Институт присяжных заседателей в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 12:19, реферат

Описание работы

Условия назначения в присяжные заседатели.
Полномочия присяжных заседателей.

Файлы: 1 файл

иогп аааа.docx

— 25.46 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Институт присяжных заседателей  в России был введен еще 1862 году «Основными положениями преобразования судебной части в России», а развитие получил  в Судебных уставах 1864 года. Суд с  участием присяжных заседателей - прогрессивное  явление для того времени, он считался лучшей формой суда, т.к. обеспечивал  привлечение к отправлению представителей народа.

На протяжении своей истории  российский суд присяжных не оставался  статичным, а органично развивался в соответствии с изменениями, происходившими в государственном и общественном устройстве страны.

«Отцами» суда присяжных в России были видные юристы Дмитрий Александрович  Ровинский, Сергей Иванович Зарудный и Николай Андреевич Буцковский, которые детально разработали статьи законодательства о нем.

 

Условия назначения в присяжные заседатели

 

По судебному Уставу 1864 года, кандидаты в присяжные заседатели отбирались специальными комиссиями и утверждались губернатором. В них предусматривалось, в частности, что присяжными являются русские подданные не моложе 25 и не старше 70 лет, прожившие не менее двух лет в том уезде, где производится избрание в присяжные заседатели.

Не могли быть присяжными лица, состоящие под следствием или судом, за преступления или проступки, исключенные из службы по суду или из духовного ведомства за пороки, или же из среды тех обществ и дворянских собраний по приговору тех сословий, к которым они принадлежали. Несостоятельные должники, состоящие под опекой за расточительность, не знающие русского языка, так же слепые, глухие, немые и лишенные рассудка. Запрещалось быть присяжными чиновникам государственной службы, священнослужителям, военным, лицам, находящимся в услужении.

          Для  избрания присяжных заседателей  составлялись общие и очередные  списки. Для внесения в общие предполагался имущественный ценз: наличие не менее 100 десятин земли или иного недвижимого имущества суммой от 200 до 500 руб. или жалование, или доход от капитала, занятия, ремесла и промысла в сумме от 200 до 500 руб. Не подлежат внесению в списки присяжных заседателей: священнослужители и монашествующие, все военные чины, состоящие в действительной военно-сухопутной или морской службе, а так же учители народных школ.

Судебные уставы ввели и служебный  ценз, позволявший быть присяжным  без учета имущественного положения. В общие списки включались:

  • все состоящие в государственной гражданской службе по определению от правительства, в должности пятого и ниже классов;
  • все состоящие на местной службе по выборам дворянских и городских обществ;
  • крестьяне, занимавшие не менее трех лет выборные должности сельских старост, старшин, и др.

Лица, имевшие право быть присяжными, вносились в общие списки особыми  временными комиссиями, которые назначались  в уездах земельными собраниями, а  в столицах соединенными заседаниями  общих городских дум и местных  уездных земских собраний. Комиссии ежегодно проверяли и дополняли  списки. Последние представлялись губернатору, который проверял соблюдение закона при их составлении. Он имел право  исключить неправильно внесенных  туда лиц с указанием причин, а  недовольные исключением могли жаловаться в Сенат.

На основании общих списков  составлялись очередные. Этим занимались временные комиссии, но под председательством уездных предводителей дворянства и при участии одного из мировых судей уездного города.

Полномочия присяжных заседателей

         

          Присяжные обязаны были явиться в суд для рассмотрения уголовных дел. Перед началом процесса отбирались 30 человек. Стороны могли отвести из этого состава по 6 присяжных без объявления причин. Из числа неотведенных, назначаются по жребию  для решения дела 12 комплектных и двое запасных присяжных заседателей, которые решали вопрос о виновности подсудимого.

Порядок призыва присяжных  заседателей, закрепленный Судебными  уставами 1864 года, для участия в  рассмотрении и решении уголовных  дел определялся в уставах  уголовного судопроизводства, должен был гарантировать максимально  возможную явку присяжных и наименьшие нарушения при формировании таких списков. В нем был закреплен механизм составления общих и запасных списков присяжных заседателей и определены обязанности ежегодно создаваемых временных комиссий. В губерниях они формировались из лиц, назначавшихся для этой цели ежегодно уездными земскими собраниями, а в крупных городах - объединенными заседаниями городских дум и местных уездных земских собраний.

Основной функцией присяжных  того времени, впрочем как и в  наши дни, было принятие решения о  виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления. На основании вердикта присяжных профессиональные судьи выносили приговор.

Присяжные должны были ответить на вопросы коронного суда, т.е. вынести  вердикт о виновности или невиновности подсудимого. Приговор окружного суда с участием присяжных заседателей  считался окончательным и мог быть обжалован прокурором только в кассационном порядке в Сенат по признаку формального нарушения процессуального закона. Как свидетельствует история, присяжные проявляли определенную снисходительность к лицам, совершившим служебные преступления и преступления против порядка управления, а также мелкие кражи. По этим делам присяжные оправдывали более половины обвиняемых. Однако присяжные строже профессиональных судей относились к религиозным преступлениям, крупным кражам, убийствам и грабежам.

Обвиняемые же стремились, чтобы их дела рассматривались присяжными во время поста и перед большими христианскими праздниками, когда  число оправдательных вердиктов  почти удваивалось. Подобный субъективный подход, прежде всего, можно объяснить  составом присяжных и их правосознанием. По подсчетам А.М. Бобрищева-Пушкина, в сфере компетенции заседателей находилось примерно 410 статей Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, что составляло почти пятую часть всех карательных статей российского законодательства.

