Авторское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 18:21, реферат

Описание работы

Термин «интеллектуальная собственность» вошел в научный оборот и в законодательство РФ в начале 90-х годов. Окончательно он узаконен Конституцией РФ 1993г. Хотя ст. 44 Конституции РФ посвящена свободе литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, и не раскрывает данного понятия, она подчеркивает, что «интеллектуальная собственность охраняется законом». Новый ГК, который также оперирует данным понятием, раскрывает в общем виде его содержание в ст.138. Анализ указанной статьи позволяет сделать вполне определенный вывод о том, что под и

Содержание работы

Введение
Глава I Авторское право:
1. Задачи и принципы авторского права.
Объекты и субъекты авторского права.
Авторские договоры
Защита и охрана авторских прав в России и за рубежом.
Глава II Патентное право
1. Принципы патентного права.
Объекты и субъекты патентного права.
Оформление патентных прав.
Защита и охрана прав авторов и патентообладателей в России и за рубежом.
Заключение
Введение

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ АВТОРСКОЕ И ПАТЕНТНОЕ ПРАВО.docx

— 85.75 Кб (Скачать файл)

Наиболее опасные посягательства на субъективные авторские права  рассматриваются как преступления и влекут за собой уголовную ответственность. Статья 146 Уголовного кодекса Российской Федерации, принятого Государственной  Думой 24 мая 1996г., предусматривает уголовную  ответственность за:

  1. незаконное использование объектов авторского права, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб;
  2. те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Административно-правовой способ защиты авторских прав состоит в  рассмотрении жалоб авторов и  других заинтересованных лиц, а также  протестов прокуроров организациям, вышестоящим по отношению к организациям, использующим произведения авторов - министерствам, государственным комитетам и  т.д. Эти организации осуществляют защиту прав авторов и по собственной  инициативе в случаях обнаружения  фактов их нарушения.

Защита авторских прав осуществляется Комитетом по авторским  правам министерства образования и  науки и авторскими союзами.

Преобладающим является гражданско-правовой способ защиты.

Защита личных неимущественных  прав автора осуществляется вне зависимости  от вины их нарушителя и независимо от нарушения имущественных интересов  автора. Исковая давность по спорам о нарушении личных неимущественных  прав не применяется (ст.90 ГК РФ).

Требования об устранении допущенных нарушений личных неимущественных  прав могут быть предъявлены автором, а после его смерти – наследниками или лицом, на которое автор возложил охрану неприкосновенности своих произведений, а также организациями, на которые  возложена охрана авторских прав.

Закон России «Об авторском  праве и смежных права» определяет ряд мер, которые могут быть применены  в целях защиты нарушенных авторских  прав. Так, в соответствии с этим законом суд может вынести  определение о запрете осуществляемой ответчиком противоправной деятельности, к которой относится изготовление, воспроизведение, продажа, импорт или  иное предусмотренное законом использование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска  в гражданский оборот экземпляров  произведения и фонограмм, в отношении  которых предполагается, что они  являются контрафактными. (Контрафактными являются экземпляры произведения или  фонограммы, изготовление или распространение  которых влечет за собой нарушение  авторских и смежных прав.)

Хотелось бы заметить, что  в соответствии со ст. 40 Типового закона ВОИС определение о запрещении ответчику  совершать противоправные действия может быть вынесено до рассмотрения дела по существу судьей единолично. Это  положение воспринял и Закон  Российской Федерации от 19 июля 1993 г.

Обладатели исключительных авторских прав вправе требовать  от нарушителя:

  1. признания прав;
  2. восстановления положения, существовавшего до нарушения права. Восстановление нарушенного права может состоять во внесении соответствующего исправления в произведение, в его заглавие или титульный лист, указании имени автора и т.д. Если исправить нарушение таким образом невозможно, то автор может требовать опубликации в печати о допущенных нарушениях;
  3. пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  4. возмещения убытков, включая упущенную выгоду. Под убытками в этом случае понимаются как понесенные кредитором расходы, так и не полученные им по вине должника доходы.

Расходы автора могут состоять, например, в затратах на устранение искажений в его произведении.

Неполученные доходы (упущенная  выгода) – это вознаграждение, которое  автор получил бы при отсутствии нарушений его авторских прав.

Размер убытков определяется с учетом качества произведения и  ставок вознаграждения, предусмотренных  для аналогичных произведений или  способов их использования.

Требования о возмещении убытков могут быть предъявлены  независимо от требований по защите личных неимущественных прав автора, но удовлетворены  лишь в пределах срока исковой  давности;

  1. взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских прав, вместо возмещения убытков;
  2. выплаты компенсации, определяемой по усмотрению суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода;
  3. принятия иных предусмотренными законодательными актами мер, связанных с защитой их прав. В частности, автор может предъявить иск с требованием признать, что он не является автором приписываемого ему произведения.

Указанные в подпунктах 4, 5, 6 меры применяются по выбору обладателя авторского права.

