Значение изучения свойств личности преступника в общесоциальном и специальном предупреждении преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Важнейшей задачей государства в обеспечении конституционных прав и свобод человека является борьба с преступностью.
Преступность - сложное социально-правовое явление, в силу чего она изучается различными науками, исследующими ее отдельные стороны. Так, уголовное право дает представление о преступлении как уголовно наказуемом деянии; уголовно-процессуальное право рассматривает порядок, процедуру расследования преступлений; криминалистика - методы сбора доказательств, раскрытия преступлений; судебная медицина и психиатрия - влияние физического и психического состояния лица на совершение им преступления; социология - место и роль преступности в обществе, его отдельных структурных элементах.

Содержание работы

Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования свойств личности преступника............................................................................................................................8
1.1. Понятие и структура личности преступника....................................................8
1.2 Причины образования и условия проявления в преступлении криминогенных качеств личности…………………………….........................................13
1.3 Типы и классификация личностей преступника………….……………….…19
Глава 2. Криминологические характеристики свойств личности преступника по отдельным видам преступлений.................................................................................33
2.1. Криминологическая характеристика свойств личности несовершеннолетнего преступника..................................................................................33
2.2. Криминологическая характеристика свойств личности преступника – женщины……......................................................................................................................43
2.3 Криминологическая характеристика свойств личности преступника при совершении преступлений в сфере экономической деятельности….............................48
2.4 Социальный и психологический портрет преступников в связи с совершенными ими преступлениями на территории города Волжского Волгоградской области.................................................................................................................................56
Глава 3. Значение изучения свойств личности преступника в общесоциальном и специальном предупреждении преступности……………………………………….…..64
Заключение.................................................................................................................69
Список использованной литературы......................................................................

Файлы: 1 файл

Личность преступника - криминология.doc

— 575.50 Кб (Скачать файл)

Графические данные показатели выглядят следующим образом:

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1  Возрастная структура

Рисунок 2 Образовательный уровень

 

Рисунок 3 Наличие судимости

 

 

 

 

Наличие у почти половины из них ранее приобретенной судимости говорит о высоком рецидиве этого вида преступности. Анализируя криминальное положение преступников, совершающих кражи, следует отметить, что ранее судимые лица:

как правило, предпочитают использовать одни и те же способы проникновения в квартиры и одни и те же орудия. Это позволяет устанавливать лицо, совершившее конкретную кражу, по “почерку” преступления;

зная, что их отпечатки пальцев рук находятся в дактотеке, предпринимают меры к тому, чтобы не оставлять следов на месте происшествия следов пальцев рук;

как правило, используют одни и те же каналы сбыта похищенного

в процессе всей деятельности по совершению кражи действуют более хладнокровно и рационально.

Рисунок 4 Мотив совершения кражи

 

Мотивы совершения краж преимущественно корыстного характера, что в целом отражает реалии сегодняшнего дня. Многие кражи совершены с единственной целью – добыть средства для приобретения наркотиков, спиртных напитков.

Рисунок 4 Способ кражи

 

Совершение краж без наличия специальных технических средств и навыков говорит, по крайней мере, об одной вещи. Условием кражи явились беспечность собственников, в отношении принадлежащего им имущества. Это ни в коей мере не оправдывает преступника, но характеризует то обстоятельство, когда люди порой неосмотрительно, а порой и безосновательно перекладывают заботу о своем имуществе на других лиц. Например, им кажется, что исключительно милиция должна заниматься охраной и защитой принадлежащего им имущества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Значение изучения свойств личности преступника в общесоциальном и специальном предупреждении преступности

 

Значение изучения личности преступника в процессе расследования преступлений:

а) Установление полных данных о личности обвиняемого - обязательное условие доброкачественного расследования преступлений. В противном случае не будет выполнено требование ст. 14 Основ уголовного судопроизводства о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела.

б) Знание личности обвиняемого помогает при выдвижении и проверке версий по делу.

в) Личность виновного принимается во внимание и оказывает свое влияние при проведении конкретных следственных действий по делу, в особенности допроса обвиняемого и обыска. Успех в проведении допроса любого лица, а обвиняемого в особенности, во многом определяется знанием личных качеств допрашиваемого, в первую очередь его психологических свойств.

Тактика проведения обыска также во многом обуславливается личностью обыскиваемого.

