Контрольная работа по «Правоведение»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 07:02, контрольная работа

Описание работы

Правоохранительной деятельностью называется государственная деятельность, осуществляемая с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка .
Однако в существующем законодательстве понятия правоохранительного органа нет, как и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным. В связи с этим в юридической литературе был выработан ряд признаков, которым должен соответствовать государственный правоохранительный орган.

Файлы: 1 файл

контрольная по праву.docx

— 36.07 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «УдГУ»)

 

ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра международных экономических отношений  и права

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по  дисциплине «Правоведение»

 

                                               Вариант № 5

 

 

 

Выполнил

Студент гр. ЗБ080100-21                                                                                                                                            В. Н. Куддусова

 

Руководитель                                                           М. С. Мельникова

                                                                                                                  

 

 

 

 

Ижевск 2013

Вариант 5

Задание 1.

Место и роль правоохранительных органов  в аппарате современного государства.

 

 

Правоохранительной деятельностью  называется государственная деятельность, осуществляемая с целью охраны права  специально уполномоченными органами путем применения юридических мер  воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка .

Однако в существующем законодательстве понятия правоохранительного органа нет, как и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным. В связи с этим в юридической литературе был выработан ряд признаков, которым должен соответствовать государственный правоохранительный орган.

К основным признакам правоохранительной деятельности относят следующие:

- осуществление правоохранительной деятельности только с помощью юридических мер воздействия (меры государственного принуждения и взыскания);

  • строгое соответствие юридических мер воздействия предписаниям закона или иного правового акта;
  • осуществление правоохранительной деятельности только в установленном законом порядке (с соблюдением определенных процедур);
  • реализация правоохранительной деятельности специально уполномоченными органами.

В юридической литературе к числу  правоохранительных органов обычно относят те, основным содержанием  которых является правоохранительная деятельность в сфере защиты прав и свобод граждан и организаций.

Таким образом, к правоохранительным принято относить такие органы, которые  обладают следующими признаками: 

  • уполномочены законом и реализуют свою деятельность в соответствии с ним; 
  • их деятельность процессуально регламентирована и осуществляется на основе соответствующих правил и процедур, нарушение которых ведет к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности; 
  • лица, состоящие на службе в этих органах, должны иметь специальную подготовку, и в процессе своей деятельности они имеют право применять установленные законом меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение; 
  • обязательность решений этих органов для исполнения должностными лицами и гражданами при условии их законности и обоснованности.

Вопрос о круге такого рода органов  в юридической литературе решается по-разному: одни авторы относят к  ним большее количество органов, а другие – меньшее. Этот разнобой объясняется прежде всего тем, что  данный вопрос в законодательном порядке прямо и однозначно не урегулирован, равно как не решен и вопрос о понятии правоохранительной деятельности. Последнее обстоятельство в значительной мере предопределяет тот существенный разнобой и в подходах к определению круга государственных или негосударственных органов, называемых правоохранительными.

Одной из причин разного количества правоохранительных органов выступает  проблема включения или не включения  судебных органов в состав правоохранительных. Большая часть ученых-правоведов относит судебные органы к правоохранительным, что, по на наш взгляд, представляется вполне логичным и обоснованным вследствие того, что, осуществляя судебную власть, суды используют такую характеристику как принудительность.

Другие авторы не рассматривают  судебные органы как правоохранительные, а разделяют рассматриваемую  группу органов на две подсистемы: судебную и правоохранительную. Данный подход соответствует смыслу Конституции  Российской Федерации, устанавливающей  следующий понятийный ряд: «судебные  и правоохранительные органы; адвокатура, нотариат».

К государственным правоохранительным органам относятся:

  • суд; 
  • прокуратура; 
  • органы юстиции; 

органы внутренних дел; 

органы предварительного расследования;

налоговая служба и налоговая полиция; 

органы обеспечения безопасности.

К негосударственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относят: 

  • адвокатуру; 
  • третейские суды;
  • частные детективные и охранные предприятия.

Органы нотариата могут быть отнесены как к первой, так и  ко второй группе в зависимости от характера осуществляемой ими практики – государственной или частной.

Следует отметить, что среди правоохранительных органов обычно рассматривают и  адвокатуру, хотя она и не является государственным органом и не обладает отмеченными выше признаками, но призвана осуществлять права и законные интересы как физических, так и юридических лиц.

