Авторское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Одним из главных показателей цивилизованности общества во все времена было и продолжает оставаться сейчас то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. Решение актуальных экономических проблем невозможно без использования интеллектуального потенциала общества. Наука, культура и техника могут успешно развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимые правовые предпосылки.
Целью настоящей работы является исследование основных положений авторского права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Общие положения авторского права…………………………………4
§ 1 История появления авторского права……………………………………...4
§ 2 Понятие авторского права…………………………………………………..5
Глава 2. Субъекты и объекты авторского права……………………………..10
§ 1 Субъекты авторского права……………………………………………….10
§ 2 Объекты авторского права………………………………………………...12
Глава 3. Авторский договор…………………………………………………...15
§ 1 Содержание авторского договора…………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………..17
Список литературы…………………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

курсовая гп.docx

— 55.40 Кб (Скачать файл)

Для осуществления авторских прав требуется достижение определенного возраста. Если автором произведения является лицо, не достигшее 14 лет, то его авторские права осуществляют законные представители Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства

Современное законодательство РФ закрепляет презумпцию авторства: при отсутствии доказательств иного, автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре (копии) произведения. Эта презумпция действует и в отношении автора, указанного под псевдонимом.

Для возникновения авторских прав необходим юридический факт - создание произведения.

Особой спецификой обладают отдельные субъекты авторского права, к которым прежде всего следует отнести соавторов. Помимо соавторов, субъектами авторского права являются авторы производных произведений Авторами производных произведений являются переводчики литературных текстов, аранжировщики музыкальных произведений, драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, повестей, и другие переработчики. Также к субъектам авторского права, относятся составители сборников и авторы иных составных произведений: антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения. Следующим субъектом авторского права являются авторы служебных произведений. Субъектами авторского права являются наследники и иные правопреемники, так как исключительное право на произведение переходит по наследству. К субъектам авторского права следует отнести и организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами.

   Итак, особенностью результатов творчества является то, что первоначально права на них закрепляются за автором. В отношениях, связанных с созданием, использованием и распоряжением авторскими правами, участвует большое число субъектов, которыми могут быть как граждане, так и юридические лица. 

§2 Объекты авторского права

Творческий труд, или творчество, следует рассматривать как сложный многоаспектный процесс взаимоотношений между авторами-творцами и объектами творчества как единство познания и преобразования8 . Наиболее общее определение творчества, содержащееся в энциклопедических словарях, следующее: деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью . Результатом творческого труда автора может быть субъективно и объективно новое произведение. Субъективно новое произведение означает такой результат творческой деятельности автора, который является новым только для него самого, а объективно может быть известным. Объективно новое произведение характеризует ту качественную новизну результата творческого труда, которая отвечает общественным духовным потребностям, являясь одновременно и субъективно новым для автора

Однако для того, чтобы быть объектом охраны, произведение науки, литературы и искусства должно быть доступно для восприятия человеком, т.е. должно существовать в какой-либо объективной форме. Основной перечень произведений сформировался в конце XIX в. Этот список корректируется с учетом вновь появляющихся объектов. Так, например, с распространением Интернета появились сетевые произведения 9

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения их средств  .

Обобщив выше сказанное можно сказать:  объектами авторских прав являются: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения10. Приведенный перечень содержит наиболее распространенные объекты авторских прав и не является исчерпывающим.

Как видно, объектов авторских прав может быть великое множество и практически все из них могут быть созданы работниками, связанными трудовыми отношениями со своими работодателями.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко - или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 АВТОРСКИЙ ДОГОВОР

§ 1. Содержание авторского договора

По своей сути авторские договоры – это обычные гражданско-правовые договоры, в отношении которых законодательство об авторском праве устанавливает некоторые дополнительные требования, объясняемые как особенностью передаваемых в соответствии с ними прав, так и необходимостью дополнительной защиты авторов. По авторскому договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Предметом авторского договора заказа является само произведение, описание которого должно быть дано в договоре. В описание могут быть включены: вид произведения, тема, жанр, объем, структура и другие элементы. Однако сама передача произведения не влечет перехода прав на него, поэтому в виде а в авторский договор заказа могут быть включены условия о порядке и способах использования будущего произведения. В отличие от подрядных договоров авторский договор заказа предусматривает создание произведения лично автором. Автор может привлечь к участию других лиц, которые будут выступать в качестве соавторов, лишь при условии получения письменного согласия заказчика, поскольку в этом случае происходит изменение стороны в договоре.

Субъектами авторского договора выступают с одной стороны правообладатель, с другой – пользователь. Причем в качестве первого могут быть не только авторы, но и другие правообладатели, в том числе юридические лица, получившие права по договору или иным основаниям. Лица, получившие права по договору, могут передать их при условии, что такая возможность прямо предусмотрена в договоре

В авторском договоре должны быть четко определены права, подлежащие передаче пользователю. Если права не указаны прямо в договоре, то они считаются не переданными. для того, чтобы авторский договор был признан заключенным, необходимо, чтобы был заключен в форме, предусмотренной законодательством - должен быть заключен в письменной форме. Исключение составляют договоры об использовании произведения в периодической печати. Особая форма авторских договоров предусматривается в отношении программ для эвм и баз данных. При продаже и предоставлении массовым пользователям доступа к программам для эвм и базам данных допускается применение особого порядка заключения договоров в виде конклюдентных действий путем изложения условий договора на передаваемых экземплярах программ для эвм и баз данных - «оберточные» лицензии. в «оберточной» лицензии указывается, что вскрытием упаковки экземпляра программы для эвм или базы данных пользователь выражает свое согласие с условиями данной лицензии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей. В субъективном смысле авторское право - те имущественные и личные неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения науки, литературы и искусства.

