История развития законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Анализ состояния и динамики нарушений лесного законодательства с начала XXI века показывает, что объемы незаконных рубок леса в стране составляют более 30%, а в некоторых районах - до 70% от общего количества всей вырубаемой древесины. В отдельных, «лесных» регионах Российской Федерации (Амурская, Архангельская, Иркутская, Кировская, Тверская, Ярославская области и др.) доля незаконной рубки лесных насаждений составляет до 95% в структуре всех экологических преступлений.

Файлы: 1 файл

Незаконная вырубка.doc

— 363.00 Кб (Скачать файл)



Изученная практика назначения наказания показала, что подавляющему большинству- 48 лицам (74%) назначено наказание без лишения свободы, с применением ст.73 УК РФ, условно с испытательным сроком. К реальному лишению свободы осуждено одно лицо, при назначении наказания по совокупности приговоров, в соответствии со ст.70 УК РФ. Наказание в виде исправительных работ назначено в отношении 3 лиц (4,6%). Наказание в виде штрафа назначено 9 лицам (13,8%).

 

Таблица №2. Сведения о мерах уголовного наказания24

 

Как показали результаты исследования, суды в целом не испытывают затруднений при квалификации действий виновных. В кассационной инстанции в 2007 году из изученных дел было обжаловано 5 дел или 9 %. Из них - два приговора оставлены без изменения; два приговора изменены в части назначенного наказания; в одном приговоре исключено указание о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В надзорном порядке уголовные дела не обжаловались.

По вопросам взыскания и возмещения причиненного ущерба следует отметить, что во всех случаях материальный ущерб от преступления судами взыскивается. Затруднения в расчете суммы причиненного ущерба суды не испытывают. Однако имеются разногласия по вопросу в чью пользу должен быть взыскан ущерб. В большинстве случаев сумма причиненного ущерба взыскивается в пользу потерпевшего, которым является Лесхоз.

Вместе с тем, изучение дел показало, что механизм возмещения причиненного ущерба в практики не отработан.

Так, из всего числа изученных дел, реально ущерб возмещен только в 4 случаях, что составляет 7,4%.

В 4 случаях вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с отсутствием имущества - 3 и в связи со смертью осужденного 1.

Как показало изучение уголовных дел, орудиями преступления по делам о незаконной порубке леса являются бензопилы и автотранспорт, с помощью которого осуществляется погрузка и перевозка леса. Они признаются вещественными доказательствами и приобщаются к материалам дела.

Вопросы о судьбе вещественных доказательствах судами разрешаются неоднозначно.

Из 54 уголовных дел, только в 9 случаях вещественные доказательства конфискованы и обращены в доход государства или переданы в счет возмещения ущерба. В 9 случаях бензопилы и трактор возвращены осужденным. В остальных случаях, в большой части вещественные доказательства переданы по принадлежности законным владельцам, а в иных, бензопилы органами предварительного следствия не изымались и вещественными доказательствами не признавались.

Анализируя данные о сроках рассмотрения дел указанной категории можно отметить, что преимущественное большинство дел рассмотрено судами с соблюдением процессуальных сроков. В срок до 1, 5 месяцев рассмотрено 34 дела (62%). В срок свыше 1,5 месяцев до 3 месяцев рассмотрено 14 дел (25%). В срок до 6 месяцев и свыше рассмотрено 7 дел (13%). В 3-х случаях, основанием к длительному рассмотрению дел послужило уклонение подсудимого от явки в судебное заседание, в связи с чем, суды приостанавливали рассмотрение дела и объявляли розыск подсудимого.

Таким образом, анализ практики назначения наказаний по ст. 260 УК РФ судами Омской области показал, что правоприменительная практика по охране леса ведется на должном уровне, при этом необходимо четко спланировать работу ОВД с местными лесными хозяйствами по своевременному выявлению фактов незаконной порубки и задержанию подозреваемых и, соответственно, в дальнейшем привлечению их к уголовной ответственности.

 

Заключение

С каждым годом число экологических преступлений и иных правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации. Экологические преступления причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.

В сложившихся экстремальных условиях с охраной природы крайне негативно следует расценивать любые шаги, направленные на ослабление прокурорского надзора в сфере экологии. Обобщение опыта работы природоохранных прокуратур позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования их деятельности, укреплении высококвалифицированными кадрами, владеющими экологическими, правовыми и экономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении.

Сегодня, как никогда раньше, необходимы: укрепление авторитета природоохранных прокуратур; создание стабильных правовых основ деятельности и взаимодействия их с территориальными прокуратурами и другими право- и природоохранными и контролирующими органами в сфере экологии; активное участие природоохранных прокуратур в законопроектной работе в области экологии.