При проведении других следственных действий, в результате которых принимаются решения по делу: предъявление обвинения, избрание меры пресечения, назначение некоторых видов экспертиз и т. д., личность обвиняемого играет немаловажную роль, являясь одним из оснований принятия того или иного решения.

г) Глубокое и тщательное изучение прошлого обвиняемого иногда приводит к раскрытию совершенных им ранее, но не раскрытых еще преступлений, обнаружению всех соучастников преступления. Установление круга родственников, друзей и знакомых и характера отношений с ними способствует обнаружению вещественных доказательств, розыску похищенного и возмещению материального ущерба.

д) Личность обвиняемого принимается во внимание при решении вопросов квалификации преступлений, в частности, является одним из оснований признания лица особо опасным рецидивистом.

е) Изучение личности преступника позволяет выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению преступления. Всестороннее изучение личности субъекта, совершившего преступление, предполагает изучение непосредственной среды, в которой формировалась данная личность. Это значит, что выявляются те коллективы, которые оказывают наибольшее влияние на формирование человека, и если устанавливается неблагополучное положение в каком-то из них, появляется возможность воздействовать на него. Знание личности обвиняемого дает следователю возможность оказывать на обвиняемого влияние с целью перевоспитания уже в процессе расследования.

ж) Отдельные данные о личности и общая характеристика его могут выступать косвенными доказательствами лишь в совокупности с другими доказательствами по делу.

Значение личности преступника для назначения надлежащей меры наказания.

Закон предоставляет широкие возможности суду для осуществления принципа индивидуализации наказания. Предписание закона учитывать личность виновного при назначении наказания следует понимать не как учитывание отдельных сторон личности, а как познание общественной сущности личности и рассмотрение ее в совокупности с совершенным деянием, т. е. при определении меры наказания учитываются все стороны личности, характеризующие ее как с отрицательной, так и с положительной стороны.

Вся деятельность исправительно-трудовых учреждений подчиняется основной их задаче - исправлению и перевоспитанию осужденных. Главным же в работе по исправлению и перевоспитанию осужденных является индивидуальная воспитательная работа, проводимая на основании «глубокого изучения личности каждого заключенного».

Весь период пребывания заключенного в исправительно-трудовом учреждении можно условно разделить на три этапа: изучение заключенного, перевоспитание его и подготовка к жизни на свободе. На каждом этапе изменяются цели и задачи изучения личности и должны соответственно меняться формы и методы воспитательной работы. Перевоспитание осужденных будет более успешным, если осуществлять связь изучения личности преступника в процессе расследования с изучением во время последующего нахождения его в исправительно-трудовом учреждении. Непрерывность воспитательного процесса требует преемственности в изучении личности преступника всех органов, ведущих такое изучение.

Как правило, в условиях лишения свободы и вследствие лишения многих благ, которыми повсеместно и незаметно пользуются все граждане, происходит существенное переосмысление осужденным многих прошлых отношений и интересов. Он начинает иначе ценить те события и блага, которые раньше им вообще не замечались или даже вызывали раздражение. Совершенно иначе в настоящих условиях он вспоминает отношения товарищей по работе, взаимоотношения в семье. В связи с этим происходит переоценка своих прошлых интересов, своего подхода к людям.

Отметим и психологические особенности у особо опасных рецидивистов. У них часто проявляется крайняя недисциплинированность. В основе ее лежит наличие отрицательной установки и целенаправленности деятельности, эмоциональный склад характера, расторможенность поведения и как следствие этого импульсивность, подчас переходящая в психопатичность.

Для процесса перевоспитания осужденных в исправительно-трудовых учреждениях используются обучение, труд, общение. Однако здесь они обязательно сочетаются с режимом, особой организацией деятельности ИТУ, что создает специфику всей деятельности по исправлению и перевоспитанию осужденных.

Режимом обычно называют точно установленный распорядок труда, питания, отдыха и т.д. В то же время это и система необходимых правил и мероприятий. Режим выполняет функцию выработки тех или иных особенностей личности в связи с определенным ритмом деятельности. Соблюдение режима осужденными обеспечивается посредством: 1. охраны и надзора за ними; 2. использования мер поощрения и взыскания; 3. применение в строго определенных случаях особых мер безопасности (оружия, наручников и смирительных рубашек). Основной базой действия режима как фактора является его жесткость и неуклонность требований его выполнения. Человек смиряется с действием режима и, осознавая его неотвратимость, бывает вынужден принять его без внутренних протестов и конфликтов.

