Авторское право в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 16:40, реферат

Описание работы

Эта работа посвящена проблемам авторского права, цель которой - показать, как вопросы авторского права решаются на международно- правовом уровне и в национальных законодательствах различных стран.
Особое внимание хотелось бы уделить, наиболее актуальным сегодня для Казахстана проблемам: присоединению к Бернской Конвенции - в связи с этим подробно проанализировать положения статьи 18 Бернской Конвенции, касающиеся порядка ее действия, показать возможности ее толкования на примере США и Казахстана, отметить значение присоединения без обратной силы; порядка действия во времени Закона РК "Об авторском праве и смежных правах".

Файлы: 1 файл

реферат на тему Авторское право в Казахстане.doc

— 819.89 Кб (Скачать файл)

государств, участвующих в Конвенции, независимо от места первого выпуска  их

произведений в свет.  Охраняются  авторские  права  граждан  государств,  не

участвующих в Конвенции,  произведения  которых  впервые  вышли  в  свет  на

территории государства - участника конвенции.

 

  Действие Всемирной конвенции распространяется на авторские права  лиц  без

гражданства, поскольку каждое государство-участник  имеет  право  внутренним

законодательством предоставить такую же охрану авторских  прав  всем  лицам,

постоянно  проживающим  на  территории  этого  государства,  как   и   своим

гражданам.

 

  Всемирная  конвенция  уделяет  внимание  условиям  предоставления  охраны

авторских прав:

специальное обозначение на всех экземплярах произведения, начиная с  первого

издания (С), имя обладателя авторского права, год первого выпуска издания  в

свет; специальные процессуальные требования, продолжительность срока  охраны

и др.

 

  Следует отметить, что нормы Основ гражданского законодательства  1991  г.

пошли еще дальше по пути расширения охраны авторских прав,  учитывая  многие

положения более строгой Международной конвенции  об  охране  литературных  и

художественных произведений  (Бернской  конвенции)  и  Конвенции  об  охране

ин

90;ересов  артистов-исполнителей,  изготовителей  фонограмм  и   вещательных

организаций (Римской конвенции).

 

                   2. Основные категории авторского права

                          Объекты авторского права.

 

    Согласно ст. 471 ГК, авторское право  распространяется  на  произведения

литературы, науки и  искусства.  Правом  охраняются  лишь  те  произведения,

которые  обладают  определенными  признаками,    отличающими  их   от   иных

результатов творческой деятельности. Эти  признаки  сформулированы  в  самом

законе.

 

  Прежде   всего,   произведение   должно   быть   результатом   творческой

деятельности.  Далее,  оно  должно  иметь   объективную   форму   выражения,

обеспечивающую его воспроизведение.

 

  Произведение,  признаваемое  объектом  авторского  права,   возникает   в

результате творческой деятельности,  но  не  всякой,  а  лишь  той,  которая

непосредственно  относится  к области литературы, науки и искусства.

 

 

  В      юридической     литературе     под      творчеством      понимается

ин

90;еллектуальная  работа,  направленная  на   создание   нового.   Одно   из

определений   творчества   (по   Б.И.Серебровскому)   обозначает   его   как

сознательный  и  в большинстве случаев весьма  трудоемкий  процесс,  имеющий

целью достижение определенного результата.

 

Для творческой деятельности характерны два момента:

 

  а) сознательный, интеллектуальный характер работы;

  б) новизна созданного произведения.

 <

/span>

  Сознательный,        интеллектуальный        характер        деятельности

творческого работника проявляется в том, что до  создания  произведения  оно

формируется,  складывается  в  его   сознании,   представлении.   Прообразом

произведения служит замысел, который в  своем  развитии  проходит  несколько

этапов:   замысел-идеал,  замысел-план,  набросок   будущего   произведения,

воплощение замысла, создание произведения.

 

  Переход от одного этапа к другому составляет процесс  творчества.  Каждый

этап  имеет  особенности,  помогает  автору  уточнить   представления     об

объективной     действительности.   соотносить      ее    с    эмоциональным

восприятием.   И,   конечно   же,    творчество    сугубо  индивидуально  по

методам и стилю.

 

  Новизна присуща не только произведению,  но  и  творческой  деятельности.

Новизна  в  творчестве  обнаруживается,  когда  автор  создает  оригинальное

произведение, а также берет уже существующее произведение  для  создания  на

его  основе  творчески  самостоятельного  произведения.  По  мнению  В.   И.

