Институт усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:58, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение особенностей правового регулирования усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству Российской Федерации. Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи: -рассмотреть становление института усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права; -исследовать усыновления (удочерения) как одну из форм воспитания детей оставшихся без попечения родителей; -установить права и обязанности усыновленных и усыновителей; -выявить субъекты усыновления;
-проанализировать порядок оформления полномочий усыновителей;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Институт усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права
1.1. История становление института усыновления (удочерения)
1.2. Усыновление (удочерение) как форма воспитания детей оставшихся без попечения родителей

Глава 2. Правовое положение субъектов участвующих в усыновлении (удочерении)
2.1. Субъекты усыновления (удочерения). Права и обязанности усыновленных и усыновителей
2.2.Оформление полномочий усыновителей
2.3 Особенности усыновления детей иностранными гражданами ,лицами без гражданства и гражданами РФ, постоянно проживающими за её пределами.
Глава 3. Процессуальный порядок усыновления (удочерения)
3.1. Порядок усыновления (удочерения)
3.2. Отказ в усыновлении (удочерении)
3.3. Отмена усыновления (удочерения)
Заключение
Список нормативно-правовых актов и специальной литературы

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!!!!.docx

— 130.98 Кб (Скачать файл)

                                                        Содержание

Введение

Глава 1. Институт усыновления (удочерения) в системе  Российского семейного права

1.1. История становление института усыновления (удочерения)

1.2. Усыновление (удочерение) как форма воспитания детей оставшихся без попечения родителей

 

Глава 2. Правовое положение субъектов участвующих  в усыновлении (удочерении)

2.1. Субъекты усыновления (удочерения). Права и обязанности усыновленных и усыновителей

2.2.Оформление полномочий усыновителей

2.3 Особенности усыновления  детей иностранными гражданами ,лицами без гражданства и гражданами РФ, постоянно проживающими за её пределами.

Глава 3. Процессуальный порядок усыновления (удочерения)

3.1. Порядок усыновления (удочерения)

3.2. Отказ в усыновлении (удочерении)

3.3. Отмена усыновления (удочерения)

Заключение

Список  нормативно-правовых актов и специальной литературы                                                                                     

Приложение                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                                              Введение

Семья играет огромную роль в жизни каждого человека, а  особенно в жизни ребенка. Семья  подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым главным  источником социальных идеалов, закладывает  основы общественного поведения, именно в семье у ребенка формируется  определенное мировоззрение на жизнь. У родителей дети перенимают трудолюбие, социальный, культурный, нравственный опыт. Глядя на своих родителей, дети начинают осознавать, как складываются семейные отношения, что, значит, быть отцом или матерью. В каждой семье  свои взгляды на воспитание детей, кто-то воспитывает с помощью любви, ласки и уважения, а кто-то наоборот.

В современной России без  родительской опеки остаются сотни  тысяч детей в силу различных  обстоятельств, будь то смерть родителей, материальные либо жилищные трудности  семьи, рост вне брачной рождаемости. Большинство детей, оставшихся без  попечения родителей, являются сиротами при живых родителях. Для нас  не являются редкостью не благополучные  семьи, где родители ведут асоциальный  образ жизни, в такой семье  дети ощущают себя не нужными, брошенными не редко сбегают из дому. Брошенные  на обочину жизни малыши ненужные алкоголикам-родителям, подростки, шатающиеся по подвалам, все они находятся  под защитой государства. Государство  берет ответственность за детей  на себя, направляя их в детские  воспитательные учреждения. Однако ребенок оставшийся без попечения родителей и переданный в детское учреждение чувствует себя обездоленным так как воспитатели не родители и между ними не будет тесной эмоциональной связи, даже если воспитатели профессионалы своего дела, а детское учреждение не теплый и уютный дом. Таким образом, не одно детское учреждение не заменит ребенку семью, даже чужую.

У ребенка есть право жить и воспитываться в семье не смотря на утрату своих родных родителей, это право у него ни кто не отнимал. Государство предусмотрело следующие формы устройства детей в семьи - это усыновление, опека и попечительство, приемная семья.

Усыновление (удочерение) является одним из самых древнейших правовых институтов и существует во всех современных  странах как наиболее оптимальная  форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Так  и в России усыновление является одной из основных и достаточно широко распространенных форм устройства детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей. Усыновление (удочерение) является приоритетной форой среди всех форм устройства детей оставшихся без попечения родителей. Это положение соответствует требованиям международных правовых норм и закреплено в Семейном кодексе РФ[1] (п.1 ст.124).

