Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 05:27, дипломная работа
Целью настоящего исследования является исследование такого должностного преступления как халатность и рассмотрение правил квалификации исследуемого деяния.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) произвести уголовно-правовой анализ объективных и субъективных признаков халатности по действующему уголовному законодательству;
2) исследовать особенности квалификации халатности и отграничения этого преступления от смежных деяний.
Введение 2
Глава 1. Состав преступной халатности...............................................................7
1.1. Объект халатнгости 7
1.2. Объективные признаки халатности................................................................9
1.3. Субъект халатности........................................................................................15
1.4. Субъективные признаки халатности............................................................31
Глава 2. Отличие халатности от иных смежных преступлений 40
2.1. Отличие халатности от состава преступления предусмотренного ч. 2 ст. 292.1 УК РФ......................................................................................................40
2.2. Особенности халатности при исполнении должностных обязанностей врача 46
2.3. Халатность как воинское преступление 55
Заключение 59
Список использованных источников 63
К организационно-распорядительны
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).32
Исполнение функций
должностного лица по
При этом следует отграничивать преступные действия должностных лиц от деяний других лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, ответственность которых за злоупотребление своими полномочиями установлена статьей 201 УК РФ. Субъектами указанного преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, а также в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией.
Существуют различные подходы к понятию должностного лица:
1) в различии круга
лиц, относимых к числу
Коллизия терминов "представитель власти" и "должностное лицо" вызывает у авторов определенный интерес. Отдельные авторы по этому поводу отмечают, что не все представители власти являются должностными лицами.35 Подобная точка зрения, по видимому, вызвана тем, что в науке административного права не каждого представителя власти рассматривают как должностное лицо, и, следовательно, понятием должностного лица не охватываются все представители власти.36 В этой связи Б.Д. Архаров делает вывод о том что, что между понятиями представителя власти и должностного лица существует соотношение частного и общего, то есть представитель власти является должностным лицом.37 Другие авторы предлагают употреблять термин "представитель власти" только в отношении депутатов высших и местных представительных органов власти., только в государственно-правовом аспекте, придавая ему исключительно политико-юридический смысл.38 В теории уголовного права можно встретить различные определения представителей власти в которых авторы понимают под таковыми лиц, наделенных в законодательной, судебной, исполнительной ( в том числе правоохранительной, контролирующей, надзорной) сферах деятельности распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости.39 Вряд ли целесообразно избирать в качестве аргумента для критики теоретическое определение, в котором автор ошибочно включает контрольную и надзорную сферу деятельности в исполнительную власть.40
В законе, по-видимому, нецелесообразно выделять какие-либо определяющие представителя власти признаки в дефиниции должностного лица. Именно так поступили авторы проекта УК РФ, прямо указав на представителей власти как на одну из категорий должностных лиц.41
В юридической литературе высказываются мнения о том, что единое законодательное понятие «должностное лицо» должно быть сконструировано «в форме самой высокой правовой абстракции» и консолидировать в себе межотраслевые понятия должностного лица, причём поместить данное понятие предлагается в специальном Законе «О должностном лице Российской Федерации". Такая позиция вызывает ряд возражений. Во-первых, понятие должностного лица определено только в положениях уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях. В других отраслях оно используется, но не даётся его законодательная формулировка то есть, фактически отсутствуют даже отраслевые понятия должностного лица, не говоря уже о межотраслевых. Во-вторых, разработка отдельного Закона «О должностном лице» - очень трудоёмкий процесс и он (закон) не решит всех задач.
В УК России появились гл. 30
и гл. 23, в которых за некоторыми исключениями
предусматриваются одинаковые деяния,
различающиеся лишь по субъекту, который
может нести ответственность за их совершение.
Например, в ст. 201 гл. 23 УК предусматривается
ответственность за злоупотребление полномочиями,
а в ст. 285 гл. 30 УК - за злоупотребление
должностными полномочиями. Естественным
следствием такого решения явилось изменение
определения должностного лица. В примечании
к ст. 285 УК оно сформулировано так: "Должностными
лицами в статьях настоящей главы признаются
лица, постоянно, временно или по специальному
полномочию осуществляющие функции представителя
власти либо выполняющие организационно-
Фактически законодательные изменения выразились в ограничении места выполнения отмеченных функций. Выполнение таких же функций, за исключением функций представителя власти, в коммерческих или иных организациях является необходимым признаком субъекта преступлений гл. 23 УК России.
