Злоупотребление должностными полномочиями. Понятие должностного лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Введение в действие УК РФ позволило правоохранительным органам привлекать к уголовной ответственности руководителей и служащих негосударственного сектора экономики за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, что, как очевидно, способствовует укреплению правопорядка и становлению эффективных рыночных отношений. К сожалению, происходящие в современной России позитивные преобразования сопровождаются глубоким кризисом во всех сферах жизнедеятельности нашего общества и государства, в том числе и «кризисом власти».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1.Должностное лицо в законодательстве Российской Федерации……………...5
2.Превышение должностных полномочий в Уголовном праве Российской Федерации…..……………………………………………………………………..10
3.Виды превышения должностных полномочий. Коррупция и методы борьбы с коррупцией………………..……………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………...20
Глоссарий………………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Курсовая УП.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

 

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Уголовное право

Тема

Злоупотребление должностными полномочиями. Понятие должностного лица.

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….3

1.Должностное лицо в законодательстве  Российской Федерации……………...5

2.Превышение должностных полномочий  в Уголовном праве Российской  Федерации…..……………………………………………………………………..10

3.Виды превышения должностных полномочий. Коррупция и методы борьбы с коррупцией………………..……………………………………………………….15

Заключение………………………………………………………………………...20

Глоссарий………………………………………………………………………….23

Список использованных источников…………………………………………….25

Приложения……………………………………………………………………….26

Введение

 

Во все времена широкое значение в жизни государства играет роль должностного лица. Для простых граждан это чиновники, к которым мы обращаемся за помощью, которые решают ряд вопросов, связанных с жизнью города и даже государства. В современном мире довольно часто можно встретить такую ситуацию, когда то или иное должностное лицо уклоняется от своих прямых обязанностей или совершает их обманным путем. Это называется превышением должностных полномочий, что четко прописано в УК РФ.

Злоупотребление полномочиями - умышленное преступление, совершаемое лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или некоммерческой организации, с использованием своих полномочий наперекор законным интересам этой организации в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам1. Таким образом, объективная сторона преступления характеризуется причинением значительного вреда правам и законным интересам граждан и организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Преступление посягает на отношения, складывающиеся в сфере деятельности коммерческих организаций. Виновное лицо нарушает ее интересы, наносит ей материальный ущерб либо ущерб авторитету этой организации.

Для того чтобы глубже уяснить сущность должностных преступлений и преступлений против интересов службы в негосударственных коммерческих организациях, разумно проанализировать особенности объектов посягательства.

Так, должностные преступления считаются совершенными против интересов службы, если они объективно противоречат как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату в целом, так и задачам, выполняемым отдельными управленческими системами и звеньями, нарушают установленные принципы и методы работы аппарата, и в первую очередь принцип законности.

Если рассматривать с субъективной стороны то такая категория преступлений характеризуется наличием умышленной вины, корыстными мотивами и целью незаконного обогащения; при этом лицо предвидит наступление общественно опасных последствий от преступления в форме причинения вреда интересам организации или ее клиентов.

Анализ правоприменительной практики свидетельствует, что, скажем, в Нижегородской области правоохранительные органы стали активнее выявлять должностные преступления. Так, в 1999 году зарегистрировано 33 преступления, за 8 месяцев 2001 года - 38 преступлений. В 1999 году зарегистрировано 62 факта получения взятки, а за 8 месяцев 2001 года - 56 фактов. В 1999 году зарегистрировано 45 должностных подлогов, а за 8 месяцев 2001 года - 42 таких преступления. Сейчас эта проблема настолько актуальна, что наше правительство не жалеет средств и времени для борьбы с такого рода преступлений.

Введение в действие УК РФ позволило правоохранительным органам привлекать к уголовной ответственности руководителей и служащих негосударственного сектора экономики за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, что, как очевидно,  способствовует укреплению правопорядка и становлению эффективных рыночных отношений. К сожалению, происходящие в современной России позитивные преобразования сопровождаются глубоким кризисом во всех сферах жизнедеятельности нашего общества и государства, в том числе и «кризисом власти».

В настоящей курсовой работе мне бы хотелось подробно рассмотреть все проблемы превышений должностных полномочий. Способы их устранения и борьбы. Подробно рассмотрим виды должностных лиц и их роль в современном обществе.

Основная часть

1 Должностное  лицо в законодательстве Российской Федерации.

 

Для того чтобы лучше понять суть проблемы превышений должностных полномочий, хотелось бы сначала дать подробное описание должностного лица.

