Контрольная работа по "Уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:56, контрольная работа

Описание работы

В Конституции Российской Федерации обозначены три важнейшие функции государственной власти. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2.). Каждая из этих функций государственной власти носит самостоятельный характер.

Содержание работы

Понятие и задачи судебной власти. Судебная система РФ.

I. Понятие, задачи и отличительные черты судебной власти
II. Теория разделения властей
III. Судебная власть в системе разделения властей
2. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

контрольная правоохранительные органы.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

РОСЖЕЛДОР

Государственное образовательное  учреждение высшего

Профессионального образования

«Ростовский государственный  университет путей  сообщения»

«Международный  институт предпринимательства  и права»

Заочное отделение МИПП РГУПС

      Кафедра_____________________________________________________ 
 
 
 
 
 

      Контрольная работа №___ 

По  дисциплине____________________________________________________

__________________________________________________________________

Курс_______Семестр_______Группа__________________________________

Шифр_______________________Вариант______________________________

Ф.И.О. студента____________________________________________________

Зарегестрирована___________________________№_____________________ 

Ф.И.О. проверяющего_____________________________________________________ 

      Защищена_____________________________________

                                                    Дата, Роспись 

      г. Ростов на Дону

            2011 года. 
 
 
 
 

                        Содержание:

  1. Понятие и задачи судебной власти. Судебная система РФ.
 

       I. Понятие, задачи и отличительные черты судебной власти 

       II. Теория разделения властей 

       III. Судебная власть в системе разделения властей 

      2. Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           I. Понятие, задачи  и отличительные  черты судебной власти 

     В Конституции Российской Федерации  обозначены три важнейшие функции  государственной власти. Государство  обязано признавать, соблюдать и  защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2.). Каждая из этих функций государственной власти носит самостоятельный характер.

     Признание прав и свобод обеспечивается благодаря  усилиям, прежде всего, законодательной  власти; соблюдение прав и свобод –  это функция, которую должны осуществлять органы исполнительной власти. Защита прав и свобод - прежде всего прерогатива судов. Судебная защита прав и свобод посредством осуществления правосудия является конституционной «монополией судов», поскольку правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом ч. 1 ст.18 Конституции РФ.

     Вот почему так важно иметь эффективную судебную власть, независимую и самостоятельную от других ветвей власти.1

     Судебная  власть – это политический и правой феномен, который адекватно отражает стремление к формированию правового  государства, основанного на доктрине разделения властей.2

     Судебная  власть – это особый вид власти, по своей природе существенно  отличающийся от законодательной и  исполнительной составляющих системы  власти.

     Существование судебной власти, наряду с законодательной  и исполнительной, является обязательным признакам демократического государства. Обособление судебной власти от иных государственно – властных структур свидетельствует о серьезном продвижении государств к реализации принципа верховенства права, закрепляемых в нем идей свободы и справедливости. Основное назначение судебной власти – охрана членов общества от любого произвола граждан и от неправильных действий самого государства, его органов, должностных лиц. Без осуществления подобной деятельности государство не может считаться правовым.

     Обеспечивая разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права, подчинение закону всех субъектов общественной жизни судебная власть играет крайне важную роль в сдерживании и ограничении законодательной и исполнительной ветвей власти, осуществлении правового контроля над их деятельностью. Эта функция будет наиболее эффективна лишь в том случае, если судебная власть имеет возможность оценивать соответствие Конституции деятельности законодательной и исполнительной властей, признавать недействующими те их акты, которые противоречат основному закону.

     Вместе  с законодательной и исполнительными  властями судебная власть включена в  систему народовластия3. Она обеспечивает реализацию важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав коллективов и народа в целом. Демократические основы организации и деятельности самой судебной власти (участие судей из народа – присяжных, народных и арбитражных заседателей; гласность, независимость судей, состязательность и равноправие сторон) позволяют рассматривать ее в качестве особого канала реализации воли народа.

     Законодательная и исполнительная ветви власти оказывают  существенное воздействие на функционирование судебной власти. Законодательная власть через принятие законов определяет судебную систему и принципы ее деятельности, компетенцию судебных органов, статус судей, порядок рассмотрения ими дел и так далее. Исполнительная власть осуществляет подготовку кадров, организует материально-техническое обеспечение деятельности судов. Однако ни одна из ветвей власти не должна вмешиваться в сферу правосудия, в осуществление иных функций судебной власти.

