Понятие амнистии и помилования в уголовном праве Республики Беларусь

Дата добавления: 07 Декабря 2015 в 10:11
Автор работы: o****************@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать архив (66.35 Кб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

СТАРЫЙ.docx

  —  69.33 Кб

- истек установленный  этой статьей срок со дня  вступления приговора законную  силу;

- осужденный не уклонялся от отбывания наказания;

- осужденный не совершил нового умышленного преступления.

Условно-досрочное освобождение – это освобождение осужденного от отбывания наказания с условием выполнения возложенных на него судом обязанностей, ненарушения общественного порядка и несовершения нового преступления в течение неотбытого срока наказания. Сущность условно-досрочного освобождения от наказания состоит в том, что осужденный освобождается от дальнейшего отбывания наказания до истечения срока, определенного приговором суда. Условно-досрочное освобождение от наказания применяется только судом по месту отбытия наказания осужденным. Основаниями для применения условно-досрочного освобождения от наказания согласно ст. 90 УК являются: исправление лица, отбывающего наказание, и отбытие им установленной законом части наказания, назначенного приговором суда. Условно-досрочное освобождение от наказания может быть применено к осужденному лишь в том случае, если он примерным поведением доказал свое исправление и отбыл указанную в законе часть срока наказания, назначенного приговором суда. О примерном поведении осужденного могут свидетельствовать соблюдение им требований режима в местах лишения свободы, честное отношение к труду, повышение своего общеобразовательного и профессионального уровня, активное участие в общественной жизни [5, с.543].

Ст. 91 УК предусматривает возможность замены судом наказания более мягким. Основаниями для замены наказания более мягким является то, что осужденный твердо встал на путь исправления и отбыл определенную в законе часть наказания. При замене наказания более мягким суд может освободить осужденного от дополнительных наказаний.

Ч. 1 ст. 92 УК предусматривает освобождение от наказания осужденного, заболевшего после вынесения приговора психической болезнью, в силу чего он не может сознавать фактический характер и значение своих действий или руководить ими. При освобождении от дальнейшего отбывания наказания осужденного, заболевшего психической болезнью, суд может назначить ему принудительные меры безопасности и лечения. Ч. 2 ст. 92 УК предусматривает возможность освобождения от наказания лица, заболевшего иной тяжелой болезнью. Под иной тяжелой болезнью следует понимать такое не психическое заболевание осужденного, которое носит стойкий характер. Поэтому не может служить основанием освобождения от отбывания наказания наличие у осужденного тяжелой болезни, носящей временный характер.

Согласно ч. 1 ст. 93 УК суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы беременной женщине или женщине, имеющей детей в возрасте до трех лет, если она осуждена судом к данному наказанию. Отсрочка не может применяться, когда осужденной назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. В последнем случае суд не имеет права применять отсрочку исполнения назначенного судом наказания. Отсрочка отбывания наказания может применяться судом как к осужденной к лишению свободы женщине, которая забеременела до вынесения приговора, так и к осужденной, которая забеременела или родила ребенка во время отбывания наказания.

Основанием освобождения от наказания в соответствии со ст. 94 УК является наличие чрезвычайных обстоятельств, возникших у осужденного или у его семьи. К ним закон относит пожар или стихийное бедствие, тяжелую болезнь или смерть единственного трудоспособного члена семьи. Для освобождения осужденного не достаточно только установить наличие чрезвычайных обстоятельств. Суду необходимо убедиться также, что отбывание наказания осужденным, в силу сложившихся чрезвычайных обстоятельств, способно повлечь за собой особо тяжкие последствия для него или его семьи.

Таким образом, освобождение от наказания может применять только суд. С учетом различных оснований, определяющих институт освобождения от наказаний, его применение может заключаться: в полном освобождении осужденного от отбывания назначенного наказания; в досрочном или условно-досрочном освобождении от отбывания наказания; в замене не отбытой части наказания более мягким. По общему правилу основаниями освобождения от уголовной ответственности являются: небольшая степень общественной опасности совершенного преступления и отсутствие либо небольшая степень общественной опасности личности виновного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Понятие амнистии и порядок ее применения

 

Уголовная ответственность реализуется в разных формах. Наиболее распространенной является осуждение с применением назначенного наказания. Суд, назначая наказание с учетом общих начал, предусмотренных УК, делает «прогноз», что вид и срок наказания будут необходимыми и достаточными  для достижения стоящих перед наказанием целей: восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Вместе с тем по истечении времени может выясниться, что назначенное судом наказание по разным причинам оказалось мягким или, наоборот, слишком строгим. В этих случаях возникает необходимость в пределах, установленных законом, либо ужесточить наказание, заменив его более строгим, либо смягчить его вплоть до освобождения от наказания.

