Виды государственной службы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование системы государственной службы Российской Федерации, ее назначение, виды.
Задачи:
- изучить сущность государственной службы;
- рассмотреть виды государственной службы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Понятие государственной службы
1.1 Определение понятия «государственная служба»………………………..….4
1.2 Происхождение, сущность и значение государственной службы…………..7
2. Виды государственной службы РФ
2.1 Государственная гражданская служба………………………………………...9
2.2 Военная служба………………………………………………………………..10
2.3 Правоохранительная служба………………………………………………….11
2.4 Иные классификации видов государственной службы………………….…11
Заключение………………………………………………………………...………13
Список использованной литературы…………………………………………….14

Файлы: 1 файл

реферат право.docx

— 32.17 Кб (Скачать файл)

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………….3

1.  Понятие государственной  службы

1.1 Определение понятия  «государственная служба»………………………..….4

1.2 Происхождение, сущность  и значение государственной службы…………..7

2. Виды государственной  службы РФ

2.1 Государственная гражданская  служба………………………………………...9

2.2 Военная служба………………………………………………………………..10

2.3 Правоохранительная служба………………………………………………….11

2.4  Иные классификации видов государственной службы………………….…11

Заключение………………………………………………………………...………13

Список использованной литературы…………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Служба в государственных органах, государственных и общественных организациях является одним из видов социальной деятельности людей.

Необходимым существованием государственной службы и ее правового регулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями. Весь мировой опыт и состояние общественных отношений, даже в странах с высокой культурой демократии, показывают, что современное общество не может нормально функционировать и развиваться вне государства, государственного аппарата и определяемых ими рамок поведения. Для того, чтобы российская федерация стала демократическим, национальным, правовым государством, вне всякого сомнения, необходим достаточно мощный, квалифицированный и нравственный государственный аппарат.

В настоящее время данная тема широко обсуждается в научных кругах, на страницах монографий, учебных пособий, выходит масса законов и подзаконных нормативных правовых актов. Это связано с новыми подходами к пониманию места государственной службы в современном российском государстве, а также с реформами, проводящимися в данном направлении.

Целью настоящей работы является исследование системы государственной службы Российской Федерации, ее назначение, виды.

Задачи:

- изучить сущность государственной  службы;

- рассмотреть виды государственной  службы.

Объектом исследование является государственная служба.

 

 

 

 

 

 

1. Понятие государственной  службы

 

1.1 Определение  понятия «государственная служба»

 Согласно статье 1 Федерального  закона «О системе государственной  службы Российской Федерации»  от 27.05.2003 №58-ФЗ:

Государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий;

 Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

 субъектов Российской Федерации;

 органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

 лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

 лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

 Такое законодательное  трактование содержания понятия «государственная служба» теоретиками по вопросам системы государственного управления признается несколько ограниченным. Так в учебнике Игнатова В.Г. приводится анализ работ ученых, которые признают, что деятельностный подход, предполагающий, что государственная служба - это «профессиональная деятельность…», - позволяет изучить цели и функции государственной службы, технологии сбора и обработки информации, выработки и организации исполнения решений и т.д., однако его недостаточно для установления сущности государственной службы.

 Служение государству  при таком подходе низводится  до служения государственному  органу или лицу, замещающему  должность. Вследствие этого в  стороне остаются проблемы использования  государственными службами прерогатив  государственной власти, реализации  законов государства, а также  социальные задачи государственной  службы.

 Издавна в России под словом «служба» понималось отношение, связь, обязанность долга, верности, преданности, готовности исполнять дело, оказывать услугу, защищать интересы.

 Предполагалось, что служба  имеет не только материальные  измерения в виде времени службы  либо произведенных продуктов. Она  заключается в духовной, идейной, ценностной обязанности того, кому  служат, и того, кто служит. Более  того, - в их совместной принадлежности  к какому-либо большому и важному  для них идеалу, интересу, делу.

 В настоящее время  многие ученые смотрят на государственную  службу шире и предлагают ее  понимание как государственно-правового  и социального института. Такое понимание требует комплексного подхода, широкого использования знаний философии, политологии, социологии, экономической теории, макро- и микроэкономики, социального менеджмента, государственного и муниципального управления, корпоративной культуры и др. Только на такой базе можно сосредоточить внимание на освоении практических умений и навыков, конкретных технологиях управленческой деятельности, методах анализа и решения конкретных проблем государственных органов власти.

 При изучении государственной  службы нужно учитывать и точку  зрения, трактующую государственную  службу как систему публично-правовых  отношений между государством  и служащим, основанных на подчинении  и имеющих своим содержанием  обязательную деятельность, идущую  от лица государства и направленную  к осуществлению государственной  задачи. Такой подход позволяет  в полной мере учесть управленческие, организационные, экономические, правовые, психологические и многие другие  аспекты государственной службы, понять сущность бюрократии как  профессионального и социального  слоя общества, государственного  служащего как гражданина и  человека и др.

 В полной мере отражает  все стороны и сущность государственной  службы понятие, предложенное учеными  Российской академии государственной  службы:

 Государственная служба - это деятельность по выполнению в пределах полномочий прерогатив государственной власти и управления; совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил, стандартов, традиций по реализации Конституции и законов государства, его политических, экономических, социальных задач; публично-правовое отношение между государством и государственным служащим по поводу условий, методов и результатов служения государству и обществу.

 Однако громоздкость  такого определения позволяет  отдать предпочтение понятию, предложенному  профессором Г.В. Атаманчуком:

 

 Государственная служба - это практическое и профессиональное  участие граждан в осуществлении  целей и функций государства  посредством исполнения государственных  должностей, учрежденных в государственных  органах.

