Институты экстрадиции и политического убежища в уголовном праве России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Под правом убежища понимается предоставление данным государством возможности въезда и безопасного проживания на его территории какому-либо иностранцу, преследуемому на своей родине за политические, научные, религиозные взгляды, убеждения и соответствующую деятельность. [16, стр. 172]
Целью данной работы является всестороннее изучение институтов экстрадиции и правового убежища в Российской Федерации.
В ходе исследования необходимо выполнить следующие задачи:
изучить истории развития институтов экстрадиции и права политического убежища
рассмотреть правовое регулирование и практику применения институтов экстрадиции и политического убежища на территории РФ.
Объектом данного исследования является правовая система РФ, а предметом – процессы экстрадиции и предоставления политического убежища.

Содержание работы

Введение 2-3
1. Институт экстрадиции
1.1 История развития экстрадиции 4-10
1.2 Правовое регулирование экстрадиции в РФ 11-14
1.3 Выдача преступников в РФ 14-17
2. Политическое убежище
2.1 История права политического убежища 18-20
2.2 Правовое регулирование и правовой статус лиц, пользующихся политическим убежищем 20-24
2.3 Предоставление политического убежища в РФ 24-27
Заключение 28-29
Список литературы 30-31

Файлы: 1 файл

УП Основная часть.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение                                                                                                                    2-3

1. Институт экстрадиции

1.1 История развития экстрадиции                                                                       4-10

1.2 Правовое регулирование  экстрадиции в РФ                                                11-14

1.3 Выдача преступников в РФ                                                                           14-17

2. Политическое убежище

2.1 История права политического убежища                                                      18-20

2.2 Правовое регулирование и правовой статус лиц, пользующихся политическим убежищем                                                                                    20-24

2.3 Предоставление политического убежища в РФ                                          24-27

Заключение                                                                                                           28-29

Список литературы                                                                                              30-31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В практике международных  отношений, связанных с борьбой  с преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников, совершивших преступления на территории одного государства, но находящихся на территории другого.

Экстрадиция (выдача) – акт международной правовой помощи по передаче иностранному государству лица, которое является обвиняемым в совершении преступления, направленного против интересов этого государства, для привлечения лица к уголовной ответственности или исполнения вступившего в силу приговора суда этого государства. [10, стр. 9]

В основе института выдачи лежит принцип “aut dedere aut judicare” (или выдай, или суди), который означает, что лицо, совершившее преступление, должно понести наказание в стране, где оно было задержано, или в стране совершения преступления либо в стране, в наибольшей степени пострадавшей от преступления. [22, стр. 5]

Вопросы выдачи преступников непосредственно связаны с проблемой предоставления убежища иностранцам, преследуемым в другом государстве. Тенденции развития современного международного права таковы, что приоритетное значение приобретает защита прав человека. Одним из важнейших институтов такой защиты является право убежища.

Институт права  убежища не входит в сферу отношений  государства со своими гражданами и  касается только правового положения  иностранцев.

В юридической  и повседневной лексике определение  «иностранец» употребляется практически  с момента появления письменности.

Иностранец – лицо, которое не является гражданином данного государства и состоит в гражданстве другого государства или не имеет гражданства ни одного государства.

Это понятие  является более общим по отношению  к понятию «иностранный гражданин», т.к. согласно ст.2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»1, «иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства».

Под правом убежища  понимается предоставление данным государством возможности въезда и безопасного  проживания на его территории какому-либо иностранцу, преследуемому на своей  родине за политические, научные, религиозные  взгляды, убеждения и соответствующую деятельность. [16, стр. 172]

Целью данной работы является всестороннее изучение институтов экстрадиции и правового убежища  в Российской Федерации.

В ходе исследования необходимо выполнить следующие  задачи:

  • изучить истории развития институтов экстрадиции и права политического убежища
  • рассмотреть правовое регулирование и практику применения институтов экстрадиции и политического убежища на территории РФ.

Объектом данного  исследования является правовая система  РФ, а предметом – процессы экстрадиции и предоставления политического убежища.

