Государственное регулирование в области использования и охраны земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Исходя из выше сказанного является необходимым и целесообразным изучение темы «государственное регулирование в области использования и охраны земель».
Целью данной работы является комплексное изучение правовых норм отечественного законодательства касающихся государственного регулирования использования и охраны земель, а также научных изысканий отечественных ученых.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Функции государства в области использования и охраны земель..4
Органы государственного управления земельными ресурсами…………………………………………………………….11
Экономический механизм использования и охраны земель……..19
Земли особо охраняемых территорий……………………………...21
Ответственность за нарушение земельного законодательства…..24
Заключение……………………………………………………………...38
Список литературы……………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Курсовая земельное право.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И 

ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «КРАСНОЯРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

институт судебных экспертиз и  права

 

кафедра земельного и  экологического права

 

 

 

курсовая работа

по земельному праву

 

 Тема: Государственное регулирование в области использования и охраны земель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

Студент _55_группы

         _5__курса

Зыкина Елена Викторовна

Проверил:

Преподаватель

____________________________

 

____________________________

 

 

 

 

 

 

Красноярск, 2010

 

Оглавление 

Введение………………………………………………………………….3

    1. Функции государства  в  области  использования и охраны земель..4
    2. Органы государственного управления земельными ресурсами….11
    3. Экономический механизм использования и охраны земель…..19
    4. Земли особо охраняемых территорий…...21
    5. Ответственность за нарушение земельного законодательства..24

Заключение……………………………………………………………...38

Список  литературы……………………………………………………..40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Актуальность  изучения темы «государственное регулирование в  области использования  и охраны земель»  заключается в  том, что с изменением содержания общественных отношений по поводу земли происходят изменения в области государственного регулирования использования и охраны земель. В условиях земельной реформы и совершенствования управления экономикой развивается самостоятельность пользователей земли, демократизация земельных отношений, расширение прав  собственников земли и землепользователей, в том числе арендаторов. Развиваются институты права частной собственности на землю и рыночные отношения, создаются крестьянские (фермерские) хозяйства.

Государственное управление земельным фондом сочетается с широкой самостоятельностью хозяйств – пользователей земли.

Государство регулирует земельные отношения  как властная политическая организация (суверен), и как собственник  земли. Так, если компетентный орган Российской Федерации в интересах охраны природы отменит хозяйственное распоряжение местных органов власти в отношении земли, то возникает типичный конфликт типа «власть против собственности».

Конституция Российской Федерации 1993 г. (ст. 9) провозгласила, что  в России закреплены частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности на землю.

Исходя из выше сказанного является необходимым и  целесообразным изучение темы «государственное регулирование в  области использования  и охраны земель».

Целью данной работы является комплексное изучение правовых норм отечественного законодательства касающихся государственного регулирования использования и охраны земель, а также научных изысканий отечественных ученых.

 

 

1. Функции государства  в области использования  и охраны земель

Земли, находящиеся  в пределах Российской Федерации, составляют земельный фонд страны. Хотя собственность  и иные права на земельные участки  осуществляются в  разных формах, государство  несет ответственность  за их состояние, использование  и охрану. Государственным органам принадлежит ведущая роль в управлении земельным фондом: они организуют и осуществляют землеустройство, земельный кадастр и мониторинг земель, государственный контроль за использованием земель, разрешают земельные споры.

Основой государственного управления является принцип устойчивого развития, который включает предоставление широких земельных полномочий региональными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления1.

Государство, как собственник земли в принципе не отличается от других собственников. Если эти организации занимаются хозяйственными мероприятиями на отведенных им землях, то их деятельность подлежит правовому регулированию на общих основаниях с другими владельцами земли. То же самое можно сказать и в отношении муниципальных образований, поскольку они выступают в качестве собственников своих земель.

Хозяйственное управление государственной  землей в Российской Федерации осуществляют не только специализированные государственные органы и организации, но и органы общей компетенции. Так, решения о переводе участков продуктивных земель под застройку обычно принимает администрация области (или аналогичной ей территориальной единицы). В пределах населенных пунктов, где значительная часть земель принадлежит муниципальным образованиям, решения о застройке принимают муниципальные органы, наделенные общей компетенцией.

Государственные органы общей компетенции  выступают как  бы в двух лицах. Во – первых, им принадлежат  определенные прерогативы государства, как суверена. Во – вторых, они же распоряжаются некоторыми государственными землями от лица собственника. Например, такими органом является Правительство РФ. Аналогичное положение на своем  уровне занимают администрации регионов, а также муниципальные органы общей компетенции городов, поселков, администраций районов.

Вообще можно  утверждать, что важнейшие  земельно – хозяйственные  решения подготавливают (в  рабочем порядке) специализированные государственные  или муниципальные  организации, тогда как утверждают их государственные или муниципальные органы обладающие общей компетенцией.

Хозяйственные меры государства в  отношении принадлежащей  ему земли обычно направлены на приспособление земли к извлечению из нее некоторой  пользы, денежного  или натурального дохода. Деятельность государства в этих случаях имеет много общего с деятельностью частных лиц в отношении принадлежащих им земель. Условно такую деятельность государства можно называть частноправовой, так как она регулируется наравне с деятельностью всех других собственников и владельцев земли, включая частных лиц.

