Авторское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Авторское право в России появилось лишь в начале XIXвеке (1828г.), где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать. Сто семьдесят два года, прошедших с того дня, это сравнительно небольшой отрезок времени для развития отрасли права.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Авторское право.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

 

Волевые действия, в результате которых часть авторских имущественных прав передается другому лицу, именуются в Законе "передачей имущественных прав". Передачу имущественных авторских прав следует отличать от перехода этих прав к другому лицу. Переход является более широким понятием: сюда включаются и те случаи, когда авторские права переходят к другому лицу помимо воли автора (наследование, переход прав на служебные произведения, переход прав на аудиовизуальные произведения и др.). Имущественные авторские права могут быть переданы другому лицу только по авторскому договору. Часть вторая ГК не выделяет авторские договоры в качестве особого вида гражданских договоров. Вместе с тем ГК предусматривает применение к продаже имущественных прав общих положений о купле-продаже, оговаривая при этом, что общие положения о купле-продаже применяются к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав .

 

 Таким  образом, к авторским договорам  применяются общие нормы о  гражданских обязательствах и договорах, а также общие положения о купле-продаже. В связи с этим, называя стороны авторского договора, можно, хотя и условно, употреблять термины "продавец" и "покупатель", подразумевая под "продавцом" автора или иное лицо, владеющее авторским правом и передающее авторские права по договору, а под "покупателем" - лицо, которое приобретает авторские права по договору. В законе "Об авторском праве и смежных правах" стороны авторского договора именуются "автор" и "пользователь", что также не совсем точно и в значительной степени условно. Как продавец, так и покупатель могут быть физическими или юридическими лицами. Хотя ГК допускает применение к авторским договорам общих положений о купле-продаже, очевидно в связи с наличием у этих договоров сходных черт, еще больше сходства у авторских договоров с арендными договорами (временный характер, контроль со стороны арендодателя за использованием объекта, возвращение объекта арендодателю по окончании договора). Наряду с имущественными правами авторские договоры всегда затрагивают личные авторские права.

 

Однако для того, чтобы передать авторские права по авторскому договору или иным путем, их надо иметь. Что касается случаев свободного использования, то здесь имущественные права отсутствуют и о передаче каких-либо прав нельзя говорить.

 

Содержанием любого авторского договора является передача имущественных прав, а объект (предмет) этого договора - имущественные авторские права.

 

 Эта  ясная формулировка, по-видимому, должна  положить конец длительной дискуссии в советской и российской литературе по вопросу о содержании авторских договоров: одни участники этой дискуссии считали, что по авторскому договору автор лишь разрешает использовать свое произведение, а все авторские права оставляет за собой; другие участники дискуссии, напротив, полагали, что по авторскому договору автор передает часть своих авторских прав. Договоры, которые предусматривают передачу авторских прав, следует

 

относить к авторским, даже если они не названы таковыми. В частности, во многих случаях нормы о передаче авторских прав включаются в гражданские договоры купли-продажи, аренды, простого товарищества и др.; тогда договор должен соответствовать требованиям, предъявляемым к авторским договорам. Напротив, договоры, которые не предусматривают передачу авторских прав, не могут считаться авторскими, даже если они названы таковыми. Примерами таких договоров могут служить договоры об издании произведений за счет автора. Обычно это типичные подрядные договоры: автор оплачивает издательству тиражирование своего произведения (в виде книги) и получает весь тираж книги в собственность.

 

2.2. Виды  авторских договоров

 

 Авторские  договоры подразделяются на:

 

1) договоры  о передаче исключительных прав;

 

2) договоры  о передаче неисключительных  прав.

 

 Иначе  говоря, предметом авторского договора  может быть либо исключительное  авторское право, либо неисключительное  авторское право.

 

 При  этом исключительное авторское  право дает возможность защищать  это право против любых третьих  лиц, а неисключительное авторское право дает возможность предъявления претензий только к договорному партнеру. Таким образом, исключительное право - это абсолютное право, а неисключительное - относительное (обязательственное) право.

 

2.2.1. договор  о передаче исключительных прав.

 

 В этих  договорах покупатель становится  исключительным, единственным владельцем

 

имущественных прав (в тех пределах, которые указаны в договоре). Иными словами, покупатель может не только сам использовать произведение: он может также запретить любому другому лицу (в том числе и продавцу) использование произведения.

