Административная ответственность за нарушения требований промышленной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 21:32, контрольная работа

Описание работы

Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина. Ответственность несут и субъекты, и объекты управления. Она связана с задачами, функциями, правами и обязанностями каждого из них. Применительно к органам управления и должностным лицам она тесно связана с компетенцией.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 28
Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина. Ответственность несут и субъекты, и объекты управления. Она связана с задачами, функциями, правами и обязанностями каждого из них. Применительно к органам управления и должностным лицам она тесно связана с компетенцией. Когда принимается решение, должно быть совершенно ясно, кто несет за него ответственность. И точно так же должно быть ясно, кто несет ответственность, если назревшее решение не принимается или затягивается. Эти положения приобрели еще большую актуальность в современных условиях, на крутом переломе в жизни страны, когда поставлена цель достичь качественно нового состояния общества. 28
Идеи административной ответственности, ее неотвратимости, законности, справедливости и гуманности находят все большее применение в законодательстве, хотя вместе с тем стало больше объективных препятствий для их реализации. 28
Все административное законодательство выдвигает на первый план законные интересы человека и гражданина, обеспечение и защиту его прав и свобод, закрепленных Конституцией. По существу, гражданин с его разнообразными интересами и запросами во все возрастающей степени получает административно-правовую поддержку со стороны исполнительных органов общей и правоохранительной компетенции. Образно говоря, он повседневно «общается» именно с нормами административного права, находя в них необходимый ответ на волнующие его вопросы, а также защиту от посягательств на свой правовой статус. 29
Административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. 29
Административное взыскание - мера ответственности правонарушителя за совершенное им административное правонарушение. 29
Административная ответственность применяется более широко, чем уголовная или дисциплинарная. Так как административные правонарушения совершаются чаще, чем преступления и дисциплинарные проступки. В связи с этим необходимо постоянно совершенствовать и обновлять законодательство об административной ответственности. Промышленная безопасность - одно из ключевых понятий, когда дело касается опасных производств. Действующий сейчас в нашей стране закон, касающийся данной сферы, обязывает каждый производственный объект, попадающий в категорию опасных, пройти соответствующую экспертизу и получить разрешение на работу. Однако промышленная безопасность - это сложное комплексное понятие, которое включает в себя практически все аспекты, касающиеся деятельности предприятия. Поэтому многие компании обращаются к помощи консультирующих организаций, которые помогают осуществить подготовку к проверке. 30
На начальном этапе промышленная безопасность оценивается по проектной документации, относящейся к зданиям, сооружениям и техническим устройствам предприятия. Кроме того, в пакете документов, представленном на рассмотрение экспертной комиссии обязательно должна присутствовать декларация промышленной безопасности. В нее предприятие, эксплуатирующее опасный производственный объект, обязано внести достоверную информацию относительно возможных рисков, мероприятий по предотвращению аварий и ликвидации их последствий. 30
1. Понятие административной ответственности 31
Административная ответственность это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще. 31
В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему: 31
1) Административная ответственность - это правовая ответственность. 31
Она устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права, в отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная законодательством о труде; а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях нормами административного права. 31
2) Основанием административной ответственности является административное правонарушение и наличие соответствующей нормы, предусматривающей эту административную ответственность. 31
Административная ответственность наступает только в том случае, если конкретное правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с законодательством уголовную ответственность. Основанием уголовной ответственности является преступление; дисциплинарной - дисциплинарный проступок; материальной - причинение материально

Файлы: 1 файл

Админист.ответственность.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Административная  ответственность имеет ряд особенностей:

1. Она  не менее сурова, чем уголовная,  и не влечет за собой судимости  лица, к которому применяется.  Хотя здесь необходимо оговориться,  что правовые последствия наложения  административного взыскания все-таки  имеются и определены законодателем во временном интервале в один год.

2. Административная  ответственность находит свое  выражение в наложении на виновного  особого взыскания - не уголовного, не дисциплинарного или какого-либо  иного, а именно административного.

3. Административная   ответственность   применяется   органом (должностным лицом), которому правонарушитель не подчинен по службе.

4. Меры  административной ответственности  налагаются специальными на то  органами и должностными лицами.

5. Процедура  рассмотрения дел об административных правонарушениях является более простой и оперативной, чем в уголовном и гражданском процессах.

Под законодательными основами административной ответственности понимается система  нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

К административной ответственности могут быть привлечены как граждане, так и иностранные  граждане и лица без гражданства.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании  законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.

Время вступления в силу нормативного акта об административной ответственности  может быть указано в самом  акте. Действие нормативного акта распространяется на отношения, возникающие после его введения.

Если  по закону административная ответственность  после совершения проступка смягчилась, то дело должно решаться на основе новых  норм, а не тех, которые действовали  в момент его совершения.

С учетом возможности несовпадения места  совершения административного правонарушения, и места рассмотрения дела о нем законодатель специально установил, что производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего  по месту рассмотрения дела об  административном правонарушении.