 

Авторские и смежные права по своей природе являются абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности, распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.

Субъектами авторского права могут быть физические и юридические лица - авторы произведений науки, литературы или искусства, а также их правопреемники, работодатели и другие лица, приобретающие авторские права по закону или договору. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Особо отмечу, что новые способы использования объектов интеллектуальной собственности, доступные участникам экономического оборота в силу научно-технического прогресса, требуют новых подходов, как в практической, так и в теоретической плоскостях.

Таким образом, праву интеллектуальной собственности должно уделяться необходимое внимание в связи с высокой значимостью данного института

СПИСОК ИСПОЛЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бернская конвенция  об охране литературных и художественных  произведений. Принята в Берне 09.09.1886. Россия присоединилась к Конвенции на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1224 // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 29. - Ст.3046.

2. Всемирная конвенция  об авторском праве. Принята в Женеве 06.09.1952. Россия присоединилась к Всемирной конвенции на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1224 // Собрание постановлений Правительства РФ. - 1994. - № 29. - Ст.3046.

3. Конвенция, учреждающая  Всемирную Организацию Интеллектуальной  Собственности (Подписана в Стокгольме 14.07.1967, изменена 02.10.1979) // http://www.consultant.ru/.

4. Конвенция об охране  интересов производителей фонограмм  от незаконного воспроизводства  их фонограмм. Заключена в Женеве 29.10.1971 (вместе со "Статусом Конвенции  об охране интересов производителей  фонограмм от незаконного воспроизводства  их фонограмм (Женева, 29.10.1971)" (по состоянию на 15.01.2006)) // Бюллетень международных договоров. - 1999. - № 8.

5. Конституция РФ. Принята  на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. - 21.01.2009.

6. Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Российская  газета. - 08.12.1994; 08.02.2011; 14.12.2011.

7. Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 08.12.2011) // Российская  газета. - 22.12.2006; 10.12.2011.

8. Указ Президента РФ  от 05.12.1998 № 1471 "О мерах по реализации  прав авторов произведений, исполнителей  и производителей фонограмм на  вознаграждение за воспроизведение  в личных целях аудиовизуального  произведения или звукозаписи  произведения" // Собрание законодательства  РФ. - 1998. - № 49. - Ст.6016.

9. Указ Президента РФ  от 24.05.2011 № 673 "О Федеральной службе  по интеллектуальной собственности" // Российская газета. - 26.05.2011.

10. Постановление Правительства  РФ от 21.03.1994 № 218 (с изм. от 12.09.2007)"О  минимальных ставках авторского  вознаграждения за некоторые  виды использования произведений  литературы и искусства" // Российские  вести. - 30.03.1994; Российская газета. - 25.09.2007.

11. Постановление Правительства  РФ от 19.04.2008 № 285 "Об утверждении  Правил выплаты автору вознаграждения  при публичной перепродаже оригиналов  произведений изобразительного  искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений" // Российская газета. - 23.04.2008.

12. Авторские и смежные  с ними права: постатейный комментарий  гл.71 ГК РФ / под ред. П.В. Крашенинникова; [М.Я. Кириллова, П.В. Крашенинников, О.А. Рузакова [и др.]; вступ. сл. П.В. Крашенинников]. - М.: Статут, 2010. -

13. Баутин В.М. Права на результаты интеллектуальной деятельности автора и патентообладателя: состояние и перспективы. - 2-е изд. - М.: РГАУ - МСХА ИМ. К.А. Тимирязева, 2012. - 389 с.

14. Васильева Т.В. О соблюдении  авторских прав эпоху развития  высоких технологий // Современное  право. - 2011. - № 5.

15. Ветошникова Е.О. Защита прав на результаты интеллектуальной деятельности в антимонопольных органах: некоторые практические аспекты // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2012. - № 2.

16. Дуленков В.Ю. Об авторских правах индивидуального предпринимателя // В мире права. - 2011. - № 1.

17. Ефимова Е.Г. Защита  авторских и смежных прав на  современном этапе // Патентное дело. - 2011. - № 5.

18. Жарова А.К. Правовая  защита интеллектуальной собственности: учеб. пособие [для вузов] / под общ. ред. С.В. Мальцевой; Высш. шк. экономики. - М.: Юрайт, 2011. - 378 с.

19. Ильницкий К.О. Привилегия как первоисточник авторского права // Закон и право. - 2011. - № 11. -

20. Карлова-Игнатьева Е.И. Проблематика и судебная практика  привлечения к ответственности  за нарушение авторских прав // Имущественные отношения в Российской  Федерации. - 2011. - № 7.

21. Кондратьева Е. Разграничение  творческих и нетворческих объектов  интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Авторское  право и смежные права. - 2012. - № 2..

22. Невская М.А., Тарасова  Е.Н., Сухарев Е.Е. Авторское право  в издательском бизнесе и СМИ: практ. пособие. - 2-е изд. - М.: Дашков и К,

23. Оплачко А. Интеллектуальная собственность и инновационный потенциал // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2012. - № 1.

24. Погуляев В., Чебанова О. Компенсация морального вреда при нарушении авторских прав // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2012. - № 1. - С.33-36.

25. Попов Р.М. Нарушение  авторских прав публичным воспроизведением  музыкальных произведений // Право  и экономика. - 2011. - № 7. - С.45-49.

26. Право интеллектуальной  собственности: учебник [для вузов] / под ред. И.А. Близнеца; Рос. госуд. ин-т интеллект. соб-ти; [И.А. Близнец, Э.П. Гаврилов, О.В. Добрынин [и др.]. - М.: Проспект, 2011.

27. Примакова О.М. Нарушение  авторского права в сети Интернет // Правовые вопросы связи. - 2011. - № 1

Информация о работе Авторское право