Под амнистией понимается (от греч. amnistia − забвение) мера, применяемая по решению органа государственной власти к лицам, совершившим преступления, сущность которой заключается в полном или частичном освобождении от наказания, замене наказания на более мягкое или в прекращении уголовного преследования [6, с.113 ].

История становления законодательства об амнистии свидетельствует о сложных путях развития этого правового института, тесно связанного с политикой государства, и позволяет подразделить акты амнистии в зависимости от их главных функциональных признаков:

  • амнистия уголовно-политической направленности. Эти акты амнистии предусматривали облегчение участи виновных в связи с ослаблением общественной опасности содеянного и позитивными изменениями личности виновного;
  • амнистии политической направленности. Они издавались в отношении лиц, совершивших массовые преступления, и реализовывались в основном в виде отказа от их уголовного преследования;
  • амнистии разгрузочно-корректирующей направленности, способствующие коррекции отдельных отклонений карательной политики и смягчению репрессий;
  • амнистии исправительной направленности, способствующие исправлению лиц, виновных в преступлениях [7, с.102].

В статье 95 УК указывается, что амнистия применяется на основании закона Республики Беларусь в отношении индивидуально-неопределенного круга лиц.

На основании акта амнистии лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, а лицо, осужденное за преступление, может быть полностью или частично освобождено от наказания как основного, так и дополнительного, либо освобождено от наказания условно, либо такому лицу неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким наказанием, либо ему может быть снята судимость.

Если лицо, условно освобожденное актом амнистии от наказания, в течение неотбытого срока совершит умышленное преступление, а равно преступление по неосторожности, за которое оно осуждается к лишению свободы, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным статьей 73 УК.

Амнистия как государственно-правовой акт имеет следующие признаки:

Во-первых, она при всех обстоятельствах носит нормативный характер, т.е. распространяется на индивидуально неопределённый круг лиц, на неопределённое количество уголовных дел, независимо от того, на какой процессуальной стадии они находятся.

Во-вторых, инициатива издания актов об амнистии всегда исходит от государственного органа.

В-третьих, акты амнистии имеют общеобязательный характер как для правоохранительных органов, которые призваны применять акты амнистии, так и для тех лиц, которые попадают под амнистию. Единственное исключение – лица, признающие себя невиновными в совершении инкриминируемого преступления и настаивающие на судебном разбирательстве. Поэтому в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством лицу предоставлено право возражения против применения к нему акта амнистии, если лицо не считает, что оно совершило преступление. В таком случае уголовный процесс продолжается в обычном порядке.

В-четвёртых, акт амнистии лишь создаёт нормативное основание для освобождения лица, определяет категории лиц, которые подпадают под амнистию, порядок и условия её применения. Юридическим же основанием освобождения от уголовной ответственности (наказания) служит индивидуально определённый акт применения норм права: постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, определение суда о прекращении  производства по уголовному делу; обвинительный приговор суда с освобождением от наказания; постановление начальника исправительного учреждения и т.д.

С точки зрения О. С. Зельдовой, акты амнистии можно условно разбить на однородные, т.е. обладающие единой сущностью всех элементов состава амнистирования (как правило, изданные в ознаменование однородных политических событий), и разнородные [8, с.107].

В итоге такой классификации она делит нормы актов об амнистии на позитивные и негативные.

Нельзя не согласиться с авторами, которые предлагают следующую классификацию видов освобождения по амнистии: полное освобождение от наказания и его отбывания; сокращение срока наказания; замена наказания более мягким; освобождение от дополнительных наказаний; снятие судимости; освобождение от уголовной ответственности [9, с.121].

