Исторические аспекты контрабанды начиная с 14 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:35, доклад

Описание работы

В Западной Европе контрабанда как правонарушение появилась в XIV- XVI в. в период бурного развития товарно-денежных отношений, когда государства признали невыгодным для себя беспрепятственный ввоз и вывоз товаров и в законодательном порядке установили определенные правила провоза товаров через государственную границу.
Для осуществления контроля над провозом товаров и взимания пошлин и иных сборов, установленных государством, на сухопутной границе и в портах были созданы специальные государственные учреждения- таможни.
Всякое нарушение установленных законом и другими нормативными актами правил провоза товаров и ценностей через границу с сокрытием их от контроля со стороны таможни стало именоваться контрабандой, а виновные в совершении таких действий подлежали наказанию.

Файлы: 1 файл

история контрабанды.docx

— 29.12 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

 

 

 

 

ДОКЛАД

По дисциплине: «Основы расследования преступлений в сфере таможенного дела»

На тему «Исторические аспекты контрабанды начиная с 14 века»

 

 

 

Выполнила:                                                                                    

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2012 г. 

КОНТРАБАНДА КАК ПРАВОНАРУШЕНИЕ В  ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ.

В Западной Европе контрабанда как  правонарушение появилась в XIV- XVI в. в период бурного развития товарно-денежных отношений, когда государства признали невыгодным для себя беспрепятственный  ввоз и вывоз товаров и в  законодательном порядке установили определенные правила провоза товаров  через государственную границу.

Для осуществления контроля над  провозом товаров и взимания пошлин и иных сборов, установленных государством, на сухопутной границе и в портах были созданы специальные государственные  учреждения- таможни.

Всякое нарушение установленных  законом и другими нормативными актами правил провоза товаров и  ценностей через границу с  сокрытием их от контроля со стороны  таможни стало именоваться контрабандой, а виновные в совершении таких действий подлежали наказанию.

Само слово «контрабанда» было заимствовано из итальянского языка  и вошло во многие современные  языки (contra - против и bando- правительственный указ). Оно включает понятие нарушения закона государства или правительственного распоряжения.

Слово «контрабанда» означает также  товар, или какой-либо запрещенный  законом к ввозу или вывозу предмет, тайно провезенный или  пронесенный через границу государства. Контрабанда и контрабандисты: наркотики, антиквариат, оружие./ Авт.-сост. Т.И. Ревяко.-Мн.: Лит-ра, 1997. С. 11-12

Таможенные пошлины стали приобретать  роль орудия государственной торговой политики по мере возникновения единого  национального рынка. Этот процесс  в разных странах происходил неординарно  и неравномерно, но повсюду он начинался  с таможенных ограничений, возникновение  которых и послужило толчком  к развитию контрабанды.

Иначе говоря, контрабанда возникла и стала развиваться как противодействие  введенным ограничениям и установленным  таможенным барьерам.

Войны в Европе в XVI- XVII веках породили еще одну разновидность контрабанды  -военную.

Под этим видом контрабанды подразумевались  поставки нейтральными государствами  одной из воюющих сторон таких  предметов и материалов, какие  другой воюющей стороной объявлялись  запрещенными.

Замечу, что и во время войн и  в периоды между ними контрабандная  торговля продолжала расти, несмотря на принятие рядом стран специальных законов. И если в период раннего меркантилизма контрабандой занимались отдельные купцы, то в эпоху развитого меркантилизма контрабандной торговлей стали заниматься торговые компании Европы.

Возникновение контрабанды в России относится к периоду, когда происходил процесс образования единого  рынка и установления на государственной  границе таможенных барьеров. Это  произошло в начале XVII века.

В это время вслед за Соборным уложением Российское законодательство Х-ХХ веков. В девяти томах. Т.3 Акты Земских  соборов упорядочившим фискальные обязанности купечества, правительство ввело Таможенный устав (1653 г.), и Новоторговый устав (1667г.), ознаменовавшие собой установление в стране системы протекционизма.

В соответствии с этими уставами ограничивалась торговля иностранных  купцов, которым отныне разрешалось  продавать свои товары только оптом  и в пределах пограничных городов. Въезд иностранных купцов во внутренние районы государства регламентировался  специальным разрешением, за что  с них кроме таможенных пошлин взимались дополнительные сборы, а  также проезжая пошлина.

