История прокуратуры в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 11:59, контрольная работа

Описание работы

История создания, формирования кого-либо государственного органа помогает лучше понять: во-первых, историческое предназначение этого органа, его место в системе иных государственных органов; во-вторых, историческую необходимость выполнения функций, возложенных на этот орган; в-третьих, изучая историю того или иного государственного органа, мы сможем в современных условиях принять меры законодательного и организационного характера, направленные на повышение эффективности этого органа.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1 История прокуратуры дореволюционной России…………………. 4
Глава 2 История прокуратуры СССР………………………………………... 7
Глава 3 История прокуратуры в Российской Федерации…………………... 9
Заключение…………………………………………………………………… 11
Список использованной литературы……………………………………….. 12

Файлы: 1 файл

Контроша-История прокуратуры в России.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

 

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ 

(ЮРИДИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ)

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История отечественного государства и права»

 

«История прокуратуры в России»

 

 

 

 

Выполнил:

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

Дата представления  работы

 

 

 

 

 

МОСКВА

2008

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….. 3

Глава 1 История прокуратуры дореволюционной России…………………. 4

Глава 2 История прокуратуры СССР………………………………………... 7

Глава 3 История прокуратуры в Российской Федерации…………………... 9

Заключение…………………………………………………………………… 11

Список использованной литературы……………………………………….. 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

История создания, формирования кого-либо государственного органа помогает лучше понять: во-первых, историческое предназначение этого органа, его место в системе иных государственных органов; во-вторых, историческую необходимость выполнения функций, возложенных на этот орган; в-третьих, изучая историю того или иного государственного органа, мы сможем в современных условиях принять меры законодательного и организационного характера, направленные на повышение эффективности этого органа.

На мой взгляд, в настоящее время, когда осуществляется судебная реформа, особенно важно глубоко изучать историю возникновения прокуратуры, как государственного органа, создание прокуратуры в Российской Империи, а также перенесение на почву России принципов организации и деятельности прокуратуры западных стран, создание прокуратуры в СССР, а затем и в Российской Федерации. Само понятие прокуратуры происходит от латинского procuro - забочусь, обеспечиваю, предотвращаю.

При создании прокуратуры  идея состояла отнюдь не в карательном  его предназначении, а в обеспечении справедливости и законности. Предназначение прокуратуры в Греции и в странах Востока состояла, во-первых; в надзоре за исполнением предписания государственной власти, а во-вторых, в осуществлении обвинения в суде ("ораторы").

 

 

 

 

 

Глава 1

История прокуратуры  дореволюционной России

 

Основателем органов  прокуратуры и прокурорского  надзора в России считается Петр I. Рост преступности и должностных  преступлений вызывал гнев царя. Указом Петра I от 2 марта 1711 г. в России учреждается  фискальная служба, назначение которой состояло в том, чтобы "... над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего". За образец этой службы Петр I взял государственные органы Германии. В 1713 г. в России вводится должность Генерал-фискала. К фискалам предъявлялись высокие моральные требования. Фискальная служба являлась секретной, фискалы всех рангов не получали материального обеспечения от казны, что провоцировало взяточничество.

Спустя некоторое время  Петр I убедился в низкой результативности службы фискалов. Указом от 12 января 1722 г. Петр I учреждает прокуратуру Российской Империи (эта дата — 12 января — провозглашена Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 1996 г. "Днем прокурора"). В Именном Высочайшем Указе Петра I Правительствующему Сенату отмечалось: "Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по Прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору". При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача "уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония". В отличие от службы фискалов прокуроры осуществляли надзор за исполнением законов гласно.

18 января император  Петр I назначил графа Павла Ивановича Ягужинского первым Генерал-прокурором Сената. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: "Вот око мое, коим я буду все видеть". Предназначение прокурора в тот период ёмко выражено строкой Указа от 27 апреля 1722 года "О должности Генерал-прокурора": "И понеже сей чин, яко око наше и стряпчий о делах государственных, того ради надлежит верно поступать, ибо перво на нем взыскано будет". Указ устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры. Последующими указами были учреждены прокуроры в провинциях, при надворных судах и прокурор при Святейшем Синоде.

