Конституционное право России. Основные права и обязанности человека и гражданина в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 15:15, реферат

Описание работы

За последнее десятилетие жизни в России произошло множество изменений, которые коснулись всех сфер жизни общества.
Право – это фундамент, который не только стал основой, но и смог урегулировать усложнившееся отношения в различных сферах общественной жизни. В современном мире, имеющем множество возможностей, мы, к сожалению, не всегда можем ими воспользоваться, потому что не все знают свои права и обязанности.

Содержание работы

1. Ведение. (с. 3)
2. Конституционно-правовой статус личности в РФ. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ.
(с. 4-10)
3. Личные права и свободы человека и гражданина. (с.10-12)
4. Политические права и свободы человека и гражданина.(с.13-16)
5. Экономические и социальные права и свободы человека и гражданина. (с.16-18)
6. Культурные права и свободы человека и гражданина. (с.18-20)
7. Конституционные обязанности человека и гражданина. (с.20-22)
8. Заключение. (с.23)

Файлы: 1 файл

реферат право.docx

— 76.47 Кб (Скачать файл)

Конституционно  закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Это право - важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих  прав. Обращения граждан имеют  значение и как канал укрепления связей государственного аппарата с  населением, как источник информации, необходимой для решения текущих  вопросов общественной жизни.

Важным правом, связанным с участием граждан  в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы  для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Это право дает гражданам  возможность использовать в указанных  целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления  тех или иных задач.

Никто не может  быть принужден к вступлению в  какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30 Конституции).

Наиболее значимой формой влияния общественных объединений  на процессы общественного развития является их участие в избирательных  кампаниях. Этим правом обладают политические общественные объединения при наличии  условий их государственной регистрации не позднее, чем за один год до дня голосования и указания в их уставах о формах их участия в выборах.

Особое место  в системе общественных объединений, как и вообще в политической системе  любого демократического государства, занимают политические партии. Они  создаются в целях политической деятельности, участвуют в избирательных  кампаниях, вовлечены непосредственно  в решение государственных проблем.

Политическая  партия должна отвечать следующим требованиям:

- иметь региональные  отделения более чем в половине  субъектов РФ, при этом в одном  субъекте может быть создано  только одно отделение данной  партии;

- насчитывать  в своем составе не менее  10 тыс. членов, при этом более  чем в половине субъектов РФ  региональные отделения должны  иметь не менее 100 членов партии. В остальных региональных отделениях  число членов должно быть не  менее 50. При этом член партии  может состоять только в одном  региональном отделении;

- все органы  партии, ее региональные отделения  и иные структурные подразделения  должны находиться на территории  РФ.

Общественные  объединения, не являющиеся политическими  партиями, не могут использовать в  своем наименовании слово "партия".

Одной из массовых форм общественных объединений являются профессиональные союзы. Порядок их создания, основные права, гарантии этих прав, их защита, ответственность профсоюзов определяются Федеральным законом  от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31 Конституции). Это  право в последние годы широко используется гражданами Российской Федерации.

Следует отметить, что многие формы участия граждан  в управлении делами государства  в настоящее время не используются в достаточной мере эффективно. С  одной стороны, об этом свидетельствуют  такие факторы, как низкая активность избирателей на выборах органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, слабый интерес  к деятельности избранного ими представителя, депутата, незначительное участие в различном рода общественных формированиях. С другой стороны, препятствием к реализации прав граждан на участие в управлении государственными делами являются высокий уровень бюрократизма в государственных органах, волокита, чрезмерная закрытость их деятельности, отсутствие достаточно действенной политики, направленной на развитие общественной активности граждан.

 

 

Экономические и социальные права и свободы  человека и гражданина.

 

Особую группу основных прав и свобод человека и  гражданина составляют социальные и экономические права и свободы.

Конституция РФ 1993 г., по сравнению с основными  законами советского типа, исходит  из принципиально иной идеологии  при закреплении социально-экономических  прав и свобод.

Переход на рельсы рыночной экономики пока не обеспечивает осуществления тех социальных функций, которые присущи ее развитым формам. Государство из патерналистского должно стать субсидиарным, т.е. обеспечивая  условия для самостоятельной, активной деятельности самого человека, осуществлять заботу о тех людях, которые в  этом нуждаются по различным причинам.

Новая экономическая  и социальная роль государства изменила характер государственных гарантий прав и свобод человека в данной сфере, но не снизила его ответственность  за создание системы таких гарантий.

Социальная роль государства закреплена в ст. 7 Конституции  как одна из важных основ конституционного строя Российской Федерации.