Серебровского,  новизна  как  необходимый  элемент  творческой  деятельности

может выражаться в новом  содержании,  новой  форме  произведения,  в  новой

идее, новой научной концепции.

 

  В отличие от новизны творческой деятельности, есть  новизна  произведения

творчества,  получившего   объективированное   выражение.   Она   составляет

обязательный и самостоятельный признак, установленный  законом  в  отношении

изобретений, промобразцов и т.д., т.е. результатов научного  и  технического

тв

86;рчества.

 

    Применительно к объектам авторского права закон не называет признака

   новизны. В юридической литературе новизну произведения связывают с его

                     темой, идеей, содержанием, формой.

 

  Другой признак произведения - объективная форма выражения.  Пока  замысел

автора  не  проявился  вовне,  нет  объекта   охраны.   Его   воплощение   в

произведение  литературы,  науки  и   искусства   требует   соответствующего

правового  регулирования,  объективная  форма  произведения  означает  любое

выражение вовне  идеи,  образа,  мысли,  доступной  для  восприятия  других.

Каждое  произведение  имеет  конкретную  форму  выражения.  Оно  может  быть

устным, письменным, в форме рукописи, чертежа и т.д.

 

  Для признания произведения объектом  авторском  права  закон  не  требует

завершенности   работы.   Произведение   может   быть   незаконченным,    но

обеспечивается  правовой  охраной.  В  перечне  объектов  авторского   права

названы эскизы, планы и т.д., которые,  как  правило,  используются  автором

при создании произведения.

 

  Закон связывает объективную форму  выражения  произведения  творчества  с

возможностью его  воспроизведения,  повторения.  Так,  рукопись,  в  которой

воплощен замысел автора, может быть издана,  экранизирована,    использована

иным  образом,  объективный  труд  может   быть   воспроизведен   различными

способами.

 

  К  формам  воплощения  произведения  закон   относит  рукопись,   чертеж,

изображение, различные виды механической записи и т.д. Произведение,  должно

быть  облечено  в  такую  объективную  форму,  которая  позволяла   бы   его

воспроизводить другим лицам  без  участия  автора.  Если  ту    или   другую

форму воплощения творческого замысла практически  невозможно  воспроизвести,

то такой результат творчества не  может  быть  признан  объектом  авторского

права.

 

 

  Закон   содержит   обширный      перечень   произведений,   на    которые

распространяется авторское

право.  Перечень примерный, так как  невозможно  перечислить  все  виды  уже

известных

произведений. Кроме того, он дает  возможность  обеспечить  правовую  охрану

произведений, могущих появиться в будущем.

 

  объекты   художественного  конструировании  (дизайн),   объемные   веские

оптические копии различных объектов (голография) получают правовую  охран)',

а следовательно, могут дополнить перечень объектов авторского права.

 

    Основные разновидности объектов авторского права.

 

  Литературные   произведения  составляют   значительную   часть   объектов

авторского права. Особенность их в том, что мысли, чувства,  идеи  и  образы

выражаются  посредством  слова  в  оригинальной  композиции  и  оригинальном

изложении.

 

  В  структуре  литературного  произведения   выделяется   тема,   материал,

идеология,  образная  система,   сюжет,   язык,   заглавие.   Эти   элементы

литературного произведения разделяются  на  юридически  безразличные,   т.е.

тему,   материал,  сюжет,  идейное  содержание,  и  юридически  значимые   -

образная система и язык. Использование  значимых  элементов  произведения  в

ряде случаев требует согласия автора.

 

  Литературная обработка как вид творческой деятельности возникла в связи  с

необходимостью записи рассказов "бывалых людей",  мелодий  народных  певцов,

т.е.  людей,  не  имеющих  опыта  литературной   или   музыкальной   работы.

Записанный и  обработанный  литературный  материал  отвечает    требованиям,

предъявляемым   законом   к литературным или музыкальным произведениям.

 

Вместе  с  тем  в  законе  нет  специальной  нормы,  регулирующей  отношения

"бывалых людей" и литературных  (музыкальных)  обработчиков.   На   практике

первые признаются авторами  произведения,  вторые  -  авторами  литературной

записи.

 

  Наряду с произведениями литературы  можно  выделить  группу  произведений

искусства:

музыкальные,        хореографические,         сценические,      произведения

изобразительного искусства, кинофильмы, телефильмы и др.