В процессе написания работы, мною в полном объеме были выполнены задачи, поставленные во введении, а именно: показана социальная обусловленность уголовной ответственности за посягательства на леса; выявлены основные тенденции развития российского уголовного законодательства о защите лесов и проанализировано действующее законодательство зарубежных стран в области охраны леса; определено понятие «лесонарушение», как одного из видов экологических преступлений; произведен анализ состава преступления в сфере лесопользования, закрепленного в ст. 260 УК РФ с выявлением проблем их уголовно-правовой регламентации и некоторых вопросов квалификации; установлен комплекс мер, осуществляемых государственными и муниципальными органами по предупреждению преступлений в сфере лесопользования, и выработаны рекомендации по совершенствованию их деятельности; обозначена практика назначения наказаний в области охраны лесов на примере Омской области.

Таким образом, проведенное изучение приводит к выводу, что нынешняя организационная структура органов внутренних дел, прокурорского надзора в природоохранной области при всех ее недочетах в основе своей отвечает современным экологическим реалиям и требованиям.

 

Литература

 

  1. Конституция РФ. М.: 1993.
  2. Федеральный закон РФ «О Федеральном бюджете на 2007 год»
  3. Постановление Правительства РФ от 19.02.2001г. № 127.
  4. Виноградов В.П. Обеспечение средствами прокурорского надзора экологической безопасности на территории России. М., 2001 г.
  5. Гальперин И.М. Уголовная политика и уголовное законодательство//Основные направления борьбы с преступностью. М., 2007.
  6. Декрет СНК РСФСР "О рыбной промышленности и рыболовстве" от 31 мая 1920 г.//СУ РСФСР. 1921. N 50. Ст. 265.
  7. Дубовик О.Л., Жалинский А.Э. Причины экологических преступлений. М., 2006.
  8. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. М.: Юрист. 2001.
  9. Комментарий к УК РСФСР 1960 г./Под ред. М.Д.Шаргородского и Н.А.Беляева. Л., 1962.
  10. Кудрявцев В.Н. Основания уголовно-правового запрета. М., 2004.
  11. Куринов Б.А. Научные основы квалификации преступлений. М., 2004. Желваков Э.Н.
  12. Лесопользование в России: проблемы и пути их решения//Использование и охрана природных ресурсов в России. Ежемесячный бюллетень. 2007. N 9.
  13. Литовченко В.Н. К вопросу об уголовной ответственности за посягательства на природные богатства//Актуальные проблемы уголовно-правовой борьбы с преступностью. М., 2006.
  14. Молчанов Б.А. Природное законодательство России (18 - начало 19 веков). Архангельск, 2000.
  15. Петров В.В. Экологическое право России. М., 2005.
  16. Тирский В.В., Полишук Н.Е. Об экономических последствиях преступлений//Пути повышения эффективности борьбы с преступностью. Барнаул., 2004.
  17. Экологическое право России. Учебник. Под. Ред. Ермакова В.Д. Сухарева А.Я. М.: Институт международного права и экономики. Изд-во "Триада, ЛТД". 2001.
  18. Эффективность юридической ответственности в охране окружающей среды/Под ред. О.С. Колбасова, Н.И. Краснова. М., 2005.
  19. Яблоков А.В., Остроумов С.А. Охрана живой природы. М., 2003.

 

1 Журнал Министерства юстиции. 1862.

2 Молчанов Б.А. Природное законодательство России (18 - начало 19 веков). Архангельск, 2000.

3 Комментарий к УК РСФСР 1960 г./Под ред. М.Д.Шаргородского и Н.А.Беляева. Л., 1962.

4 Кудрявцев В.Н. Основания уголовно-правового запрета. М.2004.

5 Куринов Б.А. Научные основы квалификации преступлений. М., 2004.

6 Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа "Интел-Синтез". 2000.

7 Экологическое право России. Учебник. Под. Ред. Ермакова В.Д. Сухарева А.Я. М.: Институт международного права и экономики. Изд-во "Триада, ЛТД". 2001.

8 Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. М.: Юрист. 2001.

9 Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. М.: Юрист. 2001.

10 Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. М.: Юрист. 2001.

11 Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. М.: Юрист. 2001.

12 Дурманов Н.Д. Преступление - акт внешнего поведения человека//Сов. государство и право. 2003. N 4.

13 Тирский В.В., Полишук Н.Е. Об экономических последствиях преступлений//Пути повышения эффективности борьбы с преступностью. Барнаул., 2004.

14 Тирский В.В., Полишук Н.Е. Об экономических последствиях преступлений//Пути повышения эффективности борьбы с преступностью. Барнаул., 2004.

15 Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. М.: Юрист. 2001.

16 Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. М.: Юрист. 2001.

17 Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. М.: Юрист. 2001.

18 По данным статистики Омского областного суда.

19 По данным ИЦ УВД Омской области.

20 Постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 г. № 127 (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 N 476)

21 ФЗ РФ «О Федеральном бюджете на 2007 год»

22 Постановлением Законодательного собрания Омской области от 27.05.2007г. № 316-П-2.

23 Постановление Правительства РФ от 21.05.2001г. № 388 «Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации».

24 По данным статистики Омского областного суда.

 

 


Информация о работе История развития законодательства