За защитой своего права  обладатель исключительных авторских  прав вправе обратиться в установленном  порядке в судебные органы в соответствии с их компетенцией.

Суд выносит решение о  конфискации контрафактных экземпляров  произведения или фонограммы, а также  материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения.

По требованию обладателя авторских прав контрафактные экземпляры и фонограммы могут быть ему переданы. Если такого требования нет, контрафактные  экземпляры произведения подлежат уничтожению.

Охрана произведений российских авторов за рубежом

По общему правилу, действие авторских прав на произведение ограничивается территорией того государства, в  котором это произведение было создано. Это означает, что в других государствах произведение может быть свободно использовано без согласия автора и без выплаты  ему вознаграждения. Произведение, охраняемое на территории одного государства, получает охрану на территории другого  государства, если между этими государствами  заключен двусторонний договор, или  оба эти государства являются участниками многостороннего соглашения о взаимном признании и охране авторских прав. Таким образом, первый вопрос, который возникает при  рассмотрении проблемы охраны произведений российских авторов за рубежом, заключается  в выяснении того, связывают ли Россию и иностранное государство, на территории которого будет использоваться произведение, взаимные обязательства  в области авторского права.

Если таких обязательств не существует, определенные гарантии соблюдения авторских прав могут  быть обеспечены лишь конкретным авторским  договором. Однако в этом случае обязанности  перед автором будет нести  только его контрагент по договору. Третьи лица, как правило, могут свободно использовать произведение, если только авторское законодательство соответствующей  страны не гарантирует охрану всех без исключения произведений.

Когда права российских авторов  признаются на территории иностранного государства, объем субъективных прав авторов определяется не российским законодательством, а законами данного  иностранного государства и правилами  международных договоров. И Бернская конвенция об охране литературных и  художественных произведений 1883г. (в  редакции 1971 г.), и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (в редакции 1971г.) исходят из принципа национального режима, в соответствии с которым иностранным авторам  – гражданам государств, которые  участвуют в указанных Конвенциях, предоставляется такой же объем  прав, какой признается за авторами – гражданами соответствующего государства. В разных странах объем и содержание этих прав не совпадают. Правда, для  стран, участвующих в Бернской или  во Всемирной конвенции (в редакции 1971 г.), эти различия не столь существенны, так как само участи государства  в одной из этих Конвенций означает необходимость закрепления во внутреннем законодательстве определенного минимального уровня авторских прав.

Охрана произведений российских авторов в странах ближнего зарубежья  обеспечивается на основе Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993г. В соответствии с  названным Соглашением государства-участники  приняли на себя обязательство обеспечить на своих территориях выполнение международных обязательств, вытекающих из участи бывшего СССР во всемирной  конвенции об авторском праве (в  редакции 1952г.), исходя из того, что дата вступления в силу указанной Конвенции  для бывшего СССР (27 мая 1973 г.) является датой, с которой каждое государство-участник считает себя связанным её положениями. В тех независимых государствах, которые присоединились к Бернской конвенции, охрана прав российских авторов обеспечивается этой Конвенцией.

 

Глава II

 

Патентное право

 

1. Принципы патентного  права.

Объекты и субъекты патентного права.

Принципы патентного права

 

Патентное право является вторым правовым институтом, входящим в систему подотрасли «право интеллектуальной собственности». Оно регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие  в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и  промышленных образцов. Объединение  трех названных объектов интеллектуальной собственности в рамках единого  института патентного права объясняется  следующими соображениями. Во-первых, изобретения, полезные модели и промышленные образцы обладают значительным сходством  по отношению друг к другу, с одной  стороны, и существенно отличаются от иных объектов интеллектуальной собственности, с другой. Все они являются результатами творческой деятельности, имеют конкретных создателей, права которых признаются и охраняются законом, совпадают  друг с другом по ряду признаков  и т.д. Во-вторых, их охрана осуществляется посредством единой формы, а именно путем выдачи патента1. В-третьих, правовое регулирование связанных с этими тремя объектами общественных отношений имеет гораздо больше сходства, чем различий, и к тому же осуществляется в России единым законодательным актом, а именно Патентным законом РФ. Все сказанное свидетельствует о том, что традиционное ограничение рамок патентного права лишь сферой правовой охраны изобретений вряд ли оправдано.

Сам термин «патентное право» лишь совсем недавно был возвращен  в российское законодательство. В  течение длительного времени  в России, как и во всем бывшем Советском Союзе, изобретения и  другие технические новшества охранялись в основном не патентами, а авторскими свидетельствами. Последние не предоставляли  их обладателям исключительного  права на использование созданных  разработок, а лишь гарантировали  им личные права и право на получение  вознаграждения от пользователей. Поэтому  совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникавшие в рассматриваемой  области, именовались не патентным, а изобретательским правом. В настоящее  время в связи с восстановлением  в России общепринятой системы охраны технических новшеств можно вновь  с полным основанием говорить о российском патентном праве.

