Государственная служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение и анализ сущности государственной службы.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
Описание понятия государственной службы
Характеристика системы и видов государственной службы.
Исследование принципов построения и функционирования системы государственной службы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Понятие государственной службы……………………………………….5
Система и виды государственной службы……………………………...11
Принципы построения и функционирования системы государственной службы………………………………………………………………….....16
Заключение…………………………………………………………………...20
Список использованной литературы………………………………………..22
Приложение…………………………………………………………………...24

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………3

  1. Понятие государственной службы……………………………………….5
  2. Система и виды государственной службы……………………………...11
  3. Принципы построения и функционирования системы государственной службы………………………………………………………………….....16

Заключение…………………………………………………………………...20

Список использованной литературы………………………………………..22

Приложение…………………………………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Государственная служба представляет собой необходимый  и важный элемент государства. Государство как политически организованная сила, способная проводить в жизнь властные предписания, оказывает управляющие воздействия на весь ход и направленность общественных преобразований. Проводником государственного управления является государственная служба. Она выступает основным средством практической реализации задач и функций государства, обеспечивая функционирование его структур, создающих условия для нормальной жизнедеятельности общества и человека.

Опыт многих стран свидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд государственных служащих, испытывает серьезные трудности, связанные с качеством государственного управления.

В настоящее  время особое внимание в нашей стране уделяется развитию законодательства о государственной службе как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это обусловлено прежде всего теми изменениями, которые произошли и происходят в нашем обществе и государстве.

Встала необходимость  повышения эффективности функций  государственного аппарата, обеспечения профессионализма государственных служащих, изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом.  
    Актуальность темы определяется тем, что эффективное функционирование государственного аппарата России, укомплектованного кадрами надлежащей компетенции и высокой квалификации, выступает одним из решающих факторов устранения многих кризисных явлений в жизни страны.

Цель курсовой работы – изучение и анализ  сущности  государственной службы.

Достижение  поставленной цели возможно путем решения  следующих задач:

  1. Описание понятия государственной службы
  2. Характеристика системы и видов государственной службы.
  3. Исследование принципов построения и функционирования системы государственной службы.

Объектом курсовой работы является государственная служба Российской Федерации.

Предметом курсовой работы является сущность государственной службы.

Данная тема очень подробно освящена в современной  специальной,  периодической и  научно – популярной литературе.

При исследовании в курсовой работе были использованы различные методы: сбор информации, индукция, дедукция, классификация, систематизация, наблюдение, анализ, синтез, обобщение, структурный, институциональный, функциональный, графический, общенаучный, метод системного анализа,историко-правовой и нормативно-логический метод.

Курсовая работа состоит из содержания, введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Возникновение государственной службы в России историки относят к концу XV - началу XVI в. «Именно на рубеже XV - XVI вв. сложилось единое централизованное российское государство. В процессе его формирования в повестку дня с объективной необходимостью был поставлен вопрос о создании такой системы государственной власти, которая отвечала бы общегосударственным интересам и обеспечивала успешное проведение правительственной политики во всех сферах жизни государства»2. Возникла общественная потребность в профессиональном аппарате, способном осуществлять функции централизованного государства.

Более пяти веков  длится процесс институционализации российской государственной службы, формирование соответствующих правовых норм, этических ценностей и экономического поведения лиц, профессионально занимающихся государственным управлением1.

Черепанов В.В.2 считает, что следует различать теоретические и нормативные определения такого социального явления, как государственная служба. Они не вполне совпадают, но дополняют друг друга, раскрывая ту или иную грань этого понятия.

На сегодняшний  день в науке существует множество  различных подходов к трактовке данного понятия. Проблемой сущности государственной службы занимались и занимаются в основном юристы и социологи - А.П. Алехин, Г.В. Атаманчук, Б.М. Лазарев, В.Н. Манохин, А.Ф. Ноздрачев, Е.В. Охотский, В.Л. Романов, А.И. Турчинов, В.Д. Граждан и другие ученые.

В научной и  научно-популярной литературе типичными  определениями термина «государственная служба» являются, например, следующие:

- механизм формирования, реализации и совершенствования  институтов государственной власти  и управления;

-  инструмент  и технология государственного  управления, реализации функций государства;

-  публичный  институт реализации государственной  власти;

-  единство  правового, социального и организационного  институтов, регулирующих осуществление государственной власти;

- система государственных  органов, имеющих служащих для  выполнения государственных задач;

-  система  юридически регулируемой деятельности  и отношений служащих органов  государственной власти по обеспечению  и исполнению их полномочий;

- способ и форма реализации связей и отношений между государством, гражданским обществом и человеком;

-  совокупность  процессов и процедур государственно-служебных отношений;

-  публично-правовое  отношение между государством  как работодателем и госслужащим как наемным работником;

-  особый  вид профессиональной, управленческой  деятельности — административной  или аппаратной.

