Анализ федерального закона о приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:07, реферат

Описание работы

Целью работы стало исследование закона.
Для достижения цели контрольной работы были поставлены следующие задачи: проанализировать приватизацию государственных и муниципальных предприятий.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и правовое содержание приватизации
2. Нормативно-правовая основа приватизации государственного и муниципального имущества
3. Правовое регулирование процесса приватизации
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (10).docx

— 42.00 Кб (Скачать файл)

Именно с ним связано  то важнейшее обстоятельство, что  приватизация стала проводиться  не по указному праву, а по праву  закона.

 
3. Правовое регулирование процесса  приватизации

Процесс - понятие многозначное. Он свойствен как явлениям природы, так и развитию общества. Вне процесса немыслима никакая управленческая деятельность. Применительно к управлению общественными отношениями процесс  означает такую организацию дела, когда достижение стоящей цели опосредуется прохождением определенных стадий (ступеней). По общему правилу в движении процесса недопустимы разрывы, перепрыгивание через ту или иную стадию: каждая последующая из них должна логически  и фактически вырастать из предыдущей, опираясь на нее.

Процесс есть неотъемлемое качество правового регулирования - любая юридическая норма реализуется  в более или менее сложных  процессуальных формах, закрепленных в соответствующих правовых актах. Ответственейшую роль процесс играет в работе органов государственной  власти и органов местного самоуправления по применению материального права. Уголовно-процессуальный кодекс РФ регулирует деятельность прокурорско-следственных органов и судов общей юрисдикции по поводу совершенных преступлений, Гражданский процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ - рассмотрение в судах  общей юрисдикции и арбитражных  судах неуголовных дел (гражданских, административных и др.). Тремя названными законодательными актами, к сожалению, и исчерпывается кодификация процессуальных норм права. Остальные, в том числе регулирующие деятельность исполнительных органов власти, помещены в тех же актах, что и материальные. Не составляют исключения процессуальные нормы приватизации государственной и муниципальной собственности. Последние закреплены в федеральных законах о приватизации 1991, 1997 и 2001 гг., указах Президента РФ и т. д.

Нормы права о процессе приватизации за прошедшие годы не оставались неизменными. Одни они были, когда шла первоначальная ускоренная массовая приватизация, и несколько иными стали сейчас, когда первоначальная приватизация осуществляется "штучно", без спешки или речь идет о ранее уже приватизированных объектах, в отношении которых государство или муниципальные образования еще сохранили обязательственные права в виде, скажем, находящегося в их собственности какого-то числа акций, но эти акции они также намерены приватизировать.

Ниже процессуальные нормы  рассматриваются вместе с нормами  материального права, процессуальными  формами реализации которых они являются. Такой подход придает изучению приватизационного законодательства большую стройность. Изложение опирается на Федеральный закон о приватизации 2001 г. в сравнении, при необходимости, с другими нормативными правовыми актами.

Нормы права о процессе приватизации по традиции, сложившейся  в юридической науке и практике, целесообразно свести в две группы. В первую, общую часть входят нормы, отражающие статику процесса приватизации, и во вторую, особенную часть - отражающие его динамику.

Общая часть включает четыре блока норм права, служащих необходимой  предпосылкой перевода процесса приватизации в деятельную плоскость.

Первый блок охватывает основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества, закрепленные в ст. 2 Федерального закона о приватизации 2001 г. Приватизация основывается на признании  равенства покупателей имущества. Этот принцип должен послужить окончательному искоренению встречавшихся ранее случаев, когда предпочтение отдавалось одним лицам, тогда как другие от участия в приватизации оттеснялись.

В ранг принципа возведено  правило об открытости приватизационной деятельности органов государственной  власти и органов местного самоуправления. "Теневая" приватизация нанесла  в прошлом немалый урон интересам  общества, государства и муниципальных  образований, дискредитировала саму идею передачи публичной собственности  в частные руки.