Усыновление (удочерение) это  юридический акт, в результате которого между усыновителем (усыновителями) и его родственниками, с одной  стороны, и усыновленным - с другой, возникают такие же права и  обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению.

При усыновлении (удочерении) детей нужно соблюсти очень много  формальностей, но это не самое главное, самое главное-это интересы детей оставшихся без попечения родителей. Интересы ребенка могут быть самыми разнообразными, но самое главное должны быть соблюдены его законные права. Семья желающая усыновить (удочерить) ребенка должна создать благоприятные условия для его воспитания и всестороннего развития. Ни в коем случае нельзя разлучать братьев и сестер, которые воспитывались в одном учреждении или проживали вместе до их устройство в детское воспитательное учреждение, которые осведомлены друг о друге и о своем родстве за исключением случаев, когда это противоречит интересам детей.

   Актуальность данной темы дипломной работы на современном этапе связана, прежде всего, с тем, что усыновление является важнейшим правовым институтом. Дети должны воспитываться в полноценной семье, обеспечивающее его нормальное развитие, где полностью соблюдены их права и законные интересы. В современном мире сотни тысяч детей сирот, детей остаются без попечения родителей. Одной из важнейших задач государства является сокращение численности детей сирот путем передачи их в семьи. Численность детей - сирот с каждым годом растет. Государство вкладывает средства на такие формы воспитания детей, как опека попечительство, приемная семья. Но все же самой оптимальной формой воспитания детей оставшихся без попечения родителей является усыновление (удочерение). Так как в усыновленной (удочеренной) семье дети приравниваются к родным и обретают законные права наравне с другими членами семи. Многое в судьбе ребенка зависит от органов опеки и попечительства, от их работоспособности, добропорядочности и соблюдении законности усыновления (удочерения).

Целью данной дипломной работы является рассмотрение особенностей правового  регулирования усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству Российской Федерации.

Для достижения названной  цели были поставлены следующие задачи:

-рассмотреть становление института усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права;

-исследовать усыновления (удочерения) как одну из форм воспитания детей оставшихся без попечения родителей;

-установить права и обязанности усыновленных и усыновителей;

-выявить субъекты  усыновления;

-проанализировать порядок оформления полномочий усыновителей;

-раскрыть порядок усыновления (удочерения);

-рассмотреть порядок и разрешения споров по усыновлению (удочерению) в суде;

-установить основания отказа и отмены усыновления (удочерения).

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка  нормативно-правовых актов и специальной литературы и приложений.                                                                                 

Первая глава посвящена  институту усыновления (удочерения) в системе семейного права  РФ, вторая глава посвящена рассмотрению правового положения субъектов  участвующих в усыновлении (удочерении), в третьей главе рассматривается  вопрос о процессуальном порядке  усыновления (удочерения).

Теоретической базой при  написании данной дипломной работы послужило действующее законодательство Российской Федерации в области  семейного права, учебные пособия  по семейному праву, публикации в  периодической печати. Были использованы работы таких авторов как З.З. Алиева, В Анисимов, Г.В. Арутюнян, О.П. Бердяев, Ю. Беспалов, Л.Ю. Грудцина, В. Завражнов, О. Косова, В.В. Кустова, Н.В. Летова, Л.Ю. Михеева, В. Паршуткин, Л.М. Пчелинцева, А. Нечаева, Ю.П. Свит, Л.Н. Шохина и других авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Глава 1. Институт усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права

 

    1. История становление института усыновления (удочерения)

 

 

 

Говоря об институте установления усыновления в России, необходимо обратиться  к истории его развития.  Институт усыновления был известен еще в Древнем Риме. Он занимает видное место во всех правовых системах. Он также  признавался и в России, изменяясь под влиянием времени и различных жизненных обстоятельств.

  Усыновление как «искусственное сыновство», как прием «стороннего» в состав семьи совершалось в Древней Руси еще во времена язычества. Когда на смену язычеству пришло христианство, усыновление осуществлялось церковью посредством особого акта, исходящего от церковной власти. Оно освящалось особым церковным обрядом «сынотворенья». Для того чтобы усыновление имело силу, оно подлежало утверждению епархиальным архиереем при соблюдении определенного церковного обряда. Эти требования к порядку усыновления были продиктованы нормами византийского права, под влиянием которых тогда находилась Русь.

В период реформ Петра I и  эпохи царствования Екатерины II, усыновлению  как таковому специально внимания не уделялось, специальных законов, посвященных усыновлению, тогда не было.

    Можно сказать, что законодательство, посвященное усыновлению, стало развиваться в основном в начале XIX в. когда 11 октября 1803 г. появился Указ, позволяющий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников «через передачу им при жизни фамилии

и герба». С середины XIX в. стали появляться правила, оказавшие  влияние на

усыновление, и в их числе  те, что позволяли усыновлять не только сирот.