Государственные гарантии социально-экономических  прав и свобод человека и гражданина включают в себя широкую систему  форм воздействия на их реализации:

1) законодательное  закрепление таких условий экономической  деятельности всех ее субъектов,  при которых человек реально  обладает всеми конституционно  признанными социально-экономическими  правами и свободами;

2) установление  гарантированного минимального  размера оплаты труда, государственных  пенсий и пособий и иные  гарантии социальной защиты; бесплатность  образования на основаниях, предусмотренных  законом; государственная поддержка  семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов, пенсионеров  и пожилых граждан, развитие  социальных служб;

3) осуществление  контроля за соблюдением законодательства, обеспечивающего социально-экономические  права и свободы;

4) создание правовых, политических, материальных, организационных  условий для поддержки личной  инициативы человека в экономической  сфере;

5) эффективная  защита социально-экономических  прав и свобод человека в  предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.

Применительно к  каждому из видов социально-экономических  прав и свобод роль государства как  их гаранта имеет и специфические  формы выражения.

К социально-экономическим  правам и свободам, закрепленным в  Конституции, относятся свобода  предпринимательской деятельности, право частной собственности, в  том числе и на землю, свобода  труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду (ст. 34 - 44).

Государство:

1) запрещает принудительный  труд;

2) закрепляет  право на труд в условиях, отвечающих  требованиям безопасности и гигиены,  право на вознаграждение за  труд без какой бы то ни  было дискриминации и не ниже  установленного федеральным законом  минимального размера оплаты  труда;

3) утверждает  право на защиту от безработицы;

4) признает право  на индивидуальные и коллективные  трудовые споры с использованием  установленных федеральным законом  способов их разрешения, включая  право на забастовку.

Федеральный закон  от 23 ноября 1995 г. "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" детально урегулировал формы и способы  реализации этого права.

Государство своей  политикой призвано создавать и  другие условия, способствующие экономическому развитию страны, наиболее полной занятости  населения, подготовке квалифицированных  кадров работников и управляющих; защите прав человека в сфере труда.

Функции государства  в трудовой сфере заключаются в установлении посредством федерального закона разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Социальное развитие общества в значительной степени  зависит от статуса его первичной  ячейки - семьи, защищенности материнства  и детства. В ст. 38 Конституции  закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства. Развернутая система материальных гарантий материнства и детства предусматривается в федеральном законодательстве. Оно определяет перечень различного рода пособий, денежных и других выплат, связанных с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и т.п. Статья 38 Конституции определяет и взаимные права родителей и детей.

К числу социально-экономических  прав и свобод относится, и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции).

Конституционно  закрепляется право на жилище (ст. 40).

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции) предполагает бесплатность последней в государственных  и муниципальных учреждениях  здравоохранения за счет средств  соответствующего бюджета, страховых  взносов и других поступлений.

Каждый имеет  право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о  ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу  экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции). Основной нормативный правовой акт, регулирующий отношения в данной сфере, - Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды".

К числу социально-экономических  прав и свобод относится право  на образование (ст. 43 Конституции).

Каждому гарантируется  общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования  и начального профессионального  образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и  послевузовского профессионального  образования в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях в пределах государственных  образовательных стандартов, если образование  данного уровня гражданин получает впервые.

 

 

Культурные права

человека  и гражданина.

 

В соответствии со ст. 44 Конституции каждому гарантируется  свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов  творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и  пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Государство гарантирует  доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они ни проживали. Это обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой  культуры, находящихся в государственных  и общественных фондах, развитием  и равномерным размещением культурно-просветительных  учреждений на территории страны, развитием  телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети библиотек, расширением культурного  обмена с зарубежными государствами.

Важным условием обеспечения свободы научного, технического и художественного творчества является снятие существовавших прежде идеологических ограничений, затрагивающих не только науку, и прежде всего общественную, но и искусство, художественные направления. Однако положительное значение этого  фактора снижается слабой поддержкой науки и искусства государством, по-прежнему остаточным принципом финансирования учреждений данного рода.

Конституция Российской Федерации гарантировала право  каждого на участие в культурной жизни, что предполагает возможность  осуществления деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей всех наций  и народностей.

Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и  любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этно-конфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений.

Мы имеем конституционные  права:

—  право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности;

—  на приобщение к культурным ценностям (т. е. на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности);

—  на гуманитарное и художественное образование;

—  на собственность в области культуры (т. е. последнее распространяется на имеющие историко-культурное значение предметы, коллекции и собрания, здания и сооружения, организации, учреждения, предприятия и иные объекты);

Информация о работе Конституционное право России. Основные права и обязанности человека и гражданина в РФ