     Задачами  судебной власти являются:

     - правильное и быстрое рассмотрение  и разрешение судебных дел;

     - защита прав и охраняемых законом  интересов предприятий, организаций  всех форм собственности, государственных и муниципальных учреждений и т.д.;

     - укрепление законности, предупреждение  правонарушений, воспитание граждан  в духе неуклонного исполнения  и соблюдения законов;

     Указанные выше задачи органически взаимосвязаны  и относятся так же и к задачам судов, как носителей судебной власти. Специфическая задача суда как органа государственной власти – рассмотрение и разрешение судебных дел, хотя и другие задачи судопроизводства так же имеют самостоятельное значение. Воспитательная работа суда приобретает первостепенное значение в системе мероприятий, направленных на претворение в жизнь планов российского строительства, осуществление которого требует повышения сознательности и активности граждан, формирования личности человека в духе коллективизма и трудолюбия, сознание общественного долга, соблюдения высоких принципов морали нового общества, в частности, суды присущими им методами должны бороться с такими явлениями, как нарушение плановой, трудовой дисциплины, выпуск недоброкачественной продукции, потеря рабочего времени, текучести кадров, приписки т.п., умело, используя рычаги обеспечения задач, определенных законодательством.

     Вся система процессуальных норм способствует выполнению задач судопроизводства. Особое место в ней занимают основные положения – принципы процессуального права. Основы и кодексы содержат так же много специальных норм, конкретизирующих основные положения и предусматривающих специфические процессуальные формы выполнения задач судопроизводства. В их числе можно назвать нормы, регулирующие привлечение общественности к осуществлению правосудия (народные и присяжные заседатели), условия и порядок выполнения судами частных определений. Применяются и совершенствуются формы и методы судебной практики, к числу которых можно отнести: изучение и обобщение судебной практики по отдельным категориям дел, а так же причин правонарушений на отдельных предприятиях, в организациях и учреждениях, представления судей, вынесение частных определений и контроль за их исполнением, направление копий решений и определений для обсуждения коллективам по месту жительства и работы правонарушителей, организация работы советов народных заседателей, правовая пропаганда с использованием материалов местной судебной практики и др.

     Выполнение  задач судебной власти возможно при условии неуклонного выполнения судами всех норм процессуального и материального права по каждому делу. Суды обязаны соблюдать законность на всех стадиях процесса и при совершении любого процессуального действия. Большое значение имеет так же высокая культура организации и проведение не только судебных процессов, но и работы судов в целом и каждого из его звеньев (прием граждан, работа канцелярии, решение хозяйственных вопросов и т.п.).

     Судебной  власти присущи все атрибуты государственной власти, реализуется ее система специальных учреждений - судов в рамках нормативно установленного регламента, властными актами (решениями, приговорами, постановлениями, определениями) воздействуя на конфликтные общественные отношения. Автономные от других органов и учреждений государства суды наделены государственной властью, представляя собой необходимый организационный и регулирующий фактор социальной действительности. Судебная власть призвана обеспечивать (если необходимо) принудительную реализацию нарушенных или оспоренных субъективных прав и принудительное выполнение субъективных обязанностей, защищая тем самым как интересы граждан, организаций, так и общественный правопорядок. Судебная власть – основное цивилизованное средство социально-правового регулирования возникающих конфликтов. Осуществление судебной власти есть особая государственная функция налаживания согласованного поведения субъектов в рамках законности. Своеобразие её связано с рядом факторов, прежде всего с тем, что носителями её выступает множество учреждений различных уровней (верховный суд РФ, верховный суд республики в составе РФ, краевые, областные, районные, народные, а также арбитражные суды, расположенные на всей территории государства). Носителями судебной власти признаны конституционный суд РФ и другие суды. Согласно действующему законодательству властными полномочиями наделены многие тысячи судей. Всё это придаёт особую актуальность проблемам, связанным с организационной системой судебной власти и обеспечением единства судебной политики в России. Отчасти эта проблема решается посредством законодательного установления режима осуществления судебной власти. Речь идёт о процессуальной форме судебной деятельности, она же гарантирует и законность осуществления правосудия по делам. Процессуальная форма – специфическая черта судебной власти; вне или с нарушением её установлений суды не вправе осуществлять властные полномочия.

