Основы водных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:47, лекция

Описание работы

Понятие и краткая история развития водного права.
Водное законодательство и водные правоотношения.
Принципы водного законодательства.
1.4 Функции и полномочия органов управления водным хозяйством.

Файлы: 1 файл

лекции по водному ЮРИСТЫ.docx

— 51.42 Кб (Скачать файл)

 

Лекция №1 (2 часа)

Тема: «Основы водных правоотношений».

 Вопросы  лекции:

    1. Понятие  и краткая история развития водного права.
    2. Водное законодательство и водные правоотношения.
    3. Принципы водного законодательства.

1.4 Функции и полномочия органов управления водным хозяйством.

 

 

2 Литература.

2.1 Основная 

2.1.1 Сиваков  Д.О. Водное право: Учебно-практическое  пособие. – «Юстицинформ», 2010г.- ЭБС «Книгофонд».

 

 

2.2 Дополнительная

2.2.1 Конституция РФ. - М.: Известия, 1993.

2.2.2Водный  кодекс Российской Федерации//СЗ  РФ. 2006. № 23. Ст.2381; РГ. 2006. 8 июня

2.2.3 Сиваков Д.О. Водное законодательство в динамике IIЗаконодательство и экономика. 2008. № 7. С. 66-70.

2.2.4 Сиваков Д.О. Учебно-практическое пособие по водномуправу. М.: Юстицинформ, 2007. - 262 с

 

 

 

  1. Краткое содержание вопросов

 

3.1Понятие  и краткая история развития водного права.

Водное  право – система правовых норм, регулирующих общественные отношения  по использованию, охране и восстановлению водных объектов.

Правовому регулированию подлежат различные  виды использования (питьевое и хозяйственно-бытовое  водоснабжение, судоходство, орошение и т. д.) как естественных (реки, озера  моря), так и искусственных водных объектов (каналы, водохранилища, пруды). Нормы водного права содержатся в международных договорах, законах, подзаконных актах, в судебных прецедентах, в обычаях (таковы источники водного права).

Водное  право имеет свой метод регулирования, состоящий из специфических способов, средств и приемов воздействия  на общественные отношения. Водное право  регулирует общественные отношения как путем властных предписаний, так и путем предоставления субъектам этих отношений самостоятельности и равноправия. Первый способ применяется при административном акте предоставления водоема в пользование (либо изъятия такового из пользования), второй – при заключении договоров водопользования. Поэтому водное право имеет черты как публичного, так и частного права.

Правовое  регулирование водных отношений  имеет долгую историю. В разные исторические периоды развития водного права  преимущественно применялся и даже господствовал то один, то другой способ регулирования.

В государствах с искусственным орошением обычное  и даже писанное водное право уже  в древности получало достаточно разработанные формы (Двуречие, Египет). Согласно Кодексу Юстиниана положения римского права также предусматривали порядок использования рек, их классификацию, права береговых владельцев и водные сервитуты. В Древнем Риме права земельных собственников распространялись на подземные воды и несудоходные водотоки, но судоходные реки были изъяты из гражданского оборота. При этом сами водные ресурсы даже в частных водотоках могли использоваться третьими лицами.

В римском  праве в качестве земельных и  водных сервитутов предусматривались  право забора воды из соседнего участка, право прогонять скот к водопою, добывать песок и глину на чужом  участке, который вполне мог быть прибрежным.

Именно  в ХIХ в. по мере формирования общеевропейского рынка утверждается свобода судоходства по речным и озерным системам, охватывающим несколько государств. Поэтому прежние средневековые препоны при регулировании водных отношений были отменены.

Законодательство  о землях, связанных с водными  объектами, вначале отличалось категоричностью  формулировок (Гражданский кодекс Наполеона 1804 г.). Частная собственность на землю распространялась и на почвы, лес, недра, воды, воздушный столб. Это  очень быстро стало противоречить  интересам государства и набирающей силу промышленности и повлекло некоторое  ограничение в природопользовании собственника. Германское Гражданское  Уложение 1896 г. и особенно Швейцарский  гражданский кодекс 1907 г. также ограничивали права собственника «рамками его  интересов». Швейцарский собственник, в частности, был вынужден разрешать  проводку водопровода на своей земле. При всем преклонении перед священным  принципом частной собственности  государство закрепляло за собой  обширные земельные площади. В общественных интересах земли побережья, путей  сообщения, навигационных сооружений (маяков, причалов), «публичных» гаваней  и каналов закреплялись за государством. В частности, такая ситуация сложилась  в Канаде согласно Акту о Британской Северной Америке 1867 г.

