Квалификация злоупотребления властью, превышение власти либо бездействие власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 16:04, реферат

Описание работы

Злоупотребление властью существенно подрывает авторитет государственной власти, управленческого персонала хозяйствующих субъектов, системы социального контроля представленного нотариатом и аудитом, дискредитирует демократию
Указанная преступность негативно влияет на эффективность отправления государственной власти, экономики в целом, ее отдельных составных частей
Служебная преступность создает условия собственного воспроизводства, способствует совершению других преступлений, обладающих повышенной общественной опасностью, является фактором развития организованной преступности и основной формой коррупционной преступности, тормозящей позитивные преобразования в обществе
Неимоверно высока социальная потребность защиты прав и законных интересов граждан и организаций, более остальных страдающих от злоупотреблений по службе

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
1. Квалификация злоупотребления властью…………………...........4
2. Квалификация превышения власти………………………………...6
3. Бездействие должностного лица……………………………………..9
Заключение……………………………………………………………...11
Список использованных источников…………………….....................12

Файлы: 1 файл

Реферат по УП(особ.часть)Квалификация злоупотребления властью,превышение власти либо бездействие власти.docx

— 25.61 Кб (Скачать файл)

     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

      УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ      УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

 

     ЮРИДИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

     КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

 

   РЕФЕРАТ

     по дисциплине: «Уголовное право. Общая часть»

 

 Тема: Квалификация злоупотребления властью, превышение власти  либо бездействие власти

 

                                   

                             Выполнил:

                                                                 Евдокимова Виктория Сергеевна

                                                                         3 курс,31 группа

                                                                         Проверил:

                                                                         Хилькевич Виталий Владимирович

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Витебск, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………3

1. Квалификация злоупотребления властью…………………...........4 

2. Квалификация превышения власти………………………………...6

3. Бездействие должностного лица……………………………………..9

Заключение……………………………………………………………...11

Список использованных источников…………………….....................12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема злоупотребления правом и как ее разновидности злоупотребления властью в уголовном праве далеко не новая и, к сожалению, в обозримом будущем вряд ли полностью разрешимая. Уже только по этой причине ее изучение всегда актуально. Ее актуальность обусловлена, прежде всего, тем, что в современных условиях проблема борьбы с преступностью в виде злоупотреблений служебными полномочиями становится все более острой.

Преступления такого рода обладают высокой латентностью. Вместе с тем количество уголовных дел, возбужденных по фактам злоупотреблений служебными полномочиями, является незначительным, еще меньше из них направляется в суд, совсем по незначительному числу таких дел выносятся обвинительные приговоры.

Злоупотребление властью существенно подрывает авторитет государственной власти, управленческого персонала хозяйствующих субъектов, системы социального контроля представленного нотариатом и аудитом, дискредитирует демократию

Указанная преступность негативно влияет на эффективность отправления государственной власти, экономики в целом, ее отдельных составных частей

  Служебная преступность создает  условия собственного воспроизводства, способствует совершению других  преступлений, обладающих повышенной  общественной опасностью, является  фактором развития организованной  преступности и основной формой  коррупционной преступности, тормозящей  позитивные преобразования в  обществе

   Неимоверно высока социальная потребность защиты прав и законных интересов граждан и организаций, более остальных страдающих от злоупотреблений по службе

 

 

 

1.Квалификация  злоупотребления властью

Результаты деятельности любой организации напрямую связаны со способностью руководителей правильно организовать работу ее служб и отделов. Между тем практика показывает, что директора и служащие нередко используют предоставленные им должностные полномочия в целях извлечения личных выгод. Причем личные выгоды могут носить не только материальный характер. Как правило, данные действия подпадают под признаки злоупотребления служебными полномочиями. Такие действия, связанные с использованием служебных полномочии попреки интересам службы, способны, в частности, вызвать неплатежеспособность (банкротство) предприятия, привести к снижению качества выпускаемой продукции, причинить ущерб предприятию и т.п. В ряде случаев они приводят к нарушению технических норм, установленных государственными нормативами и стандартами. Данные нарушения создают предпосылки выпуска опасной для населения продукции, товаров, предоставления некачественных услуг и наносят серьезный ущерб экономическим интересам государства.

В соответствии с теорией уголовного права для наличия состава преступления против интересов службы обязательно необходима совокупность двух элементов — субъекта преступления, которым является должностное лицо, и объективной стороны преступления, которая предполагает использование должностным лицом своих служебных полномочий или служебного положения вопреки интересам службы.

Субъектом этого преступления может быть только должностное лицо

С объективной стороны данное преступление характеризуется наличием следующих обязательных признаков: 1) умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом действий с использованием своих служебных полномочий; 2) наступившие в результате этого общественно опасные последствия в виде причинения ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам; 3) наличие причинной связи между действиями, совершаемыми вопреки интересам службы (деянием), и последствиями.

Субъективная сторона предполагает умышленную вину в отношении совершаемого деяния и наступивших последствий.

Что же касается самого состава преступления, предусмотренного ст. 455 УК, то теорией уголовного права он признан материальным, то есть преступление считается оконченным с момента фактического причинения вреда, наступления последствий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Квалификация превышения  власти

Превышение власти представляет собой совершение должностным лицом по службе действий, явно выходящих за пределы предоставленных ему полномочий.

В отличие от злоупотребления властью или при превышении указанных полномочий должностное лицо совершает такие действия по службе, которые и по форме (несоответствие служебной компетенции), и по содержанию являются незаконными.

Если превышение - это такое действие по службе, которое изначально незаконно, поскольку не соответствует компетенции должностного лица, то злоупотребление - это совершаемые все-таки в пределах компетенции данного должностного лица действия по службе, но признанные незаконными вследствие противоречия их интересам службы.