 

 

 

 

1. Институт экстрадиции

1.1 История развития  экстрадиции

История экстрадиции  восходит к глубокой древности, когда  еще не было ни стройной системы  норм международного права, ни развернутого учения о нем, но уже возникли первые признаки формальной дипломатии. По мнению Ф. Ф. Мартенса, в ней можно выделить три периода:

  1. с древних времен до конца XVII в., когда выдача, будучи пока редким явлением, в основном имела место в отношении политических противников, а также в отношении еретиков и перебежчиков
  2. с начала XVIII до конца 40-х годов XIX в., в течение которого растет число заключаемых договоров не только в отношении бунтовщиков и перебежчиков (особенно дезертиров и беглых военных), но также и лиц, виновных в обычных преступлениях, хотя первые все еще преобладают, а последние пока составляют исключение в силу своей немногочисленности
  3. новое время, начавшееся в 1840 г., когда государства начали согласованную кампанию в отношении беглых преступников, совершивших деяния, не имеющие политических целей и наказуемые по общеуголовным законам. [20, стр. 9]

К указанным  периодам известный американский ученый Шериф Бассиони добавил еще один, длящийся с 1948 г., когда на первый план вышла необходимость построения системы международной безопасности и предупреждения преступлений против мира и безопасности человечества. [20, стр. 9]

 

I период (древнее время - XVII в.)

Что касается первого периода, то, несмотря на высказанное некогда мнение о том, что в древнем мире не существовало выдачи, так как не существовало международно-правовых отношений между различными государствами, большинство исследователей все же находят факты выдачи имевшими место и в то время.

Свидетельством существования  такой практики является, в частности, договор египетского фараона Рамсеса II с царем хеттов Хеттушилем III, заключенный в 1296 г. (1278) до н. э. В нем говорилось, что «если кто-либо убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задерживать, но вернет в страну Рамсеса». При этом заслуживает внимания положение об обеспечении безопасности возвращаемых лиц, ибо «да не повредят их глаз, уст и ног».

Известны древней истории  и конкретные факты выдачи. Из истории  Греции приводят пример того, как афиняне  согласились выдать македонскому царю Филиппу всех лиц, посягнувших на его жизнь, а ахейцы угрожали Спарте нарушением союза, если не будут выданы ее граждане, совершившие нападение на одну из деревень. В истории Рима ссылаются на галлов, требовавших выдачи напавшего на них Фабия, и на аналогичное требование римлян в отношении Аннибала, а также на Катона, который требовал выдачи Цезаря германцам за то, что тот начал с ними несправедливую войну. [20, стр. 10-11]

Вместе с тем не менее  важно отметить преимущественно  политический характер выдачи в приведенных примерах. По мнению Ф. Ф. Мартенса, они доказывают, что требования выдачи в этот исторический период «вызывались случайными политическими обстоятельствами. Обыкновенно они предъявлялись со стороны сильнейшего слабому государству, а отказ служил предлогом к войне. Настаивали на выдаче даже не политических преступников, но в большинстве случаев политических врагов, от которых выгодно было избавиться». В силу этого не существовало в древности ни договоров о выдаче, ни определенных правил и форм, к ней применяемых.

Таким образом, в условиях, когда возникающие между государствами  разногласия часто разрешались  посредством военных действий, основным регулятором экстрадиционных отношений  также являлось право сильного, которое  в IV веке до н. э. весьма емко сформулировал древнеиндийский философ Каутилья: «Кто слабее другого, тот должен заключить с ним мир, кто сильнее, тот должен вести войну». [20, стр. 11]

В средние века изменения  в институте выдачи были, прежде всего, продиктованы изменениями в институте убежища, когда местами, выдача из которых была недопустима, стали определенные священные места (храмы, монастыри и т. д.). Еще одним препятствием для экстрадиции лиц, совершивших уголовные преступления, служил обычай закрепощения всех иностранцев, прибывших в страну без разрешения или пробывших в ней больше года, бытовавший в феодальных государствах Западной Европы.

Поэтому на практике экстрадиция по-прежнему оставалась формой расправы с политическими  противниками, а не с преступниками. [20, стр. 12]

 

II период (XVIII в. - первая половина XIX в.)

В XVIII в., с которого начинается отсчет второго периода  в развитии экстрадиции, договоры о  выдаче все более распространяются не только на дезертиров, но и на общеуголовных преступников – убийц, фальшивомонетчиков, воров, поджигателей, а сотрудничество государств в уголовном преследовании этих лиц становится все более интенсивным. Во многом это объясняется интенсификацией перемещения людей из одного государства в другое, особенно возросшей в связи с процессами индустриализации Европы и появлением новых видов транспорта, что вызвало проблемы борьбы с грабителями на железных дорогах, бродягами и лицами, совершающими трансграничные преступления.