Л. В. Яковлева отмечает: «По форме амнистия – это акт государственного волеизъявления. По содержанию – совокупность норм об изменении правового положения некоторых категорий лиц, подвергнутых уголовной ответственности.

Таким образом, можно осуществить классификацию актов об амнистии, если рассматривать амнистию с точки зрения формы ее изложения. Вместе с тем правомерно выделить среди положений, включенных в акты об амнистии, отдельные повторяющиеся группы норм, одинаково влияющих на правовой статус лиц, на которые распространяется действие соответствующей амнистии, т.е. классифицировать виды амнистирования.

Предлагавшееся С. И. Комарицким деление актов амнистии по кругу амнистируемых категорий осужденных на общие и ограниченные было подвергнуто справедливой критике. Высказанные по этому поводу А. С. Михлиным аргументы не потеряли своей актуальности и в настоящее время. По мнению Л. В. Яковлевой, проводить классификацию актов об амнистии на основании действующего законодательства с учетом большинства признаков, по которым она осуществлялась ранее, нецелесообразно. «Применительно к советскому периоду, – пишет она, – было справедливо деление актов об амнистии в зависимости, во-первых, от источника их издания, поскольку… правом издания таких актов обладали разные органы, а во-вторых, от территории, на которую распространялось действие акта об амнистии, что, в свою очередь, определялось юрисдикцией издавшего ее органа (общесоюзного или республиканского)».

Классификация актов об амнистии возможна в зависимости от причин, обусловивших их издание.

Например, можно выделить:

  • амнистии, объявленные в связи со знаменательными датами или событиями (Закон Республики Беларусь от 13 апреля 1995г. к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.; Закон Республики Беларусь от 05.05.2009г. к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.);
  • амнистии, направленные на стабилизацию внутригосударственной обстановки и т.д.

Вместе с тем выделить все основания и в соответствии с ними создать полноценную классификацию актов об амнистии в настоящее время представляется затруднительным, так как ряд амнистий не связан с какими-либо обстоятельствами.

 В качестве основных нормативных актов регулирующих порядок проведения амнистии, следует выделить:

  • Конституцию Республики Беларусь;
  • Уголовный Кодекс Республики Беларусь;

 −   Законы  Республики Беларусь, предусматривающие  проведение амнистии.                                                                   

Конституция Республики Беларусь относит объявление амнистии к ведению Палаты представителей Республики Беларусь (ч.2 ст. 97 Конституции Республики Беларусь) [10].             

Амнистия может быть общей и частичной. Общая  распространяется на всех лиц, совершивших преступления, предусмотренные определёнными  УК. Частичная относится к определённой категории лиц, которые предусмотрены актом амнистии.

По общему правилу амнистия распространяется лишь на  преступления, которые были закончены до момента вступления в законную силу акта об амнистии.

Освобождение от наказания по амнистии возможно как в момент вынесения приговора, так и в процессе его исполнения. Амнистия распространяется на неопределенный круг лиц, совершивших преступления, например, на всех женщин, на всех мужчин в возрасте старше 60 лет или на лиц, осужденных к лишению свободы за неосторожные преступления на срок до 5 лет.

Амнистия является одним из самых исторически устойчивых институтов уголовного права. Необходимость её применения оправдывается обычно следующими обстоятельствами. С помощью амнистии имеется возможность устранить некоторые недостатки существующего или существовавшего ранее уголовного закона. Амнистия оправданна и применительно к некоторым преступлениям, носящим временный характер, совершённым в результате стечения определённых неблагоприятных обстоятельств, так как применяется в случае улучшения этих обстоятельств.         

Описание работы
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы исследовать институты амнистии и помилования, основываясь на современной теории уголовного права и правовых положениях УК.
Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:
- определить и раскрыть сущность амнистии;
- исследовать понятие и раскрыть сущность помилования;
- изучить порядок применения актов амнистии;
- изучить порядок осуществление помилования;
Содержание работы
Введение ..............................................................................................................
4
1 Основания освобождения от уголовной ответственности и наказания в уголовном праве Республики Беларусь……………………………………….
5

2 Понятие амнистии и порядок ее применения………………..…………...... 10
3 Понятие помилования и порядок его применения………………………… 16
Заключение……………………………………………………………………. . 22
Список использованных источников…………………………