Государственный контроль и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 22:28, контрольная работа

Описание работы

Целью представленной работы является изучение понятия и сущности государственного контроля, анализ его форм и видов.
Поставленная цель обусловила задачи, к которым относятся следующие:
- раскрыть понятие и признаки государственного контроля в РФ;
- рассмотреть систему и значение государственной контрольной деятельности.

Содержание работы

Введение
1.Понятие и признаки государственного контроля в РФ
1.1.Сущность понятия «государственный контроль»
1.2 Виды и признаки государственного контроля
2. Природа и значение государственной контрольной деятельности
2.1 Система контрольных органов
2.2 Объекты контрольной деятельности
2.3 Государственный учет и отчетность.
Заключение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.36 Кб (Скачать файл)

Контрольные функции органов исполнительной власти чаще всего регламентируются в законах и положениях, устанавливающих их статус. Они могут закрепляться и в текущих подзаконных актах, когда возникает потребность в изменении или усилении контрольных полномочий в общем объеме управленческой деятельности. Гибкость правового регулирования способствует устойчивости контрольной деятельности. Обратимся к практике.

Правильно поступают государственные органы, когда при рассмотрении крупных вопросов предусматривают в принимаемых решениях специальные меры контрольного характера. Это могут быть поручения совершить контрольные действия или указания об объектах контроля. Важно лишь, чтобы такие меры не остались нереализованными.

Федеральным органам исполнительной власти поручено активизировать работу по приведению ведомственных нормативных актов в соответствие с федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства РФ и ежемесячно представлять в Минюст информацию о проделанной работе. Минюсту РФ ежеквартально, представлять в Правительство отчет о приведении ведомственных нормативных актов в соответствие с действующим законодательством.

Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ представлять в Минэкономики информацию о ходе выполнения Послания Президента РФ Федеральному Собранию «Порядок во власти - порядок в стране» и программы. Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах». Минэкономики осуществлять систематический сбор, анализ этой информации и представление ее ежеквартально в Правительство РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ периодически осуществляют контрольные полномочия. Проводятся проверки деятельности организаций, анализируется статистическая и иная информация, заслушиваются сообщения руководителей республиканских, областных и иных органов о выполнении федеральных или республиканских, областных законов, целевых программ, о ходе финансирования, о ходе работ на отдельных объектах и т.п. Не всегда эти виды работ осуществляются систематически и системно, т.е. с использованием всех контрольных средств. «Выпадают» многие объекты контроля, и реагирование чаще всего строится применительно к «аварийным», «критическим», «чрезвычайным» ситуациям. И тогда контроль утрачивает смысл постоянно выполняемой функции для поддержания заданного курса действий и развития.

Органами специализированного контроля являются инспекции. Они действуют, как отмечалось выше, в системе министерства, государственного комитета и других органов исполнительной власти. Назовем среди них Контрольно-ревизионное управление Минфина РФ, Госавтоинспекцию в составе МВД, инспекции по качеству товаров, по промышленной энергетике и энергонадзору, инспекции по охране земель, водных ресурсов, по карантину растений и др. Статус инспекций устанавливается соответствующими министерствами и иными органами и включает в себя проверочные полномочия и полномочия по пресечению нарушений норм и правил (приостановление работы, наложение штрафов и т.д.).

Так, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей - государственная служба, основными задачами которой являются контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления. Госторгинспекция состоит из Главного управления и подчиненных ему управлений по республикам, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу.

Госторгинспекция имеет право:

а) осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых и промышленных предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с основными задачами и функциями, определенными Положением о Гос-торгинспекции;

б) производить контрольные покупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества;

в) осуществлять контроль за наличием у продавца, изготовителя сертификата на реализуемые товары и соответствием его требованиям конкретного стандарта или другого нормативного документа;

г) давать заключение по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту;

д) получать от министерств, ведомств, предприятий, научно-исследовательских институтов и лабораторий, граждан документацию, характеризующую качество продукции, данные о производителе (поставщике) товаров, а также другие материалы, необходимые для выполнения функций, возложенных на Госторгинспекцию;

е) составлять акты и давать обязательные к исполнению продавцом, изготовителем предписания:

об устранении выявленных нарушений правил торговли и технологической дисциплины при производстве товаров;

о снятии с реализации товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;

о приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров, изготовленных с нарушениями требований нормативной документации, до устранения недостатков и повторного заключения Госторгинспекции;

ж) передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих неоднократные злоупотребления в торговле, выпуске и реализации недоброкачественной продукции, наносящей значительный ущерб интересам потребителей;

з) выступать стороной в органах суда и арбитражного суда.

В настоящее, время указанная структура действует в рамках МВЭС.

