Авторское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

В России охрана интеллектуальной собственности гарантируется Конституцией РФ. Понятие интеллектуальной собственности в полном объеме охватывает все авторские и смежные права, в том числе, права на товарные знаки, полезные модели, изобретения и т.п.

Содержание работы

Введение 3
1. Авторское право как сущность права и его основные черты 5
1.1. Понятие и характеристика прав авторов 5
1.2. Содержание авторских прав 9
2. Защита авторских прав 12
2.1. Нормативно-правовое регулирование авторских прав 12
2.2. Организации по защите прав авторов и их деятельность 20
Заключение 27
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

авторское право.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Гражданское законодательство РФ гласит, что для осуществления, возникновения, а также защиты авторских прав не нужна регистрация того или иного произведения и соблюдение различных формальностей. Защита авторских прав требует регистрации если необходима в отношении баз данных и ЭВМ. Подобная регистрация осуществляется по желанию самого правообладателя.

Помимо всего прочего, существуют технические средства по защите авторских прав, ими являются программно-аппаратные средства, а  в основном программные, они затрудняют процесс создания копий тех произведений, которые защищены авторскими правами и они препятствуют различному копированию.8

С 01.10.2008 года произошли  изменения в части IV Гражданского законодательства РФ (ст. 1299). С этого  момента ТСЗАП (техническими средствами защиты авторских прав) признаются различные технические устройства и их компоненты, а также любые технологии, которые предотвращают доступ к произведению, ограничивают и предотвращают действия по копированию, если они не разрешены автором или другим правообладателем.

Защита авторских прав не допускает:

- без разрешения автора осуществлять действия, которые направлены на устранение и ограничение использования произведения с применением ТСЗАП;

- изготавливать, сдавать  в прокат, распространять, рекламировать  любую технологию, использовать  технические средства, чтобы получить всевозможную прибыль или оказать соответствующие услуги.

Если будут нарушены авторские права, автор имеет  полное право потребовать на свое усмотрение от нарушителя компенсацию, но также для защиты авторских  прав могут быть применены дополнительные санкции.  
По своей сути признание авторского права является средством защиты авторских прав, и оно реализуется в юридическом порядке.

2.2. Организации по защите прав авторов и их деятельность

В развитие законодательства по интеллектуальной собственности  внесены изменения в Уголовный кодекс РФ, законодательство об административных правонарушениях, принята 4-я часть Гражданского кодекса РФ, содержащая множество новелл, обеспечивающих повышенный уровень охраны интеллектуальной собственности. Кроме того, было принято постановление Пленума Верховного суда РФ от 26.04.2007г. № 14, призванное содействовать единообразию толкования положений российского законодательства о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака. Проводятся семинары и конференции с участием иностранных экспертов, нацеленные на повышение правовой культуры сотрудников правоохранительных органов.

Это не означает, что в  стране нет проблемы защиты прав интеллектуальной собственности, но свидетельствует о том, что Россия системно повышает уровень защиты прав авторов, выполняя взятые на себя обязательства.

Наличие проблемы защиты прав интеллектуальной собственности  влечет негативные последствия не только для зарубежных правообладателей, но и для России в целом. По некоторым данным, в результате продажи контрафактной продукции, начиная с 2000г., Россия в среднем теряет около 1 млрд. долл. США в год, которые должны поступать в казну в счет налогов и сборов от реализации продукции, охраняемой правом интеллектуальной собственности. Более 40 000 людей в России умирают от потребления контрафактной алкогольной продукции. Однако Россия с этой проблемой борется, а членство в ВТО призвано ускорить ее решение.

Существует несколько  типов организаций, помогающих авторам управлять своими правами, собирать авторское вознаграждение за использование их произведений и защищать права в случае их нарушения.

Это:

а) авторские общества;

б) литературные и иные агентства;

в) юридические организации  и

г) издательства.

Авторские общества относятся  к некоммерческим организациям, все  остальные - к коммерческим. Авторские  общества, агентства и юридические  организации, как правило, оказывают  услуги авторам только по представлению  их интересов в отношениях с конечными пользователями их произведений, издательствам же авторы передают свои имущественные авторские права. Таким образом, издательство выступает обладателем прав наравне с автором, однако договор с издательством может содержать пункты об оказании автору консультационных услуг в рамках договора и о представительстве прав автора одновременно с правами самого издательства в суде в случаях нарушения авторских прав.

Авторские общества занимаются управлением правами авторов  на коллективной основе. Они создаются  в форме некоммерческих организаций. При этом они вправе заниматься коммерческой деятельностью и осуществлять использование произведений, полученных для управления на коллективной основе.9

Они занимаются выдачей  лицензий на пользование авторскими правами и сбором гонораров для авторов, когда им самим это сделать затруднительно. Организации, использующие эти права (например, радиостанции), не могут самостоятельно связаться со всеми авторами и получить все разрешения, а авторам не всегда возможно отследить все случаи использования их произведений.

