Банкротство гражданина в праве РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2014 в 18:35, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является – рассмотреть правовые особенности банкротства, проанализировать имеющиеся проблемы и предложить пути их решения.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
– определить понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства);
– охарактеризовать основные процедуры несостоятельности банкротства;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Институт несостоятельности (банкротства) в системе гражданского права ……………………………………………………………………………….5
1.1.Правовое регулирование отношений несостоятельности (банкротства): история и современность ………………………………………………………...5
1.2.Понятие несостоятельности (банкротства) и его систематизирующие признаки………………………………………………………………………….12
Глава 2. Правовой режим банкротства граждан в Российской Федерации …22
2.1. Критерии банкротства граждан…………………………………………….22
2.2. Процедура банкротства гражданина……………………………………….32
2.3. Последствия признания гражданина банкротом………………………….38
Глава 3. Особенности банкротства гражданина и индивидуального предпринимателя………………………………………...………………………43
3.1 Банкротство индивидуальных предпринимателей………………………...43
3.2 Банкротство граждан не предпринимателей ………………………………55
Заключение……………………………………………………………………….64
Список использованных источников и литературы…………………………...67

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Банкроство.doc

— 403.00 Кб (Скачать файл)

В научной литературе подчеркивается, что конкурсное производство в отношении граждан имеет целью освобождение их от долгов44. С этим нельзя не согласиться, однако, как будет показано ниже, освобождаются от долгов граждане далеко не всегда.

Поскольку при банкротстве индивидуального предпринимателя применяются нормы, регламентирующие потребительское банкротство, с некоторыми особенностями, рассмотрим механизм банкротства гражданина в целом, не дифференцируя указанные разновидности.

Наиболее важным процессом в любом конкурсном производстве является формирование конкурсной массы.

При банкротстве гражданина на имущество должника налагается арест; решение суда о признании должника банкротом и исполнительный лист об обращении взыскания на имущество гражданина направляются судебному приставу-исполнителю.

Конкурсную массу составляет все имущество гражданина, за исключением того, которое прямо указано в Законе о банкротстве.

Помимо изъятий, в конкурсную массу осуществляются дополнения. В частности, в конкурсную массу добавляется имущество, являющееся предметом сделки гражданина, признанной недействительной.

Вопрос оснований признания недействительными сделок должника-гражданина является дискуссионным. Основная проблема состоит в определении порядка взаимного применения норм ст. 206 Закона о банкротстве ("Недействительность сделок гражданина") и ст. 103 Закона о банкротстве ("Недействительность сделки, совершенной должником").

Так, в силу норм ст. 206 Закона о банкротстве сделки, совершенные должником с третьими лицами за год до возбуждения арбитражным судом производства по делу о банкротстве, являются ничтожными. Нормы ст. 103 Закона о банкротстве предусматривают иную систему оснований недействительности сделок.

Таким образом, возможно два толкования соотношения норм ст. 103 и 206 Закона о банкротстве:

1. Нормы ст. 206 Закона о банкротстве исключают применение норм ст. 103 данного нормативного правового акта, т.е. являются специальными.

2. Нормы ст. 206 Закона о банкротстве создают специальное основание недействительности сделки гражданина, дополняя тем самым общие нормы ст. 103 Закона о банкротстве.

С сущностной точки зрения более приемлемой представляется вторая точка зрения, однако буквальному толкованию соответствует первый подход, что позволяет сделать вывод о недостатке юридической техники Закона о банкротстве.

Представляется необходимым внести в ст. 206 Закона о банкротстве изменения, установив, что ее нормы применяются наряду с нормами ст. 103 Закона о банкротстве.

Интерес представляет вопрос о повторном банкротстве гражданина. Актуальность этой проблемы определяется тем, что и после окончания конкурсного производства возможно появление новых кредиторов у гражданина, возможно и неисполнение уже имеющихся требований. Соответственно могут возникнуть признаки банкротства. В связи с этим п. 1 ст. 213 Закона о банкротстве запрещает заявление должником о своем банкротстве в течение 5 лет после первого решения о банкротстве. Одновременно можно констатировать, что п. 2 ст. 213 Закона о банкротстве содержит редакционно неточную норму, не позволяющую дать даже какое-либо единое толкование: "В случае повторного признания гражданина банкротом по заявлению кредитора, заявлению уполномоченного органа по требованиям об уплате обязательных платежей в течение 5 лет после завершения расчетов с кредиторами такой гражданин не освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов".