 

 В настоящее  время в авторских договорах  о предоставлении исключительных  прав иногда делается добавление  о том, что приобретатель получает  также право на защиту полученного  права в случае нарушений со стороны любых третьих лиц. Такое добавление с правовой точки зрения ничего нового не содержит, поскольку владелец исключительного права всегда может защищать свое право.

 

(Авторский  договор о передаче исключительных  прав может предусматривать, что наряду с покупателем - владельцем исключительных прав могут существовать и другие владельцы, но уже неисключительных прав, например продавец или третьи лица, которым продавец ранее передал неисключительные права. )

 

 Более  того, нельзя исключать такой  возможности: заключая договор о передаче исключительных прав, продавец может оставить часть этих исключительных прав за собой. Например, стороны могут договориться о том, что исключительное право (на тот или иной способ использования и в определенных договором пределах) делится между продавцом и покупателем поровну, что стороны становятся совладельцами этого права и будут в дальнейшем совместно пользоваться и распоряжаться этим правом.

 

 Исключительное  право закреплено за невладельцем  исключительных прав, который, вообще говоря, подобным правом не обладает. Получается, что здесь мы сталкиваемся с особым, льготным правом, правом-исключением. Ясно, что это право не может принадлежать любому продавцу авторских прав. Следовательно, это право может принадлежать только первоначальному владельцу авторских прав - автору.

 

 Таким  образом , термин "автор" обозначает  только автора, в то время как  в остальных местах, равно как  и в остальных статьях Закона (если только из контекста не  вытекает иного) в понятие "автор" включаются и правопреемники автора. Автор, не имеющий исключительных прав на использование произведения, тем не менее, вправе запретить использование произведения "другим лицам". Под другими лицами следует понимать нарушителей авторского права.

 

2.2.2. договор о передаче неисключительных прав.

 

 Права, приобретаемые в таком договоре  покупателем, являются относительными:

 

они действуют только по отношению к продавцу и не дают покупателю никаких прав по пресечению использования произведения третьими лицами. Поскольку авторский договор может предусматривать передачу разных видов имущественных прав, следует учитывать, что некоторые из них могут передаваться как исключительные, другие - как неисключительные.

 

Сравнивая эти два вида авторских договоров можно сделать следующие практические выводы:

 

- наиболее  предпочтительным для автора  произведения является форма  договора, при которой он оставляет  за собой исключительные права  на использование произведение, т.е. авторский договор о передаче  неисключительных прав;

 

- наиболее предпочтительным для пользователя является авторский договор о передаче исключительных прав на использование произведения, т.к. в этом случае пользователь становиться фактическим владельцем творческого произведения, извлекая от его использования максимальную прибыль, продавая неисключительные права на данное произведение другим лицам;

 

- даже в  случае, когда автор произведения  расстался со своими исключительными  правами в результате договора  о передаче исключительных прав  на произведение, он всё равно остаётся и признаётся всеми его автором, а также сохраняет наряду с личными неимущественными правами некоторые другие права, такие как право наблюдать за использованием пользователем прав на произведение и производить некоторые действия в отношении лиц, нарушающих права пользователя, если сам пользователь этого не делает. То есть здесь в отличие от обычных норм Гражданского законодательства автор может вмешиваться в отношения между пользователем и третьим лицом .

 

2.3. Условия  авторского договора.

 

 Авторский договор должен предусматривать следующее:

 

1) способы  использования произведения (конкретные  права, передаваемые

 

по договору);

 

2) срок, на  который передается право;

 

3) территорию, на которой может осуществляться  использование;

 

4) размер  вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения

 

за каждый способ использования;

 

5) сроки  выплаты вознаграждения;

 

6) другие  условия, которые стороны сочтут  существенными .

 

 При  частичной передаче каждое имущественное  право может делиться любым способом: по предмету, объему, территории, сроку и т.д. и т.п. Закон не запрещает такое деление и не регулирует его. Так, например, передавая право на тиражирование и распространение литературного произведения, продавец может ограничить передаваемое право выпуском 1000 экземпляров в твердом переплете с продажей только на территории Белоруссии. В договоре должно быть точно указано "произведение". Если произведение

 

было опубликовано ранее в нескольких вариантах, необходимо указать, о каком варианте идет речь (например, "второе издание, вышедшее в Новосибирске в 1998 году"). Если речь идет о рукописи, то необходимо указать ее название (если название условное, рабочее, то это лучше оговорить), объем, жанр, сюжет. Договор, в котором произведение указано неясно или неточно (например, "Две статьи для энциклопедического словаря"), не только может породить споры между партнерами, но и не может быть противопоставлен третьей стороне. Строго говоря, подобный договор является ничтожным, поскольку в нем не указан предмет договора. Особо важно точно указывать произведение в авторских договорах заказа.