В течение последующих  полутора веков органы прокуратуры  подвергались в России всевозможным реформированиям, то упразднялись, то создавались заново.

Екатерина II придавала  должности генерал-прокурора исключительно  важное значение. В 1764 году, при вступлении в должность генерал-прокурора, князь  Александр Алексеевич Вяземский  получил от императрицы собственноручно написанное ею "секретнейшее наставление", фрагменты из которого приведены ниже: «Прежнее худое поведение, корыстолюбие, лихоимство и худая вследствие сих свойств репутация, не довольно чистосердечия и искренности против Меня нынешнего генерал-прокурора, — все сие принуждает Меня его сменить, и совершенно помрачает и уничтожает его способность и прилежание к делам; но и то прибавить должно, что немало к тому его несчастию послужило знание и короткое обхождение в его еще молодости с покойным гр. Петром Шуваловым, в руках которого совершенно он находился и напоился принципами, хотя и не весьма для общества полезными, но достаточно прибыльными для самих их. Все сие производит, что он более к тиомным, нежели к ясьным делам имеет склонность, и часто от Меня в его поведении много было сокровенного, чрез что по мере и Моя доверенность к нему умалялась; а вреднее для общества ничего быть не может, как генерал-прокурор такой, которой к своему Государю совершенного чистосердечия и откровенности не имеет, так как и для него хуже всево не иметь от Государя совершенной доверенности, понеже он по должности своей обязывается сопротивляться наисильнейшим людям, и следовательно власть Государская одна его подпора». 
«...Вам не должно уважать ни ту, ни другую сторону, обходиться должно учтиво и беспристрастно, выслушать всякого, имея только единственно пользу отечества и справедливость в виду, и твердыми шагами итти кратчайшим путем к истине. В чем вы будите сумнителен, спроситесь со Мною, и совершенно надейтесь на Бога и на Меня, а Я, видя такое ваше угодное Мне поведение, вас не выдам, вы же чрез выше писанные принципии заслужите почтение у тех и у других, бездельникам будете в страх, а честным людям в покровительство».

В отдельные периоды  российской истории генерал-прокурор выступал не только как блюститель законов, но и как министр финансов, внутренних дел. Особенно наглядно это проявилось во времена царствований Екатерины II и Павла I. Начиная же с 1802 года, генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции. Судебная реформа 1864 года установила "Основные начала судебных преобразований", которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что "при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей", а также констатировали, что "власть обвинительная отделяется от судебной".

 

 

 

 

Глава 2

История прокуратуры в  СССР

 

24 ноября 1917 года высшим  органом власти в стране — Советом Народных Комиссаров был принят Декрет о суде №1, согласно которому были упразднены существовавшие до Октябрьской революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

Но уже в 1922 году, 28 мая было принято Положение о прокурорском надзоре, согласно которому в составе Народного комиссариата (наркомата) юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:

    • осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
    • непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов Государственного Политического Управления;
    • поддержание обвинения на суде;
    • наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

23 ноября 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР. Прокурором Верховного суда был назначен П.А.Красиков, которому были предоставлены широкие права: законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

После учреждения Прокуратуры  Верховного суда Союза ССР, в стране начали функционировать две системы, организационно не связанные между  собой: названная прокуратура и  прокуратуры союзных республик в системе наркоматов юстиции.

20 июня 1933 года была  образована Прокуратура Союза  ССР. 

Таким образом, несмотря на то, что в союзных республиках  прокуратуры еще три года оставались в системе народных комиссариатов  юстиции, все прокурорские органы оказались объединены под единым оперативным руководством. Прокуратуру Верховного суда Союза ССР упразднили. Первым прокурором Союза ССР был назначен И.А. Акулов.

