Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2012 в 08:36, курсовая работа
Целью исследования является комплексное изучение норм об окончании предварительного следствия составлением обвинительного заключения на основе действующего уголовно-процессуального законодательства; разработка теоретических положений и научно обоснованных рекомендаций, призванных обеспечить охрану прав и законных интересов личности, выполнение назначения и реализации принципов уголовного судопроизводства при окончании предварительного следствия составлением обвинительного заключения; формулирование понятия и определение места заключительного этапа в производстве предварительного следствия и на основе этих выводов разработка рекомендаций по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства, его практического применения.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Основания окончания предварительного следствия
с обвинительным заключением.............................................................................6
Глава 2. Процессуальный порядок окончания предварительного следствия с обвинительным заключением...........................................................................20
§ 1 Уведомление сторон об окончании предварительного следствия и разъяснение им права на ознакомление с материалами дела................................21
§ 2. Ознакомление потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей с материалами уголовного дела…………………...........29
§ 3. Ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела………………………......................................................................................43
§ 4. Порядок разрешения ходатайств участников судопроизводства по уголовному делу................................................................................................56
Заключение.......................................................................................................62
Нормативные акты и литература............................................
19
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................
Глава 1. Основания окончания предварительного следствия
с обвинительным заключением...................
Глава 2. Процессуальный порядок окончания предварительного следствия с обвинительным заключением...................
§ 1 Уведомление сторон об окончании предварительного следствия и разъяснение им права на ознакомление с материалами дела..........................
§ 2. Ознакомление потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей с материалами уголовного дела…………………...........29
§ 3. Ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела……………………….................
§ 4. Порядок разрешения ходатайств участников судопроизводства по уголовному делу..........................
Заключение....................
Нормативные акты и литература....................
Введение
Проводимая в Российской Федерации судебно-правовая реформа обусловила необходимость качественного изменения законодательства, в том числе и уголовно-процессуального и приведение его в соответствие с нормами международного права и процессуальными нормативами, предусмотренными Европейской Конвенцией о защите прав и свобод человека. Двигаясь в этом направлении, в 2001 г. был принят Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Между тем, судебная и следственная практика не стоят на месте и выявляют все новые пробелы в законодательстве, требующие своего научного обоснования и последующей законодательной регламентации.
Решение этих проблем имеет важное значение в борьбе с преступностью, в защите прав и свобод человека и гражданина. Много вопросов возникает на завершающем этапе предварительного следствия, оканчивающегося составлением обвинительного заключения.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ. УПК РФ определил назначением уголовного судопроизводства защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Эффективность предварительного расследования во многом зависит и от качества процессуальных документов, формирующих производство по делу. Анализ решений Европейского суда по правам человека в свете ст. 13 «Право на эффективное средство правовой защиты» Конвенции о защите прав человека и основных свобод выявил правовую позицию: одним из таких средств является эффективное расследование уголовного дела. Обращено внимание на значение обвинительного заключения как итогового документа, завершающего предварительное расследование. Таким образом, соблюдение европейских стандартов защиты прав личности предполагает исследование значения всего механизма, связанного с составлением обвинительного заключения: принятие решения о достаточности собранных доказательств для составления обвинительного заключения, получение согласия руководителя следственного органа, принятие решения прокурором по обвинительному заключению, контроль суда за соблюдением правильности составления обвинительного заключения и соблюдения пределов обвинения. Необходимость изучения исторических традиций составления обвинительного заключения коренится во взаимосвязанных закономерностях складывающейся правоприменительной практики расследования преступлений, в обеспечении принципа состязательности в уголовном судопроизводстве.
