История развития института лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 13:22, доклад

Описание работы

Основоположниками уголовной политики после свержения царизма и совершения октябрьского переворота являлся В.И. Ленин и другие лидеры большевистской партии. Устанавливая диктатуру пролетариата, большевики исходили из необходимости насильственно подавлять сопротивление классовых врагов и осуществлять на основе убеждения масс государственное принуждение как одно из средств классовой борьбы за построение социализма. Поэтому советские суды в самом начале своей деятельности в числе своих приговоров выносили и приговоры, связанные с лишением свободы. Новых мест лишения свободы большевики не строили, и осужденные направлялись в те тюрьмы, которые остались от царизма.

Файлы: 1 файл

Основоположниками уголовной политики после свержения царизма и совершения октябрьского переворота являлся В.docx

— 23.85 Кб (Скачать файл)

Основоположниками уголовной политики после свержения царизма и совершения октябрьского переворота являлся В.И. Ленин и другие лидеры большевистской партии. Устанавливая диктатуру пролетариата, большевики исходили из необходимости насильственно подавлять сопротивление классовых врагов и осуществлять на основе убеждения масс государственное принуждение как одно из средств классовой борьбы за построение социализма.

Поэтому советские суды в самом начале своей деятельности в числе своих приговоров выносили и приговоры, связанные с лишением свободы. Новых мест лишения свободы большевики не строили, и осужденные направлялись в те тюрьмы, которые остались от царизма. Однако с первых дней в уголовной политике проявляется яркая классовая противоположность целям дореволюционного судопроизводства. Следствием бурных революционных потрясений стало серьезное ослабление системы исправительно-трудовых учреждений. В процессе реализации полного развала прежней тюремной системы оказались разрушенными, закрытыми, перепрофилированными не менее 400 учреждений. Поспешив разрушить большое количество тюрем, государство оказалось перед необходимостью вновь создавать их. Восстановление разрушенной системы оказалось делом крайне трудным. В первоначальный период советской власти институт наказания в виде лишения свободы развивался весьма противоречиво. Принятие норм, регулирующих исполнение наказания в виде лишения свободы, опережало издание уголовного закона. Сильное влияние на этот институт наказания оказывал политико-идеологический фактор. Советское государство в рассматриваемый период времени уделяло достаточно много внимания правовому регулированию вопросов назначения и реализации наказания в виде лишения свободы. Эти правовые акты откликались на быстро изменяющуюся общественно-политическую ситуацию в стране.

С начала 20-х годов институт лишения свободы стал регламентироваться в основополагающих законодательных кодифицированных актах (УК РСФСР 1922 г.).

При этом в нормах уголовного права наиболее ярко проявилась карательная политика Советского государства, когда, с одной стороны, предусматривались жесткие репрессивные меры в отношении классовых врагов, а с другой стороны, ставилась задача перевоспитания правонарушителей из числа «трудящихся». Исполнительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г. вобрал в себя гуманистические принципы "человеколюбия", присущие пенитенциарным актам периода империи, развил их, добавил важные нормы о культурно-просветительской работе, сохранил прогрессивную систему и стал одним из лучших уголовно-исполнительных законов в правовой истории как нашей страны, так и Европы, поскольку был нацелен на всемерное содействие тому, чтобы совершивший преступление человек не оказался выброшенным за борт общества, а вернулся в него полноценным гражданином. Разумеется, это не означает, что ИТК РСФСР 1924 г. лишен недостатков. Они есть и касаются, прежде всего, классового подхода, когда представители нетрудящихся слоев населения превращались, по сути, в изгоев общества, что нашло отражение в рассматриваемом нормативном документе. С переходом к реконструктивному периоду, начиная с 1928 г., происходит перелом, связанный с усилением уголовных репрессий против населения. Нужно было решать вопросы индустриализации экономики, коллективизации сельского хозяйства, попутно сломить сопротивление разных течений в партии и установить единоличную власть Сталина. Однако еще после смерти Ленина в 1924-1928 г. судебная практика СССР пошла по пути широкого применения лишения свободы, поскольку большевики посчитали путь к гуманизации уголовных наказаний времен нэпа ошибкой. В Уголовный кодекс были внесены изменения, согласно которым максимальный срок лишения свободы устанавливался в 10 лет. Уголовно-исправительная политика, которая проводилась по «прогрессивной системе», предусматривающая содержание впервые осужденных отдельно от рецидивистов, исправляющихся, «испытуемых», осужденных за корыстные преступления отдельно от осужденных за некорыстные и т.д. Это привело к принятию в 1924 г. Исправительно-трудового кодекса РСФСР, в котором сформулирован классовый подход уголовно-исполнительной политики. Созданный исправительно-трудовой отдел НКЮ передается в НКВД и переименовывается в Центральный карательный отдел. ИТК РСФСР предусматривал разряды заключенных или категории. Так, к первой категории ст. ИТК РСФСР относила приговоренных к лишению свободы со строгой изоляцией лиц, не принадлежащих к классу трудящихся и совершивших преступление в силу классовых привычек, взглядов и интересов, а равно лиц, хотя и признанных трудящимися, но признаваемых особо опасными для республики; ко второй категории относились профессиональные преступники и классово чуждые пролетариату правонарушители; в третью категорию зачислялись преимущественно трудящиеся, «случайно или по нужде впавшие в преступление».