Суровым испытанием для  нашей страны явилась Великая  Отечественная война (1941-1945 гг.). С первых дней структура органов военной прокуратуры была приведена в соответствии с требованиями действующей армии. Офицеры военных прокуратур осуществляли свою деятельность в боевой обстановке, а при необходимости с оружием в руках сражались с врагом в боевых порядках. На протяжении всей войны военные прокуроры и следователи проявили себя истинными патриотами, высококлассными профессионалами и смелыми офицерами. На полях сражений погибли 278 офицеров военных прокуратур, за мужество и героизм более 1800 военных и следователей были награждены орденами и медалями, а одиннадцати офицерам присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Законом, принятым Верховным  Советом СССР 19 марта 1946г. Прокурору  СССР присвоено наименование Генеральный  прокурор СССР.

28 декабря 1955 года было  утверждено Положение о прокурорском  надзоре в СССР, которое впервые  четко конкретизировало основные  функции высшего надзора по  всем его отраслям.

30 ноября 1979 года был  принят Закон о прокуратуре  СССР, в котором впервые законодательно закреплялось то, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему — прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

 

Глава 3

История прокуратуры  в Российской Федерации

 

С распадом СССР, в начале 90-х годов прошлого века, органы прокуратуры, как и вся страна, переживали непростые времена: трудности в экономике резко осложнили финансирование, вооруженные конфликты в различных регионах, лавинообразный всплеск преступности, многочисленные реорганизации вызвали отток кадров прокуроров и следователей, существенно затрудняли обеспечение законности и правопорядка.

17 января 1992 г. Верховный  Совет РФ принимает Закон Российской  Федерации "О прокуратуре Российской  Федерации". В этом Законе были определены предмет и пределы надзора, куда входят: надзор за исполнением действующих в Российской Федерации законов; принятие мер, направленных на устранение нарушений закона; осуществление уголовного преследования в отношении лиц, совершивших преступления. Прокуратура имеет целью обеспечение в Российской Федерации верховенства действующих законов.

Поворотным пунктом  стало принятие Конституции Российской Федерации (1993 г.) в статье 129 которой  закреплено понятие прокуратуры  Российской Федерации как единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Принятием в 1995 г. новой  редакции Федерального закона "О  прокуратуре Российской Федерации" завершается правовое оформление органов прокуратуры Российской Федерации. Отдельной главой Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" закреплено правовое положение органов военной прокуратуры как самостоятельного структурного подразделения в составе прокуратуры России, возглавляемого заместителем Генерального прокурора Российской Федерации — Главным военным прокурором, структура органов военной прокуратуры, а также полномочий её должностных лиц.

В результате законодательных  преобразований прокуратура России окончательно сформировалась как структурно и функционально самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе написания данной контрольной работы я изучил и отразил в тексте работы лишь основные события и персоналии в истории Российской прокуратуры. Несмотря на свою сравнительную «молодость» прокуратура России имеет богатую и насыщенную историю. Также в ходе исследования открылось, что проблемы, связанные с деятельностью органов прокурорского надзора в сложные, экстремальные периоды российской истории (к примеру 1904-1917гг.), продолжают оставаться малоисследованными, хотя и представляют с моей точки зрения большой интерес.

В заключение мне бы хотелось привести слова Генерального прокурора  Российской Федерации Юрия Яковлевича Чайки: «Нынешний статус, перечень функций и круг полномочий прокуратуры в целом соответствуют стоящим перед ней задачам и реалиям современного этапа развития российского общества.

Однако это не значит, что система органов прокуратуры  не нуждается в совершенствовании. Бесспорно, что сильное российское государство должно иметь сильную прокуратуру. Для этого она должна развиваться прежде всего с учетом исторических ценностей и хода построения правового государства».

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1) Материалы сайтов: www.genproc.gov.ru, www.belproc.ru, www.pr.irkutsk.ru, www.politkor.narod.ru, www.gov.cap.ru.




Информация о работе История прокуратуры в России