 

В договоре должны быть указаны "конкретные права", передаваемые по договору.

 

 Слово "конкретный" употреблено здесь для того, чтобы  стороны точно и полно указывали  объем передаваемых прав, ибо в противном случае договор может быть признан не состоявшимся. Но употребление слова "конкретный" не значит, что в договоре обязательно должны быть перечислены все правомочия, а также все обычные составные части этих правомочий. Договор следует считать состоявшимся и соответствующим закону даже в том случае, если авторские правомочия будут указаны у нем лишь общим образом. Например, допустим договор, в котором будет указано: "Предметом настоящего договора являются все права, указанные в статье 16" либо "Продавец передает по договору все принадлежащие ему имущественные права, кроме права на перевод". Срок, на который передается авторское право по договору, может значительно варьироваться: Закон не устанавливает никаких предельных сроков. На практике некоторые авторские договоры исполняются в момент их заключения и сразу же прекращаются ("живое" публичное исполнение). С другой стороны, договор может быть заключен на весь срок действия авторского права. Допустимы и авторские договоры с неопределенным сроком, в этом случае автор (продавец) может в любой момент по истечении пяти лет со дня даты заключения договора односторонне расторгнуть договор. Однако сделать это можно при условии, если пользователь (покупатель) будет письменно предупрежден об этом за шесть месяцев до расторжения договора.

 

Авторский договор может по-разному определять территорию, на которой

 

могут использоваться передаваемые права. Часто продавец разрешает использовать произведение по всему миру ("мировые права"), иногда - только в странах СНГ, иногда - выборочно в нескольких странах.

 

 Поскольку  предметом авторского договора  являются имущественные авторские  права, логично предположить, что  вознаграждение выплачивается за  передачу прав. На практике так  бывает в очень редких случаях. Обычно же вознаграждение определяется в зависимости от использования произведения; иными словами, вознаграждение выплачивается за использование произведения. Именно из этого исходят и на это ориентируются стороны договора. По закону вознаграждение, выплачиваемое по авторскому договору, иногда именуется "авторским вознаграждением". Это выражение означает, что речь идет о вознаграждении, выплачиваемом по авторскому праву. Но это вознаграждение выплачивается не обязательно автору: оно выплачивается и другим владельцам авторских прав, передающим права по авторским договорам. На практике в краткосрочных авторских договорах авторское вознаграждение часто определяется как разовое вознаграждение за весь объем использования (фиксированная или паушальная сумма), а в договорах, носящих длительный характер, вознаграждение часто устанавливается в минимальных размерах оплаты труда (МРОТ) или в иностранной валюте (обычно, в долларах США), разумеется, с выплатой его в рублях по официальному курсу обмена валют на день платежа. Эти приемы определения размера авторского вознаграждения защищают продавца в условиях инфляции. В некоторых случаях размер вознаграждения определяется в виде процента от прибыли, которая должна быть получена от использования произведения. Договор может предусматривать различные сроки выплаты вознаграждения. Если срок выплаты вознаграждения в договоре не указан, вознаграждение должно выплачиваться сразу же после образования дохода у покупателя. Автор или иной продавец может отказаться от авторского вознаграждения и уступить имущественные права безвозмездно. Следует, однако, учитывать, что авторский договор, как и любой гражданский договор, по общему правилу, предполагается возмездным . Поэтому, безвозмездный характер заключенного авторского договора в случае спора должен доказать пользователь.

 

2.4. Форма  авторского договора.

 

 Авторский  договор должен быть заключен  в письменной форме.

 

 В случае, когда авторский договор был  заключён без соблюдения требований  о простой письменной форме, должны  применяться последствия, предусмотренные п.1. ст. 162 Гражданского кодекса РФ. А именно, в этом случае стороны при возникновении спора лишаются права ссылаться в подтверждение сделки и её условий на свидетельские показания, с сохранением права приводить письменные и другие показания.

Информация о работе Авторское право