Конституционный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:13, контрольная работа

Описание работы

В данной работе основное внимание уделяется формам осуществления конституционного контроля в России, т.о. Цель исследования - комплексный анализ конституционного контроля в РФ.
Для достижения поставленной цели в исследовании решались следующие задачи:
- рассмотреть понятие Конституционного контроля;
- раскрыть особенности объекта и субъектов конституционного контроля;

Содержание работы

В ведение………………………………………………………………………….2
1. Понятие Конституционного контроля………………………………………….4
1.1 Под контролем…………………………………………………………………..4
1.2 Что же собой представляет конституционный контроль как система………4
2. Объекты и субъекты конституционного контроля………………………….5
2.1 Система субъектов конституционного контроля включает в себя…………5
3.Формы осуществления конституционного контр……………………………12
3.1Понятие, значение и формы судебного контроля…………………………12
3.2 Парламентский контроль…………………………………………………22
3.3 Конституционный Суд — высший орган конституционного контроля…25
Заключение………………………………………………………………………32
Список литературы и нормативных актов…………………………………34

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

В ведение………………………………………………………………………….2

1.  Понятие Конституционного  контроля………………………………………….4

1.1 Под контролем…………………………………………………………………..4

1.2 Что же собой представляет  конституционный контроль как  система………4

  2.  Объекты и субъекты  конституционного контроля………………………….5

2.1   Система субъектов конституционного  контроля включает в себя…………5

3.Формы осуществления конституционного  контр……………………………12

3.1Понятие, значение и формы судебного контроля…………………………12

3.2 Парламентский контроль…………………………………………………22

3.3 Конституционный Суд — высший орган конституционного контроля…25

Заключение………………………………………………………………………32

Список литературы и  нормативных актов…………………………………34

 

 

 

 

 

В ведение

Конституционный контроль как специальный вид государственной  деятельности призван обеспечивать правильность применения Конституции и обусловленных ею законов, охранять политические, экономические, социальные и моральные ценности общества, основываясь на Конституции.

Государство создает  для этих целей специальные органы – органы конституционного контроля.

Конституционный контроль находится в центре всей системы  контроля за законностью. Это обусловливается  прежде всего тем особым местом, которое занимает конституция в  жизни общества; будучи его главным  политическим, правовым документом, конституция закрепляет важнейшие стороны социально-экономической, политической системы, организации государства, определяет основные права, свободы и обязанности граждан. Ее действие распространяется на всю систему общественных отношений, она составляет юридическую базу для всего законодательства, является ядром всей правовой системы. Деятельность государственных органов, должностных лиц, общественных организации, граждан, нормативные акты должны четко соответствовать конституции. Без этого невозможно правовое государство. Добиться же такого положения можно лишь при наличии эффективной системы конституционного контроля, обеспечивающей точное, последовательное проведение в жизнь конституции, усиливающей ее роль как основного закона страны и выступающей в качестве главнейшего гаранта защиты конституционных прав и свобод граждан. От ее эффективности, в конечном счете, зависит деятельность в области контроля за законностью в целом.

Конституционный контроль включает: контроль, осуществляемый органами публичной власти, в том числе внутриведомственный контроль; конституционный и другие виды судебного контроля; прокурорский надзор; общественный контроль.

В условиях формирования свободного гражданского общества, реальной демократии, создания правового государства, одним из существенных признаков которого является господство права, конституции и закона, конституционное правосудие все более органично входит в государственно-правовую систему России и ее субъектов.

Специфическим институтом обеспечения и охраны действия принципа верховенства Конституции является конституционный контроль, который осуществляют органы конституционного правосудия. В России данная функция осуществляется на федеральном уровне Конституционным Судом РФ, а на региональном – органами конституционной юстиции субъектов РФ.

В данной работе основное внимание уделяется формам осуществления  конституционного контроля в России, т.о. Цель исследования - комплексный анализ конституционного контроля в РФ.

Для достижения поставленной цели в исследовании решались следующие задачи:

- рассмотреть понятие Конституционного контроля;

- раскрыть особенности  объекта и субъектов конституционного  контроля;

- рассмотреть формы  конституционного контроля.

 

 

 

х 1.  Понятие Конституционного контроля.