Как правило, режим - это организация жизни и деятельности осужденных в строгом соответствии с требованиями законов. Именно такая организация и оказывает воздействие на человека, формируя у него те или иные морально-психологические качества. Соблюдение осужденными установленного в исправительно-трудовом учреждении режима обеспечивается не только посредством их охраны и надзора за ними, использования мер поощрения и взыскания, применения в строго определенных случаях особых мер безопасности, но и мер воспитательных, основанных на глубоком учете особенностей психологии отдельных осужденных и их коллективов.80

Кара, заключающаяся в режиме, субъективно, по-разному, воспринимается и переживается осужденными. Прежде всего различны глубина, сила и длительность переживаний осужденными кары. Мы далеки от мысли - писал М.Н. Гернет, что особенности того или иного режима в той или другой тюрьме проходят через каждого заключенного всегда и везде одинаково. Наоборот, мы признаем, что следы в психике от такого прохождения через нее тюремного режима очень различны: у одних они также глубоки, как глубоки колеи от тяжело нагруженной телеги в грязной проселочной дороге. У других эти следы - лишь рябь на реке после прошедшего парохода, очень быстро совсем исчезающая81. Субъективное восприятие и переживание кары зависит от вида режима, отношения осужденного к приговору, количества судимостей, времени нахождения в ИТУ, индивидуальных особенностей осужденного, возраста, пола, семейного и социального положения и т.д. Работникам ИТУ важно знать, как каждая группа осужденных и каждый осужденный воспринимают и переживают те или иные режимные ограничения.

Режим обеспечивает постоянное восприятие условий жизни в МТУ как наказание за совершенное преступление, без него не может быть обеспечен активный процесс перевоспитания. При осуществлении воспитательного воздействия на осужденного часто приходится сталкиваться с первоначально отрицательным отношением его к этому воздействию. Всякая попытка изменить взгляды и образ жизни взрослого встречает сопротивление и столь значительное, сколь устойчивы установки личности и инертен разум индивида82. Это и определяет необходимость, особенно в ИТУ, системы мер принуждения и наказания, регламентированных режимом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Учитывая материал всей дипломной работы, необходимо, на мой взгляд, сделать следующие выводы:

  1. Личность преступника — совокупность социально-психологических свойств и качеств человека, являющихся причинами и условиями совершения преступлений.
  2. Личность преступника отличается от личности законопослушного человека общественной опасностью, ей присущи преступные потребности и мотивации, эмоционально-волевые деформации и негативные социальные интересы. Проблема личности преступника является одной из центральных для наук, связанных с преступностью, и прежде всего для криминологии.
  3. Общественная опасность личности формируется обычно ещё до момента совершения преступления. Этот процесс находит выражение в дисциплинарных и административных правонарушениях, аморальных поступках. Однако в криминологии момент качественного перехода от личности, обладающей социально опасными качествами, к личности преступника связывается с моментом совершения лицом преступления.
  4. Криминология изучает социально-демографические, социально-ролевые и нравственно-психологические характеристики личности преступника. Кроме того, ключевым для данной темы и для криминологии в целом является вопрос о том, какую природу имеет преступное поведение человека: биологическую или социальную.
  5. Психологическое изучение личности обвиняемого, а затем подсудимого включает в себя исследование его внутреннего мира, потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (мышления, восприятия, памяти и других познавательных процессов).
  6. Следует отметить, что в рамках уголовного процесса могут изучаться не все психологические особенности подследственного, а только имеющие принципиальное значение для уголовного Дела. Изучение психологических особенностей обвиняемого должно быть составной частью расследования преступления, и в каждом конкретном случае диапазон этих сведений должен конкретизироваться в зависимости от категории и характера уголовного дела и от особенностей личности обвиняемого. Психологию личности обвиняемого следует изучать так, чтобы следователь мог обеспечить решение уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминологических и исправительно-трудовых проблем по конкретному делу. Широкий диапазон сведений о личности предполагает использование большого числа источников информации о психологии обвиняемого процессуального и непроцессуального характера.
  7. Как показывает изучение правонарушений несовершеннолетних, подросток чаще всего может совершить преступление под непосредственным влиянием сверстников или взрослых лиц, подчиняясь давлению толпы. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, агрессивность и т.п. Важнейшим условием формирования личности "трудного" подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия, алкоголизм родителей или родственников, их аморальное поведение и т.д. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители.
  8. Что касается специально криминологического предупреждения женской преступности, то очень важно обеспечить его соответствие, причем не на словах, а на деле, принципам гуманности и милосердия. Это должно находить отражение в законодательстве, практике его применения, назначения наказаний и их исполнения, постпенитенциарной адаптации и т л.
  9. При организации исправительного воздействия на женщин-преступниц необходимо в полной мере учитывать как специфику их социальных ролей и функций, прежде всего статус нынешней или будущей матери, так и особенности психологии: повышенную тревожность, эмоциональную ранимость, наличие у многих из них обостренного чувства вины, сильного беспокойства за свое будущее. В работе с осужденными женщинами необходимо более широко использовать психолого-педагогические методы: тестовую психодиагностику, психотерапевтические приемы и аутогенную тренировку, направленное самовнушение и др. Особое значение для преодоления рецидива преступлений имеет тщательно продуманная, максимально индивидуализированная система мер по ресоциализации осужденных женщин, восстановлению утраченных социальных связей, комплексному решению вопросов их трудового, бытового и иного жизненного устройства после освобождения из мест лишения свободы.
  10. Сохраняет свое криминальное действие и такой фактор, как неэффективность деятельности правоохранительных и контролирующих органов по выявлению и предупреждению преступлений экономической направленности. К сожалению, в настоящее время приходится констатировать не только низкий профессионализм, некомпетентность, отсутствие оперативности и наступательности в работе, но и усиление коррумпированности этих органов.
  11. Очень важно предупредить возможность личности стать на преступный путь.
  12. Занимаясь профилактикой преступности, очень важно выявить преступника, но еще важнее установить того, кто еще не дошел до преступления, но замышляет его и готовится к нему, реально способен его совершить, в силу свойств своей личности.
  13. Профилактика преступности основывается на изучении преступления и личности преступника на основании типологии преступной личности.

