Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2012 в 12:39, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена.
Основные задачи:
1. Выявление основных признаков административного правонарушения;
2. Рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, а также.
3. Определение понятия административной ответственности, а также видов административных наказаний.
Введение…………………………………………………………………… 4
1. Понятие и признаки административного
правонарушения. Признаки (элементы) состава
административного правонарушения………………………………... 6
1.1 Понятие и признаки административного
правонарушения (проступка)……………………………………........ 6
1.2 Юридический состав административного правонарушения……....... 8
1.3 Отграничение административного правонарушения
от преступления………………………………………………………… 11
1.4 Система административных
правонарушений……………………………………………………….. 13
2. Понятие и основные черты административной………………………. ответственности……. 18
2.1 Понятие и признаки административной ответственности……............ 18
2.2 Основания освобождения и ограничения
адми¬нистративной ответственности………………………………….. 19
3. Административные наказания, их виды.
Общие правила наложения административных наказаний………….. 23
3.1 Понятие и виды административных наказаний……………………… 23
3.2 Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность………………………………………………………… 33
3.3 Обстоятельствами, отягчающими административную
от-ветственность………………………………………………………… 34
Заключение…………………………………………………………………. 38
Библиографический список……………………………………………….. 44
Список сокращений………………………………………………………… 43
Самым распространенным административным наказанием является административный штраф.
Нормы административного права предусматривают штраф в двух формах: с указанием пределов штрафа (относительно-определенная санкция) и с точным указанием его размера (абсолютно-определенная санкция). В подавляющем большинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно-определенные штрафные санкции, что позволяет при наложении штрафа учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Штраф предусмотрен законодательством в качестве взыскания почти за все виды административных правонарушений. Причем он может устанавливаться не только КоАП РФ, но и законодательными актами субъектов РФ.
Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:
1. минимальному размеру оплаты труда;
2. стоимости предмета, явившегося непосредственным объектом административного правонарушения, на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
3. сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения.
Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
Административный штраф за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, антимонопольного, таможенного законодательства РФ, а также законодательства РФ об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть установлен с превышением указанных размеров, но не может превышать: для должностных лиц - 200 минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц - 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета, явившегося непосредственным объектом административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.
Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, т.е. его принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета, является мерой административной ответственности имущественного характера и может применяться лишь в отношении собственника названных предметов.
Изъятие предметов, не принадлежащих правонарушителю, не является административным наказанием. Так, предметы незаконной охоты (например, панты оленя, мясо лося) или незаконной рыбной ловли (например, осетр, лосось, икра осетровых рыб) принадлежат государству и подлежат изъятию у правонарушителя. И эта акция выступает в качестве либо меры административного пресечения, либо административно-
Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.
Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, т.е. принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей, назначается судьей. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.
Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения: подлежащего возвращению его законному собственнику; изъятого из оборота либо находившегося в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащего обращению в собственность государства или уничтожению.
Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных КоАП РФ. Лишение специального права назначается судьей.
Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Под «специальным правом» понимается совокупность особых возможностей, предоставляемых государством гражданам. Особенность таких возможностей тесно соприкасается с эксплуатацией гражданами объектов материального мира, определенный контроль относительно режима их использования со стороны государства осуществляется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Сам режим использования вышеуказанных объектов независимо от их потенциальной способности причинять вред общественно значимым ценностям носит частноправовой характер и представляет собой не что иное, как реализацию права собственности.
Лишение специального права физического лица как вид административной санкции состоит в невозможности реализации ранее предоставленного ему специального права в течение определенного срока. Содержательно лишение специального права выражается в государственно-властном исключении юридической возможности целевого использования лицом имущественных объектов, эксплуатация которых способна причинить существенный вред общественно значимым интересам и в силу этого допустима только в разрешительном порядке1[ссылка].
В наиболее общем виде лишение специального права влечет ограничение (запрет) права заниматься определенным видом деятельности, причем суровость такого административного наказания будет иметь существенный результат ввиду связи с конституционными правами, особенно в сфере профессиональной деятельности. В то же время это накладывает на государство особую степень осмотрительности: при назначении подобной меры следует руководствоваться конституционным требованием соразмерности всякого вмешательства со стороны государства в лице его органов в права и свободы человека и гражданина (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Иными словами, любые отступления от конституционных основ правового статуса личности должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе частных и публичных прав и интересов граждан, не затрагивать существо соответствующих конституционных прав, т.е. не ограничивать пределы и применение основного содержания закрепляющих эти права конституционных положений, и могут быть оправданы лишь необходимостью обеспечения указанных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целей защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и общественной безопасности.
Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения до тридцати суток. Административный арест назначается судьей лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений.
Срок административного задержания включается в срок административного ареста.
Лица, подвергнутые административному аресту, содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке. Арестованные пользуются правами и свободами, установленными для граждан РФ, однако к ним могут быть применены предусмотренные действующим законодательством ограничения.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации. Как и всякое административное наказание, административное выдворение носит личный характер, т.е. применяется лишь к лицу, совершившему административное правонарушение. Причем следует заметить, что применение административного выдворения рассчитано только на специального субъекта административной ответственности — иностранного гражданина или лица без гражданства (апатрида), с учетом чего КоАП РФ дифференцирует составы административных правонарушений, выделяя их по такому квалифицирующему признаку, как субъект административного правонарушения1[ссылка].
Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного взыскания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Административное взыскание в виде дисквалификации назначается судьей.
Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до пяти лет.
Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-
Приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Данная мера наказания применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток.
Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания. [ccылка учебник мой.]
В соответствии с ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ при назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
При наложении административного наказания на физическое лицо учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.
При наложении административного наказания на юридическое лицо учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.
Наложение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание.
При наличии обстоятельств, смягчающих ответственность за административное правонарушение, с учетом данных о виновном лице, а также его имущественного или финансового положения допускается наложение административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях. При этом судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе не применять дополнительный вид административного наказания, предусмотренный в качестве обязательного.