Основным  актом, устанавливающим административную ответственность, является Кодекс об административных правонарушениях. Он принят 6 декабря 1984 года и введен в действие с 1 июня 1985 года. КоАП состоит из Общей и  Особенной частей. В Общей части конституируется сам институт административной ответственности, в особенной части дается классификация административных правонарушений с указанием конкретных видов административных взысканий за их совершение.

          1.3 Установление административной ответственности

Установить  административную ответственность, означает возвести в норму права правило, за нарушение которого определяется административная ответственность  в виде предупреждения, штрафа и  т.д. Разумеется, правило это должно содержать все необходимые элементы ответственности: объект посягательства,  субъект ответственности,  основания,  условия,  меры ответственности, порядок привлечения к ответственности.

Установление   административной   ответственности   относится   к компетенции высшего законодательного органа, но здесь имеется одна существенная особенность, не известная другим видам юридической ответственности. Состоит эта особенность в том, что участие в установлении административной ответственности по некоторым видам правонарушений принимают   местные   представительные   и   исполнительные   органы государственной власти и управления. Число таких видов правонарушений строго ограничено и четко обозначено в Кодексе об административных правонарушениях. Согласно ст. 5 КоАП определено два варианта участия местных органов   государственной   власти   и   управления   в   установлении административной ответственности.

Первый  вариант - это их право принимать  решения, предусматривающие административную ответственность за их нарушение, по вопросам охраны общественного порядка, если они не урегулированы Кодексом, а также по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями.

Второй  вариант - более сложный. В Кодексе  об административных правонарушениях  есть некоторые статьи, предусматривающие ответственность за нарушение правил:

1) по  карантину животных, ветеринарно-санитарных  норм и правил по охране  территории от заноса заразных  болезней животных (статья 102);

2) благоустройства  и содержания населенных пунктов  (статья 143);

3) торговли  на рынках (статья 147).

Установление  этих правил относится к компетенции  местных представительных и исполнительных органов, следовательно данные нормы  Кодекса действуют только в том  случае, если соответствующие правила  надлежащим образом приняты и  им придана юридическая сила.

Участие местных представительных и исполнительных органов в установлении   административной   ответственности   предусматривается  законодательством начиная с 70-х  годов прошлого столетия и дошло  до наших дней. Вызвано это необходимостью учета местных условий охраны порядка и безопасности.

        1.4 Применение административной ответственности

Что же касается применения административной ответственности, то она заключается  в фиксировании установленным законом  порядке конкретного правонарушения,  конкретного  правонарушителя  и  назначении  ему определенного законом взыскания, при соблюдении соответствующих процессуальных норм.

Право привлечения виновных к административной ответственности предоставлено  специальным органам, перечень которых  содержится в третьем разделе Кодекса об административных правонарушениях. К ним относятся:

1) административные  комиссии при исполнительных  комитетах районных, городских, поселковых, сельских Советов депутатов и  местных администрациях;

2) исполнительные  комитеты поселковых, сельских Советов депутатов;

3) районные (городские), районные в городах  комиссии по делам несовершеннолетних;

4) районные (городские) суды (судьи);

5) органы  внутренних дел, органы государственных  инспекций и другие органы (должностные  лица), указанные в третьем разделе КоАП.

Административные  комиссии при исполнительных комитетах  районных, городских,   поселковых,   сельских  Советов  депутатов  и  местных администрациях решают все дела об административных правонарушениях, за исключением отнесенных в соответствии с законодательными актами к компетенции иных органов (должностных лиц). Исполнительные комитеты поселковых, сельских Советов депутатов рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенные к их ведению законодательными актами. Например, нарушение права государственной собственности на животный мир (ст. 50 КоАП), нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно самовольное переселение, акклиматизация и скрещивание животных (ст. 86 КоАП); нарушение законодательства об охране историко-культурного наследия (ст. 89 КоАП).

Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних   рассматривают   дела   об   административных правонарушениях  несовершеннолетних, если иное не предусмотрено законодательными актами. Такие правонарушения как, нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дорожного движения (ст. 120 КоАП); мелкое хулиганство (ст. 156 КоАП) и т.д., рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних лишь в тех случаях, когда орган (должностное лицо), к которому поступило дело об указанных правонарушениях, передает его на рассмотрение этих комиссий.

Комиссии  по делам несовершеннолетних рассматривают  также дела в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, об административных      правонарушениях.      Например,      доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения. Покупка спиртных напитков для лиц, не достигших 21 года (ст. 160 КоАП); злостное невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей (ст. 162 КоАП).

Районные (городские) суды рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенные к их ведению законодательными актами. Например, незаконное приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах (ст. 44 КоАП); уклонение от возмещения   имущественного   ущерба,   причиненного   преступлением предприятиям, учреждениям, организациям (ст. 511 КоАП);торговля в не установленных местах (ст. 148 КоАП).

