Государственная социальная помощь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:36, дипломная работа

Описание работы

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является социальным государством политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человечества.
Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.
Социальные проблемы тесно связаны с экономическими:
1.Создание социальной гарантии.
2.Поддержание стабильности отношений социальных групп населения и внутри их.
3.Поддержание экономической стабильности и безопасности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……3-6
Глава 1.Общее положение о государственной социальной помощи………7
1.1. Понятие государственной социальной помощи………………………..7-10
1.2. Виды государственной социальной помощи………………………….10-16
1.3. Цели государственной социальной помощи………………………….16-19
1.4. Законодательство о государственной социальной помощи……….…19-24
Глава 2. Граждане, у которых есть право на получение государственной социальной помощи. Порядок ее назначения. Отказ в назначении государственной социальной помощи………………………………………..25
2.1. Право на получение государственной социальной помощи………25-32
2.2. Порядок назначения государственной социальной помощи………32-34
2.3. Отказ в назначении государственной социальной помощи…………34-37
Глава 3. Размер государственной социальной помощи и периоды ее оказания…………………………………………………………………..…….38
3.1. Размер государственной социальной помощи……………………...…38-49
3.2. Периоды оказания государственной социальной помощи……….…50-51
Заключение……………………………………………………………….....52-53
Список использованной литературы………………………………………54-55
Приложения…………………………………………………………………56-97

Файлы: 1 файл

Дипломная работа гос.соц.помощь..docx

— 140.08 Кб (Скачать файл)

 

                                               Содержание.

Введение………………………………………………………………….……3-6

 Глава 1.Общее положение о государственной социальной помощи………7

1.1. Понятие государственной  социальной помощи………………………..7-10

1.2. Виды государственной  социальной помощи………………………….10-16

1.3. Цели государственной социальной помощи………………………….16-19

1.4. Законодательство о государственной социальной помощи……….…19-24

Глава 2. Граждане, у которых есть право на получение государственной социальной помощи. Порядок ее назначения. Отказ в назначении государственной социальной помощи………………………………………..25

2.1. Право на получение государственной социальной помощи………25-32

2.2. Порядок  назначения государственной социальной помощи………32-34

2.3. Отказ в назначении государственной социальной помощи…………34-37

Глава 3. Размер государственной  социальной помощи и периоды ее оказания…………………………………………………………………..…….38

3.1. Размер государственной социальной помощи……………………...…38-49

3.2. Периоды оказания государственной  социальной помощи……….…50-51

Заключение……………………………………………………………….....52-53

Список использованной литературы………………………………………54-55

Приложения…………………………………………………………………56-97

 

 

                                               Введение.

Согласно Конституции  Российской Федерации, Россия является социальным государством политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человечества.

Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и  общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

Социальные проблемы тесно  связаны с экономическими:

1.Создание социальной гарантии.        

2.Поддержание стабильности отношений социальных групп населения и внутри их.

3.Поддержание экономической стабильности и безопасности.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  принимают законы и иные нормативно - правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с целями, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

В России с 2000 года в качестве самостоятельного вида социального обеспечения выделяется - государственная социальная помощь. Ее предоставление регулируется Федеральным законом от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи». ( Приложение 1).

В широком смысле под государственной  социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко  проживающим гражданам, а так  же иным установленным законом категориям граждан социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Анализ данного определения, а так же всего закона «О государственной социальной помощи» позволяет выделить следующие виды государственной социальной помощи, обладающие особыми условиями назначения, порядком финансирования и целями предоставления:

- государственная социальная помощь в связи с бедностью (малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам) - глава 3 Закона «О государственной социальной помощи»;

- государственная социальная помощь в связи с монетизацией льгот отдельным категориям граждан (инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, дети-инвалиды и т.д.) - глава 2 Закона «О государственной социальной помощи.

Актуальность данной дипломной  работы состоит в том, что в  современной России право социального обеспечения развивается на основе новых принципов и концепций, охватывает группы отношений, которые ранее находились за пределами данной отрасли права.

Также актуальность предоставленной дипломной работы состоит в том, что в нынешних экономических условиях население подвергается ежедневным социальным рискам материальной необеспеченности вследствие утраты заработка, либо при изменении своего материального или социального положения. Острота проблемы бедности привела к тому, что в последние годы экономисты, демографы, социологи и юристы уделяют большое внимание исследованию бедности. Но, несмотря на большое количество работ, в нашей стране еще не сложилось общепринятого понятия бедности. Относительность социально-экономических параметров бедности прямо влияет и на правовое регулирование. Вероятно, этим объясняется тот факт, что в федеральных законах бедность не указана в качестве вида социального риска. В российском законодательстве используется понятие «малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин» (ст. 1 Федерального Закона от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи»).

Основным средством социальной защиты населения от бедности служит государственная социальная помощь. В настоящее время происходит ее становление в качестве обособленного, внутренне - организованного образования в рамках государственной системы социального обеспечения. В этой связи особую актуальность и значимость приобретает исследование особенностей правового регулирования отношений по оказанию государственной социальной помощи.

Объектом изучения данной дипломной работы является круг лиц, имеющих право на государственную социальную помощь.