В 1 квартале 2011 года в Свердловской области для производства дополнительного расследования прокурорами районов возвращено 27 уголовных дел, что на 20 уголовных дел меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Удельный вес дел, возвращенных для производства дополнительного расследования, уменьшился и составил 1,8 %[1]. Так же на основании данных статистических учетов ОВД по ГО Краснотурьинск в 1 квартале 2011 года следственным отделом при ОВД по ГО Краснотурьинск в прокуратуру г. Краснотурьинска для утверждения обвинительного заключения было направленно 35 уголовных дел. Для производства дополнительного расследования прокурором было возвращено 2 уголовных дела, что на 5 уголовных дела меньше, чем в прошлом году.[2] Таким образом, этап окончания предварительного следствия составлением обвинительного заключения осуществляется следователями достаточно эффективно. При этом нередко на данном этапе предварительного расследования допускаются и ошибки. В уголовно-процессуальной литературе в настоящее время вопросы окончания предварительного следствия составлением обвинительного заключения являются не достаточно исследованными.
Целью исследования является комплексное изучение норм об окончании предварительного следствия составлением обвинительного заключения на основе действующего уголовно-процессуального законодательства; разработка теоретических положений и научно обоснованных рекомендаций, призванных обеспечить охрану прав и законных интересов личности, выполнение назначения и реализации принципов уголовного судопроизводства при окончании предварительного следствия составлением обвинительного заключения; формулирование понятия и определение места заключительного этапа в производстве предварительного следствия и на основе этих выводов разработка рекомендаций по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства, его практического применения.
Поставленная цель определяет выделение следующих задач работы: определить понятие, сущность, начальный и конечный момент этапа окончания предварительного следствия составлением обвинительного заключения; определить основание окончания предварительного следствия составлением обвинительного заключения; проанализировать действующий порядок окончания предварительного следствия составлением обвинительного заключения; предложить пути его оптимизации; исследовать структуру и содержание обвинительного заключения и на этой основе сформулировать и научно обосновать рекомендации по совершенствованию законодательства и правоприменительной деятельности; изучить проблемы, связанные с принятием решения прокурором в отношении обвинительного заключения, поступившего к нему с уголовным делом и выработать предложения по их устранению.
По своей структуре работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. Основания окончания предварительного следствия с обвинительным заключением
в соответствии со ст. 166 и 167 УПК РФ»[3].
Окончание предварительного расследования — это его заключительный этап, на котором принимается итоговое для данной стадии решение. Окончание предварительного расследования может иметь три вида или формы.
1. Если органами предварительного расследования собраны доказательства, достаточные для вывода о виновности обвиняемого в совершении преступления, установлены все другие обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу (ст. 73 УПК), и отсутствуют основания для его прекращения, предварительное расследование заканчивается составлением обвинительного заключения (при окончании предварительного следствия) или обвинительного акта (при окончании дознания), после чего дело направляется прокурору.
2. При наличии соответствующих оснований уголовное дело и уголовное преследование прекращается (ст. 24—28, 212 УПК РФ). Уголовное дело прекращается постановлением следователя, копия которого направляется прокурору (ч. 1 ст. 213 УПК РФ).
3. По делам в отношении невменяемых и лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания, предусмотрена особая форма окончания предварительного расследования (которое может иметь при этом лишь форму предварительного следствия) — следователь выносит постановление о направлении дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера (гл. 51 УПК).
Данные итоговые решения в стадии предварительного расследования необходимо отличать от промежуточных — приостановления производства по делу (ст. 208 УПК РФ), передачи дела по подследственности от одного органа расследования другому, а также прекращения уголовного преследования без прекращения уголовного дела (ч. 4 ст. 24, ч. 5 ст. 213 УПК РФ), которые не означают окончания предварительного расследования[4].
Окончание предварительного следствия является завершающим этапом досудебного производства по уголовному делу, который «…характеризуется совокупностью процессуальных действий, направленных на проверку полноты, всесторонности, объективности собранных по делу доказательств, на восполнение пробелов проведенного следствия, окончательное в соответствии с требованиями закона оформление следственного производства»[5].
При окончании предварительного следствия следователь подводит итоги, анализирует и оценивает всю совокупность материалов дела, систематизирует материалы, формулирует и обосновывает выводы по существу.
Окончание предварительного следствия – это не единичное действие, а комплекс процессуальных действий и соответствующих им правоотношений, оформляемых определенными процессуальными актами.