Одновременно осужденные к лишению свободы без строгой изоляции на срок не выше 5 лет из числа трудящихся, совершивших преступление в первый раз, случайно или в силу тяжелых материальных условий, не внушающие опасений к побегу, направлялись в трудовые сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные колонии. На эту категорию осужденных следует обратить внимание особо, поскольку именно они стали исполнителями рабского труда «на великих стройках века». Для этой цели в уголовной политике конкретизируются и получают дальнейшее развитие вопросы труда в местах лишения свободы. Так, ст. 51 ИТК РСФСР устанавливала, что занятие заключенных работами имеет воспитательно-исправительное значение, ставя своей целью приучить их к труду и обучив какой-либо профессии, дать им возможность после освобождения жить трудовой жизнью. Люди, иногда безвинно осужденные специально, не представляли опасности для нового строя, который испытывал большие потребности в рабочей силе для быстрого подъема промышленности и сельского хозяйства, однако не имел для этого средств. Поэтому для таких лиц уголовная политика советского государства установила «льготы», допускающие применение досрочного освобождения за ударный труд. В 1934 г. А.Я. Вышинский восторгался этим видом наказания: «Лучше всего указать на пример Беломорско-Балтийского канала, воспитавшего десятки тысяч активных участников социалистической стройки, воспитавшего ударников и энтузиастов…Беломорско-Балтийский канал - живая иллюстрация того, что собою представляют принципы советской исправительно-трудовой системы, с которыми не могут идти ни в какое сравнение все самые совершенные, самые гуманные, самые культурные тюремные изобретения и новшества любого буржуазного государства». О масштабах применения этого вида наказания говорит статистика только лишь этого канала, опубликованная 5 августа 1933 г. в газетах «Правда» и «Известия». В них указывалось, что к моменту окончания строительства 12484 заключенных были полностью освобождены от дальнейшего отбывания наказания, как «исправившиеся» и 59516 человекам сокращены сроки отбывания наказания, как «проявившим себя энергичными работниками на строительстве». Первого августа 1933 г. Постановлением ВЦИКа и СНК был утвержден новый ИТК РСФСР, где нашли отражение изменения в государственной пенитенциарной политике. Существенной новеллой ИТК РСФСР 1933 г. является положение о том, что организация труда лиц, лишенных свободы «должна содействовать сохранению и повышению их квалификации и получению квалификации не имеющим ее». Кодекс предельно упростил разновидности отбывания наказания в виде лишения свободы. Таким образом, данный Кодекс ввел ряд важных законодательных положений в развитие института лишения свободы в России, которые сохраняли свое действие долгое время, а по некоторым позициям сохраняются и сейчас. Это касается, в частности, института оказания социальной помощи лицам, освобождающимся из мест лишения свободы, организации общеобразовательного обучения.

