Акты гражданского состояния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Гражданское состояние – правовое положение конкретного гражданина как носителя различных прав и обязанностей (политических, имущественных, личных и проч.), определяемое фактами и обстоятельствами естественного и общественного характера. Следовательно, ответить на вопрос о гражданском состоянии гражданина - значит указать факты, индивидуализирующие его (фамилия, имя, отчество, гражданство, пол, возраст), охарактеризовать правоспособность и дееспособность (гражданскую, трудовую и т.д.) и семейное положение.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………....3-4



§ 1. Понятие и значение актов гражданского состояния………………………….5-9


§ 2. Особенности регистрации актов гражданского состояния и правовые последствия в случае изменения биологического и социального пола…….....10-17


§ 3. Регистрация актов гражданского состояния………………………...………18-33


Заключение………………………………………………………………………...34-35

Список литературы…………………………………………………………….…36-38

Файлы: 1 файл

Акты гражданского состояния.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Иногда возникают  препятствия к занятию определенной должности или участию в выборах. Поэтому в законе надо указать, что  сменившие пол приобретают все  права и обязанности, присущие противоположному полу.

 

§ 3. Регистрация актов  гражданского состояния.

 

 

Государственные органы, которые в соответствии с законодательством наделяются полномочиями по регистрации актов гражданского состояния.

К таким органам относятся:

1) органы записи актов гражданского  состояния (ЗАГСы), которые, согласно  закону "Об актах гражданского состояния" специально создаются и наделяются компетенцией, обеспечиваются специальной законодательной, методической и финансовой базой для осуществления регистрации актов гражданского состояния. Фактически, регистрация актов гражданского состояния - это "исключительная" компетенция органов ЗАГСа. Для наиболее эффективного исполнения возложенных на них функций, органы ЗАГСа создаются в каждом субъекте РФ. Полномочиями по образованию и деятельности органов ЗАГСа наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Данная деятельность осуществляется ими самостоятельно, на основании законодательства РФ, и непосредственно закона "Об актах гражданского состояния".

Руководитель органа исполнительной власти субъекта РФ, в компетенцию  которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории данного субъекта РФ, одновременно назначается высшим должностным лицом (представителем) соответствующего субъекта РФ по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Полномочия на государственную  регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями РФ, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются на счета субъектов РФ, а затем на счета местных бюджетов в соответствии с их распределением, установленном субъектом РФ.

Субвенция представляет собой форму  государственного финансового пособия  местным органам управления, предоставляемого, по строго целевому назначению. В случае, если условия ее использования были нарушены, субвенция подлежит возврату;

2) органы местного самоуправления  муниципальных образований.

Органы местного самоуправления муниципальных образований - это представительные органы местного самоуправления избираемые непосредственно гражданами на территориях на которых осуществляется местное самоуправление. Через данный представительный орган граждане, проживающие в данном муниципальном образовании, самостоятельно решают вопросы местного самоуправления исходя из своих интересов и обычаев. На основании законов органов власти субъекта РФ, полномочиями по регистрации актов гражданского состояния органы местного самоуправления муниципальных образований могут наделяться в том случае, если на территории муниципального образования отсутствуют органы ЗАГСа.

Такие полномочия могут быть им переданы как временно, до образования соответствующего ЗАГСа, либо осуществляться на постоянной основе. Органы местного самоуправления муниципальных образований полномочны осуществлять регистрацию любого акта гражданского состояния.

 В случае, если запись актов гражданского  состояния осуществляется муниципальными  органами правовые последствия  данной регистрации приравниваются к актам гражданского состояния, зарегистрированному в органе ЗАГСа. Производить регистрацию актов гражданского состояния могут и органы местного самоуправления сельских поселений.

Однако, по сравнению  с органами ЗАГСа и органами местного самоуправления муниципальных образований, компетенция органов местного самоуправления сельских поселений в вопросах регистрации актов гражданского состояния является усеченной. В соответствии с ч. 2 ст. 4 ФЗ "Об актах гражданского состояния", данные органы могут регистрировать только рождение, заключение и расторжение брака, установление отцовства, смерть. Регистрация таких актов гражданского состояния, как усыновление (удочерение) ребенка и перемена гражданином имени в их компетенцию не входит. В случае, если в данном муниципальном образовании отсутствуют органы ЗАГСа, то в соответствии с законом субъекта РФ, уполномоченным на регистрацию актов гражданского состояния муниципальным органам передаются необходимые для данной деятельности материальные и финансовые средства; определяются место хранения записей актов гражданского состояния и место восстановления утраченных записей актов гражданского состояния, которые были составлены органами местного самоуправления сельских поселений. Контроль за деятельностью органов местного самоуправления муниципальных образований в части осуществления регистрации актов гражданского состояния возлагается на органы государственной власти субъекта РФ, к которому относятся данные муниципальные образования и законом которого данные полномочия им были переданы.

Консульское учреждение РФ является зарубежным органом РФ, который открывается и функционирует  на территории иностранного государства. Консульские учреждения открывается  по соглашению стран - сторон и представляют из себя постоянный орган внешних сношений между договорившимися государствами. К одной их функций консульских учреждений законом "Об актах гражданского состояния" относится регистрация актов гражданского состояния.

Консульские учреждения регистрируют акты гражданского состояния граждан РФ проживающих на территории соответствующего иностранного государства. При осуществлении консульскими учреждениями РФ государственной регистрации актов гражданского состояния, они и их должностные лица наделяются таким же объемом прав, обременяются обязанностями и возлагается ответственность в том же объеме, что и на органы ЗАГСа, находящиеся на территории РФ.

Контроль и надзор за консульскими учреждениями РФ в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

Часть 1 ст. 6 закона "Об актах гражданского состояния" закрепляет цели государственной регистрации актов гражданского состояния. Согласно указанной правовой норме, данными целями являются: охрана имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также интересы государства.