Понятие Конституционного контроля подразумевает любую форму проверки на соответствие конституции актов и действия органов публичной власти, а так же общественных объединений, осуществляющих публичные функции или созданных (формально и/или фактически) для участия в осуществлении публичной власти.

1.1 Под контролем понимают такую систему отношений между органами публичной власти, при которой контролирующий орган может изменять акты подконтрольного органа.

1.2 Что же собой представляет конституционный контроль как система?

Во-первых, конституционный контроль не ограничивается только рамками судебного контроля. Ибо следует иметь в виду также и функциональную роль законодательной  и исполнительной властей, порядок и традиции сохранения нравственных, национальных и духовных ценностей. Во-вторых, конституционный контроль как система, как совокупность сложных и требующих гармоничного функционирования органов, имеющих разные правомочия. может существовать и результативно действовать, только при наличии определенных предпосылок. Из них необходимо выделить конституционное упорядочение общественных отношений, закрепление демократических принципов развития общества (во время революции или при диктатуре данной системы нет места), независимость контроля, его всеобъемлющий характер, доступность членам общества, гласность конституционного контроля  и т.д.

 

 

2. Объекты и субъекты конституционного контроля

Субъектами конституционного контроля могут быть физические и  юридические лица, а также государственные  органы, обладающие правом запроса  о конституционности того либо иного акта. Круг субъектов конституционного контроля устанавливается законодательством и надзорной практикой соотвествующей страны.

       2.1   Система субъектов конституционного контроля включает в себя:

1. Органы публичной  власти:

а) органы государственной  власти или наделенные самостоятельными правами их структурные подразделения  или части их состава:

·        президент (глава) государства надзиратель  за соблюдение Конституции посредством  права вето, обращение в Конституционный Суд \, отстранение должностных лиц, виновных в нарушении Конституции и т.д.;

·        парламент или установленная  законом часть его членов;

·        сами конституционные  суды в случае, если они наделены правом рассмотрения дел по собственной  инициативе;

·        правительство;

·        суды общей  юрисдикции как субъекты обращения  в Конституционный Суд;

·        субъекты федераций;

·        защитник народа (прав человека) или прокурор;

б) органы местного самоуправления;

2. Союзы физических лиц как  субъекты права на обращение в Конституционный Суд:

а) политические партии;

б) общественные объединения;

3. Физические лица как субъекты  права на обращение в Конституционный  суд:

а) граждане;

б) иностранные граждане;

в) лица без гражданства.

Объектами конституционного контроля могут быть конституционные, органические и ординарные законы, поправки к конституции, парламентские регламенты, нормативные акты исполнительных органов государственной власти.

         Конституционные  или органические законы могут  обладать более высокой юридической силой, чем законы обыкновенные.  Проверка обыкновенных законов на непротиворечие органическим входит в этом случае в понятие конституционного контроля. В это же время законы, принятые путем референдума, проверке на конституционность обычно не подлежат, поскольку представляют собой непосредственное проявление народного суверенитета. Но если для принятия или изменения конституции путем референдума требуется особое большинство (например абсолютное),то законы принятые референдумом при отсутствии такого требования, вполне могут проверяться на конституционность.

Конституционный Контроль - особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны независимыми отзаконодательной и исполнительной власти судебными или специальными контрольными органами по обращениям уполномоченных на то лиц или по инициативе самого контролирующего органа.

Конституционный Контроль В СССР Конституционный Контроль существовал формально в 1924-1936 гг. и был восстановлен в 1989 г. с образованием Комитета конституционного надзора СССР. В РФ Конституционный Контроль был учрежден в 1991г. К настоящему времени самостоятельные органы Конституционный Контроль созданы также на уровне республик в составе РФ. В некоторых других субъектах РФ предусмотрен аналог Конституционный Контроль так называемый уставный контроль. В большинстве бывших союзных республик в 1991-1995 гг. также были созданы органы Конституционный Контроль. К концу 90-х гг. Конституционный Контроль был признан в абсолютном большинстве стран мира как неотъемлемый элемент демократической государственности.

 Объектами Конституционный Контроль могут быть:

 обычные  законы;

органические законы;

конституционные законы;

международные договоры; 

регламенты;

палат парламента;

подзаконные нормативные акты;

правоприменительная практика.