Следует подчеркнуть, что развитие системы исполнения наказания непосредственно связано с общим социально-экономическим развитием страны. А оно, начиная с 20-х годов, неизменно характеризовалось возвышением и подчеркиванием роли труда в жизни всего общества и отдельного человека. Достаточно указать на массовый трудовой энтузиазм "строителей коммунизма" 20 - 30-х годов, трудовой героизм советского народа в годы Великой Отечественной войны, первостепенное значение трудовых пятилеток, когда деятельность в любой республике, области, трудовом коллективе оценивалась, прежде всего, по "кубам", "тоннам", "метрам" и т.д. Можно сказать, что государство по-своему эксплуатировало труд всего работающего населения, и на этом фоне эксплуатация труда заключенных уже не выглядела как нечто из ряда вон выходящее. Последнее обстоятельство, а также решение государства широко использовать труд заключенных предопределяло создание мест лишения свободы с простым устройством, трансформированных впоследствии в исправительно-трудовую колонию. Максимальный срок лишения свободы увеличивается с 10 до 25 лет, вводится тюремное заключение, значительно ужесточаются условия отбывания наказания в виде лишения свободы. В период нэпа составной частью исправительного процесса являлось привлечение осужденных к труду. Однако в эти годы принудительный труд заключенных не играл существенной роли в экономике страны. Как правило, учреждения не могли обеспечить работой весь состав заключенных и вели речь лишь о самоуправстве. В то же время с середины 20-х годов в высших эшелонах власти начал ставиться вопрос об использовании заключенных для освоения отдельных районов страны. Форсированная индустриализация повлекла за собой ужесточение репрессивной практики в масштабах самого государства, в связи с чем с 1928-1929 гг. процесс законотворчества, призванный оптимизировать нормативно-правовое регулирование исправительно-трудовой системы, оказался связанным не с логикой развития правовой мысли, а с логикой усиления репрессий. В итоге к середине второй половины 30-х годов усиление уголовных репрессий достигает апогея. В новых условиях произошло ослабление влияния правовых норм. В процессе утверждения новых принципов организации исправительно-трудовых учреждений доминирующим стал производственный фактор, определяющий порядок создания и масштабы создавшихся структур. Следует отметить, что с созданием ГУЛАГа произошло резкое возрастание экономического значения исправительно-трудовых учреждений, усиление эксплуатации заключенных. С созданием ГУЛАГа вся полнота власти в сфере исполнения лишения свободы, включая нормативное регулирование, делегируется НКВД. Формально не отмененное исправительно-трудовое законодательство игнорируется. Численность заключенных с конца 30-х годов значительно возрастает, они интенсивно используются в качестве дешевой рабочей силы. Законодательное регулирование института наказания в виде лишения свободы восстанавливается лишь после смерти Сталина.

Советская исправительно-трудовая политика в период 1945-1970 гг. претерпела качественные изменения, связанные с постепенным отходом от классового признака при определении меры наказания и условий отбывания в местах лишения свободы в отношении осужденных за государственные преступления. С конца 1950-х гг. в соответствующих правовых актах уже нет упоминания об особенностях режима содержания для «политических» заключенных и наблюдается тенденция ослабления карательной политики. Исправительно-трудовая система стала более открытой для общества. Труд заключенных стал в меньшей степени эксплуатироваться для решения государственных экономических задач. Четко поставлена задача о перевоспитании заключенных. Восстановлен институт условно-досрочного освобождения. Законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере назначения и исполнения наказания в виде лишения свободы, в рассматриваемый период развивалось противоречиво. Определенное время после войны действовали УК РСФСР 1926 г. (до 1960 г.) и ИТК РСФСР 1933 г. (до 1970 г.). Однако если уголовное законодательство в части регулирования института наказания в виде лишения свободы в своей основе сохранялось, то исправительно-трудовые нормы значительно изменились. В немалой степени такое положение сложилось в связи с тем, что исправительно-трудовая система оказалась в ведении НКВД, в котором был взят курс на создание ведомственных нормативно-правовых актов, которые фактически по многим позициям имели большую юридическую силу (например, инструкции о содержании заключенных в местах лишения свободы 1939 и 1951 гг.).

После смерти Сталина результатом повышенного внимания к вопросам законности и последовательного развития законодательства стало появление новых фундаментальных законов уголовно-правового цикла - УК РСФСР 1960 г. и ИТК РСФСР 1970 г., в которых осужденные к лишению свободы получали определенные законодательные гарантии. В послевоенный период структура ГУЛАГа, определенная еще в предвоенный период, была подвержена кардинальным изменениям дважды. Сначала в 1948 г. были образованы особые лагеря для содержания в них политических преступников. Создание таких лагерей свидетельствовало о новой волне политических репрессий, которые были некоторым образом, приглушены во время военных действий. Вместе с тем эта волна сравнительно быстро затихла - после смерти Сталина в 1953 г. число политических заключенных резко уменьшается, а еще через пять лет особые лагеря ликвидируются. Второй раз структура исправительно-трудовой системы менялась в 1958 г., когда было установлено, что основным учреждением для отбывания наказания в виде лишения свободы являются исправительно-трудовые колонии (ИТК). Кроме того, предусматривалось отбывание наказания в тюрьмах. Эта структура была подкорректирована в 1961 г. с определением исправительно-трудовых колоний общего, усиленного, строгого и особого режима, а также тюрем как основных видов исправительно-трудовых учреждений. В 1963 г. появляется еще один вид ИТУ - колония-поселение, что отражает взятый курс советского государства на исправление и перевоспитание осужденных как приоритетная цель исправительно-трудовых учреждений. В 1960-е гг. окончательно сложилась исправительно-трудовая политика советского государства, которая не менялась до распада СССР в 1991 г., - она приобрела четкое и ясное содержание, освободилась от той противоречивости, которая имела место во все предшествовавшие периоды истории СССР (РСФСР), была закреплена в таких основополагающих законах, как УК РСФСР 1960 г. и ИТК РСФСР 1970 г.

 


Информация о работе История развития института лишения свободы