Итак, можно подчеркнуть, что криминологическая характеристика преступника имеет важное значение при решении правовых, розыскных и профилактических задач. Поэтому ее необходимо шире использовать на практике.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

Законодательные и иные нормативные акты:

 

  1. Конституция РФ: по сост. на 2010 г.: с коммент. юристов / отв. ред. Лагун Т., Изд-во: Эксмо, Москва, 2010
  2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) (с изменениями и дополнениями) // Справочная  правовая система Гарант
  3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (УИК РФ) (с изменениями и дополнениями) Справочная  правовая система Гарант
  4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (УПК РФ) (с изменениями и дополнениями)
  5. Закон Волгоградской области от 26 декабря 2008 г. N 1825-ОД "О Программе социально-экономического развития Волгоградской области до 2010 года"
  6. Постановление главы Волгограда от 10 ноября 2009 г. N 2858 "Об одобрении прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов"
  7. Конвенция о правах ребенка, 1989 г. (ратифицирована Россией 16 августа 1990 г.)

 

Материалы судебной практики:

  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 6 февраля 2007 г. N 7 "Об изменении и дополнении некоторых постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам"
  2. Обзор судебной практики ВС РФ за 4 квартал 2010 года
  3. Бюллетень Верховного Суда  РФ. 2000. N 6.
  4. Материалы судебной практики Волжского городского суда Волгоградской области, за 2007 – 2009 г.

 

 

Специальная литература

 