Чтобы стать членом авторского общества, автор должен заключить  с ним договор, по которому общество уполномочено отслеживать случаи использования  их произведений, выдавать лицензии на это использование, собирать авторское вознаграждение, осуществлять консультирование и защиту прав авторов от их имени в судебном порядке.

Однако в российском Законе об авторском праве и смежных  правах есть норма, согласно которой  авторское общество уполномочено собирать вознаграждение также для авторов, с которыми не заключены договоры на эту деятельность, но которые  официально от услуг авторского общества не отказались. За свои услуги авторское общество вычитает из собранных сумм определенный процент на покрытие своих расходов. Схемы расчетов по выплате собранного вознаграждения конкретным авторам достаточно сложны, однако эта практика является общепринятой во всем мире и мало различается от страны к стране.

Пользование услугами авторских  обществ не исключает для автора возможности самостоятельно вступать в непосредственные отношения с  пользователями прав в тех случаях, когда это не вызывает затруднений. В таких случаях автор подписывает договоры с агентством или с издателем непосредственно. Наиболее крупной организацией на территории России в области авторских прав является Российское Авторское Общество (РАО). Высший орган управления РАО - общее собрание авторов-членов общества. Оно выбирает авторский совет и правление общества, которые управляют конкретной деятельностью организации.

Помимо РАО, в России существуют другие авторские общества, например, недавно организованное Российское Общество Правообладателей в Аудиовизуальной Сфере (РОПАС). Его цель - собирать авторское вознаграждение для авторов в кинематографической сфере, т.е. для сценаристов, режиссеров и т.д. РОПАС отслеживает использование их произведений не только на телевидении и в кинопрокате, но и при тиражировании видеокассет, других аудио-видео носителей, в сети Интернет.

Также существует РОСП - Российское общество по смежным правам. Его задача - собирать вознаграждение за использование этих прав. Оно уже не относится к категории авторских, т.к. это права смежные (права исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания). 10

К сожалению, обе эти  организации еще очень молоды и не обладают такими обширными базами данных, разработанными схемами сбора  и вычисления гонораров, как Российское Авторское Общество.

К числу молодых организаций  относится и Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС), деятельность которого направлена на реализацию и защиту авторских прав в Интернет. В настоящее время РОМС выдает разрешения (путем заключения соответствующих лицензионных соглашений) на несколько способов использования охраняемых объектов - произведений, исполнений, фонограмм: "вещание" с использованием сети Интернет, загрузка музыкальных файлов (с большими ограничениями), сообщения для всеобщего сведения путем размещения на WEB-страницах. Существует также Российской Агентство по правовой охране программ для ЭВМ и баз данных. Его деятельность обоснована соответствующим законом Российской Федерации. Оно работает по несколько другим правилам. Так, например, в Законе о защите программ для ЭВМ и баз данных определяется обязательная регистрация программных продуктов в этом агентстве. В настоящее время авторские общества существуют почти во всех странах мира. Благодаря деятельности Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC – «СИЗАК») такие общества осуществляют обмен репертуарами друг с другом, в результате каждое из них имеет возможность представлять на территории своей страны всех иностранных правообладателей и практически весь мировой репертуар произведений. Соответственно, они обеспечивают соблюдение интересов авторов, чьи произведения используются на территории их стран.

Агентства - это коммерческие организации, которые заключили  с автором договор об оказании ему определенных услуг. Агентством может быть любая организация, имеющая право заниматься коммерческой деятельностью. Формы этих организаций определены Гражданским кодексом РФ. Среди функций агентств, в отличие от авторских обществ, такие как продвижение произведений автора, нахождение партнеров и издателей. Помимо этого, агентство также ведет переговоры, заключает договоры, следит за соблюдением их условий и отслеживает нарушения прав автора, защищает права автора в суде, если требуется. В целом - это обычный посредник между автором и потребителем результатов его труда.

Существует юридическое  понятие агентского договора, который  предусмотрен Гражданским кодексом РФ. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. В общем, его деятельность очень похожа на деятельность авторских обществ. Однако, в отличие авторских обществ, агентства ориентированы на работу с конкретным автором с учетом его индивидуальных особенностей и интересов, что в конечном итоге выражается в стоимости их услуг, предполагающей не только погашение произведенных расходов.