Как мы видим, процитированная норма устанавливает исключение из одного из основных принципов конкурсного права - погашение неудовлетворенных требований окончанием конкурса.

Проблема в том, что норма п. 2 ст. 213 Закона о банкротстве позволяет дать два противоположных толкования:

1. Смысл сказанного в том, что  если в течение 5 лет после первого  банкротства последовало еще  одно, то должник не будет освобожден  от дальнейшего исполнения требований  до их исполнения - т.е. освобождения не будет вообще, сколько бы лет ни прошло.

2. Смысл нормы в том, что, когда  бы ни произошло повторное  банкротство (возможно, через много  лет после первого), должник не  освобождается от исполнения  обязательств в течение 5 лет.

Из текста Закона о банкротстве не следует, какое толкование предпочтительнее.

На наш взгляд, логичнее толкование второе, поскольку речь, по сути, идет об ограничении правоспособности, а подобные ограничения должны носить срочный характер.

Из неупомянутых в данной норме процедур банкротства гражданина в ст. 207 Закона о банкротстве называется лишь наблюдение. Одновременно с принятием определения о введении в отношении гражданина процедуры наблюдения арбитражный суд налагает арест на его имущество (ст. 207 Закона о банкротстве). При этом учитывается, что в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ на многие виды имущества граждан не может быть обращено взыскание (п. 1 ст. 205 Закона о банкротстве и ст. 446 ГПК РФ). Кроме того, арбитражный суд в порядке и на условиях, предусмотренных п. 2 ст. 205 Закона о банкротстве, вправе исключить из конкурсной массы имущество гражданина, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством может быть обращено взыскание.

Арбитражный суд на основании заявления гражданина может отложить рассмотрение дела о банкротстве не более чем на месяц для осуществления гражданином расчетов с кредиторами или достижения мирового соглашения. Если в указанный срок гражданин не представил доказательств удовлетворения требований кредиторов, а мировое соглашение не было заключено, арбитражный суд принимает решение о признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного производства. Возможно приостановление производства по делу о банкротстве арбитражным судом и при наличии сведений об открытии наследства в пользу гражданина до решения вопроса о судьбе наследства в установленном законом порядке.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством о несостоятельности (банкротстве) РФ признание должника несостоятельным (банкротом) возможно в случае доказательства в суде его соответствия всем признакам банкротства.

 

2.3. Последствия признания  гражданина банкротом

Признание гражданина несостоятельным (банкротом) влечет наступление определенных последствий.

Во-первых, последствием является наступление срока исполнения всех обязательств должника. Это означает, что кредиторов с требованиями, не являющимися действительными, в конкурсном производстве не будет (данное последствие эквивалентно применяемому при банкротстве юридических лиц).

Во-вторых, после признания должника банкротом прекращается начисление неустоек (штрафов, пений), процентов и иных финансовых санкций по всем обязательствам гражданина. Это правило, установленное ч. 3 п. 1 ст. 208 Федерального ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", порождает как минимум две проблемы. Первая состоит в том, что не вполне понятно, продолжают ли начисляться проценты, санкциями не являющиеся. Буквальное толкование приводит к положительному ответу на этот вопрос, поскольку в указанной норме речь идет о процентах и иных финансовых санкциях.

Исходя из смысла и цели рассматриваемой нормы, может быть дано расширительное толкование, в рамках которого мы будем утверждать, что прекращается начисление любых процентов, в том числе и процентов за пользование денежными средствами, которые санкциями не являются.

Вторая проблема, возникающая при применении нормы ч. 3 п. 1 ст. 208 Закона о банкротстве, состоит в ответе на вопрос: какова судьба санкций за неисполнение обязанностей по уплате обязательных платежей - подлежит ли прекращение их начисления? Буквальное толкование приводит к отрицательному ответу на этот вопрос. Однако исходя из смысла и целей соответствующей правовой регламентации возможно расширительное толкование, в рамках которого мы придем к выводу, что режим санкций по обязательствам и обязанностям должен быть идентичным.

Следующее последствие принятия судом решения о банкротстве должника-гражданина состоит в прекращении взыскания с гражданина по всем исполнительным документам. Это необходимо, поскольку любое исполнение требований должно производиться в рамках конкурса по нормам Закона о банкротстве.