Решая вопрос о наличии состава превышения должностным лицом, власти необходимо точно установить круг, объем и сферу его служебных полномочий (компетенцию). Следует учитывать, что полномочия должностного лица по службе определяются не только соответствующими законами, но и иными актами законодательства, в том числе уставами, положениями, инструкциями, приказами и т.д.

Несмотря на то, что превышение власти характеризуется совершением действий, которые явно выходят за пределы предоставленных должностному лицу полномочий, необходимо, тем не менее, установить, что эти действия были совершены:

а) по службе, то есть связаны с использованием служебного положения;

б) совершены должностным лицом при исполнении служебных обязанностей.

Для состава рассматриваемого преступления важно установить, что совершенные должностным лицом по службе действия явно выходили за пределы предоставленных полномочий.

Явность означает очевидность, бесспорность (прежде всего для самого должностного лица), что совершенные по службе действия не следует совершать, поскольку они не входят в круг его должностных полномочий. Если вопрос о превышении власти является спорным и должностное лицо превысило полномочия вследствие нечеткого определения круга служебных обязанностей или недостаточно четкого распределения полномочий между вышестоящими и нижестоящими должностными лицами, уголовная ответственность за превышение власти исключается.

Превышение власти может выражаться только в активных действиях. По своему характеру действия по службе при превышении власти могут заключаться:

- в совершении действий по службе, которые относятся к компетенции вышестоящего должностного лица данного ведомства;

- в совершении действий, входящих в компетенцию должностного лица другого ведомства;

- в совершении действий, входящих в компетенцию коллегиального органа;

- в совершении действий, хотя и входящих в компетенцию данного должностного лица, но совершение которых допустимо лишь при определенных условиях, отсутствующих в данном случае;

- в совершении действий, которое неправомочно совершать ни одно должностное лицо.

Превышение власти влечет уголовную ответственность, если это повлекло причинение ущерба в крупном размере или существенный вред правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам.

Между превышением власти и наступившими полномочиями последствиями установлена причинная связь.

С субъективной стороны превышение власти характеризуется умышленной виной по отношению к совершению действий, явно выходящих за пределы служебных полномочий лица, и к наступившим последствиям.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- статья 455 УК является нормой, создающей  правовую платформу для привлечения  к уголовной ответственности  недобросовестных руководителей  и иных должностных лиц.

- превышение власти может выражаться  только в активных действиях;

- превышение власти влечет уголовную  ответственность, если это повлекло  причинение ущерба в крупном  размере или существенный вред  правам и законным интересам  граждан либо государственным  или общественным интересам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Бездействие  должностного лица

 

В отличие от злоупотребления властью бездействие должностного лица представляет собой пассивную форму преступного посягательства на интересы службы посредством умышленного вопреки интересам службы не совершения должностным лицом действий по службе, которые оно в соответствии с возложенными на него полномочиями (обязанностями) должно было и могло совершить для обеспечения (защиты) соответствующих интересов службы.

При характеристике объективных признаков состава бездействия должностного лица следует исходить из необходимости разграничения данного преступления от служебной халатности ,также совершаемой путем неисполнения должностным лицом возложенных на него служебных обязанностей. Хотя основной момент разграничения указанных преступлений заключен в субъективной стороне, тем не менее, по психологической «насыщенности» (независимо от содержания вины) неисполнение служебных обязанностей при бездействии должностного лица и служебной халатности являются разными по характеру «осознанности» формами бездействия.

С объективной стороны бездействие должностного лица требует установления следующих признаков:

- неисполнение должностным лицом требуемых по службе действий;

- совершение требуемых по службе действий входит в круг (объем) служебных полномочий (не совершение должностным лицом действий, хотя и требуемых по обстоятельствам и при нахождении данного лица на службе, но не входящих в компетенцию - в круг его служебных обязанностей - исключает состав рассматриваемого преступления);

- требуемые по службе действия должностное лицо должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, но не совершило их вопреки интересам службы;

- бездействие должностного лица повлекло причинение ущерба в крупном размере или существенный вред правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, либо бездействие по службе было связано с попустительством преступлению.

Для состава бездействия необходимо установить, что должностное лицо действительно должно было совершить по службе определенные действия, как говорит закон, «в силу возложенных на него служебных обязанностей». Однако не один закон, даже служебная инструкция, не устанавливают весь перечень служебных обязанностей. Поэтому, если следовать букве закона, то суд должен конкретно, исходя из должностной (служебной) компетенции указать какие обязанности не выполнило должностное лицо, не совершив требуемые по службе действия.

С субъективной стороны бездействие должностного лица характеризуется умышленной виной по отношению к неисполнению (неисполнению в полном объеме) должностным лицом требуемых служебных действий и к наступившим последствиям 

Из вышесказанного можно сделать вывод, что бездействие должностного лица - это специальная форма злоупотребления властью или служебными полномочиями. Поэтому все конструктивные объективные признаки данного преступления - обусловленность бездействия служебными полномочиями (обязанностями) должностного лица; невыполнение обязанностей по службе (с учетом их содержания и служебных полномочий должностного лица при исполнении лицом служебных обязанностей; содержание понятий «вопреки интересам службы», существенного вреда, тяжких последствий - аналогичны содержанию таких же признаков при злоупотреблении властью или служебными полномочиями.

 

 

 

 

Заключение

Определенную настороженность вызывает высокий уровень латентности злоупотреблений по службе государственной и частной, что приводит к безответственности виновных лиц и порождает в обществе неблагоприятную для борьбы с преступностью морально-психологическую атмосферу. Все более очевидной становится необходимость объективной оценки возможных криминальных последствий, и выработки специальных мер по защите человека, экономики и государства от служебного криминального влияния.

Информация о работе Квалификация злоупотребления властью, превышение власти либо бездействие власти