Несколько позже появиться  целая серия указов, специально предназначенных  для усыновления. Среди них следует отметить Свод законов гражданских и Устав гражданского судопроизводства отличающихся наиболее детальной регламентацией норм об усыновлении.

Заметной вехой в законодательстве, посвященном усыновлению, стал Закон от 12 марта 1891 г. «О детях усыновленных и узаконенных». Этот Закон разрешал не только узаконивать, но и усыновлять незаконнорожденных детей. Причем распространялось такое разрешение на всех детей безотносительно к их сословной принадлежности и вероисповеданию.

     А. Нечаева, в отличие от современных положений, усыновление того времени имело ряд особенностей. Одним из существенных являлось то, что ранее усыновление вводило детей только в семью усыновителя, а не в род усыновителя. Тем самым усыновление отличалось от узаконения.

Следующей вехой в истории  развития института усыновления  является первый семейный кодекс России после октябрьского периода – Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, принятый 16 сентября 1918 года.  Кодекс не предусматривал усыновления как такового. 

Таким образом, необходимость  возрождения института усыновления становилась все  более очевидной. По этой причине незадолго до принятия нового, второго по счету семейного кодекса появился Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926 г. «Об изменении Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». Таким образом, вновь вводилось легальное усыновление.

В 1926 году был принят новый Кодекс законов о браке, семье и опеке

. В него уже изначально  была включена глава III именуемая  «Усыновление».

     Кодекс законов о браке, семье и опеке 1927 г. уделял усыновлению

сравнительно мало внимания. Его предписания в этой части  либо имели общий, традиционный характер, либо содержали особенности, продиктованные новыми требованиями времени. Закреплялся административный, а не судебный порядок для усыновления: органы опеки и попечительства своим постановлением производили усыновление, которое подлежало обязательной регистрации в органах записей актов гражданского состояния.

По Кодексу 1927 г. правовым основанием усыновления было постановление (решение) органа опеки и попечительства, после вынесения которого, усыновление регистрировалось в органах записи актов гражданского состояния. Отменить усыновление можно было двумя способами: с помощью органов опеки и попечительства, по просьбе родители усыновленного, когда усыновление было совершено без их согласия, а возвращение ребенка соответствовало его интересам ; в судебном порядке – иск могло подать любое лицо или учреждение .

В целом семейное право  в  30-х и 40-х годах характеризуется  усилением роли

семьи. Принимается большое  количество нормативных актов, регулирующих правовое положение детей в семье, а также детей, оставшихся без попечения родителей.

Наибольшую актуальность институт усыновления приобрел во время  Великой Отечественной войны, явившись одной из форм борьбы с детской беспризорностью и способом замены родителей детям, лишившихся их. Одним из нормативных актов, посвященных этому вопросу, была Инструкция Наркомпроса РСФСР, Наркомздрава РСФСР и НКЮ, утвержденная СНК РСФСР 8 апреля 1943 года « О патронировании, опеке и усыновлении детей». В этом же году Президиум Верховного Совета СССР издает указ « Обусыновлении». Его ценность заключалась в том, что теперь допускается возможность присвоения усыновляемому, по просьбе усыновителя, фамилии и отчества по имени последнего, и внесение его в актовые книги о рождении в качестве родителя усыновляемого. Данное оложение соответствовало как интересам усыновляемого, так и усыновителя.

     29 августа 1944 года  издается  Инструкция,  утвержденная

Наркомпросом   РСФСР   « О порядке передачи воспитанников детских домов на воспитание в семьи трудящихся».

Послевоенное законодательство характеризуется общим стремлением  обеспечить детям, оставшимся без родительского попечения, возможность воспитываться в нормальной полноценной семье, желанием защитить их интересы. Так, в 1945 и 1950 годах издаются инструктивно-методические указания «Об усыновлении».

Теперь на отделы народного  образования возлагалась подготовка к рассмотрению в исполкоме дел об усыновлении, а также прием заявлений от лиц, желающих усыновить ребенка. Эти отделы были обязаны осуществлять учет уже усыновленных детей и контроль над ними, проводить обследование жилищно-бытовых условий.  С этого времени в полном объеме устанавливается административный порядок усыновления.

Следующий этап развития института  усыновления был связан с принятием  в 1969 году Кодекса о браке и семье РСФСР, в который была включена XI глава «Об усыновлении».

Последними по действовавшему законодательству являлись исполкомы районных, городских, областных и краевых

Информация о работе Институт усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права