Несмотря на существующее уголовно-правовое определение понятия должностного лица, в комментарии к КоАП РСФСР отмечается, что такое определение не имеет универсального характера, более того "индивидуальные предприниматели, а также руководители коммерческих юридических лиц (хозяйственных товариществ, обществ, фондов, кооперативов и т.д.) в случае выполнения ими функций, аналогичных функциям должностных лиц в государственном секторе, могут быть привлечены к административной ответственности как должностные лица". С подобным положением трудно согласиться, поскольку используемые, хотя и в различных отраслях права, термины должны одинаково трактоваться. В противном случае это противоречит как здравому смыслу, так и правилам законодательной техники. Один и тот же термин не должен обозначать различные понятия.
Казалось бы, новый КоАП России
должен был разрешить возникшие противоречия.
Однако надежды не оправдались. С одной
стороны, в примечании к ст. 2.4. КоАП России
("Административная ответственность
должностных лиц") практически дословно
воспроизведена формулировка этого понятия,
содержащаяся в УК России. В этом плане
отличие заключается лишь в том, что если
в примечании 1 к ст. 285 УК речь идет о выполнении
соответствующих функций в государственных
и муниципальных учреждениях, то в рассматриваемом
примечании говорится о государственных
и муниципальных организациях. Учреждения
являются одной из разновидностей организаций.
С другой - указывается, что "совершившие
административные правонарушения в связи
с выполнением организационно-
Таким образом, если ранее данное положение разъяснялось в комментариях к КоАП РСФСР, то теперь оно облечено в форму закона. Например, директор частной школы в административном праве - должностное лицо. В уголовном праве он считается лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, лишь директор муниципальной средней школы является должностным лицом. Отсюда и различия в оценке правонарушений такого лица в административном и уголовном законодательстве. По КоАП России, в случае совершения ими правонарушений предусматривается одинаковая ответственность. По УК России, положение меняется. Так если директор частной школы получает незаконное вознаграждение за выдачу свидетельства об образовании, то по ч. 3 ст. 204 УК ему может быть назначено самое строгое наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет. За аналогичные действия директора муниципальной средней школы по ч. 1 ст. 290 УК предусматривается лишение свободы на срок до 5 лет.
Чем же обусловлен различный подход законодателя к понятию должностного лица в УК и КоАП России? На мой взгляд, более строгая ответственность должностных лиц (в соответствии с примечанием к ст. 2.4. КоАП) в административном праве основана на том, что они являются управленцами, независимо от организаций, в которых выполняются такие функции. Следовательно, наличие существенных полномочий и совершение в связи с этим правонарушений должно наказываться строже, ибо причиняемый вред больше.
Сторонники дифференциации уголовной ответственности должностных лиц и лиц, выполняющих управленческих функций в коммерческих или иных организациях, считают, что социальная сущность поступков названных субъектов не одинакова. Так, профессор Волженкин Б.В. пишет: "Первые (лица, состоящие на государственной и муниципальной службе. - А.Ш.), злоупотребляя предоставленными им публичной властью полномочиями, посягают на интересы службы, нарушают нормальную деятельность государственных аппаратов законодательной, исполнительной и судебной власти, подрывают их авторитет, что в итоге приводит к ослаблению государственной власти . Ничего подобного не происходит при злоупотреблениях со стороны служащих коммерческих структур и общественных организаций..."42
В целях оптимизации законодательной дефиниции должностного лица Басова Т.Б. предлагает:
А. Устранить в определении понятия должностного лица имеющиеся противоречия и поместить его в специальной норме преамбулы к главе 30 УК РФ, что будет способствовать единообразному пониманию должностного лица как специального субъекта преступления. В качестве возможного варианта в законе может быть дано следующее определение:
«Публичными должностными лицами в статьях настоящего Кодекса признаются: а) представители власти; б) лица, выполняющие в связи с занимаемой должностью управленческие или контрольно-надзорные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».
Б. Дать новую трактовку понятия «представитель власти». Под представителем власти предлагается понимать лицо, на законном основании выполняющее властные функции в органах публичной власти и в контрольно-надзорных органах, наделенное в пределах своей компетенции правом предъявлять требования, обязательные для исполнения неопределенно широким кругом лиц, а при необходимости осуществлять меры государственного принуждения от имени уполномочившего его органа.
В. Ввести в научный оборот понятие «особое публичное должностное лицо». Под особым публичным должностным лицом в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, установленные Конституцией Российской Федерацией, федеральными конституционными законами и другими федеральными законами, конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий органов публичной власти.43
Представляется, что в законодательстве необходимо иметь единое определение понятия должностного лица, толкование которого удачнее дается в административном праве. Конечно же, это означает исключение из УК РФ главы 23. Кроме того следует изменить название главы 30 УК, например "преступления против интересов службы". Подобный подход получил поддержку и в некоторых станах СНГ. Например в УК Республики Беларусь.44
В связи с вопросами, возникающими у судов по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, постановляет:
К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.