Государственная служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование понятия, содержание служебного контракта, порядка заключения, особенности заключения срочного служебного контракта, основания прекращения служебного контракта и системный анализ законодательства сравнения трудового договора и служебного контракта.

Содержание работы

Введение…………………………………………….………..3
Понятие, содержание
и форма служебного контракта…………………………...6
Заключение служебного контракта……………..……....24
Основания прекращения служебного контракта……..29
Заключение……………..………………………………….34
Список использованной литературы……………..…...40

Файлы: 1 файл

МОЯ РАБОТА ГОТОВАЯ.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, а также своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии. В свою очередь, гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта обязуется исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Отметим, что одной  стороной служебного контракта является представитель нанимателя, по закону им может быть либо руководитель государственного органа, либо лицо, замещающее государственную  должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющий полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (ст.1 Федерального закона № 79-ФЗ). Интересна одна особенность, а именно: кто же является нанимателем государственного служащего? Согласно п.3 ст.10 Федерального закона № 58-ФЗ, нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации.

В служебном контракте  указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего  и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя  нанимателя) - так звучит п. 2 ст.24 Федерального закона № 79-ФЗ. Неясно, почему наряду с фамилией, именем, отчеством гражданина или гражданского служащего необходимо указывать наименование государственного органа, ведь, как уже говорилось, в Законе определено, что служебный контракт - это соглашение между представителем нанимателя и гражданином или гражданским служащим. Отметим, что в примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации, наименование государственного органа отсутствует. Такой подход представляется правильным, соответствующим духу и букве закона, иначе принцип служения государству, закрепленный в Законе, опять будет подменен государственно-служебными отношениями между государственным органом и гражданским служащим и останется простой декларацией12.

В основу реформирования государственной службы был заложен принцип, согласно которому государственный служащий служит непосредственно государству (Российской Федерации либо субъекту Российской Федерации), а не органу государственной власти13.

Условия служебного контракта составляют его содержание. Федеральный закон № 79-ФЗ разделяет условия служебного контракта на существенные условия и просто условия, которые могут присутствовать в служебном контракте, а могут отсутствовать.

Выделение в служебном  контракте существенных условий  в отдельную группу вызвано необходимостью придания им особого статуса. Для  существенных условий установлена возможность их изменения (в определенных Законом случаях) в одностороннем порядке по инициативе представителя нанимателя при одновременном наличии двух условий, в то время как по общему правилу (п.5 ст.24 Закона), условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон, и только в письменной форме.

В соответствии со ст.24 №79-ФЗ «О государственной гражданской  службе Российской Федерации» существенными  условиями служебного контракта  являются:

  1. Наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
  2. Дата начала исполнения должностных обязанностей;
  3. Права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
  4. Виды и условия медицинского страхования и иные виды страхования;
  5. Права и обязанности представителя нанимателя;
  6. Условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
  7. Режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);
  8. Условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в т.ч. связанные с результативностью его профессиональной деятельности);
  9. Виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной деятельностью.

Подробнее хотелось бы остановиться на таком существенном условии служебного контракта, как права и обязанности  гражданского служащего, и сопутствующем им должностном регламенте.

Несмотря на то, что  служебный контракт является соглашением  сторон (то есть изначально подразумевается, что его условия являются результатом  двухстороннего и добровольного  волеизъявления), все же в некоторых  случаях ни представитель нанимателя, ни гражданин или гражданский служащий не имеют возможности при заключении служебного контракта отступать от условий, императивно установленных Федеральным законом № 79-ФЗ.

Так, в служебный контракт в обязательном порядке включаются: обязанность представителя нанимателя предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии (п.2 ст.24 Федеральный закон № 79-ФЗ).

Согласно ст. 13 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий осуществляет свою профессиональную деятельность в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом. Таким образом, недостаточно только акта о назначении на должность для реализации гражданским служащим взятых на себя обязательств, поскольку должен быть заключен и служебный контракт. Причем первоначально издается акт о назначении на государственную должность, а затем заключается служебный контракт, что закреплено в ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 79-ФЗ. Но и в этом случае на практике могут возникнуть разногласия между гражданином и представителем нанимателя при дальнейшем заключении служебного контракта, поэтому целесообразно одновременное издание акта о назначении на должность и подписание служебного контракта.14

Наряду с указанными обязанностями представителя нанимателя гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа (п.3 ст.24 Федеральный закон № 79-ФЗ).

То же самое касается и должностного регламента гражданского служащего. Определения должностного регламента в Федеральном законе 79-ФЗ не содержится, установлено только, что в соответствии с ним осуществляется профессиональная служебная деятельность гражданского служащего (п.1 ст.47 Федеральный закон № 79-ФЗ), причем утверждается должностной регламент представителем нанимателя.

Получается, что гражданский служащий опять не вправе повлиять на такое важное условие служебного контракта, как должностной регламент, в котором сосредоточены такие важные параметры служебной деятельности, как:15

-  квалификационные  требования к уровню и характеру  знаний и навыков, предъявляемые  к гражданскому служащему, замещающему  соответствующую должность гражданской  службы, а также к образованию,   стажу   гражданской службы (государственной  службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

-  должностные обязанности,  права и ответственность гражданского  служащего за неисполнение (ненадлежащее  исполнение) должностных обязанностей  в соответствии с административным  регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа  и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

-  перечень вопросов, по которым гражданский служащий  вправе или обязан самостоятельно  принимать управленческие и иные решения;

-  перечень вопросов, по которым гражданский служащий  вправе или обязан участвовать  при подготовке проектов нормативных  правовых актов и (или) проектов  управленческих и иных решений;

-  сроки и процедуры  подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

-  порядок служебного  взаимодействия гражданского служащего  в связи с исполнением им  должностных обязанностей с гражданскими  служащими того же государственного  органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

-  перечень государственных  услуг, оказываемых гражданам  и организациям в соответствии  с административным регламентом  государственного органа;

-  показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

У представителя нанимателя задача еще сложнее, так как он сильнее  скован рамками Закона. С одной  стороны Закон устанавливает, что  служебный контракт не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего, установленные Федеральным законом №79-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.4 ст.26 Федеральный закон № 79-ФЗ). А с другой стороны - ограничивает, запрещая требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом (п.7 ст.24 Федеральный закон № 79-ФЗ). Не зря этот Закон называют "административным" законом (базовым "административным" законом)16.

В служебном контракте могут  предусматриваться следующие условия: испытание при поступлении на гражданскую службу; неразглашение  сведений, составляющих государственную  и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений; обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета; показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты труда; иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего.

      Служебный  контракт заключается в письменной  форме в двух экземплярах, каждый  из которых подписывается сторонами.  Один экземпляр передается гражданскому  служащему, другой хранится в  его личном деле. Его условия могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Служебный контракт может заключаться  с гражданскими служащими на неопределенный срок и срочный служебный контракт. В случае заключения срочного служебного контракта в нем указывается  срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для его заключения. Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен Федеральным законом № 79-ФЗ.

Срочный служебный контракт заключается  в случае: замещения отдельных  должностей гражданской службы категории «руководители»17, а также должностей категории «помощники (советники)»; замещения должности на период отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы; замещения должности после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении с обязательством последующего прохождения гражданской службы; замещения должности в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, иных представительствах РФ и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территорий РФ; замещения должности в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций; замещения временной должности или должности на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон; замещение должности гражданской службы, по которой установлен особый порядок оплаты труда18 и в иных случаях, предусмотренных законом.

Информация о работе Государственная служба