Учитывая большую значимость заключительного этапа предварительного расследования, некоторые авторы говорят о нем как о самостоятельной стадии
уголовного процесса[6].
Основания выделения комплекса действий на завершающем этапе расследования в самостоятельную стадию уголовного процесса состоят в следующем: 1) уголовно-процессуальная стадия специфична по своим конкретным задачам, вытекающим из общих задач уголовного судопроизводства; 2) она своеобразна по выражению основных принципов уголовного процесса; 3) характеризуется особым кругом субъектов уголовно-процессуальной деятельности и соответствующих правоотношений; 4) типичными для нее актами применения права, выражающими либо решение государственного органа по отдельным вопросам, либо фиксирующими отдельные следственные и судебные действия.
Совокупность данных свойств определяет относительную самостоятельность и законченность соответствующего комплекса уголовно-процессуальных действий и правоотношений, придает ему характер стадии уголовного процесса, неразрывно связанной со всеми другими стадиями общими задачами, принципами и необходимой последовательностью.
«Вполне оправданной является характеристика окончания предварительного расследования как особой, относительно самостоятельной части предварительного расследования, имеющей свою специфику. Это позволит подчеркнуть значение совокупности составляющих его процессуальных действий для установления истины в уголовном процессе, показать внутреннее их единство, наличие в них «сквозной идеи», необходимость рассматривать эти процессуальные действия как тесно связанные, а не механически следующие друг за другом»[7]. Правильной представляется позиция Ефимичева С. П., который пишет: «… даже с учетом того, что некоторые свойства стадии уголовного процесса находят своеобразное выражение на данном этапе расследования, рассматривать его в качестве отдельной стадии уголовного процесса нельзя. Это всего лишь этап стадии предварительного расследования»[8].
Таким образом, окончание предварительного следствия можно определить как заключительный этап стадии предварительного расследования, содержанием которого является совокупность процессуальных действий и соответствующих правоотношений, направленных на проверку полноты, всесторонности и объективности, собранных по делу материалов, на восполнение пробелов проведенного расследования, окончательное оформление следственного производства, формулирование и обоснование выводов предварительного расследования, обеспечение прав и законных интересов участников процесса, на проверку выводов следствия методами прокурорского надзора и определение дальнейшего направления уголовного дела[9].
Нормы уголовно-процессуального закона, касающиеся окончания предварительного следствия, представляют собой детально регламентированную систему правил поведения следователя и других субъектов уголовного процесса в завершающей части досудебного производства по делу. Данные нормы можно представить, как три взаимосвязанные группы.
К первой из них относятся нормы, определяющие условия, при которых следователь вправе перейти к завершающей части расследования (ч. 1 ст. 212, ч. 1 ст. 215 УПК РФ).
Вторую группу составляют нормы, касающиеся действий участников этого этапа расследования. К ним относятся правила, определяющие круг участвующих на этом этапе лиц, их права и обязанности, гарантии их прав и законных интересов, сущность действий субъектов уголовного процесса при окончании расследования (ст. 213, 215 – 220, 439 и др. УПК РФ).
Третья группа правил определяет порядок вынесения итогового процессуального акта предварительного расследования.
Объединение всех этих норм подчёркивает значимость данного этапа предварительного следствия и обеспечивает обоснованность решения следователя об окончании собирания доказательств, правильный порядок действий участников расследования при его окончании, а также законность итогового акта досудебного производства.
Что касается форм окончания предварительного следствия, то закон и, как правило, теория выделяют их следующие виды: а) направление дела в суд с обвинительным заключением; б) прекращение уголовного дела; в) направление уголовного дела в суд с постановлением о применении принудительных мер медицинского характера; г) направление уголовного дела в суд с постановлением о применении принудительных мер воспитательного характера.
Объединение указанных форм одним понятием «окончание предварительного следствия» обусловлено, как верно отмечает К. А. Савельев, не только наличием целого ряда сходных норм, относящихся к порядку производства этих действий, но и их единой правовой природой, позволяющей