Принципиально решен вызывавший ранее споры вопрос о том, что  конкретно понимать под возмездностью в процессе приватизации. Имущество теперь может отчуждаться за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество.

В виде принципа внесена  ясность в дискуссию о мере воздействия органов государственной  власти на приватизацию муниципального имущества: последняя осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном указанным  Федеральным законом.

Второй блок определяет правовой статус субъектов, которым от имени  государства и муниципальных  образований доверено осуществлять приватизацию соответственно государственной  и муниципальной собственности. С самого начала предусматривалась  возможность разного рода злоупотреблений  в ходе реализации приватизационного  законодательства. Это стало одной  из причин включения непосредственно  в процесс приватизации двух государственных  органов, один из которых входил в  систему исполнительной власти, а  второй представлял власть законодательную. Участие в приватизации было поделено между ними таким образом, что  орган, представляющий законодательную  власть, будучи субъектом процесса приватизации на его заключительных стадиях, мог, помимо выполнения других функций, фактически проверять законность действий органа исполнительной власти, совершенных на начальных стадиях  процесса.

Третий блок приватизационных норм права определяет лиц - покупателей  государственного и муниципального имущества. Ими могут быть любые  физические и юридические лица.

Четвертый блок норм относится  к классификации объектов имущества  по возможности их приватизации.

Стадией, завершающей работу по подготовке государственного и муниципального имущества к продаже, является принятие решения об условиях его приватизации. В отношении федерального имущества  решение принимает Правительство  РФ. В нем концентрированно излагаются итоги предыдущих стадий: указываются  сведения о наименовании и составе  имущества, способе приватизации и  нормативной цене и иная необходимая  для приватизации информация. Порядок  принятия решения об условиях приватизации соответственно государственного и  муниципального имущества органы государственной  власти субъектов РФ и органы местного самоуправления определяют самостоятельно.

После прохождения вышеназванных  стадий, назовем их подготовительными, наступает одна из последних - организация  продажи имущества. Главное здесь - гласность, обеспечение потенциальных  покупателей объективной, достоверной  и доступной информацией о  продаваемом имуществе.

На завершающей стадии процесса приватизации между продавцом  государственного и муниципального имущества и покупателем заключается  договор купли-продажи, регулируемый нормами ГК РФ и Федерального закона о приватизации 2001 г. Особенность  приватизационного договора по сравнению  с другими договорами купли-продажи - множественность установленных  указанным Федеральным законом  обязательных условий: сведения о сторонах договора; наименование, место нахождения, состав и цена государственного и  муниципального имущества; количество акций открытого акционерного общества, их категория и стоимость; порядок и срок передачи государственного или муниципального имущества в собственность покупателя; форма и сроки платежа за приобретенное имущество; обязательства покупателя по его использованию; и др.

Заключение

 

Итак, приватизация это основной метод перехода к реальному многообразию форм собственности, метод оптимизации  структуры предпринимательства, основа формирования рыночного хозяйства.

К эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а рыночная система, главную движущую силу которой составляет конкуренция. Разгосударствление и  приватизация образуют лишь объективную  основу формирования конкурентной среды  рыночной экономики в целом, поэтому  они являются не целью, а средством  для повышения эффективности  экономики и роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого  из нас.

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с "государственной" на "частную". Она включает взаимосвязь  приоритетов, отражающую сочетание  интересов органов государственной  власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается  в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

К популярным формам приватизации относятся: продажа предприятий  в частные руки, выкуп акций  предприятия менеджерами, продажа  акций рабочему коллективу и распространение  акций среди населения.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его  производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций.

 

 

 

 

Библиографический список

 
1. Конституция Российской Федерации  М.: Юрайт, 2006.

2. Гражданский кодекс  Российской Федерации по состоянию  на 2009 г. М.:.ЮНИТА, 2009.