 

  Музыкальные   произведения выражаются  в  сочетаниях  звуков,  образующих

мелодию и связанных ритмом и гармонией. Они имеют форму ораторий,  симфоний,

сонат,  квартетов  и   т.п.   Кроме   музыкальных   существуют   музыкально-

драматические произведения, которые создаются  на  литературно-драматической

основе (либретто) и исполняются на сцене в виде опер, балетов, оперетт.

 

  Музыкальные  произведения  записываются  композитором  особыми   знаками,

позволяющими фиксировать его творческий замысел. Нотная запись  музыкального

произведения образует клавир, представляющий собой  переложение  оркестровой

пьесы,  оперы  для  фортепьяно,  или  партитуру,   содержащую   все   партии

многоголосого музыкального произведения.

 <

/span>

  Музыкальное произведение может воспроизводиться путем  переписки  нот  от

руки, копирования их на множительной технике, издания  в  печати,  публичном

исполнения и т.д.

 

  Обработка      чужих     произведений,     оркестровка,       переложение

относятся  к  объектам  авторского  права,   если   они   содержат   элемент

творчества.

 

  Хореографические  произведения   и   пантомимы   создаются   при   помощи

пластических  движений   человеческом    тела.   В   сочетании   с   музыкой

хореографическое       произведение       образует    музыкально-сценическое

произведение.

 

  Из  числа  произведений   изобразительного   искусства   можно   выделить

произведения  живописи,   скульптуры,    графики,    декоративно-прикладного

искусства,  иллюстрации,  рисунки   и  т.д.  Художники,  скульпторы  создают

оригинальные   произведения,   которые    могут    воспроизводиться    путем

изготовления копий либо самими авторами, либо иными лицами.

 

 

  Архитектурные  произведения,  отнесенные  к  объектам  авторском   права,

представляют  собой  синтез  инженерного   искусства,   бионики,   живописи,

скульптуры, науки, архитектуры.  В  них  слиты  наука,  техника,  искусство.

Эскизный  архитектурный  проект,  в  котором  воплощается  замысел  зодчего,

содержит решение будущего сооружения, внутреннее  развитие  его  сочлененных

пространств, их объемы, фактуру и цвет. На основе  эскизного  архитектурного

проекта строятся здания, сооружения, ансамбли и т.д.

 

  В юридической литературе бытует  мнение,  что  авторское  право  охраняет

материальные носители, в которых выражен результат  творчества  архитектора.

Это  мнение   представляется   спорным,   ибо   авторское   право   охраняет

совокупность идей и образов. Что же касается материальных носителей, то  они

являются предметами, в отношении которых действует вещное право с  присущими

ему способами охраны.5

 

Кинематографические   произведения  охватывают  многообразные произведения

                                  для кино:

сценарии, сценарные планы, дикторский текст, текст песен, кинофильмы и  т.д.

Сценарий в качестве основы кинофильма должен   отвечать требованиям  закона,

а  также  сценарного   договора,   отражающего   специфику   кинотворчества.

 

 

    Материальные носители кинотелевизионного фильма - это пленка,

видеокассета, видеодиски и т.д.  На которые распространяется вещное право.

 

  До сих пор речь шла об оригинальных произведениях, создаваемых  авторами.

Закон  охраняет  также   зависимые   произведения,   возникшие   на   основе

существующих  оригинальных  произведений.  Эти  произведения  появляются   в

результате перевода, переделки, составительства.

 

  Зависимость перевода литературного, научного, художественного произведения

от оригинала не лишает  его  самостоятельности.  Закон  относит  переводы  к

объектам   авторского   права,   сохраняя   для   них   те    же    критерии

охраноспособности,  что  и  для  других  произведений.  Если  же  переводчик

ограничивает  работу  подбором  равнозначных  слов  по  отношению  к   языку

оригинала, то подобный перевод ("подстрочник")  не  может   быть    объектом

авторского  права.  Перевод,  выполненный  с   согласия   автора   или   его

правопреемников одним  лицом,  не  препятствует  другому  лицу  осуществлять

новый перевод этого же произведения.

 

  К объектам авторского права относятся сборники произведений.  В  сборники

могут  включаться   произведения,   не   являющиеся   предметом   чьего-либо

авторского труда (законы, судебные решения и  т.д.),  а  также  произведения

Информация о работе Авторское право в Казахстане