Предметом данной работы являются отношения  по поводу предоставления государственной  социальной помощи в виде денежных выплат, предоставления жизненно необходимых  товаров, а также предоставления набора социальных услуг.

Целью дипломной работы является изучение проблем использования норм права социального обеспечения, а так же влияние государственной социальной помощи на общество в сегодняшних экономических условиях.

Основными задачами данной дипломной  работы являются:

1.Формирование представлений о государственной социальной помощи и развитии законодательства в сфере социального обеспечения;

2.Раскрытие содержания права на социальную помощь как одного из основных социально-экономических прав человека во взаимосвязи с правом на жизнь и правом на социальное обеспечение;

3.Исследование конкретных видов государственной социальной помощи;

4.Выявление особенностей предоставления конкретных видов государственной социальной помощи в Тюменской области.

При написании дипломной работы использованы такие методы как анализ, синтез, дедукция и наблюдение.

Научная новизна работы определяется тем, что впервые в науке права социального обеспечения на основе системного подхода раскрыто предметное содержание государственной социальной помощи.

Теоретические выводы, сделанные в  дипломной работе, развивают представления  науки права социального обеспечения, в частности, о социальном риске, о социально-экономических правах человека, о правовых механизмах защиты от бедности и др.

Практическая значимость работы состоит  в том, что общетеоретические  выводы, сформулированные в исследовании, могут использоваться в дальнейшей научной разработке теоретических  проблем, связанных с социальной помощью.

Тема государственной социальной помощи в Российской Федерации на сегодняшний день является недостаточно изученной. Специальных научных  трудов, монографий по данной проблеме пока немного. Это можно объяснить  тем, что законодательство о государственной  социальной помощи находятся еще  в стадии организационного становления.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общее положение о государственной социальной помощи.

Для целей Федерального закона «О государственной социальной помощи» используются следующие основные понятия:

- государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

- социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004№ 122-ФЗ)

- набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом. (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ)

1.1. Понятие государственной социальной помощи.

Государственную социальную помощь можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В широком  смысле под ней понимаются все  денежные выплаты определенным категориям граждан, которые в настоящее  время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия  и другие выплаты, установленные  законодательством Российской Федерации. 
В узком смысле определение государственной социальной помощи непосредственно содержится в Федеральном законе «О государственной социальной  помощи». Под ней подразумеваются определенные денежные выплаты (пособия, субсидии, компенсации), а также предоставление жизненно необходимых товаров определённому кругу лиц, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.2

Правильное определение  понятия государственная социальная помощь имеет огромное практическое значение, так как для реализации данного закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а также ее размер, периоды оказания или отказ в ее назначении.

Важнейшим принципом социальной защиты является адресность социальных программ (выплат). Адресность предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может достигаться разными путями. Во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей. Заметим, что в западной литературе и нормативных документах по социальной политике, понятия “материальное положение” практически не используется, обычно речь идет об оценке “уровня доходов” или “уровня потребления”. Для нас предпочтительнее     термин “материальное положение”, поскольку он:  
- устоявшийся и привычный для населения; 

- позволяет учитывать не только денежные доходы, но и натуральные поступления;

- оценивать общее благосостояние в семье, ведущей единый бюджет. 
Под материальным положением имеются ввиду:

-денежные доходы;

-натуральное поступление от сада, огорода и т.д.

- необходимая помощь других членов семьи, родственников, если это им по силам. 
Второй путь адресности основан на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью.

Третий путь - создание механизма самоадресования на основе самозаявительной процедуры. Этот путь, хотя и требует большой работы органов социальной защиты, представляется в сложившихся условиях наиболее оптимальным.3

В соответствии с законодательством  Российской Федерации до принятия Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года точного и конкретного понятия данного вида помощи  не существовало на законодательном уровне. Данное обстоятельство делало возможным произвольное определение государственной социальной помощи, что являлось значительным препятствием в её получении  определённым группам лиц. Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1992 года №121 право на получение помощи предоставлялось  особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим иждивенцев (детей  и нетрудоспособных членов семьи), другим нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой не превышает установленного на региональном уровне минимума. Контингент получателей помощи, её виды, формы и размер определялись органами социальной защиты населения в соответствии  с  установленными  социальными нормативами и условиями.

Государством не гарантировалось  получение малоимущим  слоям  населения социальной помощи, не устанавливался ее минимальный размер, не был четко очерчен круг лиц, которые могли бы получить данную помощь, а также порядок ее получения. В результате данная неопределенность приводила к тому, что лица, которые особо нуждались в поддержке государства, оказывались законодательно не защищенными, что еще больше ухудшало их положение. 
В настоящее время категории малоимущих семей, малоимущих одиноко  проживающих  граждан должны определяться из действительного критерия нуждаемости данных групп населения. Само понятие  нуждаемости  можно определить как, такое материальное положение, при котором индивидуальный доход гражданина или среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума, по независящим от них причинам. В этом случае семья (одиноко проживающий гражданин) признается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. В  связи  с  принятием Федерального Закона «О государственной социальной   помощи», те пробелы и недоработки, которые имелись в ранее принятом законодательстве относительно четкого и понятного определения данного вида помощи будут устранены и ситуация  должна измениться  в лучшую сторону.

Информация о работе Государственная социальная помощь