В законодательстве не содержится единого понятия должностного лица, которое могло бы применяться ко всем отраслям права. Однако определенные акты все же содержат дефиницию данной правовой категории. В Уголовном кодексе РФ, в Кодексе РФ об административных правонарушениях, приводится толкование понятия должностного лица. Также определение содержится в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Согласно примечанию к ст. 285 УК РФ, «должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации». Таким образом, можно сказать, что должностное лицо осуществляет функции исполнителя власти.

В Гражданском кодексе также используется понятие должностного лица. Больший интерес вызывают нормы, посвященные ответственности публично-правовых образований за вред, причиненный их органами и должностными лицами. Имеются в виду ст. ст. 1069 и 1070 ГК. По ст. 1069 ГК РФ учитываются незаконные деяния (действия или бездействие) не любого работника государственных органов и органов местного самоуправления, а лишь должностного лица. Есть мнение, что применительно к гражданско-правовой ответственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возможно использование дефиниций понятия «должностное лицо», которые содержатся в приведенных выше актах. Но верным представляется мнение, согласно которому определения, данные в актах отраслей публичного права, слишком широки и применительно к гражданским правоотношениям нуждаются в корректировке.

Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям могут быть отнесены, в частности, полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Понятие представителя власти дано в примечании к статье 318 УК: им признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Применительно к рассматриваемому вопросу под должностными лицами следует понимать только тех государственных и муниципальных служащих, которые наделены полномочиями распорядительного характера по отношению к лицам, по службе им не подчиненным. Иными словами, речь идет лишь о тех служащих, которых обычно именуют представителями власти в узком смысле.

К должностным лицам относятся граждане, постоянно или временно, в том числе по специальному полномочию, осуществляющие функции представителя власти (например, в области охраны общественного порядка) либо занимающие во властных органах должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных функций вне этих органов.

Не являются должностными лицами работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.

Понятие лиц, занимающих государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, дано в пунктах 2 и 3 примечания к статье 285 УК РФ:

1) под лицами, занимающими государственные  должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов;

2) под лицами, занимающими государственные  должности субъектов Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов2.

"К представителям власти  следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности..."3.

Распорядительные полномочия представителей власти могут быть обращены к гражданам и юридическим лицам, организационно не подчиненным им по службе. Представителями власти могут быть и лица, входящие в состав коллегиальных органов, обладающих соответствующими полномочиями. Для представителя власти характерны властные полномочия вне границ организации, где они занимают государственные и муниципальные должности.

Таким образом, характеристики должностного лица и представителя власти определяют различие в предметах уголовно-правовой охраны интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, с одной стороны, и порядка управления - с другой.

Понятие «должностное лицо» многократно используется в Конституции России. Так, в ст. 41 говорится об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. «Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд»4

Должностных лиц можно квалифицировать:

1) по объему служебных полномочий: - на должностных лиц, полномочия которых имеют внутриорганизационный характер; - должностные лица, полномочия которых имеют публичный характер (представители власти, правоохранительных органов).

2) по признаку исполняемой роли  в осуществлении управленческих функций на: - руководителей - специалистов, уполномоченных совершать действия, влекущие правовые последствия для других субъектов права.

Смирнов В.К. считает признаком должностного лица обладание распорядительно-дисциплинарной властью. Должностное лицо имеет следующие признаки:

1) обязанность организовывать  процесс производства, создавать  нормальные условия труда, обеспечить  контроль над мерой труда и  потребления, а также надлежащую  трудовую дисциплину;

2) полномочия по утверждению  локальных норм;

3) наличие ответственности за  исполнение своих обязанностей.

В заключение я хочу привести свое определение понятия «должностного лица». Должностные лица - это лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях, независимо от форм собственности и должности. Связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей или исполняющие такие обязанности по специальным полномочиям и влекущие юридически значимые действия, влекущие правовые последствия для других субъектов права и несущего повышенную ответственность за невыполнение установленных для него правил. Очень важным моментом в данном определении будет являться часть, говорящая о независимости от форм собственности, так как во всех ранее приводимых формулировках во внимание принимались лишь государственные и общественные организации, учреждения и предприятия.

В целях единообразной правоприменительной практики и терминологической точности ст. 1069 ГК целесообразно дополнить примечанием: «Должностным лицом признается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными и организационно-распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от данного лица».

2 Превышение должностных полномочий в Уголовном праве Российской Федерации.

 

О превышении должностных полномочий подробно описывается в статье 286 УК РФ: Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Информация о работе Злоупотребление должностными полномочиями. Понятие должностного лица