Важным мероприятием для усиления борьбы с контрабандой было учреждение в России в 1754г. пограничной стражи как особого корпуса для охраны государственных границ в таможенном и военно-полицейском отношениях. Позже была создана пограничная  казачья стража и специальная  таможенная стража. В 1753г. упраздняются внутренние таможни, купцу указывают на внешние рубежи, где единовременно будет чиниться расчет за ввоз и вывоз товаров. Внешне это удобно для владельца товара , но и соблазнительно - удастся проскочить границу, таможенная очистка уже не потребуется, барыш сразу сильно увеличится. Государство определяет приграничную полосу, в рамках которой действует несколько рубежей таможенной охраны. Власть - вводит обязательное клеймение иностранных товаров. Обнаружение неклейменых товаров расценивалось как контрабанда. 

Развитию контрабанды в начале 1900-х гг. на Дальнем Востоке способствовало то, что беспошлинный ввоз товаров был закрыт со стороны Японского моря.3

Для оформления национального рынка  и объединения разрозненных земель единственный интерес, стоявший за таможенной пошлиной и порождавший контрабанду, был фискальный. Но пришло время, и  появилась еще одна причина –  протекционизм. Первым пошел на эту  меру реформатор-западник Петр I. Он быстро заметил неконкурентоспособность отечественных товаров, мануфактурный застой и забил тревогу. Спасение было найдено в обложении повышенным тарифом заморского купечества. Ответная реакция – рост контрабанды – последовал незамедлительно. Власти усилили охрану сухопутной и морской границ.

Причины контрабанды постепенно становятся узнаваемой истиной и для власти, и для контрабандистов, и для  всякого мыслящего человека. Из разряда  удивительных, экстраординарных событий  контрабанда перемещается в лоно обыденностей, начинает рассматриваться  чуть ли не как разновидность бизнеса, во всяком случае, оправдываемое или  извинительное обстоятельство. В  большинстве своем исследователи  отмечают экономические корни контрабанды: она представляет собой отрицательную  сторону товарообмена; служит барометром торговли (по номенклатуре тайно провозимых предметов можно узнать все о  хозяйственном здоровье страны); к  контрабанде ведет экономическая  отсталость государства в сравнении  с соседними странами. Вероятность  контрабанды возрастает при нестабильности финансов, хозяйственной разрухе, когда  страна не может обеспечить себя собственными товарами или хотя бы доставить их потребителю.

События первой мировой войны (1914-1918гг.) самым пагубным образом сказались  и на таможенном деле. К осени 1917 г. таможенная система страны оказалась практически разрушенной. Деятельность большинства таможен в это время была приостановлена. Многие из них закрывались на длительный срок либо совсем прекратили свое существование. Департамент таможенных сборов бездействовал. Около года таможенным делом в России руководил ЦК профсоюза таможенных работников, сформированный на съезде таможенных служащих в сентябре 1917г.4

Несмотря на эти обстоятельства, уже в первые месяцы после Октябрьской  революции в процессе становления  советской государственности контрабанда  расценивалась как деяние, обладающее высокой степенью общественной опасности, способное причинить существенный вред экономическим интересам государства, главным образом, в сфере внешней  торговли с зарубежными странами.

Первое упоминание о контрабанде  как о преступлении содержится в  постановлении СНК РСФСР от 29 декабря 1917г. «О разрешении на ввоз и  вывоз товаров»5. В нем названное преступление определялось как «незаконное перемещение товаров через государственную границу РСФСР». Развернутое определение контрабанды впервые в советском законодательстве было дано в декрете СНК РСФСР от 1 сентября 1922г. «О таможенной охране».6Статья 7 Декрета определяла контрабанду и формулировала признаки ее состава следующим образом: 

  1. Провоз и пронос через государственную границу, а также покушение на вывоз за границу всех товаров и ценностей помимо таможенных учреждений.
  2. Провоз или пронос товаров через таможенные учреждения с сокрытием от таможенного контроля, путем каких бы то ни было ухищрения, товаров и ценностей помимо таможенных учреждений.