  1. Агеева Ю. Женская преступность: современное положение и причины // Следователь. 2001. N 6
  2. Акулина Е.А., Тарло Е.Г. Латентная преступность в Российской Федерации. М., 2003
  3. Алексеев А.И. Криминология. – М., 2005
  4. Алауханов Е., Ахмедин К. Налоговые преступления: аспекты борьбы и профилактики. Учебное пособие. – Алматы, 2008.
  5. Алгазин А.И. Методика расследования преступлений, совершаемых с целью получения страховой выплаты. Дисс.... канд. юридич. наук. Омск: Омская акдемия МВД РФ, 2000
  6. Анисимов В.М. Криминальная субкультура. Уфа: Уфимск. юрид. инст. МВД РФ, 1997.
  7. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. - М.: Пенаты, 2000
  8. Берег М. Путевка в жизнь. // Газета «Волжское обозрение» № 35 от 03 сентября 2009г.
  9. Благов О.Г. Характеристика лиц, совершающих преступления в нефтегазовом комплексе // "Адвокат", N 7, июль 2008 г
  10. Волжская правда. Городская общественно – политическая газета. № 166, четверг, 12 октября 2006 г.
  11. Ветров Н.И. Профилактика нарушений среди молодежи. М., 1980 
  12. Грачева Ю.В., Князькина А.К. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. Есакова Г.А.). - "Проспект", 2010 г.
  13. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. - Система ГАРАНТ, 2009.
  14. Загорский Г.И. Постановление приговора: проблемы теории и практики: учебно-практич. пособие. - Проспект, 2010 г.
  15. Кондратюк Л.В. Антропология преступления (микрокриминология). – М.: Норма. 2001
  16. Криминология // Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. – СПб., 1998.
  17. Криминология. Учебник / Под ред. В.В. Орехова. СПб., 1992
  18. Криминология / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. М.: Юристъ, 2000
  19. Кастерина Н.В. Изучение причин агрессивных действий у впервые осужденных женщин // Психология. 2007. N 13
  20. Карпец И.И. Криминология. М., 1995
  21. Ковалев А.Г. Психологические основы исправления правонарушителя. - М., 1968
  22. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии (О структуре индивидуального преступного поведения). М.: Юрид. лит., 1968
  23. Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984
  24. Курганов С.И. Основы криминологии: Учебное пособие. - М., 1998.
  25. Кучеров И.И. Налоговая преступность: криминологические и уголовно-правовые проблемы. Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. - М., 1999.
  26. Ларичев В.Д. Криминогенные факторы, способствующие совершению преступлений в сфере страхования //"Юридическая и правовая работа в страховании", N 2, II квартал 2007 г.
  27. Ларичев В.Д. Налоговые преступления. - М., 2001
  28. Латибов И.Т. Психология криминального поведения в предкриминальной деятельности и предупреждении преступлений в сфере экономики // Материалы МНПК. - ТГЮИ. 2003.
  29. Личность преступника // Под ред. В.Н. Кудрявцева, Г.М. Миньковского, А.Б. Сахарова. - М., 1975
  30. Малков В.Д. Криминология. Учебник для вузов. 2-е изд. 2006
  31. Митрохин В.К. Внимание: страховое мошенничество! М.: Страховой экспертный центр "Рето", 1995
  32. Налоговое расследование: Экспер. учеб. / Под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. - М., 2000.
  33. Отабоева Л.О. Криминологическая характеристика посягательств на права женщин в семейно-бытовой сфере (по материалам Республики Таджикистан) //"Гражданин и право", N 9, сентябрь 2008 г.
  34. Платонов К.К. Проблема способностей. - М.: Наука 1972
  35. Подольный Н.А. Криминалистическая характеристика личности мошенника, совершающего преступную деятельность на рынке ценных бумаг // Следователь, № 5. 2002.
  36. Поздняков Э.А. Философия преступления. - М.: Полиграф-Сервис, 2001.
  37. Популярная психология. Хрестоматия. Составитель - В.В.Мироненко. - М.: Просвещение, 1990
  38. Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (6-е изд., перераб.). - Система ГАРАНТ, 2009 г.
  39. Сахаров А.Б. Криминология. М., 1979.
  40. Соловьев И.Н. Налоговые преступления и преступность. – М.: Экзамен, 2006
  41. Степанян Ш.У. Особенности женской преступности в современной России // "Гражданин и право", N 11, ноябрь 2009 г
  42. Стручков Н.А. Изучение обстоятельств, обусловливающих преступность в СССР // Советское государство и право. 1971. N 12.
  43. Фрадков М. Воруют дай бог! // Аргументы и факты. 2001. N 29
  44. Федоров А. «Что год прошедший нам готовит? // Газета «Волжское обозрение» №1(212) от 14.01.2010 года
  45. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследование и применение. Серия -«Мастера психологии». - СПб.: Питер, 1998
  46. Челышева О.В. Расследование налоговых преступлений. - СПб., 2001.
  47. Чуфаровский Ю.В. Криминология, в вопросах и ответах. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004
  48. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология в вопросах и ответах. - "Проспект", 2010.
  49. Шаргородский М.Д. Преступность, ее причины и условия в социалистическом обществе: В кн. Преступность и ее предупреждение. Л., 1966
  50. Шиян В.И. Состояние, динамика и структура корыстной женской преступности // Российский следователь. 2007. N 19

Информация о работе Значение изучения свойств личности преступника в общесоциальном и специальном предупреждении преступности