Подтверждением  тому, что необходимость в урегулировании отношений по поводу выдачи преступников, прежде всего, возникает у географически сопредельных стран, служит тот факт, что из свыше девяноста международно-правовых договоров, заключенных за период с 1718 по 1830 г. по вопросам экстрадиции, основная часть связала обязательствами географически соседствующие государства, более других испытывающие объективную потребность помогать друг другу в поимке лиц, скрывающихся от правосудия.

Из такого рода договоров второго периода заслуживают  внимания конвенция между Францией и Испанией 1765 г., которая с изменениями и дополнениями действовала до конца XIX в., а также заключенный в 1777 г. договор между Францией и Швейцарией, в котором стороны обязались взаимно выдавать «государственных преступников, убийц и других лиц, виновных в общих преступлениях».

Ведущая роль в  формировании и развитии экстрадиционного права с конца XVIII и до конца XIX в. принадлежит Франции. Благодаря именно ее международной деятельности было инициировано большинство из ныне существующих положений, содержащихся в договорах о выдаче (невыдача лиц, совершивших преступления политического характера, недопустимость выдачи за преступления с истекшим сроком давности и т. д.). Даже термин «экстрадиция» (фр. extradition = лат. ех из, вне + traditio передача) вошел в оборот благодаря Франции, где он впервые был официально употреблен в декрете от 19 февраля 1791 г., которым регламентировались отдельные процедуры выдачи, а сам французский язык получил в конце XVIII в. официальное признание в качестве рабочего языка дипломатической переписки по делам о выдаче.

Не без влияния  Франции намечается в это же время  тенденция к заключению многосторонних соглашений о выдаче. Первым из них  явился Амьенский договор, подписанный  в 1802 г. Великобританией, Голландией, Испанией и Францией.

Наконец, особенно большое количество специальных конвенций о выдаче дезертиров, принятых в этот период, также объясняется войнами союзников против Франции.

Таким образом, второй период, включающий в себя весь XVIII в. и первую половину XIX в., оказался для зарубежья и прежде всего для Западной Европы очень продуктивным как по количеству, так и по разнообразию заключенных договоров, а также по внедрению в практику выдачи ряда нововведений. Хотя в целом выдача в это время пока еще обусловлена главным образом политическими мотивами, а также соседством и родственными либо союзными отношениями. Поэтому и постановления о выдаче встречаются в большей части в союзных трактатах о дружбе. А беглые преступники, виновные в обычных деяниях, охотно принимаются на чужой территории, ибо в них видят даже приобретение для страны, а в их невыдаче - акт, способствующий росту населения. [20, стр. 15-17]

 

III период (1840-1943 гг.)

В третий период, начавшийся для западноевропейских стран с 40-х годов XIX столетия, появляется осознание необходимости бороться общими силами против преступников, совершивших не политические, а общеуголовные деяния. Благодаря заключаемым с этой целью договорам выдача наконец-то наполняется своим подлинным смыслом, превращаясь в действительный акт правовой помощи (оказываемой одним государством другому) в области международного общения.

По мере дальнейшего  совершенствования средств сообщения  открываются новые возможности  для преступников находить более  благоприятные и менее заметные формы перемещений с целью скрыться от правосудия, в том числе в отдаленных странах. Возрастающая мобильность населения требует осуществления контроля за передвижением людей уже на глобальном уровне. Даже те страны, которые прежде были защищенными в силу их географического положения по сравнению с государствами континентальной Европы, столкнулись с необходимостью принятия особых мер против вторжения преступности из-за рубежа.

Так, Великобритания, долгое время отличавшаяся либерализмом в отношении иммигрантов и  неодобрительным отношением к процедуре выдачи, принимает в 1870 г. специальный закон об экстрадиции, который открывает интенсивный период в урегулировании данного института: eсли к концу 1869 г. она имела лишь три экстрадиционных договора с зарубежными странами, то с 1870 по 1910 г. экстрадиционные соглашения были заключены с 34 государствами.

Информация о работе Институты экстрадиции и политического убежища в уголовном праве России