Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 17:13, курсовая работа
Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года воспитательные колонии (далее — ВК) предполагается преобразовать в воспитательные центры (далее — ВЦ) для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте.
Целью курсовой работы является изучение основ деятельности и воспитательно-исправительного потенциала воспитательных колоний в России.
Введение .................................................................................................................. 3
Глава 1. Воспитательные колонии в России........................................................ 5
1.1. Порядок отбывания наказания в воспитательных колониях ................... 5
1.2. Вопросы профилактики антиобщественного образа жизни и
преступлений в воспитательных колониях .................................................... 10
Глава 2. Реформирование системы пенитенциарных учреждений России..... 16
2.1. Направления реформирования воспитательных колоний...................... 16
2.2. Перспективы различных условий содержания несовершеннолетних
осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях............. 21
Заключение............................................................................................................ 30
Список использованной литературы....................................................
• создание необходимых условий для осуществления ресоциализации различными органами и учреждениями;
• подготовка рекомендаций для различных органов и учреждений, задействованных в ресоциализации осужденных и освободившихся из мест лишения свободы несовершеннолетних и молодежи с учетом психологических, социальных, педагогических, криминологических и других особенностей лиц данной категории;
• организация информационно-методического обеспечения задействованных в ресоциализации органов и учреждений;
• реализация методических образовательных и психологических программ по вопросам ресоциализации осужденных и освободившихся из мест лишения свободы для сотрудников, задействованных в ресоциализации осужденных;
• внедрение и координация единой информационно-правовой компьютерной программы осуществления ресоциализации различными органами и учреждениями;
• информирование через средства массовой информации общественности о проблемах и результатах ресоциализации осужденных, о роли общества в этих вопросах.
К частным задачам воспитательного центра относятся:
• обобщение полной социально-правовой информации в отношении каждого осужденного с участием служб и структур по месту жительства осужденного, а также тех органов и учреждений, которые им занимались ранее;
• разработка и реализация (при участии различных органов и учреждений) индивидуальных программ ресоциализации конкретных осужденных, с возможностью выбора программ (или конкретных мероприятий программ) самим несовершеннолетним с целью стимулирования его самосознания и мотивации, ответственности и активной включенности в процесс ресоциализации;
• реализация индивидуальных, групповых мероприятий в отношении ближайшего бытового окружения осужденного;
• получение среднего и профессионального образования в условиях образовательного центра с возможностью дальнейшего трудоустройства как в условиях центра, так и после освобождения;
• обеспечение индивидуализации и дифференциации наказания;
• проведение психокоррекционной работы с каждым осужденным в индивидуальном порядке, в зависимости от тяжести совершенного преступления и его социальной опасности, а также с его родственниками, с обязательным отражением положительной ли отрицательной тенденции (динамики) в личном деле осужденного;
• установление социальных связей с родственниками и вовлечение их в процесс ресоциализации;
• включение в реализацию индивидуальной программы ресоциализации осужденного за 1 год до освобождения специалистов службы пробации и оказание помощи в реализации его функций;
• размещение осужденных, отбывающих наказание в льготных условиях, в реабилитационном центре за пределами учреждения и организация их условно-досрочного освобождения;
• обеспечение преемственности процесса ресоциализации различными органами
и учреждениями после освобождения несовершеннолетнего/
• анализ процесса социализации всех освободившихся осужденных по итогам 1 месяца, 3 месяцев, 6 месяцев, 1 года, 3 лет, 5 лет после освобождения с целью выявления позитивных и/или негативных условий, влияющих на ресоциализацию и учет данных обстоятельств при разработке индивидуальных программ ресоциализации и организации работы воспитательного центра в целом.
Согласно концептуальной модели: «воспитательный центр – это исправительное учреждение, предназначенное для исполнения наказаний в виде лишения свободы в отношении лиц женского и мужского пола, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, а также, при наличии условий, содержания под стражей несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых»11.
По замыслу разработчиков, воспитательный центр представляет собой исправительное учреждение и включает в себя следующие составные элементы: жилые блоки для раздельного проживания осужденных в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказаний, льготные условия отбывания наказаний (реабилитационный центр), ДИЗО (дисциплинарный изолятор), карантинное отделение, здания и сооружения общего назначения.
В варианте модели воспитательного центра, подготовленного в Вологодском институте экономике и права ФСИН России, в целях дифференциации и индивидуализации исполнения наказания в виде лишения свободы предлагалось создать два типа наблюдения – обычный и усиленный.
И хотя полностью разделяя подобные стремления авторов в создание двух типов наблюдения – обычный и усиленный, в каждом из которых предусматриваются строгие, обычные, облегченные и льготные условия отбывания наказания, необходимо признать и тот факт, что вопрос о различных условиях их содержания до сих пор не решен.