В ХIХ в. водные отношения регулировались в основном в рамках гражданского законодательства, предусматривающего широкие права прибрежных землевладельцев на воды. Однако из-за особенностей регулируемых отношений и необходимости применить административные методы в ряде европейских государств уже в XIX в. были приняты специальные водные законы. В Великобритании в 1876 г. был принят Закон о предотвращении загрязнения рек, впервые запрещающий все формы загрязнения. Однако эффективным этот запрет не являлся, а реки Королевства оставались в Викторианскую эпоху зловонными. С середины XIX в. во Франции и Испании также стали приниматься специальные законы в области использования и охраны вод.

В течение  ХХ в. в государствах Европы и Северной Америки принимаются и действуют  комплексные и специальные законы по отдельным видам водных ресурсов и объектов, основным видам водопользования (водоснабжение, транспорт), по борьбе с различными видами загрязнений  водных объектов, по охране береговых  зон. Интенсивно и успешно развиваются бассейновые механизмы управления водным хозяйством, относительно водных платежей действует общеевропейский принцип «Вода платит за воду». Важная задача правового регулирования – сокращение гидротехнического строительства и ограничение хозяйственного использования рек и озер в целях предотвращения наводнений, а также поддержания или возвращения естественного состояния водоемов и водотоков..

В 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации, которая окончательно создала  условия для реформирования отношений  в области использования и  охраны природных ресурсов. Затем  в реализацию основного закона был  принят Водный кодекс Российской Федерации 1995 г. (далее – ВК РФ), который не раз изменялся и дополнялся. В  сущности, в период действия было несколько  редакций ВК РФ. На основе ВК РФ 1995 г. стали  приниматься другие федеральные  законы: «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г., «О безопасности гидротехнических сооружений» 1997 г. и  др.

В начале ХХI в. с утверждением и дальнейшим развитием в России рыночных отношений было разработано новое водное законодательство. С 1 января 2007 г. вступил в действие новый Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (далее – новый ВК РФ, ВК РФ 2006 г.). Принятие ВК РФ 2006 г. означает новый этап развития водного права, в ходе которого должны решаться задачи дебюрократизации, обеспечения «прозрачности» и взаимной ответственности участников водных отношений.

В целом  для этого этапа развития будет  характерно существенное сокращение административных по своей природе способов регулирования. Законодатель будет предоставлять  участникам отношений большую самостоятельность, что будет выражаться в развитии договорных отношений. Таким образом, произойдут существенные изменения  в методе регулирования водного  права.

 

    1. Водное законодательство и водные правоотношения.

 

Конституция России - фундаментальный источник российского водного права. Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы (в том числе  и воды) используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей  территории. Земля и другие природные  ресурсы находятся в частной, государственной, муниципальной и  иных формах собственности.

Однако, согласно ст. 36 Конституции РФ, собственники природных ресурсов (в том числе  и водных) владеют, пользуются и распоряжаются  ими свободно, если это не наносит  ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

При этом в Основном Законе сказано: "природные  ресурсы", а последние воплощаются  в природных объектах (в том  числе и в водных объектах).

Согласно  ст. 72 Конституции РФ охрана окружающей среды и обеспечение экологической  безопасности, а также вопросы  владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими  природными ресурсами находятся  в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Кроме того, в совместном ведении находятся земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, а также природоохранное законодательство.

Согласно  положениям ст. 15 Конституции России 1993 г. и ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных  договорах Российской Федерации", общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры России являются составной  частью правовой системы. Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора. Таким образом, российское водное законодательство, будучи тесно связано с международным  правом, испытывает на себе его влияние.

