Административные наказания, их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2012 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена.
Основные задачи:
1. Выявление основных признаков административного правонарушения;
2. Рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, а также.
3. Определение понятия административной ответственности, а также видов административных наказаний.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 4
1. Понятие и признаки административного
правонарушения. Признаки (элементы) состава
административного правонарушения………………………………... 6
1.1 Понятие и признаки административного
правонарушения (проступка)……………………………………........ 6
1.2 Юридический состав административного правонарушения……....... 8
1.3 Отграничение административного правонарушения
от преступления………………………………………………………… 11
1.4 Система административных
правонарушений……………………………………………………….. 13
2. Понятие и основные черты административной………………………. ответственности……. 18
2.1 Понятие и признаки административной ответственности……............ 18
2.2 Основания освобождения и ограничения
адми¬нистративной ответственности………………………………….. 19
3. Административные наказания, их виды.
Общие правила наложения административных наказаний………….. 23
3.1 Понятие и виды административных наказаний……………………… 23
3.2 Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность………………………………………………………… 33
3.3 Обстоятельствами, отягчающими административную
от-ветственность………………………………………………………… 34
Заключение…………………………………………………………………. 38
Библиографический список……………………………………………….. 44
Список сокращений………………………………………………………… 43

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Административное правонарушение..doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Самым распространенным административным наказанием является административный штраф.

Нормы административного права предусматривают штраф в двух формах: с указанием пределов штрафа (относительно-определенная санкция) и с точным указанием его размера (абсо­лютно-определенная санкция). В подавляющем большинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно-определенные штрафные санкции, что позволяет при наложении штрафа учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Штраф предусмотрен законодательством в качестве взыска­ния почти за все виды административных правонарушений. При­чем он может устанавливаться не только КоАП РФ, но и законо­дательными актами субъектов РФ.

Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

1.   минимальному размеру оплаты труда;

2.     стоимости предмета, явившегося непосредственным объ­ектом административного правонарушения, на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

3.   сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного право­нарушения.

Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Административный штраф за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континен­тальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, антимонопольного, таможенного законодательства РФ, а также законодательства РФ об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этило­вого спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть установлен с превышением указанных размеров, но не мо­жет превышать: для должностных лиц - 200 минимальных раз­меров оплаты труда, для юридических лиц - 5 тыс. минималь­ных размеров оплаты труда.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета, явившегося непосредственным объектом административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неупла­ченных налогов, сборов.

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием соверше­ния или непосредственным объектом административного правонарушения, т.е. его принудительное изъятие и последующая ре­ализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета, является мерой административной ответственности имущественного ха­рактера и может применяться лишь в отношении собственника названных предметов.

Изъятие предметов, не принадлежащих правонарушителю, не является административным наказанием. Так, предметы незакон­ной охоты (например, панты оленя, мясо лося) или незаконной рыбной ловли (например, осетр, лосось, икра осетровых рыб) принадлежат государству и подлежат изъятию у правонарушителя. И эта акция выступает в качестве либо меры административного пресечения, либо административно-процессуального обеспече­ния, о чем составляется административный протокол; изъятые предметы в зависимости от их доброкачественности соответст­вующими должностными лицами сдаются в торговую сеть, пред­приятия общественного питания либо уничтожаются1.

Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство явля­ется основным законным источником средств к существованию.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или не­посредственным объектом административного правонарушения, т.е. принудительное безвозмездное обращение в федеральную собст­венность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей, назначается судьей. Конфискация охотничьего оружия, бо­евых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, пред­мета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения: подлежащего возвращению его законному собственнику; изъятого из оборота либо находившегося в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащего обра­щению в собственность государства или уничтожению.

Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных КоАП РФ. Лишение специального права назначается судьей.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Под «специальным правом» понимается со­вокупность особых возможностей, предоставляемых государством гражданам. Особенность таких возможностей тесно соприкасается с эксплуатацией гражданами объектов материального мира, опреде­ленный контроль относительно режима их использования со стороны государства осуществляется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Сам режим использования вышеуказанных объектов независимо от их потенциальной способности причинять вред общественно значимым ценностям носит частноправовой характер и представляет собой не что иное, как реализацию права собственности.

Лишение специального права физического лица как вид ад­министративной санкции состоит в невозможности реализации ранее предоставленного ему специального права в течение опре­деленного срока. Содержательно лишение специального права выражается в государственно-властном исключении юридиче­ской возможности целевого использования лицом имуществен­ных объектов, эксплуатация которых способна причинить суще­ственный вред общественно значимым интересам и в силу этого допустима только в разрешительном порядке1[ссылка].