С административным контролем в его «чистом виде» переплетается контроль за исполнением федерального бюджета, осуществляемый Счетной палатой8.

На основе ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» задачами Счетной палаты являются:

организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

(уценка обоснованности  доходных и расходных статей  проектов федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов;

финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств бюджетов федеральных внебюджетных фондов в ЦБР, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;

регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

В процессе реализации задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам государственной власти, руководителями проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства. Представление должно быть рассмотрено в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 20 дней со дня его получения. О принятом по представлению решении и о мерах по его реализации Счетная палата уведомляется незамедлительно.

Учитывая задачи совершенствования контрольной деятельности, целесообразно упорядочить в стране систему контрольных органов. Оправданно создание единой системы государственного контроля с сетью специализированных контрольных органов (инспекций), сохраняющих ведомственную подчиненность лишь в методическом отношении. Эту перестройку завершит принятие ФЗ о государственном контроле в Российской Федерации.

Контрольные полномочия государственных органов весьма широки. Таковыми они являются прежде всего у органов исполнительной власти, которые обладают ими в силу характера и объема своей компетенции. Критериями оценки действий проверяемых органов и должностных лиц служат нарушения законности и государственной дисциплины, а также целесообразность и обоснованность совершаемых ими действий. Значимость критериев требует последовательной реализации контрольных полномочий и использования адекватных им мер воздействия.

Отмечено, что становление новой российской государственности нередко тормозится в результате слабой исполнительской дисциплины и безответственности должностных лиц и работников органов государственной власти. Нарушения, неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов и указов Президента РФ чаще всего проявляются в нарушении порядка реализации норм и сроков исполнения поручений, установлении не предусмотренных федеральными законами и указами Президента процедур для реализации прав граждан, выполнении норм и поручений не в полном объеме либо искажении их содержания.

Неисполнение федеральных законов, указов Президента и решений судов дискредитирует государственную власть и создает условия для коррупции и злоупотреблений, ведет к нарушению прав и свободы граждан, подрывает основы конституционного строя России.

Установлено, что однократным, грубым нарушением дисциплины в системе государственной службы, влекущим применение к виновным должностным лицам и работникам федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ мер дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности, являются: нарушения федеральных законов, указов Президента РФ; неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов Президента РФ и вступивших в законную сигу решений судов.

Установлено, что должностные лица и работники федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, на которых наложено дисциплинарное взыскание за указанные нарушения, не подлежат, в течение года премированию, представлению к награждению государственными наградами и знаками отличия, повышению в должности или представлению для присвоения очередного квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания).

Контрольные органы обладают широкими полномочиями, позволяющими пресекать нарушения законов и иных актов и нормализовать деятельность проверяемых субъектов. Рассмотрим их на примере налогового законодательства.

Согласно законодательству, применяются такие виды санкций как взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый объект налогообложения, штрафы, пени. Виновные должностные лица привлекаются к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.

Налоговые инспекции вправе: производить на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, включая совместные предприятия, у граждан проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну.

Организации и граждане обязаны представлять справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.

Разрешено применять к организациям, а так же гражданам финансовые санкции в виде взыскания:

- полной суммы скрытого  или заниженного дохода (прибыли), или же суммы налога за иной  неучтенный объект налогообложения  и штрафа в размере той же  суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере;

- 10% причитающихся сумм  налогов или других обязательных  платежей за отсутствие учета  прибыли (дохода) или ведение этого  учета с нарушением установленного  порядка, а также за непосредственное  либо несвоевременное представление  налоговых деклараций, отчетов, расчетов  и других документов, необходимых  для исчисления и уплаты налогов  и других обязательных платежей  в бюджет.

В бюджет взыскиваются недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также суммы штрафов и иных санкций.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Объекты контрольной  деятельности

 

Установление содержания и объема государственного контроля в различных сферах деятельности - дело очень сложное. Требуется строгая ориентация в выборе объектов и методов контроля, равно как в действиях субъектов, обладающих контрольными полномочиями. Иначе возникает немало ошибок, связанных с неиспользованием или превышением контрольных полномочий, с неправильным поведением проверяемых юридических и физических лиц. Деформация контроля резко снижает его эффективность. Поэтому публичная и устойчивая регламентация контрольной деятельности в статутных и тематических законах и положениях имеет актуальное значение.

Приведем ряд пояснений. В Воздушном кодексе РФ есть гл. IV «Государственный контроль за деятельностью в области гражданской авиации». Целью государственного контроля является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества работ и услуг.

Государственный контроль за деятельностью в области гражданской авиации осуществляет специально уполномоченный орган в области гражданской авиации. Государственный контроль осуществляется за соблюдением воздушного законодательства РФ и международных договоров РФ.

Информация о работе Государственный контроль и его виды