Из правила о прекращении взыскания по исполнительным документам существуют исключения, то есть ситуации, когда обращение взыскания не приостанавливается в момент признания должника банкротом и открытия конкурсного производства. Речь идет об исполнении исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также по требованию о взыскании алиментов. Обращает на себя внимание отличие в правовом регулировании рассматриваемого вопроса в отношении граждан и в отношении юридических лиц. В силу ч. 6 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве одним из последствий открытия конкурсного производства в отношении юридических лиц является прекращение исполнения по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства. Какие-либо исключения при этом не установлены.

Отметим, что при банкротстве гражданина исполнение исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и о возмещении морального вреда приостанавливается в любом случае; при этом Закон о банкротстве не отвечает на вопрос о том, необходимо ли ходатайство со стороны заинтересованного лица либо допустимо осуществление соответствующих действий по инициативе суда.

Следующее последствие признания гражданина банкротом состоит в том, что решение о банкротстве должника направляется всем известным кредиторам должника. При этом не предусматривается каких-либо публикаций, что может повлечь практические проблемы, связанные с получением информации о кредиторах. Значимость этих проблем определяется тем, что о кредиторах гражданина-должника можно узнать только лишь от него самого (в отличие от кредиторов юридического лица, информация о которых отражается в бухгалтерских документах). В научной литературе высказывается мнение, в соответствии с которым гражданин-должник должен передать в суд перечень всех своих кредиторов45. Представляется, однако, едва ли возможным говорить о соответствующей обязанности гражданина, поскольку она не установлена прямо и не подкреплена ответственностью.

Обязанность по информированию всех известных кредиторов лежит на арбитражном суде. Это правило вполне объяснимо и обосновано в ситуациях, когда конкурсный управляющий не назначается. В случаях же когда в соответствии с п. 2 ст. 209 Закона о банкротстве конкурсный управляющий назначается (для целей постоянного управления недвижимым либо ценным движимым имуществом должника), представляется целесообразным функции работы с кредиторами (поиск, информирование, принятие и рассмотрение требований) передать управляющему. В связи со сказанным необходимо внести изменения в нормы ст. 209 Закона о банкротстве, указав, что в случаях назначения управляющего он обязан не только осуществлять управление имуществом должника и его реализацию, но и проводить всю необходимую работу с кредиторами.

Нормы об информировании кредиторов о банкротстве построены таким образом, что часть кредиторов может остаться не проинформированной. Однако при банкротстве гражданина это не очень актуально, поскольку в отличие от должников - юридических лиц он не ликвидируется.

В сообщении о банкротстве должника, направляемом кредиторам, необходимо указать срок для предъявления кредиторами требований. Пункт 2 ст. 208 Закона о банкротстве устанавливает, что этот срок не может превышать 2 месяцев.

В связи с этим серьезные проблемы возникают вследствие отсутствия в Законе о банкротстве ответа на вопрос о том, с какого момента данный срок исчисляется. Возможно несколько вариантов: например, с даты отправления уведомления, с даты его получения кредитором. А в одном из арбитражных дел о банкротстве гражданина - индивидуального предпринимателя арбитражный суд указал в уведомлении, что 2-месячный срок исчисляется с даты принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства46. Законно ли это? Поскольку Закон о банкротстве на этот вопрос не отвечает, то оспорить указанное уведомление крайне сложно, даже если в результате у кредитора не осталось времени на предъявление требований.

Представляется необходимым внести в п. 2 ст. 208 Закона о банкротстве изменения, установив, с какого момента начинает исчисляться 2-месячный срок для предъявления кредиторами требований. Разумным представляется выбор из 2 вариантов начала исчисления срока - либо с момента направления уведомления (что более целесообразно с практической точки зрения, но не защищает кредиторов от риска работы органов связи), либо с момента получения уведомления (что защищает кредитора, но порождает серьезную правовую неопределенность у должника, что неприемлемо с практической точки зрения).

Еще одна проблема, связанная с уведомлением кредиторов, состоит в неопределенности последствий указания меньшего срока.

Представляется возможным дать два варианта толкования. Во-первых, подобное объявление можно считать не порождающим никаких юридических последствий, то есть всех кредиторов считать не проинформированными. Во-вторых, можно считать, что независимо от конкретного указанного в объявлении срока он все равно должен быть равен 2 месяцам. Последняя позиция представляется вполне разумной, несмотря на то, что она не основана на буквальном толковании соответствующих норм.

Таким образом, при банкротстве гражданина, которое происходит в рамках конкурсного производства, в отношении должника наступает ряд последствий, совокупность которых в дальнейшем определяет правовой статус физического лица, признанного банкротом.

Информация о работе Банкротство гражданина в праве РФ