Государственная служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 20:20, реферат

Описание работы

Должностью признается штатная единица организации, учреждения, которой соответствует служебное полномочие, определяемое кругом прав и обязанностей служащего, положенных ему по занимаемой должности. В теории выделяют следующие виды должностей. Во-первых, это должности представителей власти (лиц, которые, работая в государственных органах и учреждениях, наделены правом в пределах своей компетенции принимать решения, обязательные для исполнения неподчиненными им субъектами).

Содержание работы

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ.
2. СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

гос.служба.docx

— 37.45 Кб (Скачать файл)
      1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ.

Необходимо различать  два понятия: должность и государственная  должность.

Должностью признается штатная единица организации, учреждения, которой соответствует служебное полномочие, определяемое кругом прав и обязанностей служащего, положенных ему по занимаемой должности. В теории выделяют следующие виды должностей. Во-первых, это должности представителей власти (лиц, которые, работая в государственных органах и учреждениях, наделены правом в пределах своей компетенции принимать решения, обязательные для исполнения неподчиненными им субъектами). Во-вторых, это должности, связанные с выполнением организационно-распределительных функций (функций по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы и т. п.). В-третъих, это должности, связанные с осуществлением административно-хозяйственных обязанностей (обязанностей по управлению и распоряжению имуществом).

Государственные должности  Российской Федерации — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов.

Правовой статус лиц, их замещающих, регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Такие лица не считаются федеральными государственными служащими, им не присваиваются классные чины федеральной государственной гражданской службы (но присваиваются воинские и специальные звания, дипломатические ранги, классные чины правоохранительной службы).

Государственные должности Российской Федерации следует отличать от должностей государственной службы, а также от государственных должностей субъектов Российской Федерации. Последние устанавливаются конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для обеспечения исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Должности государственной службы подразделяются на:

1. Должности федеральной государственной гражданской службы. Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.  Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

3. Должности гражданской службы  подразделяются на следующие  группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской  службы;

3) ведущие должности гражданской  службы;

4) старшие должности гражданской  службы;

5) младшие должности гражданской  службы.

4. Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

5. Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

6. Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

  1. Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан  на должностях государственной гражданской  службы субъекта Российской Федерации  по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также  полномочий государственных органов  субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

  1. Воинские должности.

Военная служба - вид федеральной  государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную  деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в  случаях и на условиях, предусмотренных  федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах  Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях  и органах, осуществляющих функции  по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются  воинские звания.

  1. Должности правоохранительной службы.

Правоохранительная служба - вид  федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан  на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах  и учреждениях, осуществляющих функции  по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и  гражданина. Таким гражданам присваиваются  специальные звания и классные чины. 
Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов РФ о государственной гражданской службе субъектов РФ.  
В целом выделяются два типа федеральных государственных органов: первый – органы, ведающие вопросами федерального значения; второй – органы, имеющие полномочия вести вопросы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Второй тип федеральных государственных органов обычно имеет в субъектах Федерации свои территориальные органы. В последнем также учреждаются должности федеральной гражданской службы. В таких государственных органах сочетается единое руководство сферой государственной жизни с разделением полномочий федерального и территориального уровней. 

Все государственные должности  можно подразделить на три категории:

1) государственные должности категории А: должности, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, министры, судьи и др.);

2) государственные должности категории Б: должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории А;

3) государственные должности категории В: должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Статус лиц, занимающих должности  категории А, отличается большим  своеобразием и регулируется Конституцией РФ, отдельными федеральными законами, конституциями, уставами субъектов  РФ. Поэтому законодательство не относит  исполнение должностных обязанностей этих лиц к государственной службе. К государственной службе относится  лишь исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные  должности группы Б и В.

Государственные должности  государственной службы (должности  категории Б и В) законодательство подразделяет на определенные группы:

1) высшие государственные должности государственной службы. Этой группе должностей соответствует квалификационный разряд действительного государственного советника РФ 1-го, 2-го и 3-го класса;

2) главные государственные должности государственной службы (государственный советник РФ 1-го, 2-го и 3-го класса). Лица, занимающие должности этих двух групп должны иметь высшее образование по специализации государственных должностей;

3) ведущие государственные  должности государственной службы (советник РФ 1-го, 2-го и 3-го  класса);

4) старшие государственные должности государственной службы (советник государственной службы 1-го, 2-го и 3-го класса). Лица, замещающие должности этих двух групп, могут иметь кроме высшего образования по специализации должности еще и высшее образование по специальности «государственное управление»;

5) младшие государственные должности государственной службы (референт государственной службы 1-го, 2-го и 3-го класса). Для замещения должности данной группы необходимо иметь среднее профессиональное образование по специализации должностей.

Государственная служба может  подразделяться на государственную  службу в законодательных органах  власти, исполнительных, судебных органах, а также в органах прокуратуры.

 

 

 

 

 

2. СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ

 

Впервые термин "контракт" встречается  в ст. 12 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной  службы Российской Федерации" (ред. от 01.12.2007, далее - Закон о системе  государственной службы), в которой  закреплено, что на государственную  службу по контракту вправе поступать  граждане, владеющие государственным  языком Российской Федерации и достигшие  возраста, установленного федеральным  законом о виде государственной  службы для прохождения государственной  службы данного вида. Вместе с тем  определения контракта в данном Законе не дается.

Закон о гражданской службе вводит специфическое понятие "служебный  контракт". В современном значении термины "договор" и "контракт" понимаются как синонимы.

Статья 23 Закона о гражданской службе определяет служебный контракт как  соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую  службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской  службы.

Сторонами служебного контракта являются представитель нанимателя и гражданин. Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о гражданской  службе, представитель нанимателя - это руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную  должность, либо представитель руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации  или субъекта РФ. Однако в ст. 23 Закона о гражданской службе предусмотрено, что служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и  гражданином, что не совсем соответствует  ч. 2 ст. 1.

Следовательно, представитель нанимателя заключает контракт не от своего имени, а от имени представляемого лица, т. е. права и обязанности по служебному контракту возникают у государственного органа, с которым гражданский служащий вступил в служебные правоотношения. С учетом содержания ст. 182 ГК РФ работодателем гражданского служащего является Российская Федерация или субъект Российской Федерации. С этим в определенной мере согласуется п. 3 ст. 10 Закона о системе государственной службы, в соответствии с которым наниматель федерального государственного служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект.

Поэтому стороной служебного контракта  нельзя признавать "представителя  нанимателя", так как им может  быть только государственный орган. В данном случае представитель нанимателя должен заключать служебные контракты  от имени государственного органа.

Таким образом, служебный контракт выступает в качестве юридического факта, лежащего в основе возникновения  служебного правоотношения, в силу которого его стороны приобретают  соответствующие права и обязанности, определяющие правовой статус государственных  гражданских служащих.

В ст. 24 Закона о гражданской службе закреплены нормы о содержании и  форме служебного контракта.

В служебном контракте указываются  фамилия, имя, отчество гражданина или  гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).

Существенными условиями служебного контракта являются:

Информация о работе Государственная служба