 Правда, здесь стоит сделать уточнение по поводу государственных должностей, поскольку, например, Федеральный Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ от 27 июля 2004 г. под государственной должностью подразумевает должность, устанавливаемую особым правовым актом для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов или государственных органов субъектов РФ, а таковые в систему государственной службы не входят. Возможно, в определении целесообразнее говорить о должностях государственной службы.

 Особенности понятия  государственной службы, вытекающие  из Федерального закона «О  системе государственной службы  Российской Федерации», таковы:

1) это деятельность государственно-значимого характера, а именно государственная деятельность;

2) она лишь часть государственной деятельности, а именно в той ее мере, в которой она обеспечивает исполнение полномочий государственно-властного характера, присущих Российской Федерации (составным частям государства), а также лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации и ее субъектов;

3) это деятельность профессионального характера, отвечающая специальным требованиям, предъявляемым к ее субъектам, в качестве которых выступают государственные служащие.

 Характеризуя государственную  службу, важно понимать, что это  служба не конкретным «государственным  органам» или «должностным лицам», а служба государству, государственным  и общественным интересам. Это  профессиональная деятельность  по выполнению государственных  задач и функций, осуществляемая  лицами, которые находятся на  штатных государственных должностях  в государственных органах. При  этом их деятельность оплачивается  из государственного бюджета - федерального  или субъекта Российской Федерации.

 

 

 

1.2 Происхождение, сущность и значение государственной  службы

 Государственная служба  появилась одновременно с государством  как внешняя форма проявления  государственной организации общественной  жизни, его важнейший инструмент.

 В самом общем смысле  можно утверждать, что происхождение  государственной службы, ее характеристики  связаны, обусловлены и отражают  экономическую необходимость централизованного  регулирования в первую очередь  производственных отношений при  разделении труда на определенной  ступени развития производительных  сил.

 Неизбежность чиновничества  иллюстрируется и тем противоречивым  фактом, что в ходе всех проводимых  в стране регулярно на протяжении  всей ее новой и новейшей  истории сокращений государственного  аппарата, в результате всех этих  сокращений реальный государственный  аппарат всегда в численности  увеличивался. Объяснить это можно  тем, что прогресс производительных  сил обусловливает изменение  структурных пропорций в обществе: крестьян нужно все меньше, так  как при наличии хорошей техники  сельскохозяйственное производство  обеспечивает потребности общества  небольшими силами. То же можно  говорить и о промышленности: фабрики по производству необходимых  человеку продуктов могут работать  автоматически. Но это при условии, если производственные отношения  организованы надлежащим образом, и эта умная часть человеческой  жизни требует все большего  числа (в пропорциональном исчислении) специалистов управления, государственных  служащих. То есть класс интеллигенции  объективно увеличивается, происходит  перераспределение количества занятых  в общественном производстве  в сторону увеличения специалистов  государственного управления. Общественный  сектор растет во всех странах, особенно по мере их экономического  прогресса. Одновременно возрастает  число лиц, находящихся на государственной  службе. Так, во Франции в число  лиц, находящихся на государственной  службе, входит более одной пятой  всего активного населения, они  с гордостью причисляют себя  к классу чиновников. Новое законодательство  Российской Федерации о государственной  службе прямо и совершенно  обоснованно ввело термин «чин». А вместе с ним естественно  возникает и понятие обладателя  чина - чиновника.

 Государственная служба  со всеми органами и должностными  лицами реализует функции государства, которые сами по себе определяются  в своих основных чертах типом  государства, уровнем развития производительных  сил и определяемых ими типами  производственных отношений.

 Государство реализует  свои функции через деятельность  специалистов государственного  управления, профессионалов управления, государственных служащих. Отсюда  один из вариантов понятия  государственной службы - это деятельность  личного состава государственных  органов с властными полномочиями  по реализации функций государства. Поскольку наличие государственных  служащих - неотъемлемый признак  наличия и самого государства, то и государственная служба  существует везде, где есть государственная  форма организации общества. Ее  наличие и функционирование не  зависят не только от названия  государственной организации, но  и от наличия или отсутствия  законодательства о государственной  службе, наоборот, законодательство  иногда верно отражает объективные  тенденции проявления деятельности  государственных служащих, а иногда  в законодательстве выдаются  желаемые ее черты за действительные.

 Современная государственная  служба связана с целями и  функциями государства и должна  быть ориентирована на исполнение  Конституции и законов, на реализацию  государственной политики. Для любого  общества, самого сложного и разнополярного по социально-культурной ориентации, государство как форма объединения всех граждан всегда едино и единственно, и в нем может осуществляться только одна государственная политика. Она формулируется всем обществом через демократические институты и закрепляется в Конституции, законодательстве и других государственных актах. Если необходимо менять политику, то делать это можно и нужно посредством правовой и организационной основы государственной и общественной жизни.

 Вместе с тем существует  большая опасность, что под политикой  будут пониматься лишь субъективные  идеалы, ценности, интересы, цели и  поступки различных политиков. Каждый  имеет и проводит свою политику  и стремится превратить государственную  службу в аппарат обслуживания  соответствующих политических замыслов  и амбиций. К чему подобное  ведет, понятно без доказательств.

 В настоящее время  взаимосвязи между государством  и обществом, между государственными  органами и гражданами очень  сложны, многообразны и динамичны. Поэтому необходима их дифференциация, конкретизация и систематизация, четкий анализ различных видов  деятельности, осуществляемой государственными  органами или по их поручению  другими структурами, и необходимо  определиться с тем, что действительно  относится к проявлениям государственной  власти.

Информация о работе Виды государственной службы РФ