Востоке проектов определяются не только наличием богатых природных ресурсов, но и геополитическим значением региона, выходом к Тихому океану, близостью к динамично развивающимся странам АТР, растущему и перенаселенному Китаю.Преградой на пути реализации этих проектов является неразвитость инфраструктуры региона, в том числе энергетической. "Эта неразвитость ощущается абсолютно во всем. Не развита транспортная инфраструктура, поэтому очень дорогие первичные энергоресурсы. Не развита энергетическая инфраструктура, поэтому очень дорогая электроэнергия по совокупности затрат. Самое главное – неразвитость электросетевой инфраструктуры, что создает проблемы с реализацией мега проектов, все они требуют опережающего развития, в первую очередь энергетической инфраструктуры и транспортной", – отмечает Геннадий Алексеев, первый заместитель председателя правительства Республики Саха (Якутия).Динамично развивается Приморский край. Однако уже сейчас во Владивостоке в силу проблем, накопившихся за десятилетия, порой отсутствует техническая возможность подключения новых потребителей, а резервы для прохождения пиковых нагрузок приближаются к нулю. В 2012 году на острове Русский во Владивостоке прошел саммит АТЭС. Для его качественной организации и придания импульса развитию региона был решен целый комплекс задач по развитию энергетической инфраструктуры города.

Информация о работе Государственная политика в сфере развития Дальнего Востока