Органы  внутренних дел, органы государственных  инспекций и другие уполномоченные органы рассматривают дела об  административных правонарушениях, отнесенных к их ведению  законодательными актами. Например, выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (ст. 21 КоАП); превышение водителями транспортных средств скорости движения (ст. 113КоАП).

 

         1.5 Основания административной ответственности

Современная правовая наука признает два основания  юридической ответственности вообще и административной ответственности  в частности: закон, как правовое основание, а второе основание составляет правонарушение - административный проступок  как основание фактическое, которое приводит в движение всю структуру административной ответственности. Следует подчеркнуть, что юридическое основание административной ответственности составляют именно закон и декреты Президента, и никакая другая правовая норма (указ, правительственное постановление и т.д.). участие местных представительных   и   исполнительных   органов   в   установлении административной ответственности, описанное выше, не колеблет этого положения.

Юридические   основания   административной   ответственности   в упорядоченном систематизированном виде впервые были установлены, начиная только с 80-х годов, т.е. с принятия на союзном уровне «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях» в 1980 году.

Понятие административного правонарушения дано в Кодексе об административных правонарушениях (ст.9 КоАП). Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Анализ  этого определения позволяет  выявить общие признаки присущие всем административным правонарушениям, т.е. такие признаки, которые отличают административное правонарушение от правомерного поведения, от иных правонарушений.

К числу  таких признаков относятся:

1) общественная  опасность;

2) противоправность;

3) виновность;

4) наказуемость.

Исходным  в характеристике указанных признаков  является понятие «деяние». Это акт  волевого поведения. Понятие «деяния» широко применяется в нашем законодательстве. Оно заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие.

Действие  есть  активное  невыполнение  обязанности  законного требования, а также нарушения запрета. Бездействие  есть пассивное невыполнение обязанности. Многие административные правонарушения могут совершаться только посредством действия, например, мелкое хулиганство (ст. 158 КоАП); нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дорожного движения (ст. 120 КоАП) и т.д., но немало административных проступков имеет и форму бездействия, например, не подготовленность к работе резервного топливного хозяйства (ст. 96 КоАП).

Административное  правонарушение выражается в нарушении  норм, охраняющих определенные общественные отношения, составляющие то, что принято  называть объектом посягательства. В определении административного правонарушения таких объектов названо пять: права и свободы граждан, государственный порядок, общественный порядок, порядок управления, собственность.

Возьмем примеры о посягательстве на названные  объекты из Кодекса.

Примером  нарушения прав и свобод граждан  могут служить ст. 41 КоАП (Нарушение законодательства о труде); ст. 1675 КоАП (Нарушение законодательства о народном голосовании (референдума)) и др.

Пример  нарушения правил государственного порядка – ст. 49 КоАП (Нарушение права государственной собственности на воды); ст. 53 КоАП (порча земель); ст. 62 КоАП (Незаконное использование земель государственного лесного фонда) и др.

Посягательства  на общественный порядок имеют форму  нарушения правил, предусмотренных  в ст. 161 КоАП (Изготовление, хранение или приобретение крепких спиртных напитков домашней выработки);ст. 160 КоАП (Доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения.

Нарушение установленного порядка правил управления предусмотрены в ст.1661 КоАП (Проявление неуважения к суду); 167 КоАП (самоуправство); 170 КоАП (Нарушение правил пожарной безопасности) и в других статьях.

Примером  посягательств на государственную  или общественную собственность можно назвать ст.47 КоАП (Нарушение прав государственной собственности на землю); 51 КоАП (Мелкие хищения государственного или общественного имущества) и др.

Административное  правонарушение есть деяние, как определил  закон противоправное, т.е. нарушающее норму права. Наше законодательство (не только административное, а и уголовное, гражданское и т.д.) закрепляют два вида нарушения норм права с точки зрения степени опасности этих нарушений: противоправность и общественная опасность. Таким образом, необходимым признаком правонарушения является противоправность.

Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Деяние, которое не нарушает каких-либо норм права, может быть аморальным, нарушением норм общественных организаций, но не правонарушением. Если любое правонарушение является противоправным деянием, то не любое противоправное действие является правонарушением. Существенным признаком административного правонарушения является общественная опасность. Существуют различные точки зрения, касающиеся вопроса об общественной опасности административного правонарушения. Одни авторы считают, что хотя термин «общественная опасность» прямо не включен в определение административного правонарушения, но в определении говорится о том, что правонарушением является деяние, которое посягает на государственный или общественный порядок. Сам термин посягательства свидетельствует о наличии угрозы общественного отношения. Ст. 1 Уголовного Кодекса говорит о том, что данный Уголовный Кодекс определяет, какие общественно-опасные деяния являются преступлениями, т.е. он оценивает как преступление не все общественно-опасные деяния, а только часть их. Признавая общественную опасность признаком административного правонарушения нужно заметить, что деяние лишенное этого признака не может квалифицироваться как административное правонарушение.

Информация о работе Административная ответственность за нарушения требований промышленной безопасности