Государственная служба Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 05:07, реферат

Описание работы

Ключевые элементы отношений государственной службы были сформулированы в решениях органов административной юстиции. К их числу относятся следующие: работодателем является орган публичной администрации; назначение на должность производится на основании формального акта данного учреждения; осуществляемая работа обусловлена институциональными задачами конкретного учреждения и носит постоянный характер; в основе данных отношений лежит функциональная и иерархическая подчиненность; заработная плата служащих определяется на основании закона и регламентарного акта.

Файлы: 1 файл

Государственная служба.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

В каждом министерстве функционирует так называемый Административный совет, состоящий из начальников управлений министерства и возглавляемый статс-секретарем или министром. Эта коллегия, созываемая не реже одного раза в месяц, решает вопросы о кадрах и структуре штатов по управлениям, принимает решения по конкурсному отбору на вакантные должности (обычно решается вопрос о выборе одного из трех первых, прошедших по конкурсу). Решения принимаются большинством голосов. И еще одна задача стоит перед Административными советами министерств - развитие инициативы сотрудников данного ведомства. С этой целью лицам, вносящим рационализаторские предложения, выдаются по постановлению совета так называемые стимулирующие премии.

В законе о государственной службе от 29 марта 1983 г. названы следующие <непременные качества>, которыми должен обладать любой государственный чиновник: верность нации, осуществление своих функций беспристрастно и исключительно в общих интересах, соблюдение служебной тайны и подчиненности. К служащим и их руководителям, пренебрегающим своими обязанностями, могут применяться различные дисциплинарные санкции. В то же время служащие имеют право на сохранение своего рабочего места, на продвижение по службе.

Для определения зарплаты по должности в бюджетных учреждениях действует очень подробная тарификация, в связи с чем в системе государственного управления Италии насчитывается 60 тарифных разрядов (в частном секторе все тарифные колебания укладываются в пределах дюжины). В основе тарификации лежит совокупность целого ряда условий: потребность в специальных знаниях, необходимость длительного совершенствования на данной работе, государственная важность поста, степень его ответственности и т. д. С учетом выслуги лет служащим каждые два года увеличиваются дополнительные выплаты, начиная с 8%, а затем на 2,5% (в результате в течение 16 лет зарплата увеличивается на 64%). Пенсия за выслугу лет выплачивается после достижения 60-летнего возраста и не должна превышать 72% последнего заработка.

Государственный служащий не вправе получать другие доходы, кроме зарплаты в данном учреждении. Это не распространяется на акции, которые в силу их безымянности крайне трудно контролировать. Совместительство, как правило, не разрешается (исключение делается для преподавателей университетов, научных работников, врачей и представителей некоторых других специальностей).

При совете министров создан специальный департамент государственной деятельности, который ведет реестр служащих государственных и международных организаций, координирует управленческую деятельность и контролирует ее эффективность. Этот департамент также выявляет потребность в кадрах для государственной службы и планирует их подбор. Что касается местных органов власти, то большинство служащих низового звена попадает в них непосредственно после окончания средней школы, но уже с самого начала работы они проходят подготовку, ориентированную на практическую деятельность. Как правило, руководящие кадры выдвигаются из числа тех, кто начинал свою карьеру в местных органах управления.

Общепринятые нормы по подготовке управленческого аппарата в Италии только складываются. Большинство высших функционеров готовят университеты, в особенности - юридические факультеты. Кадровое пополнение обеспечивают также ведущие высшие учебные заведения и научные институты, подчиненные тем или иным министерствам. Вообще каждая ведомственная администрация, как уже указывалось, стремится готовить собственные кадры: обычно те, кого специально готовят к работе в административном аппарате, получают статус стажеров государственной службы.

Хотя для занятия большинства должностей обычно достаточно университетского диплома, после своего назначения чиновник должен пройти профессиональную подготовку. С этой целью в ряде вузов в последние годы возникли факультеты послеуниверситетской подготовки управленческого персонала. Кроме того, совершенствование кадров государственного аппарата, повышение их профессиональной квалификации осуществляется на курсах, организуемых Высшей школой государственного управления, созданной в 1962 г. Являясь главным центром подготовки и переподготовки кадров государственного управленческого аппарата, она координирует работу отраслевых школ и курсов, а также организует прикладные исследования в области управления. Обучение в Высшей школе государственного управления длится обычно 2-3 года. Главные предметы - политические и административные науки. В учебе чиновников, пришедших с практической работы, большое место занимает изучение зарубежного опыта, ознакомление с управленческими проблемами и методами их решения с помощью последних достижений научно-технического прогресса.

Часто чиновники экономических управленческих структур совершенствуют свои знания в общенациональных государственно-частных центрах переподготовки хозяйственных кадров. Таким центром является, например, основанный в 1952 г. в Турине Институт послеуниверситетской подготовки организаторов производства - ИПСОА. Это крупный учебный и исследовательский комплекс по проблемам управления производством. Диплом ИПСОА или получаемая после учебы ученая степень открывают широкую дорогу для занятия высоких постов в государственном аппарате.

Проводившиеся в Италии специальные расследования обнаружили дефекты в организации работы чиновников органов управления. Последовавшие санкции не могли, разумеется, кардинальным образом изменить положение. Поэтому в общественном мнении Италии утвердилось убеждение в необходимости перестройки всего государственного аппарата, придания ему большей эффективности и демократичности.

http://szags.chat.ru/guigszr/italia.htm 

 

 

 

 

Глава 4. Государственная служба в Италии

В Италии

существует хорошо налаженный и отрегулиро-ванный государственный и административный аппарат, которыйфункционирует, как правило, независимо от смены власти.В Конституции 1947 г. закрепляются равное право гра-ждан обоего пола на одинаковых условиях поступать на государ-ственную службу и занимать выборные должности (ч. 1 ст. 51),возможность приема на службу лиц итальянской национально-сти, не являющихся гражданами Республики (ч. 2 ст. 51), кон-курсный порядок замещения должностей в публичной админи-страции (ч. 3 ст. 97), а также допустимость ограничения правасостоять в политических партиях для судей, кадровых военныхдействительной службы, должностных лиц и агентов полиции,дипломатических и консульских представителей за границей (ч.3 ст. 98). Основным нормативным актом, регламентирующимстатус государственных служащих, является Закон-рамка о госу-дарственной службе №93 от 29 марта 1983 г., однако в отноше-нии каждого из типов государственных служащих действует зна-чительное число нормативных актов.В соответствии с предписаниями Закона-рамки только назаконодательном уровне могут регламентироваться следующиевопросы; органы службы, порядок предоставления им правомо-чий, основополагающие принципы организации этих служб; по- рядок возникновения, изменения и прекращения отношений сгосударственной службой; критерии определения профессио-нальной квалификации и профессионального уровня, требуемыхдля замещения той или иной должности; принципы организациипрофессиональной подготовки и переподготовки; штатное рас-писание, общее число ставок, общий фонд заработной платы; га- рантии для персонала по осуществлению основных прав и сво-бод; ответственность служащих, в том числе дисциплинарная;максимальная продолжительность рабочего дня; осуществлениегражданами своих прав в отношениях с государственными служ-

В связи с дальнейшей федерализацией Итальянской республики пла-нируется сформировать автономные государственные службы рес-публики и областей.

 

 

бами, в том числе право на ознакомление с актами государствен-ного управления и на участие в их выработке (ст. 2).Вместе с тем в данном акте устанавливались и те вопросы,которые должны определяться на основании коллективных дого-воров: порядок выплаты заработной платы, за исключением до-полнительной оплаты труда служащих дипломатических пред-ставительств, консульских, культурных и просветительскихучреждений за границей; принцип организации труда; определе-ние функциональной квалификации с учетом профессионально-го уровня и должностных обязанностей; критерии произ-водственной загруженности и других факторов обеспечения эф-фективности деятельности служб; рабочее время, его продолжи-тельность и распределение, а также порядок его соблюдения;сверхурочная работа; система профессиональной подготовки ипереподготовки; способы реализации гарантий, предоставлен-ных служащим; критерии перемещения служащих с учетомоснований несменяемости, предусмотренных законом (ст. 3).Хотя формально все, кто работает в государственном сек-торе, могли бы признаваться государственными служащими, наделе проводится довольно четкое размежевание между работни-ками государственных предприятий и служащими. Правовое по-ложение последних регулируется специальными нормативнымиактами. В частности, в конституции прямо сказано, что к госу-дарственным служащим относятся только те, кто работает в си-стеме государственной администрации. Именно конституция иявляется основным актом, определяющим роль и место государ-ственных служащих в системе административно-правовыхинститутов. Согласно конституции, государственные служащиенаходятся исключительно на службе народу.В Италии (как, впрочем, и в других странах Запада) четко разграничивают политические и чиновничьи должности на гос-службе. Так, например, министры, вице-министры, их советники- это посты политические и поэтому они подлежат смене вместес правительством. Более низкие должности - это и есть соб-ственно служащие, которые теоретически должны быть аполи-тичными; их положение относительно стабильно, т. к. их уволь-няют только в случае серьезных проступков. 

 

Таким образом, в Италии государственная служба и поли-тическая власть отделены друг от друга, хотя отбор чиновниковсамого высокого уровня осуществляется, разумеется, политиче-ской властью. Правда, хотя в каждом конкретном ведомстве бю- рократическая машина формально подчиняется министру, напрактике она нередко играет самостоятельную роль, т. к. на постминистра обычно назначается политический деятель, а не спе-циалист в той или иной области. Он не может проявлять само-стоятельности без своих советников из аппарата, обладающихпрофессиональным мастерством и специальными знаниями.Иногда бюрократический аппарат даже подталкивает деятель-ность министра в нужном ему направлении, оказывая огромноевлияние на процесс принятия решений. Кроме того, бюрократияимеет возможность наполнять конкретным содержанием те зако-ны, которые одобрены парламентом в самых общих чертах. Вслучае необходимости используются также различные отсрочки,ссылки на отсутствие порядка применения и другие методы про-волочек.Государственные служащие делятся на постоянных (иликадровых), которых в общем числе служащих примерно три чет-верти, и непостоянных (или служащих по соглашению), состав-ляющих четверть всего персонала работников госаппарата. Всекадровые служащие, т. е. чиновники, делятся на пять составов:администраторы, специалисты, исполнительский, вспомогатель-ный и специальный составы.К администраторам относятся руководящие чиновники садминистративными функциями. К числу специалистов принад-лежит целый ряд самых различных служащих: научные работни-ки, инженерно-технический состав, эксперты, переводчики, зем-леустроители, консультанты, библиотечные служащие, бухгалте- ры и т. д. В исполнительский состав входят помощники, дело-производители, инспекторы, хозяйственные, складские и т. п.служащие. К вспомогательному составу принадлежат регистра-торы, техники, охранники, мелкие служащие по поручению. Вспециальный состав включены некоторые категории периферий-ных служащих трех министерств - внутренних дел, финансов иказначейства: начальники спецслужб, инспектора, надзиратели, 

 

 

 ревизоры и т. д.Кадровые служащие получают классные чины. В целомдля служащих установлено восемь уровней профессиональнойквалификации. Для занятия должностей, соответствующих пято-му или шестому уровням, необходим диплом о среднем образо-вании. Для седьмого и восьмого уровней требуется, как мини-мум, диплом о высшем образовании. Кроме того, для работни-ков руководящего звена предусмотрено еще три уровня - пер-вый, средний и высший.Конституцией закреплено равное право граждан обоегопола на одинаковых уровнях поступать на государственнуюслужбу и занимать выборные должности. Конституция допус-кает, однако, ограничение права принадлежности к политиче-ским партиям для судей, кадровых военных действительнойслужбы, должностных лиц и агентов полиции, дипломатов иконсульских представителей за границей.Замещение должностей государственных служащихпроисходит или путем назначения по усмотрению администра-ции, или в результате конкурсов, на которых изучаются докумен-ты кандидатов, проводятся собеседования и нередко экзамены.Как и во многих других странах, в Италии ведомства самостоя-тельно проводят набор своих служащих. В министерствах,например, для каждого экзамена создаются свои экзаменацион-ные комиссии.Конкурсные экзамены, приспособленные к программамсоответствующих факультетов университета, проводятся пись-менно и устно. Письменные применяются большей частью кадминистративному и исполнительскому составам, а устные - кспециалистам. Почти по всем основным составам чиновниковбольшая часть экзаменов падает на правовые науки.В каждом министерстве функционирует так называемый  