Встречаются и  другие, менее обоснованные, определения  понятия «государственная служба», в частности: «работа в государственных органах», «работа в аппаратах государственных органов» и т.д.

Таким образом, спектр определений очень широк. Все зависит от критериев оценки данного феномена, от подходов того или иного ученого к решению проблемы.

Из числа  наиболее характерных и удачных  понятийных формулировок государственной службы необходимо выделить две, сформулированные учеными РАГС при Президенте РФ:

-  это деятельность  по выполнению в пределах полномочий  прерогатив государственной власти и управления; совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил, стандартов, традиций по реализации Конституции и законов государства, его политических, экономических, социальных задач; публично-правовое отношение между государством и государственными служащими по поводу условий, методов и результатов служения государству и обществу3;

• это практическое и профессиональное участие граждан  в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах4.

Итак, понятие  государственной службы многозначно, что создает определенные сложности как в теории, так и в практике государственно-служебных отношений. Приходится констатировать, что к настоящему времени у нас не сложилось единого подхода к теоретическому определению данного понятия.

Современное правовое понимание государственной службы сложилось в Российской Федерации  в 1990-е годы в ходе становления и развития у нас государственной службы как нового социально-политического института - административной власти. В советскую эпоху к госслужащим фактически относились все категории лиц, которые замещали соответствующие должности в государственных органах, организациях, учреждениях и предприятиях, получая зарплату из государственного бюджета. Это была очень широкая социальная категория «служащих».

Современная трактовка  понятия «государственная служба»  иная. К государственным служащим относятся только те лица, которые, находясь на должностях государственной  службы, выполняют функции государственного управления, обеспечения обороны и безопасности государства, законности и правопорядка в стране. Лица, выполняющие функции социального обеспечения (учителя, врачи), к категории госслужащих не относятся, и их работа регулируется трудовым, а не служебным законодательством.

Впервые в постсоветское время правовое определение понятия «государственная служба» было дано в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 1995 года5. Статья 2 гласила: «Под государственной службой... понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов». Как отмечает В.В. Черепанов6, это локаничное и строгое определение как бы поставило точку в дискуссии о сущности государственной службы в современной России. Законодатель, сделав выбор, акцентировал внимание на профессионально - деятельностной стороне государственной службы.

Вместе с  тем законодатель (политическое руководство) не отвергает и институциональный подход к определению сущности административной власти. Так, в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 г., государственная служба (гл. 2) квалифицируется как комплексный - публичный, социальный, правовой, организационный - институт по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства, а также деятельности органов государственной власти, их аппаратов.

В действующем  законодательстве, например в Федеральном  законе № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации», сохранен прежний концептуальный подход Закона 1995 г. и дается следующее нормативное определение государственной службы (ст. 1): «Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти... субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов РФ... лиц, замещающих государственные должности РФ; лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ...»7.

Для описания понятия  «государственная служба» необходимо различать теоретические и нормативные  определения такого социального  явления. Они не вполне совпадают, но дополняют друг друга, раскрывая  ту или иную грань этого понятия. На схеме 1 (см. Приложение) представлено нормативное определение понятия «государственная служба».

Таким образом, государственная служба представляется как публичный многофункциональный  и многоуровневый правовой, социальный и организационный институт по обеспечению деятельности государства, органов государственной власти и их аппаратов и полномочий лиц, замещающих государственные должности (политиков).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СИСТЕМА И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

В соответствии с действующим ФЗ «О системе государственной службы», основанном на конституционно-правовом принципе федерализма, выделяются:

  1. федеральная  государственная  служба,  находящаяся  в  ведении  РФ;
  2. государственная  служба  субъектов  РФ,  находящихся  в  их  ведении.

Государственная служба субъектов РФ устанавливается законами, принимаемыми органами законодательной власти каждого субъекта РФ. Поэтому для выяснения правового положения государственной службы каждого субъекта РФ следует изучать  и анализировать соответствующие законы субъектов Федерации.

Указанная выше классификация видов государственной  службы не единственная. Существуют и  другие классификации видов государственной  службы. Каждый вид государственной  службы имеет своё правовое оформление, характеризуется особыми признаками и специальным правовым статусом. Содержание каждого вида государственной службы установлено соответствующими нормативными актами, закрепляющими его правовое положение.

В соответствии с конституционно-правовым принципом  разделения властей государственная служба может быть подразделена на службу в органах представительной, исполнительной и судебной власти

В специальной  литературе признано подразделение  государственной службы, в зависимости  от характера деятельности государственных  органов, на гражданскую и милитаризованную. Однако статьей 2 ФЗ «О системе государственной службы РФ» четко выделены следующие виды государственной службы:

«Система государственной  службы включает в себя следующие  виды государственной службы:

Информация о работе Государственная служба