     Характерная особенность судебной власти состоит  и в её связи с юридическими нормами. Правоприменение – суть судебной юрисдикции. Оно обусловливает содержание и направленность судебной власти, которая всегда проявляется при отправлении правосудия. Судебная власть покоится на ряде законодательных источников. Это, прежде всего – основной закон государства. На конституционном уровне закреплены не только место судов в государственной системе России, но и основные их полномочия, независимость от других ветвей власти, а также правовые гарантии действенности и эффективности судебной власти: независимость, несменяемость и неприкосновенность судей, состязательность судопроизводства и др. Всё это даёт суду право выносить решения именем суверенного государства; присутствующие в зале суда граждане демонстрируют подчёркнутое уважение к судьям – встают при входе их в зал заседания, стоя обращаются к суду и дают свои показания, стоя выслушивают решение суда. Законом установлена ответственность за неуважение к суду как носителю государственной власти. Суды занимают особое положение в системе Российской юстиции. Народные суды контролируют законность и обоснованность третейского суда, санкционируя законность их принудительного исполнения. Судьи контролируют правильность и своевременность принудительной реализации решений правоприменительных органов. Судебная власть распространяется на всех граждан, органы и организации, к которым обращены судебные решения, определения и постановления, независимо от их участия в судебном деле. Подчиняться судебной власти обязаны субъекты, участвующие в деле и содействующие отправлению правосудия, граждане, присутствующие в зале суда, а также лица исполняющие акты суда на всей территории России. Используя властные полномочия, судья управляет поведением конфликтующих лиц, иных участников судопроизводства. Из этого можно сделать вывод: внешнее выражение судебной власти – судебное управление. Режим судебной власти предполагает должное поведение её носителей, обусловленное исполнением разноплановых обязанностей. Судьи в первую очередь обязаны должным образом, справедливо и своевременно рассматривать споры о праве. Без этого правосудие немыслимо. Итак, непосредственно в судопроизводстве судебная власть гарантирована реализацией совокупности процессуальных прав и обязанностей. За его пределами она обеспечивается главным образом реализацией особой процессуальной конструкции законной силой решений, определений и постановлений.

     Законная  сила являет собой всеобщую и полную обязательность актов судебной власти на всей территории Российской Федерации. Решения, определения и постановления, будучи актами судебной власти, обязательны для любых должностных и иных лиц, учреждений законодательной и исполнительной власти. 

     II. Теория разделения  властей 

     В современной юридической литературе отдельные авторы продолжают анализировать  «разделение власти» различных  органов в государстве только в рамках четкой фиксации их функций, полномочий и ответственности.4 Однако отчетливо проявляется в последнее время позиция, согласно которой «трактовка этой теории только в механическом плане или в плане размежевания» компетенции вряд ли может сыграть важную роль в деле формирования социалистического правового государства5.

     Концепция разделения властей зарождалась  в определенных исторических, политических и социальных условиях; в течение  веков она подверглась некоторым  корректировкам, изменялась и дополнялась, исходя из политико-правовой реальности и обстановки в конкретных государствах. Создатели Конституции США (1787) дополнили эту теорию системой «сдержек и противовесов»; был высказан тезис о необходимости взаимодействия ветвей власти; подверглась сомнению классическая триада ветвей власти; мирно сосуществуют относительно новая идея единства государственной власти и теория разделения властей оказались удивительно стабильной.

     В настоящее время появляются некоторые  перспективы развития (или толкования) этой концепции на основе принципа субсидарности, который был недавно провозглашен в Маахстрихтском договоре (1992 г.) и в Протоколе к Амстердамскому договору в качестве критерия для разграничения полномочий между Европейским Союзом и государствами – членами (по-вертикали), но корни этого принципа уходят в средневековье. Однако пока принцип субсидарности не фигурирует ни в одной из конституций стран мира6.

     Традиционно основоположниками «классического»  варианта теории разделения властей  в юридической литературе называют Дж. Локка и Ш. Монтескье. Однако Дж. Локк, разделяя власть, подчинил все власти законодательным органом, поскольку «тот выше, кто может предписывать законы». Дж. Локк не выделял отдельно судебную власть, считая ее основным элементом исполнительной власти. дальнейшее развитие теории разделения властей получила в работах Ш. Монтескье, назвавшего три «рода» власти: законодательную, исполнительную и судебную. Последняя, по его мнению, может быть доверена не какому-нибудь специальному органу, а выборным лицам из народа, привлекаемым к отправлению правосудия на определенное время.7 К. Н. Анненков отмечал, что у всех «культурных» народов Европы суд был учреждением чисто народным и притом всегда публичным.

Информация о работе Контрольная работа по "Уголовному праву"