В наиболее общем виде лишение специального права влечет ограничение (запрет) права заниматься определенным видом дея­тельности, причем суровость такого административного наказа­ния будет иметь существенный результат ввиду связи с консти­туционными правами, особенно в сфере профессиональной дея­тельности. В то же время это накладывает на государство особую степень осмотрительности: при назначении подобной меры сле­дует руководствоваться конституционным требованием сораз­мерности всякого вмешательства со стороны государства в лице его органов в права и свободы человека и гражданина (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Иными словами, любые отступления от кон­ституционных основ правового статуса личности должны отве­чать требованиям справедливости, быть адекватными, соразмер­ными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе частных и публичных прав и интересов граждан, не затрагивать существо соответствующих конституци­онных прав, т.е. не ограничивать пределы и применение основно­го содержания закрепляющих эти права конституционных поло­жений, и могут быть оправданы лишь необходимостью обеспече­ния указанных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целей защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и за­конных интересов других лиц и общественной безопасности.

Административный арест заключается в содержании нару­шителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения до тридцати суток. Административ­ный арест назначается судьей лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений.

Срок административного задержания включается в срок ад­министративного ареста.

Лица, подвергнутые административному аресту, содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке. Арестованные пользуются правами и свободами, установленны­ми для граждан РФ, однако к ним могут быть применены преду­смотренные действующим законодательством ограничения.

Административное выдворение за пределы Российской Феде­рации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных гра­ждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Россий­ской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации. Как и всякое административное наказание, административное выдворение носит личный характер, т.е. применяется лишь к лицу, совершившему административное правонарушение. Причем следует заме­тить, что применение административного выдворения рассчитано только на специального субъекта административной ответственно­сти — иностранного гражданина или лица без гражданства (апатри­да), с учетом чего КоАП РФ дифференцирует составы администра­тивных правонарушений, выделяя их по такому квалифицирующе­му признаку, как субъект административного правонарушения1[ссылка].

Административное выдворение за пределы Российской Феде­рации как мера административного взыскания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и на­значается судьей, а в случае совершения иностранным граждани­ном или лицом без гражданства административного правонару­шения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующи­ми должностными лицами.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном орга­не управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осу­ществлять управление юридическим лицом в иных случаях, пре­дусмотренных законодательством РФ. Административное взы­скание в виде дисквалификации назначается судьей.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до пяти лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществ­ляющим организационно-распорядительные или административ­но-хозяйственные функции в органе юридического лица, к чле­нам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим пред­принимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринима­тельскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуата­ции агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Данная мера наказания применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засоре­ния) подкарантинных объектов карантинными объектами, насту­пления радиационной аварии или техногенной катастрофы, при­чинения существенного вреда состоянию или качеству окру­жающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, пси­хотропных веществ, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным пу­тем, и финансированию терроризма.

Административное приостановление деятельности назнача­ется судьей только в случаях, если менее строгий вид админист­ративного наказания не сможет обеспечить достижение цели ад­министративного наказания.

Административное приостановление деятельности устанав­ливается на срок до 90 суток.

Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридиче­ского лица, или юридического лица досрочно прекращает испол­нение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что уст­ранены обстоятельства, послужившие основанием для назначе­ния данного административного наказания. [ccылка учебник мой.]

В соответствии с ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ при назначении судьей административного наказания в виде административного приоста­новления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необхо­димых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности лиц, осуществляю­щих предпринимательскую деятельность без образования юридиче­ского лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуще­ствления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

При наложении административного наказания на физическое лицо учитываются характер совершенного им административно­го правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие админи­стративную ответственность.

При наложении административного наказания на юридиче­ское лицо учитываются характер совершенного им администра­тивного правонарушения, имущественное и финансовое положе­ние юридического лица, обстоятельства, смягчающие или отягча­ющие административную ответственность.

Наложение административного наказания не освобождает ли­цо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было на­ложено указанное взыскание.

При наличии обстоятельств, смягчающих ответственность за административное правонарушение, с учетом данных о виновном лице, а также его имущественного или финансового положения допускается наложение административного наказания ниже низ­шего предела, предусмотренного соответствующей статьей Осо­бенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об администра­тивных правонарушениях. При этом судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонару­шении, вправе не применять дополнительный вид администра­тивного наказания, предусмотренный в качестве обязательного.

Информация о работе Административные наказания, их виды