По нашему мнению, исполнение наказания и исправительное воздействие на несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных центрах с усиленным наблюдением, будет эффективно только тогда, когда условия содержания в них будет заметно отличаться от условий воспитательных центрах с обычным наблюдением. Эти условия должны отличаться не только по степени изоляции и надзора, но и по степени ограничения прав и свобод осужденных, которых в воспитательных центрах с обычным наблюдением должно быть меньше, чем в воспитательных центрах с усиленным наблюдением.
При таком условии осужденные в воспитательных центрах с усиленным наблюдением будут иметь стимул к исправлению, и добиваться перевода в воспитательные центры с обычным наблюдением. Эти различия должны выражаться не только в вопросах правового положения несовершеннолетних осужденных в различном регулировании свиданий, в ежемесячном расходовании средств имеющих у них на лицевых счетах, но, прежде всего, они должны быть, подчинены воспитательным задачам этих учреждений, это подготовка их к самостоятельной жизни в обществе.
Перевод из воспитательных центров с усиленным наблюдением в воспитательные центры с обычным наблюдением должен производиться только судом, но не ранее, чем после отбытия осужденным одного года в воспитательных центрах с усиленным наблюдением. Такой перевод необходим для того, чтобы воспитанники смогли закончить профессиональное обучение и учебный год в школе в связи с этим представление администрации воспитательных центров с усиленным наблюдением целесообразно производить в период летних каникул.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы и концептуальная модель не раскрывает условия отбывания наказания в воспитательных центрах с обычным и усиленным наблюдением.
В связи с этим, с нашей точки зрения, необходимо дать развернутую характеристику условиям отбывания наказания в воспитательных центрах с обычным и усиленным наблюдением с учетом внесения изменений в статьи 132, 133 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
В воспитательных центрах с обычным наблюдением устанавливаются обычные, облегченные, строгие и льготные (реабилитационный центр) условия отбывания наказания.
Все вновь прибывшие несовершеннолетние осужденные содержатся в обычных условиях, срок их нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения их под стражу.
Если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе допустил нарушение установленного порядка отбывания наказания, за которое к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется с момента поступления в данное учреждение.
Осужденные, отбывающие наказание в воспитательных центрах с обычным наблюдением в обычных условиях, проживают в жилых блоках, численностью до 4 человек, запираемых на ночь. Им разрешается:
При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду и учебе осужденные могут быть переведены из обычных условий отбывания наказания в облегченные условия по отбытии не менее трех месяцев срока наказания. В концептуальной модели срок определен в два месяца, что нам представляется недостаточным.
Осужденные, отбывающие наказание в воспитательных центрах с обычным наблюдением в облегченных условиях, проживают в жилых блоках, численностью до 4 человек, запираемых на ночь. Им разрешается:
По отбытию не менее одной четверти срока наказания осужденные, находящиеся в облегченных условиях с обычным наблюдением и достигшие возраста 18 лет, могут быть переведены из воспитательного центра с обычным наблюдением в колонию-поселение с обычным наблюдением.
Для подготовки к освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, за шесть месяцев до истечения срока наказания переводятся в льготные условия отбывания наказания. В этом случае осужденные проживают в реабилитационном центре за пределами воспитательного центра. Им разрешается:
В строгих условиях отбывания наказания содержатся осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных или облегченных условий отбывания наказания. В этом случае осужденные проживают в специально оборудованных постоянно запираемых блоках, численностью до 4 человек.
Им разрешается:
По истечении трех месяцев при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе они переводятся в обычные условия отбывания наказания.
Осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и достигшие 18 лет, могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания по ходатайству учебно-воспитательного совета в судебном порядке в тюрьму общего режима.
Осужденные, оставленные в воспитательном центре в целях закрепления результатов исправления, завершения среднего (полного) общего образования или профессиональной подготовки, по достижению 19 лет переводятся в колонию-поселение с обычным наблюдением.
В воспитательных центрах с усиленным наблюдением устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания.
Все вновь прибывшие несовершеннолетние осужденные содержатся в обычных условиях, кроме осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания.
Если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе допускал нарушение установленного порядка содержания под стражей. По ходатайству учебно-воспитательного совета его могут перевести в строгие условия отбывания наказания, в этом случае срок его нахождения в строгих условиях исчисляется с момента поступления в данное учреждение.
Осужденные, отбывающие наказание в воспитательных центрах с усиленным наблюдением в обычных условиях, проживают в жилых блоках, численностью до 4 человек, запираемых на ночь. Им разрешается:
При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду и учебе осужденные могут быть переведены из обычных условий отбывания наказания в облегченные по отбытию не менее шести месяцев срока наказания.
Осужденные, отбывающие наказание в воспитательных центрах с усиленным наблюдением в облегченных условиях, проживают в жилых блоках, численностью до 4 человек, запираемых на ночь. Им разрешается: