Государственная регистрация юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена происходящими в России в последние годы социально-экономическими изменениями общества. Существовавшая процедура регистрации была сложна и запутана, препятствовала быстрому и эффективному формированию субъектов гражданского права, их реорганизации и ликвидации, а также не обеспечивала интересы развития рынка. Причинами этого являлись1:
1. Отсутствие единой системы законодательства, определяющего порядок и процедуру государственной регистрации юридических лиц, единого государственного реестра, а также закрытость информации, включенной в государственный реестр, для субъектов рынка.
2. Отсутствие единого государственного реестра.

Содержание работы

Введение 3
1. Государственная регистрация юридического лица: понятие,
значение для юридического лица 5
2. Единый государственный реестр 9
3. Порядок государственной регистрации юридических лиц 16
3.1. Общая характеристика порядка государственной
регистрации 16
3.2. Государственная регистрация юридических лиц
при их создании 20
3.3. Особенности государственной регистрации
юридических лиц, создаваемых путем реорганизации 21
3.4. Государственная регистрация изменений в
учредительные документы и внесение изменений в сведения о
юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре 23
3.5. Особенности государственной регистрации
юридического лица в связи с его ликвидацией 24
3.6. Отказ в государственной регистрации 26
3.7. Ответственность за нарушение порядка
государственной регистрации 28
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

Гражданское право.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное, для коммерческих организаций на русском языке;

- организационно-правовая форма;

- адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

- способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

- сведения об учредителях юридического лица;

- копии учредительных документов юридического лица;

- сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

- дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

- способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или ликвидации);

- размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);

- фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

- сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.

Информация, содержащаяся в Едином государственном реестре, сохраняется даже при внесении изменений.

Основанием включения  в реестр информации являются документы, представленные заявителями при  государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в государственный реестр.

Каждой записи присваивается  государственный регистрационный  номер и для каждой записи указывается  дата внесения ее в государственный реестр.  Упомянутые ранее Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений вводят так называемый «основной государственный регистрационный номер» (далее – ОГРН). ОГРН, по смыслу Правил, выступает по сути как способ индивидуализации юридического лица, наряду с индивидуальным номером налогоплательщика (ИНН), который присваивается при его постановке на налоговый учет. ОГРН должен быть указан при совершении любых регистрационных действий в отношении конкретного юридического лица.

Законом на юридических  лиц возложена обязанность уведомлять регистрирующий орган по месту своего нахождения об изменении сведений, перечисленных выше, в течение трех дней с момента изменения, за исключением сведений о лицензиях, полученных юридическим лицом (сведения предоставляются самими лицензирующими органами не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения).

Регистрационное дело юридического лица содержит все документы, предусмотренные  Законом о государственной регистрации  юридических лиц, представленные в  регистрирующий орган.

Любое заинтересованное лицо может получить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре, о любом зарегистрированном юридическом лице. Указанная информация является открытой и общедоступной, за исключением паспортных данных физических лиц и идентификационных номеров налогоплательщиков. Паспортные данные физических лиц и их идентификационные номера налогоплательщиков могут быть предоставлены исключительно по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией. 

Срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений о конкретном юридическом лице не может составлять более чем пять рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса, если иное не установлено федеральными законами. Срочное предоставление содержащихся в государственном реестре сведений осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующего запроса.

Законом установлено, что  отказ в предоставлении содержащихся в Едином государственном реестре  сведений не допускается. Более того, незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, лицам, заинтересованным в получении такой информации влечет в соответствии со ст.14.25 КоАП РФ6 наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре, в электронном виде предоставляются:  органам государственной власти, органам местного самоуправления в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, - бесплатно;  юридическим и физическим лицам - за плату.

С целью обеспечения  открытости и общедоступности сведений, содержащихся в государственном  реестре  Министерству Российской Федерации  по налогам и сборам было предписано п. 2 постановления Правительства  Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц"  обеспечить подготовку к публикации и издание сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, по следующим показателям: полное наименование юридического лица, государственный регистрационный номер записи и дата внесения ее в Единый государственный реестр юридических лиц, наименование и адрес регистрирующего органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица. Во исполнение данной обязанности МНС  РФ был издан приказ7. Было разъяснено, что сведения из государственного реестра, предназначенные для публикации, могут издаваться в виде отдельных брошюр, либо печататься в изданиях органов региональной и местной печати на основании соглашений об информационном взаимодействии, а также должны размещаться на стендах в территориальных органах МНС России.

Кроме того п.4 упомянутого  Приказа МНС России от 16 июня 2006г. № САЭ-3-09/355@ установлено, что для обеспечения открытости и общедоступности сведений, содержащихся в государственном реестре, указанные в пункте 4 названного Приказа сведения подлежат размещению на сайтах управлений МНС России по субъектам Российской Федерации в сети Интернет. Указанные сведения должны обновляться еженедельно на основании данных о государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в государственный реестр на подведомственной территории. Сведения о территориальных налоговых органах, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц (далее – регистрирующие органы) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, размещены на Интернет-cайтах УМНС России по субъектам Российской Федерации в сети Интернет, а также публикуются в средствах массовой информации. Указанные сведения содержат наименование регистрирующих органов, их почтовые адреса и адреса электронной почты, номера телефонов «горячей линии», наименования и коды территорий по ОКАТО, отнесенных к ответственности конкретного регистрирующего органа. Кроме того, в указанные сведения включена информация, необходимая для заполнения реквизитов платежных документов при уплате государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц, а также при внесении платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. Адреса Интернет-cайтов УМНС России по субъектам Российской Федерации размещены на сайте МНС России www.nalog.ru в разделе «Территориальные налоговые органы».

 

3. Порядок государственной  регистрации юридических лиц

3.1. Общая характеристика порядка государственной регистрации

 

  В Законе о государственной регистрации  юридических лиц предусмотрен единый порядок регистрации юридических  лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности.

Порядок государственной  регистрации юридических лиц  регулируют несколько глав Закона, каждая из которых отдельно определяет процесс регистрации создания юридических лиц, реорганизации, внесения изменений в учредительные документы юридического лица, внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре, ликвидации юридического лица.

Это не только упрощает процедуру  регистрации, но и лишает регистрирующие органы на местах возможности необоснованных требований о представлении дополнительных документов.

Закон направлен на упрощение регистрации для заявителя. Срок государственной регистрации юридических лиц сокращен до пяти рабочих дней. Исчисление срока начинается с момента представления документов в регистрирующий орган. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом лично от заявителя или по почте.  Законом предусмотрено, что регистрация осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, определенном Правительством РФ. В соответствии с Постановлением Правительства от 17.05.2002 №3198 уполномоченным органом является МНС РФ. Т.о. устранена существовавшая до введения в действие Закона множественность регистрирующих органов9. Государственная регистрация осуществляется территориальным органом МНС РФ по месту нахождения указанного учредителями в заявлении постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового – по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Местом государственной  регистрации юридического лица является место нахождения, указанное учредителями в заявлении о государственной  регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного  органа - место нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, т.е. на основании учредительных документов.

Законом предусмотрено два варианта направления в регистрирующий орган  документов для регистрации. Документы могут быть представлены заявителем непосредственно или направлены почтовым отправлением с объявлением ценности при пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.

В качестве заявителя могут выступать  следующие физические лица:      

- руководитель постоянно  действующего исполнительного органа  регистрируемого юридического лица  или иное лицо, имеющие право  без доверенности действовать  от имени этого юридического лица;      

- учредитель (учредители) юридического  лица при его создании;      

- руководитель юридического  лица, выступающего учредителем  регистрируемого юридического лица;      

- конкурсный управляющий или  руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического  лица;      

- иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Доверенность на совершение регистрации  общества, выдаваемая физическим лицом (физическими лицами), требует нотариального  удостоверения.

К нотариально удостоверенным доверенностям  согласно ст. 185 ГК РФ приравниваются:      

- доверенности военнослужащих  и других лиц, находящихся на  излечении в госпиталях, санаториях  и других военно-лечебных учреждениях,  удостоверенные начальником такого  учреждения, его заместителем по  медицинской части, старшим или дежурным врачом;      

- доверенности военнослужащих, а  в пунктах дислокации воинских  частей, соединений, учреждений и  военно-учебных заведений, где  нет нотариальных контор и  других органов, совершающих нотариальные  действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих частей, соединений, учреждений или военно-учебных заведений;      

- доверенности лиц, находящихся  в местах лишения свободы, удостоверенные  начальником соответствующего места лишения свободы;      

- доверенности совершеннолетних  дееспособных граждан, находящихся  в учреждениях социальной защиты  населения, удостоверенные администрацией  этого учреждения или руководителем  (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Доверенность от имени  юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Заявление о государственной регистрации подписывается заявителем с указанием его паспортных данных или в соответствии с законодательством Российской Федерации данных иного удостоверяющего личность документа и идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии).

Следует обратить внимание, что подпись заявителя на заявлении о регистрации должна быть нотариально удостоверена.

Доказательством принятия документов регистрирующим органом является расписка в получении документов. Форма  передачи расписки зависит от выбранной  формы направления документов в регистрирующий орган. Если заявитель передает документы очно, то регистрирующим органом в день получения документов выдается расписка в их получении с указанием перечня и даты получения. Если документы на регистрацию направлены по почте, то расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Регистрирующий орган  обязан обеспечить учет и хранение всех представленных при государственной  регистрации документов.

Статьей 10 Закона предусмотрена  возможность установления специального порядка регистрации отдельных видов юридических лиц. Такой порядок может быть установлен только федеральными законами10.

Регистрирующий орган, получив документы, необходимые  для регистрации, принимает решение  о государственной регистрации. Указанное решение является основанием для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр.

В течение одного рабочего дня с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр регистрирующий орган, во-первых, выдает (или направляет по почте) заявителю документ, подтверждающий факт осуществления регистрации, во-вторых, в течение пяти рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, перечень которых должен быть определен Правительством РФ.

Информация о работе Государственная регистрация юридических лиц