В федеративных государствах объектом Конституционный Контроль являются также вопросы разграничения компетенции между федерацией и ее субъектами. По содержанию Конституционный Контроль может быть формальным (проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и других нормативных актов), материальным (проверяется содержание законов и других нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции), абстрактным (осуществляется по инициативе любого из уполномоченных субъектов без конкретного повода) или конкретным (осуществляется только в связи с каким-либо судебным делом).

Конституционный контроль появляется не для того, чтобы сказать  законодательной власти и исполнительной власти, что они должны уравновешивать друг друга, вовсе не только это является основной целью, ради которой появляется конституционный контроль, если основная цель конституции - охрана прав человека, то и основная цель конституционного контроля, обеспечивая в том числе и разделение властей, - обеспечивать охрану прав человека. Таким образом нельзя абсолютизировать сами государственно-правовые институты как средства, забывая об их основной цели. Иначе вырождается основная демократическая направленность конституционного развития, она превращается, собственно, в свою противоположность.

Итак конституционный контроль является в системе разделения властей именно средством для обеспечения прав и свобод.

В Российской Федерации первые шаги в становлении конституционного контроля были сделаны в направлении  учреждения Конституционного Суда. Нельзя, конечно, забывать, что Конституционный Суд Р.Ф.  был создан после того, как в СССР был испробован несколько другой опыт - опыт создания Комитета конституционного надзора, который в основном должен был давать заключения на готовящиеся законопроекты и только в отношении актов нормативных более низкого уровня, мог выступать как орган, лишающий эти акты юридической силы. В связи с этим мне сразу же хотелось остановиться на том, что я считаю преимуществами судебного конституционного контроля, который осуществляется независимым органом правосудия - судом. Преимущество этого конституционного контроля заключается в том, что конституционные суды никогда не выступают как органы парламента, скажем, в отличие от того же Комитета Конституционного надзора СССР, который выступал как орган парламентского конституционного надзора. Кроме того, суды всегда отличаются одной особенностью, они никогда не начинают действовать по собственной инициативе. Суд, осуществляя правосудие, должен сохранять свое независимое положение, потому что именно его независимое положение обеспечивает объективность его решений, объективность и справедливость. И именно поэтому он не начинает действовать тогда, когда ему самому кажется это целесообразным, потому что тогда суд невольно занимал бы какую-то политическую позицию: выбирая определенный момент для начала своей деятельности, он тем самым выбирал бы политическую позицию потому, что выбор момента всегда связан с оценкой целесообразности того или другого шага, а выбор целесообразности есть политическое предпочтение. И суду тогда было бы очень сложно устоять от того, чтобы не определиться по политическим предпочтениям. Кстати, опыт Конституционного Суда в Российской Федерации знает и такие моменты его деятельности, когда Конституционный Суд Российской Федерации, созданный на основе первого Закона о Конституционном Суде, принятого в 1991 году, имел право по собственной инициативе начать производство, и начал такое производство в свое время в 1993 году в отношении конституционности действий даже не нормативных актов, а действий Президента Российской Федерации, и тем самым выбрал определенную политическую позицию, встав на сторону парламента, Верховного Совета Российской Федерации, Съезда депутатов Российской Федерации, вступившего уже в определенную политическую конфронтацию с президентской властью.

 

Итак, конституционное  правосудие в Российской Федерации, появившееся впервые в 1991 году на основе внесения поправок в действовавшую Конституцию РСФСР, развивалось далее через принятие второго Закона о Конституционном Суде уже в 1994 году, того Закона, который попытался учесть недостатки первого опыта регулирования и, прежде всего, освободился от права суда самостоятельно по своей инициативе начинать производство по делу о конституционности каких-либо действий или каких-либо актов. Закон о Конституционном Суде Российской Федерации 1994 года пытался вобрать в себя опыт многих стран, прежде всего европейских стран, западноевропейских, с тем, чтобы учесть все возможные подводные камни и тем самым не повторять ошибок, которые проявили себя уже в западном опыте. Закон о Конституционном Суде 1994 года включает в себя как правила, регулирующие структуру, компетенцию, образование Суда, так и правила, регулирующие судебные процедуры. И таким образом, в нормативной своей базе конституционное судопроизводство в Российской Федерации отвечает всем тем признакам, которые характерны для демократической организации конституционного судебного контроля в правовом государстве.

Информация о работе Конституционный контроль