Административный совет,

состоящий из начальников управле-ний министерства и возглавляемый статс-секретарем или мини-стром. Эта коллегия, созываемая не реже одного раза в месяц, решает вопросы о кадрах и структуре штатов по управлениям,принимает решения по конкурсному отбору на вакантные долж-ности (обычно решается вопрос о выборе одного из трех пер 

вых, прошедших по конкурсу). Решения принимаютсябольшинством голосов. И еще одна задача стоит перед Админи-стративными советами министерств - развитие инициативы со-трудников данного ведомства. С этой целью лицам, вносящим рационализаторские предложения, выдаются по постановлениюсовета так называемые стимулирующие премии.В обязанности служащих входят: верность нации, осуще-ствление своих функций исключительно в общих интересах, ане исходя из собственных интересов или интересов третьих лиц(данный принцип в итальянской доктрине выводится из закреп-ленного в Основном законе принципа беспристрастности адми-нистрации), соблюдение служебной тайны и подчиненности. Кслужащим, пренебрегающим своими обязанностями, могут при-меняться дисциплинарные санкции. В Законе-рамке специальнооговаривается особая ответственность руководителей служб (ч.2 ст. 22): применение санкций к служащим не исключает при-влечения руководителей служб к дисциплинарной и администра-тивно-финансовой ответственности за причиненный ущерб сво-ему подразделению в результате отсутствия с их стороны преду-смотренного законом контроля за соблюдением служебных обя-занностей подведомственным персоналом, в том числе установ-ленной продолжительности рабочего дня и выполнения каждым работником своих служебных обязанностей.Служащие имеют право на сохранение своего рабочегоместа (перемещение служащих одной и той же функциональнойквалификации допускается только в рамках одного администра-тивного подразделения или в рамках административных подраз-делений одного и того же учреждения. Для определенных слу-жащих предусмотрен запрет перемещения - обычные и админи-стративные магистраты, преподаватели университетов), осуще-ствление полномочий в рамках собственной профессиональнойквалификации, продвижение по службе (по результатам голосо-вания с учетом качества работы и срока службы, на основанииписьменных и устных экзаменов, по усмотрению администра-ции), на определенное экономическое содержание (с учетом вы-слуги лет каждые два года увеличиваются дополнительныевыплаты служащим, начиная с 8 %, а затем - на 2,5 %, макси- 

 

мальный размер увеличения -64 % в течение 16 лет).Для определения зарплаты по должности в бюджетныхучреждениях действует очень подробная тарификация, в связи счем в системе государственного управления Италии насчитыва-ется 60 тарифных разрядов (в частном секторе все тарифные ко-лебания укладываются в пределах дюжины). В основе тарифика-ции лежит совокупность целого ряда условий: потребность вспециальных знаниях, необходимость длительного совершен-ствования на данной работе, государственная важность поста,степень его ответственности и т. д. С учетом выслуги лет служа-щим каждые два года увеличиваются дополнительные выплаты,начиная с 8%, а затем на 2,5% (в результате в течение 16 лет зар-плата увеличивается на 64%). Пенсия за выслугу лет выплачива-ется после достижения 60-летнего возраста и не должна превы-шать 72% последнего заработка.Государственный служащий не вправе получать другие до-ходы, кроме зарплаты в данном учреждении. Это не распростра-няется на акции, которые в силу их безымянности крайне трудноконтролировать. Совместительство, как правило, не разрешается(исключение делается для преподавателей университетов, науч-ных работников, врачей и представителей некоторых других спе-циальностей).При совете министров создан специальный

Информация о работе Государственная служба Италии