Но государство  распространяет свои меры не только на принадлежащую  ему землю. Оно  выдает разрешения и  предписания, накладывает  ограничения, организует и стимулирует  некоторые работы также на всех прочих землях. Но там оно действует не как собственник, а как политическая организация, заинтересованная не в получении какой – то фискальной выгоды, а в достижении публичных целей. Такую деятельность государства следует считать публично – правовой. В этой сфере государство проявляет себя главным образом с административной стороны, поэтому земельно – правовое регулирование смыкается здесь с административно – правовым. Такое «регулирование, осуществляемое на основании закона, производится во многом в приказном порядке»1. Следует заметить, что государственные предписания, касающиеся земли, относятся в равной мере и к государственным организациям, которые занимают закрепленные за ними государственные земли, и ко всем прочим владельцам и собственникам земли.

Один и тот же государственный (а ровно муниципальный) орган может выступать в разных случаях то в качестве собственника земли, то в качестве политической (или муниципальной) власти. Понятно, что если кто –то недоволен действиями государственного органа, то оспаривать их (если для этого есть основания) следует по – разному в зависимости т того, в каком качестве выступает этот орган в конкретном случае. Распоряжение государственного органа, выступающего в качестве собственника земли, может быть оспорено в обычном судебном порядке. Но оспаривать его же решение, если оно принято в качестве акта политической власти, возможно лишь в особом порядке, предусмотренном специальным законом.

Хозяйственное управление землей со стороны  любого собственника включает его право контроля за деятельностью владельца (пользователя), которому он предоставил землю1. Если контроль осуществляется государственной организацией, то в данном случае он будет проявлением не верховенства государства, в всего лишь одной из функций собственника. Распоряжения собственника, с которыми не согласен владелец земли, могут быть оспорены последним в гражданско – правовом порядке т.е. на основе равенства сторон.

Основные задачи контроля за использованием и охраной земель состоят в обеспечении  исполнения земельного законодательства, соблюдении установленных требований (норм, правил, нормативов), выполнении мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами.

Государственный контроль за соблюдением  земельного законодательства, использованием и  охраной земель осуществляют федеральные органы государственной  власти, органы государственной  власти субъектов  Российской Федерации, специально уполномоченные органы государственной власти по контролю за исполнением и охраной земель, а также органы местного самоуправления.

В СССР, когда вся земля принадлежала государству, трудно было определить, в качестве кого (в отношении земли) выступали его управомоченные органы: как хозяйствующие субъекты или же как властные структуры. Государственная земельная служба (которая входила в структуру Министерства сельского хозяйства СССР) выполняла как хозяйственные задачи, так и надзорные функции в отношении владельцев земли в сельской местности.

В нынешних условиях эта проблема сохраняется. Таким образом, этот контроль рассматривается  как публично –  правовое мероприятие. Но при этом остается открытым вопрос о  том, кто должен осуществлять хозяйственный контроль за владельцами и  пользователями государственных земель. Опыт показывает, что такой контроль не менее важен, чем административный надзор. Фактически же такой контроль во многих случаях отсутствует. Таким образом, за государственными землями, предоставленными во владение и пользование государственным и не государственным организациям, во многих случаях нет хозяйского глаза.

У этой проблемы существует терминологический  аспект, поскольку  и в законодательстве, и в других  официальных документах, и в научной  литературе нет строго разделения понятий «контроль» и «надзор». На практике оба этих понятия нередко употребляются как синонимы. Тем не менее наметилась и некоторая «специализация» в их употреблении.

Под государственными надзорными органами (не обязательно только в области земельных отношений) стали понимать чисто административные органы, выполняющие исключительно публично – правовые функции. Контрольными же иногда называют структуры, выполняющие внутриведомственные функции (в том числе контрольные органы ведомств, занимающихся хозяйственным управлением принадлежащим государству имуществом). При этом подконтрольными организациями (и частными лицами) являются те, кто пользуется принадлежащими государству имуществом и ресурсами. Контрольные структуры действуют как бы от имени собственника имущества, используя методы, которые характерны для собственника, оберегающего свое добро и желающего, чтобы оно использовалось наиболее эффективно. Некоторые государственные организации выполняют одновременно и частно - , и публично – правовые задачи1.

Похоже по своей  разноплановости  задачи выполняют  государственные  земельные органы. Некоторые хозяйственные  функции они выполняют  на принадлежащих  государству землях, например, изучают  их на предмет возможного вовлечения в сельскохозяйственное производство. В то же время они осуществляют (как упоминалось выше) государственный надзор за правильным использованием и надлежащим состоянием как государственных, так и частных земель. Равным образом они ведут государственный учет всех земель и всех их владельцев.

Такой конгломерат  функций, возможно был  оправдан в те годы, когда государство  было единственным собственником  всех земель в стране. Но ныне можно ожидать  разделения хозяйственных  и административных функций, которые  выполняют государственные  земельные  органы. Следует иметь в виду, что данное высказывание относится к специализированным органам государственного управления, что же касается органов общей компетенции, то им всегда придется совмещать хозяйственные задачи по управлению принадлежащей им собственности с властными полномочиями.

Управление когда  им занимается государство, распадается на две  сферы. С одной  стороны, это хозяйственное  управление (заведование) принадлежащими государству  имуществами (среди  которых может  быть и земля), а  с другой – осуществление властных функций, присущих государству как суверену.

Информация о работе Государственное регулирование в области использования и охраны земель