Как и авторское право, патентное право имеет дело с  охраной и использованием нематериальных благ, являющихся продуктами интеллектуального  творчества. Изобретения полезные модели, промышленные образцы, как и произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторским правом, представляют собой  результаты мыслительной деятельности, идеальные решения тех или  иных технических или художественно-конструкторских  задач. Лишь в последствии, в ходе их внедрения, они воплощаются в  конкретные устройства, механизмы, процессы, вещества и т.п. Наряду со сходством  сравниваемые объекты имеют и  существенные различия между собой. Если в произведениях науки, литературы и искусства основная ценность и  предмет правовой охраны – их художественная форма и язык, которые отражают их оригинальность, то в объектах патентного права ценность представляет прежде всего само содержание тех решений, которые придуманы изобретателями. Именно они и становятся предметом  охраны патентного права. В отличии  от формы авторского произведения, которая фактически неповторима  и может быть лишь заимствована, решение в виде устройства, способа, вещества, штамма или внешнего вида изделия может быть разработано  другими лицами совершенно независимо от первого его создателя. В этой связи охрана технических или  художественно-конструкторских решений, являющаяся основной функцией патентного права, строится на несколько иных началах  и принципах, чем те, которые применяются  в сфере авторского права.

В качестве принципов российского  патентного права, то есть отправных  идей, которые пронизывают всю  систему патентно-правовых норм и  служат исходной базой для её дальнейшего  развития и разрешения прямо не урегулированных  законом ситуаций, могут быть названы  следующие положения. Прежде всего, важнейшим отправным началом  патентного права является признание  за патентообладателем исключительного  права на использование запатентованного объекта. Это положение, будучи краеугольным камнем патентной системы, означает, что только патентообладатель может  изготавливать, применять, ввозить, продавать  и иным образом вводить в хозяйственный  оборот запатентованную разработку. Напротив, все другие лица должны воздерживаться от её использования, не санкционированного патентообладателем. Таким образом, патентообладателю принадлежит  на разработку абсолютное право, а на всех других лицах лежит пассивная  обязанность воздерживаться от нарушения  прав патентообладателя. Любое не санкционированное  договором или законом вторжение  в исключительную сферу патентообладателя  должно пресекаться, а нарушитель подвергаться предусмотренным законом санкциям.

Признание и всемерная  охрана патентной монополии не исключает, однако, выполнения патентным правом и функции защиты общественных интересов. Более того, соблюдение разумного  баланса интересов патентообладателя, с одной стороны, и интересов  общества, с другой, вполне может  рассматриваться в качестве второго  исходного начала (принципа) патентного права. Одним из конкретных его проявлений служит ограничение действия патента  определенным сроком, после истечения  которого разработка поступает во всеобщее пользование. Кроме того, условием предоставления патентно-правовой охраны той или  иной разработке является внесение разработчиком  действительного вклада в уровень  техники и тем самым приращение знаний. В этих целях проводится проверка заявляемых решений, а также  создание условий для ознакомления любых заинтересованных лиц с  новейшими разработками. Наконец, в  общественных интересах закон устанавливает  случаи так называемого свободного использования запатентованных  разработок. Разовое изготовление лекарств в аптеках по рецептам врача, проведение научного эксперимента и т.д. – эти  и некоторые другие изъятия из сферы патентной монополии, продиктованные социальными потребностями, выражают взвешенный баланс интересов патентообладателя  и общества.

Следующим принципом патентного права является предоставление охраны лишь тем разработкам, которые в  официальном порядке признаны патентоспособными  изобретениями, полезными моделями и промышленными образцами. Для  получения охраны заинтересованное управомоченное лицо должно оформить и подать в Патентное ведомство  РФ особую заявку, которая рассматривается  последним с соблюдением определенной процедуры и в случае соответствия заявленного объекта требованиям  закона удовлетворяется. Если заявка на выдачу патента в Патентное ведомство  РФ не подавалась, то разработка, которая  объективно отвечает всем критериям  патентоспособности, объектом охраны со стороны патентного права не становится. В этом состоит еще одно существенное различие между патентным и авторским  правом. Авторское право охраняет любые творческие произведения, находящиеся  в объективной форме. Для предоставления правовой охраны произведению, по российскому  законодательству, не требуется выполнения каких-либо формальностей. Напротив, по патентному праву, формальности, связанные  с официальным признанием патентоспособности произведения (разработки), являются обязательным условием охраны. Это продиктовано целым рядом причин. К ним относятся  и объективная повторимость тех  решений, которые охраняются патентным  правом, и предоставление охраны только тем разработкам, которые обладают новизной, и необходимость раскрытия  сущности решения как условие  предоставления охраны и т.д. В этой связи большое значение в патентном  праве имеет понятие приоритета, которое неизвестно авторскому праву. На государственное признание и  охрану своих прав могут претендовать только те заявители, которые первыми  подали правильно оформленную заявку на выдачу патента.

Информация о работе Авторское право