В окружных судах на долю присяжных заседателей приходилось  в 1873-78 гг. в среднем по стране 75,8 процента всех решенных дел. Таким образом, можно с уверенностью говорить, что  суд присяжных, играя огромную роль в уголовном судопроизводстве, являлся  центральным звеном пореформенной  судебной системы России. Репрессивность суда присяжных составляла в 1873-78 гг. 64,3 процента, репрессивность остальных судов - 72,6 процента. Следует отметить, что именно большее количество оправданий присяжных заседателей по сравнению с профессиональными судьями являлось серьезной причиной нападок на суд присяжных. Наибольшее беспокойство правительства вызывали преступления служебные и против порядка управления. По первым из них присяжные оправдывали 58 процентов обвиняемых, в то время как коронные судьи - лишь 24,5 процента. Преступления против порядка управления судились присяжными довольно строго - 64 процента подсудимых признавались виновными, но все же разница и здесь была существенной. Уже в циркуляре от 28 февраля 1874 года отмечалось, что в некоторых окружных судах процент оправдательных приговоров составил 40-50, и поэтому требовалось к посылаемым в Министерство юстиции судебно-статистическим данным о деятельности суда присяжных добавлять, по возможности, особые разъяснения с указанием причин, вызвавших оправдательные приговоры, в том случае, если их количество превысит 20 процентов от общего числа.

К циркуляру прилагалась  особая форма для отправки в Министерство юстиции сведений об оправдательных приговорах по преступлениям должностным  и против порядка управления. В  последующих циркулярах  министром юстиции, просил председателей окружных судов ускорить сообщение сведений, требуемых циркуляром от 14 мая 1874 года, а также более точно и конкретно разъяснять причины оправдательных приговоров, вынесенных присяжными.

На судебную практику, однако, поступающие с мест разъяснения  и предложения, как и все вышеперечисленные  циркуляры, серьезного влияния не оказали. Репрессивность суда присяжных не только не увеличилась, но даже уменьшилась. Присяжные заседатели непроизвольно показали свою независимость от администрации и столичных циркуляров, но тем самым убедили правительство, что оказать влияние на их деятельность можно только путем изменения законодательства.

Низкая репрессивность суда присяжных, как в целом, так и  по отдельным родам преступлений, не вполне отвечающий требованиям судопроизводства состав заседателей, особенно в уездных  городах, халатное отношение Временных  комиссий к своим обязанностям по составлению списков присяжных  привели к тому, что уже во второй половине 70-х годов ХIХ века в  Министерстве юстиции были собраны  обширные материалы, которые послужили  практической базой для законодательного преобразования института присяжных заседателей в России.

В период с 1878 по 1889 год внесло 10 поправок в закон 1864 года. 9 мая 1878 года был принят первый закон - об ограничении компетенции суда присяжных серьезно изменивший законодательство 1864 года о суде присяжных; закон 28 апреля 1887 года, изменивший порядок формирования суда присяжных; 7 июля 1889 года - последний закон такого рода. Дополнения, изменения и поправки, касающиеся суда присяжных вносятся почти до 1890 года, но поправки касались не реформистского направления, а наоборот, суд приводился в соответствие с другими государственными институтами. Из компетенции суда присяжных были изъяты дела, связанные с нарушением порядка управления, общественного благоустройства и благочиния, должностные преступления. Введен ценз грамотности, повышен имущественный ценз, ужесточено наказание за абсентеизм, запрещены заседания по ночам. В результате доля оправдательных вердиктов присяжных уменьшилась с 43 процентов в 1883 году до 36 процентов в 1889-1891 годах, но оставалась еще достаточно высокой. Вердикты суда присяжных порой вынуждали правительство пересматривать устаревшие или неоправданно жестокие законы. Участие в отправлении судопроизводства представителей различных слоев общества - присяжных заседателей - при отсутствии выборных представительных учреждений в других сферах государственной деятельности России того времени давало основание рассматривать данный институт не просто как юридическое, но и как демократическое учреждение. Допуская широкий демократический элемент в суде присяжных по общеуголовным делам, законодательство делало существенные изъятия применительно к государственным преступлениям.

Заключение

 

История суда присяжных в старой дореволюционной России свидетельствует  о том, что наш народ и по уровню своего развития и по нравственным своим качествам был достоин  иметь этот один из лучших институтов, выработанных человечеством в своем вечном стремлении к справедливости.

Суд присяжных, являясь выразителем  общественного правосознания, указывал и на вопиющие недостатки уголовного законодательства и на способ их устранения. Систематически оправдывая большинство  обвинявшихся в нарушении паспортного  режима и в мелких кражах со взломом, присяжные заседатели практически парализовали действие ряда статей устаревшего Уложения о наказаниях и вынудили правительство в законодательном порядке изменить их.

Законами 1881 года (18 мая и 27 октября) и 18 декабря 1885 года мера наказания  за указанные выше преступления, а  также для несовершеннолетних была уменьшена настолько, что дела об этих преступлениях перешли в  ведение мирового суда. Эти законы уменьшили компетенцию суда присяжных  почти вдвое.

В таком виде суд присяжных  просуществовал до 1922 года, когда был  отменен постановлением большевистского  правительства и отсутствовал 76 лет. Свертывание деятельности российского  суда присяжных началось еще в  период Февральской революции, когда  в марте 1917 года с санкции Временного правительства стали формироваться, дабы пресечь уличные эксцессы, временные  революционные суды в составе  мирового судьи и представителей от армии и рабочих.

 

 

 

 


Информация о работе Институт присяжных заседателей в России