В последние годы появились и  другие негосударственные правоохранительные организации – третейские суды, частные сыскные и охранные структуры, союзы потребителей и т. п., деятельность которых строится на нормативно-правовой основе. В связи с этим можно говорить о правоохранительных органах и организациях.

При характеристике круга и системы  правоохранительных органов следовало бы иметь в виду и предусмотренное п. «д» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ особое должностное лицо – Уполномоченного по правам человека. В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. эта должность учреждена «в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами».

В законе также говорится, что его  деятельность «дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод». Его главная функция – рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации и находящихся на ее территории иностранцев или лиц без гражданства после того, как эти лица обращались со своими жалобами в российские суды или иные компетентные органы, но не получили там соответствующей защиты. Самостоятельно он правоохранительную деятельность не осуществляет.

Таким образом, в систему правоохранительных органов входят суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды; органы прокуратуры; органы внутренних дел; органы исполнительной власти в сфере юстиции; органы обеспечения  безопасности (Совет безопасности РФ, органы ФСБ РФ, таможенные органы РФ, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических средств  и психотропных веществ РФ); органы, осуществляющие оказание юридической  помощи (нотариат, адвокатура и примыкающие  к ним частные детективный  и охранные службы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Изучить норму права, содержащуюся в пункте 2 статьи 71 Гражданского кодекса РФ, выписать ее  и ответить на вопросы:

  1. В каком из источников права содержится данная норма?
  2. К какой отрасли права относится данная норма?
  3. Проведите классификацию этой нормы по всем признакам.
  4. Разложите норму права на части:

Гипотеза:________________________________________________________

Диспозиция:_____________________________________________________

Санкция:________________________________________________________

  1. Определить способ изложения нормы.
  2. Какое правоотношение (по виду) возникает, если эта правовая норма начинает действовать?
  3. Какие юридические факты лежат в основе данного правоотношения?
  4. Какие субъекты являются участниками данного правоотношения?
  5. Определить форму реализации данной нормы

 

 

Каждый участник полного  товарищества имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников.

1.Данная норма содержится в  нормативно-правовом акте

2.Данная норма относится к  гражданскому праву.

3.По юридической силе - закон

   По отраслям права - гражданско-правовая

   По форме предписания – диспозитивная

   По форме предписываемого  поведения – управомочивающая

   По кругу лиц – общая

   По времени действия –  постоянная

   По сфере действия –  общая

4.Гипотеза: если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников

   Диспозиция: Каждый участник полного товарищества имеет один голос

   Санкция: пустая санкция

5.Бланкетный способ изложения

6. Регулятивное гражданско-правовое абсолютное правоотношение

7.В основе данного правоотношения лежит участие в полном товариществе

8. Субъектами данного правоотношения  являются физические лица

9. Форма реализации данной нормы – использование права

 

 

Задание 3. Изучить норму права, содержащуюся в пункте 1 статьи 145 Уголовного кодекса РФ, выписать ее  и ответить на вопросы:

  1. В каком из источников права содержится данная норма?
  2. К какой отрасли права относится данная норма?
  3. Проведите классификацию этой нормы по всем признакам.
  4. Разложите норму права на части:

Гипотеза:________________________________________________________

Диспозиция:_____________________________________________________

Санкция:________________________________________________________

  1. Определить вид санкции.
  2. Определить способ изложения нормы.
  3. Какое правоотношение (по виду) возникает, если эта правовая норма начинает действовать?
  4. Какие юридические факты лежат в основе данного правоотношения?
  5. Какие субъекты являются участниками данного правоотношения?
  6. Определить форму реализации данной нормы

 

 

 

Частичная невыплата свыше  трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных  законом выплат, совершенная из корыстной  или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного  обособленного структурного подразделения  организации, -

наказывается штрафом  в размере до ста двадцати тысяч  рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного  за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью  на срок до одного года, либо принудительными  работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

1.Данная  норма содержится в нормативно-правовом  акте

2. Данная  норма относится к уголовному  праву

3. По юридической силе - закон

   По отраслям права –  уголовно - правовая

   По форме предписания  – императивная

   По форме предписываемого  поведения – охранительная

   По кругу лиц – специальная

   По времени действия –  постоянная

   По сфере действия –  общая

4.Гипотеза: совершенная из корыстной или иной личной

Диспозиция: Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации

Санкция: наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года

Информация о работе Контрольная работа по «Правоведение»