К сожалению, в России пока очень слабо развит агентский бизнес по представлению интересов авторов. Это, в свою очередь, сдерживает активное развитие рынка интеллектуальной собственности, поскольку авторы либо не хотят, либо не могут заниматься защитой своих интересов, что в конечном итоге ведет к тому, что пользователи злоупотребляют такой ситуацией и активно нарушают авторские права. Особенно активно нарушаются права такой категории авторов как фотографы, поскольку средства массовой информации и иной периодической печатной продукции не особенно заботятся о соблюдении авторских прав, считая объекты их творческих усилий, не стоящих больших затрат, в том числе и творческих.

Однако не везде ситуация с соблюдением авторских прав складывается так неблагополучно. Примером могут служить так называемые «музыкальные издательства», которые в последнее время стали активно развиваться в России. 11 Музыкальные издательства пытаются регулировать отношения с авторами в сфере музыкальной записи, т.е. при тиражировании фонограмм на звуковых носителях (кассетах, лазерных дисках). Это такие музыкальные издательства, как «Союз», «Лига Прав», «Реал Рекордс».

Их появление связано  с тем, что рынок аудио-продукции  в России в последние годы значительно  расширился. Кроме того, именно в  этой сфере особенно распространено пиратство. Эти музыкальные издательства заключают с авторами договоры о передаче «механических прав», т.е. прав на запись фонограммы, и становятся правообладателями наравне с ними. Таким образом, музыкальные издательства защищают как имущественные права авторов, так и свои собственные имущественные права на использование данных произведений. Эти фирмы сотрудничают, прежде всего, с записывающими студиями, т.е. производителями фонограмм. Они в состоянии отследить использование фонограмм при их тиражировании. Если студия передает право на тиражирование какому-либо третьему лицу, музыкальное издательство ставится об этом в известность и у него появляется возможность проследить, выполняет ли производитель, скажем, лазерных дисков, условия договора и выплачивает ли вознаграждения как издательству, так и автору, с которым у издательства есть договор. Автор также может подписать договор с юридической фирмой или юристом об оказании конкретной или долгосрочной правовой помощи, или о постоянном представительстве его интересов. Это будет договор об оказании юридических услуг, в котором должно быть четко оговорено, какие услуги автору будут оказываться по договору и какую плату (и в какой форме) юрист или юридическая организация будет за них получать.

Швейцарские экономисты Карстен Финк и Кейт Маскус убедительно  доказывают связь между уровнем  благосостояния общества и уровнем  защиты прав интеллектуальной собственности: рост экономики и доходов населения  будет способствовать повышению  уровня защиты авторских прав . Другая выявленная ими закономерность такова: чем выше уровень экономического развития государства, тем выше уровень защиты авторских прав и прав интеллектуальной собственности. Требуя от государства в рекордные сроки решить проблему защиты прав интеллектуальной собственности, следует, как минимум, принимать во внимание уровень развитости его экономики и средний уровень доходов населения. Относительно низкий средний уровень доходов населения России, наследие советской правовой традиции охраны прав интеллектуальной собственности требуют значительного времени для обеспечения эффективного уровня защиты таких прав. Напротив, следует согласиться с профессором Томасом Котье, который, приводя в качестве иллюстрации нормы статей 11 и 14.4 Соглашения ТРИПС, предлагает в будущем установить критерии уровня развития и конкурентоспособности, ниже которых государства смогут устанавливать меньшие объемы защиты прав интеллектуальной собственности при присоединении к ВТО. Развивая идеи профессора Котье, можно сказать, что достижению этой цели послужит введение в ТРИПС Перечней специфических обязательств по аналогии с ГАТС. В этом случае страны могли бы определять уровень обязательств в сфере интеллектуальной собственности в зависимости от степени их экономического развития. Применение к Соглашению ТРИПС принципа прогрессивной либерализации позволит увеличивать объем обязательств в сфере интеллектуальной собственности при достижении государством высшей ступени экономического развития, конкурентоспособности и повышения благосостояния его граждан.

Заключение

 

На сегодняшний день в России все основные правовые нормы, регулирующие институт интеллектуальной собственности кодифицированы в форме единого документа, - Четвертая часть  Гражданского кодекса РФ, которая вступила в силу с 1 января 2008 года. После этого события утратили силу, согласно Федеральному закону от 18.12.2006 N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», многочисленные законы и нормативные акты, которые ранее регулировали правоотношения в области интеллектуальной собственности. Среди них Законы РФ «Об авторском праве и смежных правах», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных микросхем», «О селекционных достижениях», Патентный закон РФ, Закон об архитектурной деятельности, Закон о геодезии и картографии, другие нормативные акты, многочисленные указы Президента Российской Федерации. Таким образом, ч. 4 ГК призвана заменить все вышеуказанные нормативно-правовые акты и систематизировать правовую регламентацию института интеллектуальной собственности.

Информация о работе Авторское право