Это, прежде всего, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Данная Конвенция была ратифицирована Федеральным законом "О ратификации  Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву и Соглашения об осуществлении части XI Конвенции  Организации Объединенных Наций  по морскому праву" от 26 февраля 1997 г. N 30-ФЗ.

 

    1. Принципы водного законодательства.

В ВК РФ 2006 г., в отличие от предшествующего  Кодекса 1995 г., предусматривается ряд  принципов водного законодательства (ст. 3 ВК РФ 2006 г.). Таким образом, через  десять лет после принятия ВК РФ 1995 г. была осознана необходимость прямо  в тексте главного "водного" закона изложить основные начала водного права, которые в случае пробелов и противоречий будут служить своеобразным ориентиром, нужным для судебных органов и  других правоприменителей.

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и  другие природные ресурсы (а значит, и воды) используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей  территории. Данное конституционное  положение имеет прямое отношение  к принципам ВК РФ. Оно прямо связано с первым, обозначенным в Кодексе, принципом значимости водных объектов как основы жизни и деятельности человека.

Итак, водные объекты и, следовательно, водный фонд - основа жизни и деятельности человека, необходимая для существования  общества. Основой жизни и деятельности человека являются, прежде всего, пресные  воды, но не стоит исключать и  морские воды, богатые биологическими и другими природными ресурсами. Исходя из названного принципа, водные отношения не могут носить полностью  коммерческий характер. Именно поэтому  водные отношения регулируются гражданским  законодательством лишь в той  мере, в которой они не отрегулированы специальным водным законодательством.

Из первого  принципа вытекает и второй: приоритет  охраны водных объектов перед их использованием. Следовательно, использование водных объектов вне зависимости от их видов  и разновидностей должно быть подчинено  экологическим интересам.

Чтобы экологически ориентировать и организовать водопользование, законодатель предусматривает требования к использованию водных объектов, изложенные в отдельной главе  ВК РФ 2006 г. Данные требования можно  разделить на основные, распространяющиеся на все виды водопользования, и специальные  по отдельным видам водопользования (питьевое и хозяйственно-бытовое  водоснабжение, сброс сточных и  дренажных вод, транспорт, лесосплав, рекреация, пожарная безопасность).

Приоритет охраны водных объектов перед их использованием имеет своей специфической формой выражения приоритет сохранения особо охраняемых водных объектов. К числу таких объектов принадлежат  водные объекты разных видов и  разновидностей. Это и участки  морских вод, водотоки и водоемы, особо ценные водно-болотные угодья. Кроме того, особо охраняемыми  водными объектами можно считать  и места нереста ценных видов  рыб, зоны охраны истоков или устьев рек. Особо охраняемые водные объекты  могут иметь международное, федеральное, региональное и местное значение.

Целевое использование водного объекта  во многом созвучно основным началам  земельного законодательства. Однако, в отличие от земельного фонда, водный фонд не делится на категории по правовым режимам, отвечающим целевому назначению. Один и тот же водный объект (например, река) или даже его  часть может быть использован  в разных целях: судоходство, лесосплав, рекреация, рыбное хозяйство и т.д. Таким образом, целевое использование  водного объекта не исключает  его комплексного характера и  в этом смысле не противоречит принципу комплексности использования водных объектов.

Вместе  с тем целевой характер водопользования  не является условным и имеет большое  юридическое значение. Согласно ВК РФ 2006 г. цель, вид и способ пользования  водным объектом должен быть отражен  в договорах водопользования  и в решениях о предоставлении в пользование водного объекта.

 

    1. Функции и полномочия органов управления водным хозяйством.

Государственное управление в области использования  и охраны вод осуществляют МПР  России, Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Как известно, МПР России осуществляет нормативно-правовое регулирование водных отношений. За Росводресурсами закреплено осуществление функций по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом. В частности, именно этому Росводресурсам доверено владение, пользование и распоряжение федеральными водными объектами, заключение договоров водопользования, государственный учет вод и гидротехнических сооружений. В свою очередь, Росприроднадзору доверено осуществление контроля и надзора за состоянием, использованием и охраной водного фонда, за безопасностью ГТС. В конечном итоге, государственное управление в области водных отношений предполагает управление собственностью на водные и водохозяйственные объекты.

Информация о работе Основы водных правоотношений