К имущественным правам граждан  относятся права в сфере гражданско-правовых отношений, объектом которых является имущество выступающие в отношениях собственности и товарно-денежном обороте. Имущественные отношения - это отношения между гражданами, имеющие экономическое содержание.

Личные неимущественные отношения  тесно связаны с имущественными отношениями и нематериальными  благами. В соответствии со ст. 150 ГК РФ, под нематериальными благами понимаются: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства. Часть данных прав может возникать при реализации материальных прав, например по поводу права авторства, права на имя, результатов художественной и научной деятельности, чести и достоинство гражданина, друга часть дается человеку от рождения и не может быть отчуждена, например, право на жизнь, здоровье, личную и семейную тайну и т.п.

Учитывая, что права и обязанности  граждан возникают из событий  и действий граждан, которыми и являются акты гражданского состояния, в отношении наиболее важных событий и действий граждан, имеющих значение и для государства, законодательством устанавливается специальные правила их регистрации.

Государственная регистрация данных событий позволяет заинтересованным лицам ссылаться на записи органов ЗАГСа как на доказательство того, что данные события имели место. Например, если бывшая супруга обращается в суд с требованием взыскать с бывшего супруга алименты на содержание ребенка, то документом, подтверждающим факт расторжения брака между ними является свидетельство о расторжении брака, а документом, устанавливающим отцовство - свидетельство о рождении ребенка в котором в качестве отца указан ответчик. Никаких дополнительных доказательств представлять не требуется.

Также возникновение у гражданина определенного круга прав и обязанностей, связанных с актом гражданского состояния, возможно только с момента регистрации данного акта.

Так, права и обязанности супругов возникают или прекращаются только после регистрации заключения или  расторжения брака; права и обязанности усыновителя и усыновленного только после регистрации усыновления и т.д. Важное значение в сфере охраны прав собственности и наследственных прав имеет регистрация такого акта гражданского состояния как смерть гражданина. В соответствии с действующим законодательством (ст. 1114 ГК РФ), наследство открывается со дня смерти гражданина. Подтверждением смерти является свидетельство о смерти, выдаваемое органом ЗАГСа11.

Если же факт смерти не зарегистрирован, то наследство не может быть открыто (кроме случаев, если гражданин объявлен решением суда умершим), так как юридически гражданин считается живым. Не известно, умер ли он в действительности или отсутствует, например, по причине длительной командировки.

С момента регистрации рождения гражданин приобретает гражданскую правоспособность, то есть иметь определенный круг имущественных и связанных с ними неимущественных прав, нести обязанности, например, может являться наследником. Следует отметить, что для возможности принятия ряда неимущественных прав, регистрация рождения не требуется, например, права человека (право на жизнь, здоровье) возникают независимо от регистрации рождения. Достаточно факта рождения как биологического процесса.

Кроме охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается и в интересах государства. Она имеет важное значение для отражения демографической картины государства или отдельного региона. На основе записи актов гражданского состояния и статистических исследований можно легко определить количество рожденных (умерших), заключивших (расторгнувших) брак граждан за определенный период. На основании полученных данных государство регулирует внутреннюю политику путем создания новых или изменения действующих демографических, социальных и финансовых программ.

По общему правилу, запись акта гражданского состояния производится органом ЗАГСа. Кроме этого, исходя из содержания закона (ст.ст. 4-5), в установленных законом случаях, производить регистрацию акта гражданского состояния правомочны органы местного самоуправления муниципальных образований (органы местного самоуправления сельских поселений), а также консульские учреждения РФ на территории иностранного государства. Сама регистрация акта гражданского состояния производится посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, которая заносится в актовую книгу. На основании данной записи выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния. Такими свидетельствами являются: свидетельство о рождении, свидетельство о заключение брака или свидетельство о расторжении брака (если граждане расторгли брак), свидетельство об усыновлении (удочерении) ребенка, свидетельство о перемене имени, свидетельство об установлении отцовства, свидетельство о смерти12.

Перечень сведений, которые подлежат внесению в запись акта гражданского состояния (о рождении, заключении брака, расторжении брака, об усыновлении (удочерении), установлении отцовства, о перемене имени или смерти) устанавливаются ФЗ "Об актах гражданского состояния". Например, в соответствии со ст. 22 ФЗ "Об актах гражданского состояния", в запись акта о рождении вносятся следующие данные:

1) фамилия, имя, отчество, пол,  дата и место рождения ребенка,  на которого составляется данная запись. В случае, если ребенок является мертворожденным, на него также составляется актовая запись, в которой указывается данный факт. В остальных случаях указывается, что ребенок является живорожденный. Если же смерть ребенка наступает уже после регистрации его рождения, в течение одной недели (ст. 20 ФЗ "Об актах гражданского состояния"), регистрация его смерти будет происходить по общим правилам с выдачей свидетельства о смерти. Независимо от количества родившихся детей (один, двойня или более детей) свидетельство о рождении выдается отдельно на каждого ребенка.

2) Сведения о документе, подтверждающем  факт рождения ребенка (справка  о рождении, выдаваемая медицинским  учреждением).

3) Фамилия, имя, отчество, дата  и место рождения, гражданство, место жительства родителей ребенка или одного из родителей.

4) По желанию родителей в свидетельстве  о рождении может быть сделана  запись о его национальности.

5) Сведения о документе, являющемся  основанием для внесения сведений  об отце (свидетельство о браке, свидетельство об установлении отцовства). Если брак между матерью и отцом ребенка был расторгнут во время беременности, или ребенок родился в течение трехсот дней после расторжения брака (признания его недействительным), или смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг его матери (ст. 48 СК РФ).

Информация о работе Акты гражданского состояния