 
Из содержательной конструкции состава  преступления видно, что предметом  контрабанды признавались любые  товары, если они были перемещены через  государственную границу помимо таможенного учреждения, т.е. вне  официально установленных мест таможенного  контроля, в обход его. Покушение  на вывоз товаров за границу при  указанных обстоятельствах расценивалось  как оконченное правонарушение данного  вида, что крайне редко встречается  в современных уголовно-правовых законодательных системах. 

В первом советском кодифицированном уголовно-правовом акте - Уголовном  кодексе РСФСР 1922г. состав контрабанды  предусматривался в ст. 97, которая  была включена в Главу I «Государственные преступления» и находилась в разделе «О преступлениях против порядка управления». Место указанной нормы в системе Особенной части уголовного законодательства свидетельствует о том, что тогдашняя власть относила контрабанду к преступлениям, посягающем на высшие интересы государства. Это определяло высокую степень ее общественной опасности и требовало от правоохранительных органов решительных мер. 

Закрытость советской экономики  и границ страны диктовали особенности  контрабанды. Она была в основном «пассажирской», а не промышленной и выражалась в тайном провозе валюты и антиквариата. При этом «главную опасность для советской внешней торговли представляла контрабандная деятельность иностранцев, особенно из капиталистических государств. Так, только в1969-1970гг. таможенными и следственными органами было пресечено более 10 тысяч случаев контрабанды и других преступлений со стороны иностранцев».7В 80-х годах поток контрабанды увеличился, увеличилась и нагрузка на таможенные органы. Резко вырос объем перевозок наркотических и психотропных веществ.

В Российской Федерации были произведены  существенные изменения и дополнения в законодательном определении  признаков состава уголовно-наказуемой контрабанды. Новое понятие контрабанды  в качестве преступления давалось не в уголовном законодательстве, а  в Таможенном кодексе.Спустя год после принятия Таможенного кодекса Федеральное Собрание РФ приняло Закон на №10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР», который установил уголовную ответственность за четыре состава преступления, посягающие на общественные отношения в сфере таможенного дела, и ввел в действие соответствующие правовые нормы с момента опубликования Закона, т.е. с 7 июля 1994г. 9

Важным этапом развития уголовного законодательства России об ответственности  за контрабанду стал новый Уголовный  кодекс РФ. В нем состав контрабанды  совершенно обоснованно включен  в главу «Преступления в сфере  экономической деятельности» и  предусмотрен в главе 22 Уголовного Кодекса. В Российской Федерации  с ее огромной территорией и соответственно большой протяженностью таможенной и государственной границ, явно обозначилась тенденция к более полной защите от преступных посягательств таможенной сферы. В этих целях в Российской Федерации принята, определенная система  уголовно-правовых норм, включающая и  норму о контрабанде.

 

Список использованной литературы:

  1. Бойко А.И., Родина Л.Ю. Контрабанда. –СПб.: Юридический центр пресс, 2002.-299с.
  2. Гогорян Р.Л., Кочубей М.Л. Уголовно-правовая оценка преступлений в сфере таможенной деятельности.- Ростов-н/Д, 1998.-320с.
  3. Гравина А. А. Уголовная ответственность за контрабанду // Комментарий судебной практики. Вып. 3. М., 2004.-207с.
  4. Дранников А.В. Уголовная ответственность за контрабанду предметов, в гражданском обороте//Афтореф. канд. дис. …юрид. наук. Рострв-н/Д, 2000.-131с.
  5. Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. М., 1996.-542с.
  6. Михайлов В.И., Федоров А.В. Уголовная ответственность за контрабанду. СПб., 1997.-640с.
  7. Родина Л.Ю. Контрабанда: интегрированный способ совершения преступления//Некоторые вопросы совершенствования деятельности внутренних дел. Сб. науч. тр. М.,1998.-653с.
  8. Родина Л.Ю. Обратная сила закона об ответственности за контрабанду//Законность.1998. №6.- С.12-14
  9. Российское уголовное право: в 2т. Т.2.Осбенная часть: учебник/Г.Н. Борзенков; под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, В.С. Комисарова, А.И.Рарога.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Проспект,2010.-688с.

 


Информация о работе Исторические аспекты контрабанды начиная с 14 века