3. Федеральный закон от 28 августа 1995 № 154 –ФЗ "Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации" // Собрание законодательства  РФ, 28.08.1995, № 35, Ст. 3506. закон утратил  силу с 1 января 2009 года в связи  с принятием Федерального закона  от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

4. Федеральный закон от 21 июля 1997 № 123 – ФЗ "О приватизации  государственного имущества и  об основах приватизации муниципального  имущества в Российской Федерации" // Российская газета, август, 1997. №  148 утратил силу по истечении  трех месяцев со дня официального  опубликования Федерального закона  от 21.12.2001 № 178-ФЗ.

5. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране  окружающей среды" в редакции  от 27.12.2009 // Российская газета, январь 2002 № 6.

6. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О  приватизации государственного  и муниципального имущества"  документ применяется с учетом  положений Федерального закона  от 18.07.2009 № 181-ФЗ (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 18.07.2009 №  181-ФЗ) в редакции от 31.05.2010 // Парламентская  газета, № 19 от 26.01.2002.

7. Закон РСФСР от 31 октября  1990 г. № 293-1 "Об обеспечении  экономической основы суверенитета  РСФСР" // Ведомости ВС РСФСР, 1990, № 22. Ст. 260.

8. Закон РСФСР от 24 декабря  1990 г. № 443-1 "О собственности  в РСФСР" // Ведомости СНД РСФСР  и ВС РСФСР, 1990, № 30, Ст. 416. закон  утратил силу связи с принятием  Федерального закона от 30.11.1994 №  52-ФЗ.

9. Закон Российской Федерации  от 03.07.1991 № 1531-1 "О приватизации  государственных и муниципальных  предприятий в Российской Федерации"  с изменениями и дополнениями 17.03.1997 // Ведомости СНД и ВС РСФСР", 04.07.1991, № 27, Ст. 927. закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 21.07.1997 № 123-ФЗ.

10. Закон от 11 апреля 2001 г. "О приватизации государственной  и муниципальной собственности  Москвы" // Ведомости Московской  городской Думы. 2001. № 5. Ст. 45.

11. Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 1999 г. № 632 "Об особенностях применения Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. № 1535" // Собрание законодательства РФ, 24.05.1999, № 21, Ст. 2584 утратил силу с 29 марта 2003 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 26.03.2003 № 370.

12. Постановление от 4 сентября 1992 г. № 708 "О порядке приватизации  и реорганизации предприятий  и организаций агропромышленного  комплекса" // Собрание актов Президента  и Правительства РФ, 21.09.1992, № 12, ст. 931. утратил силу с 27 января 2003 года в связи с изданием  Постановления Правительства РФ  от 20.12.2002 № 912.

13. Распоряжение Госкомимущества  РФ от 13 ноября 1992 г. № 770-р Примерное  положение об инвестиционных  конкурсах (инвестиционных торгах) по продаже объектов приватизации, находящихся в государственной  и муниципальной собственности  редакции от 03.03.1993, с изменениями  от 15.02.1994 // Экономика и жизнь,  № 48, 1992.

14. Распоряжение Госкомимущества  РФ от 23 ноября 1992 г. № 862-р Положение  о порядке заключения договора  о приобретении акций с группой  работников предприятия, взявших  на себя ответственность за  выполнение плана приватизации  и недопущение банкротства приватизируемого  предприятия. // Экономика и жизнь,  № 49, 1992.

15. Распоряжение от 16 сентября 1992 г. № 444-р "Об особенностях  преобразования в акционерные  общества и приватизации предприятий  авиационного, морского, речного, автомобильного  транспорта и дорожного хозяйства" // Российские вести, август 1993 г.  № 154.

16. Распоряжение от 5 апреля 1994 г. № 725-р утверждено Положение  о приватизации объектов ведомственной  торговли и общественного питания,  обслуживающих учреждения, предприятия  и организации Федеральной службы  лесного хозяйства России. //Российские  вести, № 81.

17. Распоряжение от 13 ноября 1992 г. № 763-р "О некоторых  вопросах применения Временных  методических указаний по оценке  стоимости объектов приватизации" // Российские вести, апрель, 1993 г.  № 67.

Информация о работе Анализ федерального закона о приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